Слово «церковь» в одном из своих значений является синонимом слова «храм» и означает место, куда собираются для богослужений верующие в Господа Иисуса Христа.
Слово «Церковь» означает также основанное Иисусом Христом общество, собрание истинно верующих во Христа, живых и усопших, и Ангелов - под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия.
Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность.
Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трех частей: алтаря, среднего храма (или просто храма) и притвора (или трапезной). Кроме того, храм может иметь один или несколько дополнительных приделов со своими алтарями.
Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце, так как Господа Иисуса Христа Церковь именует «Светом тихим», «Солнцем правды», пришедшим «с высоты востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого.
Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу главы Церкви - Иисуса Христа.
Алтарь
Святое святых храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «повышенный жертвенник ». Он и устраивается обычно на возвышении. Входить в него дозволяется только посвященным: священно- и церковнослужителям. Женщинам вход в алтарь запрещен (за исключением монахинь и иногда, по особому благословению, пожилых благочестивых прихожанок для уборки). Верующие располагаются обычно в той части, которая называется собственно храмом. Притворы, или трапезные, в наше время стали как бы частью храма, в первые же века христианства здесь стояли оглашенные (те, кто готовился к таинству крещения) и кающиеся (отлученные на время от причастия).
Престол
Внутри алтаря находится главная святыня: престол. Это особо освященный стол. На нем находятся семисвечник, ковчег с запасными святыми Дарами, Евангелие, кресты.
Прикасаться к престолу могут только священнослужители.
Под престолом хранятся частицы мощей христианских мучеников, освящающих собой место его расположения и напоминающих нам, что мученики за веру Христову - это столпы, прочное основание, на котором держится Церковь.
На престоле во время литургии (обедни) совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Здание, которое хотя и предназначено для молитвы, но в котором нет святого престола, не является церковью, но только молитвенным домом или часовней.
Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник - небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Иконостас
Алтарь отделяется от храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В ней три двери.
Центральные, самые большие двери, - напротив святого престола, - называются Царскими вратами. Через них невидимо выходит к нам Сам Царь славы, Иисус Христос, в чаше со святыми Дарами.
На Царских вратах изображаются Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Пресвятой Деве о рождении от Нее долгожданного Мессии, Спасителя мира) и четыре евангелиста.
В эти двери не разрешается входить никому, кроме священнослужителей.
Боковые двери называются диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Справа - южные двери, слева - северные.
Царские врата имеют завесу, которая открывается или закрывается в определенные моменты богослужения.
Справа от Царских врат в иконостасе помещается икона Спасителя, слева - образ Пресвятой Богородицы, за ними - иконы особо чтимых святых. При этом правее образа Спасителя помещают обычно храмовую икону - на ней изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм. По этой причине нижний ряд в иконостасе называется местным рядом.
Число рядов (ярусов) бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего ряда, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.
– Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
– Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.
– Третий ряд снизу содержит иконы двунадесятых праздников (двенадцати главных праздников в честь важнейших событий земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы).
– Второй ряд (над местным рядом) –
деисусный, или деисус (от греческого «деисис» - «моление»), - изображение Божией Матери, святых апостолов, Архангелов и святых, склонившихся в молитвенной позе ко Господу.
Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
Царские врата
Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе - северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.
В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).
Амвон
Возвышение перед иконостасом именуется солея. Середина солеи - полукруглый выступ перед Царскими вратами — называется амвон. С амвона преподается верующим святое причащение, проповедует священник, произносит ектении (моления, содержащие ряд кратких прошений) диакон.
По краям солеи у самых стен, иногда за иконами, устраиваются клиросы для хора и чтецов.
Канун
В храме располагается также канун - латунное Распятие и ряды подсвечников на латунном же ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву на храм, принесенную в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь же служатся заупокойные службы - панихиды, литии.
Лики Святых
По всем стенам храма в рамах в киотах под стеклом располагаются иконы.
Некоторые из них изображают лики святых, а иные посвящаются тем или иным праздникам, библейским событиям, Богородице или Спасителю.
Иконы лежат также на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами ставят подсвечники для возжигания на них свечей верующих. С потолка свисают большие красивые паникадила со множеством лампочек, зажигаемых в торжественные моменты службы.
Росписи на стенах
Свод под куполом храма символизирует небесный свод.
Притвор
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
Кадило
Заходя в церковь, ощущается особенный, ни на что не похожий аромат - аромат ладана. Ладаном называется ароматическая смола, которую, при помощи угольков, священнослужители жгут в кадилах во время богослужений. Держа в руке кадило (специальный металлический сосуд с крышкой и на цепочках), батюшка обходит всё храмовое пространство, «окуривая» его.
Каждение – это одна из форм богослужения (и богопочитания), и эта форма наполнена глубоким символизмом. Как дым легко возносится вверх, так и наша молитва должна устремляться к Богу. Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь. Ещё благовонный дым ассоциируется с благодатью и любовью Божьей.
По толкованию Святых Отцов, огонь, как вещество сожигающее и согревающее, изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Такая форма богослужебного действия, как каждение использовалась и на рубеже ветхозаветного и новозаветного периодов (Лк.1:9-10).
В христианской Церкви, согласно Преданию, каждение практиковалось уже со времён земного служения апостолов (см., напр. иконы Успения Пресвятой Богородицы). Кроме того, из Священного Писания Нового Завета мы узнаём о том, что волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан, а евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр.8:3-5).
Между тем в научном сообществе циркулирует мнение, согласно которому практика использования кадила утвердилась в Церкви не ранее IV в.
Канди́ло
(от греч. κανδήλα, лат. candela – лампада, свеча) –
1) подвесной на цепях светильник в виде чаши;
2) большой подсвечник, стоящий перед иконой в храме
Кандило является символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением кандила горят всегда, даже при солнечном свете, при этом количество возжигаемых кандил зависит от торжественности совершаемого богослужения. Кандило «знаменует церковь и милость, и просвещение, еже дается во все человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его»
Поликандило (πολύς – многий и κανδήλα – свеча) – это большое кандило, многосвещник, то есть светильник, имеющий множество (традиционно 7 или 12) ветвей с местами для установки свечей / мест для вливания и возжигания елея.
«Паникандило» (πάς – весь и κανδήλα – свеча) – всесвещник, светельник, имеющий более 12 гнезд для установки свечей. При этом паникадила обычно подвешиваются в центре храма под куполом.
Антиминс
Так называется особый плат, на котором дано благословение епископа на совершение Божественной литургии.
Можно сказать, что это документ, дающий право совершать Литургию.
На фотографии – уникальный самодельный антиминс, выданный в страшные богоборческие годы: 1930-е. На нем мы видим надпись епископа, благословляющую совершать Литургию: «В месте, где же найдет уместным пресвитер». И год: 1936. Это означает, что на этом антиминсе можно совершить Литургию в лесу, на частной квартире, в ином потайном месте. Большевики думали, что священников они выловят, храмы закроют и Церковь прекратит свое существование. Однако Церковь ушла в подполье, стала тайной… Несмотря ни на какие гонения, нельзя людей лишать Божественной службы, и она будет совершаться наперекор всему, в любых
Напрестольное Евангелие
Богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на зачала.
Чтение Евангелия входит в богослужения литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. За исключением времени чтения, напрестольное Евангелие всегда находится в алтаре на престоле.
Напрестольный крест
Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Напрестольный Крест имеет богослужебное употребление: им в особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богоявление и при особо торжественных молебнах, в предусмотренные Уставом случаи, к нему прикладываются верующие.
Напрестольный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола. Евангелие, как содержащее в себе слова, учение и жизнеописание Иисуса Христа, знаменует собою Сына Божия; образ Распятия (напрестольный Крест) изображает самую вершину подвига Его за спасение человеческого рода, орудие нашего спасения, жертвоприношение Сына Божия за грехи людей. Евангелие и Крест составляют вместе полноту открывшейся в Новом Завете Божественной истины о Домостроительстве спасения человеческого рода.
Лампады
(от греч. λαμπάς (лампас) – факел, светильник) –
Масляный светильник, представляющий собой сосуд с фитилём, наполняемый маслом; зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Лампады в качестве богослужебных предметов использовались уже во времена Ветхого Завета. Сам Бог дал указание Моисею об изготовлении особого золотого светильника, на котором должно было располагаться семь лампад (Исх.25:31-37). После того как этот светильник был изготовлен, он стал одним из важнейших предметов богослужебного культа в среде Израильского народа, одной из святынь. Так что можно сказать, что символическим прообразом христианских лампад стали лампады, применявшиеся в ветхозаветной Церкви.
Христианами лампады стали использоваться в богослужебных целях уже в первые времена существования Церкви Христовой. В частности, они могли использоваться для освещения темных пещер и подземелий, в которых христиане совершали богослужения (напоминаем, в то время Церковь была гонимой).
Позднее лампады стали возжигаться и во всех христианских храмах. При этом горящие лампады могли иметь как практическое, так и символическое значение. Лампады стали использоваться и при домашней молитве, обычно они помещались в красном углу перед иконами
Дарохранительница
Особый сосуд в форме храма или часовни, как правило, из металла, не дающего окиси. Размещается в алтаре на престоле. Внутри этого сосуда в особом ящичке в нижней части полагаются Святые Дары. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей.
Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами
Мирницы
Сосуд для хранении святого мира.
Мирница может находиться на престоле, но если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с миром устанавливаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.
Жертвенник
Четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола).
Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.
На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям.
В различные моменты литургии жертвенник символизирует пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.
Семисвечник
Особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.
Семисвечник находится в алтаре, непосредственно за престолом напротив Горнего места в соответствии с Откровением Иоанна Богослова, который прямо перед престолом Вседержителя, т.е. против Горнего места, видел семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (Откр.4:5).
Семисвечник символизирует свет даров Святого Духа, изливаемых на верующих в семи таинствах Церкви.
Ветви светильников имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад.
Горнее место
Место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его – сидения для священников.
Во время богослужения, восседающий на Горнем месте архиерей символизирует Господа Славы, а духовенство – апостолов. Но и во всякое время Горнее место обозначает таинственное присутствие Небесного Царя, поэтому к нему хранится особо благоговейное отношение.
«Горняя кафедра означает пренебесную кафедру Иисусову: ступени, которые от ней идут (стулья и скамьи), показывают чин и превосходство иерархов и иереев; на этих стульях не имеет права никто сидеть, кроме их, ниже самые диаконы».
свт. Симеон Солунский
Мощевик
Общее название футляров для хранения различных святынь.
С первых веков существования Церкви христиане почитали останки святых, а также материальные вещи, имеющие особую религиозную ценность, например древо Креста Господня, Туринскую плащаницу, Мамврийский дуб и др. Для хранения и почитания нетленных останков и других перечисленных выше вещей создаются специальные ювелирно украшенные футляры.
Мощи заключаются в роскошные раки, напоминающие своим видом гробы, а также в небольшие ларцы-ковчежцы или в более крупные ящики-мощевики.
Богослужебные книги
Книги, используемые при совершении богослужений, условно разделяемые на две группы:
1) священно-богослужебные;
2) церковно-богослужебные.
К первой группе относятся книги, заимствованные из Библии – Евангелие, Апостол и Псалтирь.
Вторая группа объединяет книги, составленные отцами и учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания – Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.
«Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг».
свт. Феофан Затворник
Евангелие
Книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа.
Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными.
структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.
Вынос Евангелия и его чтение – один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.
Апо́стол
Священно-богослужебная книга, включающая часть Священного Писания Нового Завета, а именно: Деяния св. Апостолов 7 посланий соборных и 14 – апостола Павла, со специальной разметкой на зачала (фрагменты для упорядоченного чтения во время богослужения). В Апостоле также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев.
«Апостол» – первая печатная книга изданная в России Иваном Федоровым в 1564 году.
За богослужением Апостольские зачала читаются чтецом или диаконом. Однако, священник вправе благословить на чтение Апостола и любого мирянина.
Чтения богослужебного Апостола без последующего чтения Евангелия никогда не бывает, но обратный случай, когда совершается чтение одного Евангелия без Апостола, бывает нередко.
Псалтирь
Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?
Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению Святого Духа.
Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру.
Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) (Пс.21:18-19).
Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной молитвы.
Некоторые псаломские стихи представляют собой хвалебные молитвы. В этих стихах Бог восхваляется и прославляется как Всесовершенный Создатель, Единый Небесный Владыка владык (Пс.8:2).
Другие отображают благодарственное отношение верующего к Богу за Его благодеяния, изливаемые в мир, за Его милости (Пс.27:6).
Немало стихов, если их обобщить, выражают вопль страждущего, гибнущего во грехах человека с просьбой о помощи (Пс.50:3-7).
Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор.
Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий (Пс.1:1-5).
В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой Церкви.
В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Церковь Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.
Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.
https://azbyka.ru
О Святой воде
Десять заповедей Божьих
Заповеди Блаженства
Духовные наставления батюшки Иоанна (Крестьянкина)
для начинающих духовную жизнь
Как помогают молитвы
Интересные страницы:
Помощь Ангела Хранителя. Реальные истории.
Схождение благодатного огня в срастную субботу в Иерусалиме