Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей – неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря – это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней. Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников. Хотя православная церковь живет по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты для удобства указаны согласно общепринятому «светскому» календарю «нового стиля».
ВЕЛИКИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Существует 12 важнейших после Пасхи праздников, они называются "двунадесятыми" (от слав. два на десяте – "двенадцать"). Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число Великих праздников.
Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными.
При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус. Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных.
Непереходящие двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники делятся по литургическому принципу на две категории, первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники (их 9). Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося. К этой категории относятся 9 двунадесятых праздников, такие как:
Рождество Христово25 декабря (7 января) |
Крещение Господне, или Богоявление6 (19) января |
Сретение Господне2 (15) февраля |
|
|
|
Рождество Пресвятой Богородицы8 (21) сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы21 ноября (4 декабря) |
Благовещение Пресвятой Богородицы25 марта (7 апреля) |
|
|
|
Воздвижение Креста Господня14 (27) сентября |
Преображение Господне (Спас) – 6 (19) августа |
Успение Пресвятой Богородицы15 (28) августа |
По традиционной датировке праздников сначала указывается число по старому стилю, а потом в скобках – по новому стилю.
Переходящие двунадесятые праздники
Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу (их только 3). Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа.
Ко второй категории двунадесятых праздников относятся 3 праздника:
Вход Господень в Иерусалим(Вербное воскресенье)празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого Поста |
Вознесение Господнепразднуется через 40 дней после Пасхи всегда в четверг 6-й недели по Пасхе |
День Святой Троицы, или Пятидесятницаотмечается на 50-й день после Пасхи всегда в воскресенье |
ПАСХАЛИЯ
А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками.
Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – 18 недель.
Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи "пасхалии" – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются "пасхалией".
При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая), именуемых "пасхальными пределами" и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.
Праздник Пасхи наступает после весеннего равноденствия (21 марта), а также после первого полнолуния следующего за ним воскресенье.
Пасха рассчитывается по формуле Гаусса:
a = [(19 * [Y / 19] + 15) / 30],
где Y – год, [] – остаток от деления;
b = [(2 * [Y / 4] + 4 * [Y / 7] + 6 * a + 6) / 7];
Если (a + b) › 10, то Пасха будет (a + b – 9) апреля ст. стиля, в противном случае – (22 + a + b) марта ст. стиля.
Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю (от 4 апреля до 8 мая по н. стилю). В пределах 35 дней перемещаются и все привязанные к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются "переходящими" (или "подвижными") праздниками.
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ
(не относящиеся к двунадесятым)
Кроме этих двунадесятых праздников к Великим относятся праздники, занимающие вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице (их 5):
Покров Пресвятой Богородицы1 (14) октября |
Обрезание Господне1 (14 января) |
Память св. Василия Великого1 (14 января) |
|
|
|
Рождество Иоанна Крестителя24 июня (7 июля) |
Память первоверховных апп. Петра и Павла29 июня (12 июля) |
Усекновение главы Иоанна Крестителя29 августа (11 сентября) |
а также, согласно некоторым старым календарям
ОСОБО ЧТИМЫЕ ПРАЗДНИКИ ИЛИ ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
Еще в церковном календаре большое значение занимают особо чтимые праздники:
День памяти пророка Илии20 июля (2 августа) |
День памяти святого великомученика Георгия Победоносца23 апреля (6 мая) |