Великомученик Георгий Победоносец

 6 мая (23 апреля) — день памяти (преставления) святого Георгия Победоносца.

(Укротителя зла)

Святой который стал символом доблести и мужества нашего отечества. Святой воин, который победил врагов не силой оружия, а силой веры.

Святой именем которого называют высочайшие ордена за отвагу и ленты, которые символизируют Великую Победу.

Святой Великомучениче Георгие моли Бога о нас!



Великомученик Георгий Победоносец

На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия.

Святой Георгий – покровитель воинства.

Видео о Святом Георгии.

23(10) ноября – Колесование святого великомученика Георгия

16(3)  ноября – Освящение (обновление) храма святого великомученика Георгия в Лидде

9 декабря (26 ноября) – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

Почитание Святого Георгия за пределами России

О чем молятся святому Великомученику Георгию Победоносцу?

Тропарь, Кондак и Молитва великомученику Георгию Победоносцу

Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу

Кратко о чудесах святого великомученика Георгия

Чудеса наших дней по молитвам к святому великомученику Георгию Победоносцу

Фильм Аркадия Мамонтова о Георгии Победоносце

Где находятся мощи Святого великомученника Георгия Победоносца?

Три чудотворные иконы  Георгия Победоносца в болгарском монастыре Зограф на Афоне.

Почему Церковь любит мучеников?

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12, читаемое на утрене в этот день

Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27,  Глава 16, стихи 1-2, читаемое на Литургии.

Народные традиции. 6 мая - Юрий Вешний, Егорий храбрый. Егорьев (Юрьев) день



Московский герб : герой пронзает гада .

Дракон в крови . Герой в луче . - Так надо .

Во имя Бога и души живой

Сойди с ворот , Господень часовой !

Верни нам вольность , Воин , им - живот .

Страж роковой Москвы - сойди с ворот !

И докажи- народу и дракону -

Что спят мужи- сражаются иконы .

 М. Цветаева 1917 год


Великомученик Георгий Победоносец

Дни памяти: 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей. Родился он III веке,  в городе Бейрут (в древности – Белит) у подножия Ливанских гор. 

Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. 

Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в христьянской вере.


Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув к двадцати годам звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклитиана.

Диоклитиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.


Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклитиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

303 год. Дворец Диоклетиана.

Георгий:  Великий император! Я стою здесь перед тобой и свидетельствую, что ты преследуешь невинных и творишь зло, совершая гонения на Истину!

Император:   Что это за истина, побудившая тебя к таким дерзким словам?

Георгий:   Эта Истина – есть сам Иисус Христос, гонимый тобой. Я раб Христа, Бога Моего, и я пришел сюда свидетельствовать об Истине.

Император:   Эй, стража! Схватите и бросьте его в темницу! Знай же, что я заставлю тебя раскаяться в своей ереси и поклониться великим богам Олимпа! Твои ноги забьют в колоды, а на грудь положат тяжелый камень!

Георгий:  Никакие страдания не смогут заставить меня отречься от Христа. Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я – терпеть мучения.


После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил.

Восемь дней продолжались мучения. Но всякий раз после мучений святой оказывался полностью исцеленным. Господь укреплял и поддерживал своего верного воина.


Император:   Скажи, Георгий, откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься заклинаниями? Я думаю, ты только притворяешься христианином, чтобы удивить всех и явить себя великим волхвом.

Георгий: Не возводи хулы на Бога. Не называй чародейством и магией чудеса Божьи, совершенные на твоих глазах. Великий император, ты прельщен дьяволом и глубоко погряз в заблуждениях язычества.


Святого Георгия вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудесные исцеления и обратившиеся к христианству. Для приходящих мрачная темница стала источником Истины. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них была и жена императора царица Александра. Увидев, как Александра на коленях и со слезами молит прощения у святого за страшные грехи мужа-язычника, Диоклетиан повелел сейчас же казнить ее и Георгия.


Придя на место казни, в Никомидии, Георгий помолился и с радостью склонил свою голову под меч. Этот день – 23 апреля 303 г. – стал в церкви днем памяти святого.


Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем.

Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.



На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне

и поражающим копьем змия.


Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.


Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. 

Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, – вдруг явился красивый юноша на белом коне в воинской одежде и с копьем в руке. Взглянув на змея, он осенил себя крестным знамением и со словами: “Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!” – устремился на чудовище и ударил его копьем в пасть.

После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но воин удержал их словами: «Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов чудесный всадник убил змея, а жители сожгли чудовище.

Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.




Святой Георгий – покровитель воинства.

Особым уважением святой Георгий традиционно пользуется у воинов, считается их помощником и защитником. С древних времён в народе ходило множество рассказов о видениях святого на войне, где он являлся христианам и помогал им в бою. Поэтому по всему миру воины стали обращаться к Георгию как к своему заступнику и просить его о помощи. Русское же воинство считало святого Георгия своим небесным покровителем и потому почитало его особо.


На Руси о святом Георгии узнали еще до всеобщего принятия христианства. Он считался покровителем воинов и князей, и поэтому в 988г. сын великого князя Владимира, Ярослав Мудрый, при крещении получил христианское имя Георгий.

Ярослав почитал своего небесного покровителя, его именем он назвал город Юрьев, в честь него основал в Киеве монастырь и церковь.

Князь Юрий Долгорукий также в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей.

Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в знак благодарности за победу заложил в великокняжеском селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.


Почитание Георгия Победоносца на Руси приобрело особое значение. Сидящий верхом на коне и поражающий змия он запечатлен в центре герба Российского государства.


Особое почитание святого на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1030 г. после победы над чудью, он устроил Юрьев храм под Новгородом, в 1036 г. после победы над печенегами основал в Киеве монастырь св. Георгия. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским. И ежегодно, в этот день, князь повелел по всей Руси «творить праздник» святого Георгия

Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников.


Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы.  Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.


Начиная с 15-го века за особую храбрость воинов жаловали серебряной монетой с изображением Победоносца, её полагалось носить на шапке. Кавалерами ордена Святого Георгия в разное время стали А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов и многие другие.


Святой Георгий и в наши дни продолжает помогать воинам и мирным гражданам, нуждающимся в помощи и спасении, за что его почитает весь мир.


Символично, что полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца, и что ее капитуляцию 8 мая 1945 г. принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина.







23(10) ноября – Колесование святого великомученика Георгия


Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной, родственницей святого великомученика Георгия Победоносца, особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.




16(3)  ноября – Освящение (обновление) храма

святого великомученика Георгия в Лидде

(Лидда, или Диосполис, – город в Палестине, в равнине Саронской, в пределах колена Вениаминова.)

Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклитиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле.( город в Палестине, недалеко от Иоппии.)


В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, – во всяком случае, в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается как праздничный день.


Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и приукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году З ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская Церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.




9 декабря (26 ноября) – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

Блаженный и приснопамятный князь Российской земли Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, захотел создать храм в честь великомученика Георгия, т. е. во имя своего Ангела, так как Ярослав во Святом Крещении получил имя Георгия. Место для сего храма он выбрал неподалеку от Софийского собора, именно на запад от него, по направлению к золотым воротам.

Когда начали строить этот храм, то немного было делателей.

Увидев это, Ярослав призвал управителя(насмоторщика при стройке-тиун) и спросил его:

– Почему мало трудящихся у храма Божия?

Управитель отвечал:

– Так как – дело властительское (т. е. сооружается храм на собственный счет князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы.

Тогда князь повелел возить под своды золотых врат возами свои сокровища и объявить на торгу людям, что каждый может получить от князя по ногате (древнерусская монета = 12.5 коп.) в день за работу. И явилось множество делателей, работа пошла успешней, и храм вскоре был окончен.


Освящение его совершено было 26 ноября 1051 г. митрополитом Иларионом.

Иларион был первым митрополитом на Руси из природных русских. Он избран был самим князем и собором епископов и почтен саном митрополита за свою подвижническую жизнь и учительность


День освящения князь заповедал праздновать во всей России ежегодно в честь святого великомученика Георгия.


К сожалению на сегодняшний день от Георгиевской церкви не уцелело никаких остатков.






Георгий Победоносец


Идущие с песней в бой,

Без страха – в свинцовый дождь.

Вас Георгий ведет святой –

Крылатый и мудрый вождь.

Пылающий меч разит

Средь ужаса и огня.

И звонок топот копыт

Его снегового коня…

Он тоже песню поет –

В ней слава и торжество.

И те, кто в битве падет,

Услышат песню его.

Услышат в последний час

Громовый голос побед.

Зрачками тускнеющих глаз

Блеснет немеркнущий свет!

Николай Гумилев




Почитание Святого Георгия за пределами России


Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.


Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется "Георгией", и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.


Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах. Примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.


Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии".




О чем молятся святому Великомученику Георгию Победоносцу?

Святой Георгий Победоносец - небесный покровитель России, Грузии и Осетии. Молитвенник о воинах, покровитель скотоводства и земледелия.

К святому обращаются воины, полководцы и правители с времен крещения Руси, прося защиты от врагов Отечества и укрепления в вере. Победы над врагами видимыми и невидимыми.

 Так же и простой народ обращается к святому чтоб защитил дом, родных и близких от неприятелей и обретения мира в доме. На Руси крестьяне часто обращались к святому, чтоб защитил хозяйсто и домашних животных от диких зверей и воров.

Святой Георгий бережет и в путешествиях. К святому Георгию так же обращаются в просьбе уберечь и от различных заболеваний и укусов ядовитых змей.  

Есть случаи излечение бесплодия по молитвам к святому.





Тропарь великомученику Георгию Победоносцу

глас 4:

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель, немощству́ющих вpач, правосла́вных побо́рниче победоно́сче великому́чениче Гео́pгие, моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Кондак великомученику Георгию Победоносцу

глас 4:

Возде́лан от Бо́га показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший, доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́, се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши, страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́, и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.


Молитва великомученику Георгию Победоносцу


Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательтство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу



Кратко о чудесах святого великомученика Георгия

(более полно в книге А.В. Бугаевский, игумен Владимир Зорин «Житие, страдания и чудеса святого великомученика Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры.)


О колонне, пожертвованной вдовой для храма  святого Георгия в городе Рамель

Благочестивая вдова, усердно почитавшая святого Георгия, купила для храма за свои деньги колонну, но царский сановник отказался взять ее на корабль. Заплаканная вдова обратилась к святому Георгию. Он явился ей и спросил, где бы она хотела видеть свою колонну в храме.  «Второй справа, господин», ‑ ответила вдова.

 Царский сановник был поражен, что колонна оказалась на месте строительства храма раньше, нежели прибыл корабль. Святой Георгий явился к нему в сонном видении и обещал простить его, если он выполнит просьбу вдовы. В течение нескольких столетий многие видели колонну и надпись святого на ней.


О вразумлении сарацина святым Георгием

 В церкви святого Георгия в Рамеле знатный сарацин в сопровождении друзей вошел и увидел священника, который молился перед иконой святого Георгия. Взяв лук, сарацин выпустил стрелу в икону. Стрела же вернулась и вонзилась в руку сарацина. Рука очень болела, причиняя нестерпимую боль. Сарацин вызвал священника и спросил, что делать. «Провести всю ночь с иконой, помазать рану маслом от лампады», ‑ был ответ. На утро сарацин был здоров. Так благодаря чудесам великомученика Георгия сарацин принял Святое Крещение.


О коне, пожертвованном воином святому Георгию

Всадник прибыл в Лидду, где собирались воины перед отправкой в поход. Воин вошел в храм и обратился к образу святого Георгия. «Если мы по милости Божьей невредимыми вернемся из похода, я обещаю в дар тебе моего коня, которого очень люблю».

Вернувшись живым, воин хотел откупиться перед иконой святого Георгия деньгами, золотом. Но до тех пор, пока он не отдал коня, тот стоял как вкопанный. Обет, данный Богу, свят, и всякое нарушение его является большим грехом.



Пирог мальчика

Один мальчик постоянно проигрывал своим сверстникам, которые играли вблизи храма святого Георгия, повернувшись к храму он сказал: «Святой Георгий, помоги выиграть, за это я принесу тебе пирог». И стал выигрывать много раз.

Мать испекла пирог, и мальчик отнес его в храм. Четыре купца зашли в храм и съели пирог, но не смогли найти выход из храма. Положив большие деньги, они нашли выход. Деньги стали первыми для ремонта храма. Узнав об этом событии, много людей пожертвовало деньги на восстановление.


О юноше, укравшем ягненка у бедной вдовы

Юноша продал за три серебряника ягненка вдовы, и. когда она спросила, где ягненок, он ответил, что съел волк, и при этом произнес: «Клянусь святым Георгием, волк съел твоего ягненка».

Юноша погнал отару в горы, и там его укусила змея. От укуса змеи он умирал. Монах Софроний, пришедший на помощь пастуху, был послан святым Георгием. Спасая юношу, он прямо из креста дал испить ему воды и произнес: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, силой Христовой исцеляет тебя святой великомученик Георгий, встань и паси». Мальчик был спасен. Монах Софроний спросил его, украл ли он ягненка и клялся ли он святым Георгием. Юноша удивился и спросил, откуда он знает про это. Монах Софроний ответил, что об этом ему сказал святой Георгий. Юноша признал свой грех и обещал искупить свою вину.


Спасение мореплавателй у побережья Крыма

Греческий корабль с ценным грузом попал в страшную бурю в Черном море у берегов Крыма. Несчастные моряки обратились к Георгию Победоносцу с просьбой спасти их, и святой не замедлил прийти к ним на помощь. Он внезапно появился на камне и остановил корабль, буря стихла. На камне мореплаватели обнаружили икону святого Георгия. Впоследствии греки образовали в 801 году на этом месте пещерный монастырь.


Святой Георгий освобождает Мануила от разбойников

Благочестивый юноша Мануил, глубоко верующий во Христа, беспокоился о храме святого Георгия в Дидии. Каждый год ходил он на крестильный праздник Архистратига Михаила в Хонях и относил туда деньги, пожертвованные верующими храму, где он служил.

Однажды он собрал много золота и отправился в Хони. На пути он остановился на постой у разбойников, которые хотели его ограбить, но святой Георгий спас его. Всю оставшуюся жизнь Мануил провел в покаянии, славя Господа Иисуса Христа и его угодника великого страстотерпца Георгия.



Чудеса наших дней по молитвам к святому великомученику Георгию Победоносцу







Где находятся мощи Святого великомученника Георгия Победоносца?


Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя.


Ныне части мощей святого Георгия находятся в Лидде,  в Риме (в храме, посвященном великомученику; хранится его голова, копье хоругвь), в Каире, в  монастырях Святой Горы Афон,  в Москве - в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме Великомученика Георгия на Поклонной горе.


1. Израиль. Город Лидда (Лод) — родина святого великомученика Георгия Победоносца.

Церковь Святого великомученика Георгия

Здесь, в серебрянном ковчежце находятся частица мощей святого Георгия Победоносца,  в центральном приделе слева от царских врат, и выносится верующим для поклонения.

В одной из колонн справа от центрального придела находятся почитаемые верующими «святые узы» — железные кандалы с цепью, в которых по преданию святой был прикован в темнице.

В храме Георгия Победоносца существует необычная традиция. Православные паломники, помолившись, добровольно надевают кандалы. Говорят, что это вылечивает от любой хвори.

Гробница, в которой были мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православной церкви св вмч. Георгия.


Расположение: Улица Голомб в Ган-Шалом, исторической части города Лода.

Адрес: Greek Orthodox Convent, Lod.

Телефон: 08-922-20-23, 054-751-98-12

Проезд: С шоссе №1 Иерусалим―Тель-Авив свернуть на шоссе № 40 по указателю Lod. Монастырь находится в старой (центральной) части города рядом с автобусной станцией. Рядом с храмом - мечеть с высоким минаретом и зеленым куполом.


2. Италия.  Рим. .Базилика  Сан-Джорджио-ин-Велабро

В этой Римской базилики находится глава Григория Победоносца и его воинский меч. Эти святыни находятся под главным алтарем.

Сама Базилика находится в самом центре Рима.

Адрес: Via del Velabro, 19, 00186 Roma RM, Италия

Церковь открыта для посещений в четверг, пятницу и субботу с 10:00 до 12:30 и с 16:00 до 18:30. Кроме того, здесь проводятся литургии по воскресеньям в 8:30 и по четвергам, пятницам и субботам в 12:40.


3. Египет. Каир. Церковь Святого Георгия

Адрес: Mari Gerges, Каир, Египет

От церкви Св. Георгия идем к выходу из Старого Каира. Справа расположен действующий коптский женский монастырь Св. Георгия. Он существует с X в. С тех пор сохранился Большой зал с чудотворной иконой, В часовне, слева, есть цепь с металлическим ошейником, отполированным тысячами людей. Она символизирует страдания св. Георгия. Там же хранятся фрагменты его мощей.


4. Греция. Афон. Монастырь Ксенофонта.

Здесь хранится Десница (часть руки)  святого великомученика Георгия в серебряной раке 

Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание – кафоликон - датируется XVI веком, новое – XIX).  




5. Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Здесь хранится чудотворная икона и частица мощей Святого Георгия

Адрес 107113, Москва, Сокольническая пл., 6.

Телефон: +7 (499) 268-54-10,

e-mail: 2685410@mail.ru

сайт: http://www.xbxc.ru




6. Храм Великомученика Георгия на Поклонной горе

Здесь хранится частица мощей Великомученика Георгия Победоносца

Адрес: 121293 Москва, ул. Площадь Победы, 3Б

(м. Парк Победы)

Email:  info@altaryvic.ru

Телефоны:  (499)142-08-86

Сайт: http://altaryvic.ru/




Три чудотворные иконы Великомученика Георгия Победоносца

в болгарском монастыре Зограф на Афоне.


6 мая, в день празднования памяти святого Георгия Победоносца,  на Святую Гору Афон в болгарский монастырь Зограф стекается множество паломников, поскольку именно святой Георгий считается покровителем этой древний славянской обители.

В Зографе болгарские монахи благоговейно хранят великие святыни - три, относящиеся к разному времени чудотворные иконы святого великомученика Георгия, называемые «Фануилева», «Аравийская» и «Молдавская». В разные годы им поклонялись многие паломники, среди которых был и молдавский государь Стефан Великий.


...Слухи о чуде самонаписанной или явленной иконы святого Георгия («Фануилева») , которая в 898 году (по другим данным - в 919-м) по воле Божией изобразилась сама собою на чистой иконной доске именно она впоследствии дала названию монастырю - «Зограф», что означает "живописный" или "живописец", дошли и до молдавского господаря Стефана. Чтобы своими глазами увидеть эту чудотворную икону, некогда явившуюся трем охридским братьям, и самому услышать от иноков предание о создании обители, Стефан III с дарами отправился на Святую Гору и, по преданию, прибыл сначала в монастырь «Зограф». С почтением приняли его старцы и провели в собор поклониться святому великомученику Георгию Победоносцу. Здесь он и услышал предание, предписывающее основание «Зографа» трем родным братьям-монахам - Моисею, Аарону и Иоанну, избравшим уединенную жизнь близ нынешнего монастыря на Афоне...


На Афоне Господь услышал молитву братьев-монахов Моисея, Аарона и Иоанна и Сам благоволил открыть, кому из святых Его угодников посвятить небольшую церковь и чью икону написать на чистой приготовленной доске. После длительного молитвенного подвига и короткого сна они увидели, что ночью на доске чудным образом возник лик святого великомученика Георгия Победоносца. Устроенная братьями-монахами обитель по воле Божьей была посвящена этому святому.


Одновременно с этим чудом на Афоне произошло и другое дивное событие, но далеко от Святой Горы - на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном недалеко от родного города святого великомученика Георгия - Лидды. Об этом чуде зографские монахи узнали несколько позже из уст изумленного игумена Евстратия и его спутников - монахов из Сирии, прибывших на Афон.


На глазах у монахов изображение на иконе святого Георгия неожиданно отделилось от доски, поднялось в воздух и скрылось из Фануилова монастыря в неизвестном направлении. Удивленные иноки пали ниц и долго молили Бога, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный образ великомученика. Господь услышал молитвы огорченных и испуганных монахов: сам святой Георгий, явившись опечаленным братьям, утешил их, поведав, что нашел себе храм на Святой Горе Афон и предложил им поспешить туда же. Исполняя волю Божью, монахи вместе с игуменом поспешили на Афон, где поселились в Зографе, потому что именно здесь и нашли оставивший их в Сирии лик святого..


Чудотворные иконы «Фануилева», а также «Аравийская», «Молдавская» находятся в большом соборном храме святого Георгия Победоносца, построенном в 1801 году в Зографе на месте прежнего - напротив Святых врат. В храме хранятся много реликвий, среди них - части мощей и кровь святого Георгия в частицах одежды его. Купол храма поддерживают четыре мощные мраморные колонны, на них и помещены все три бесценные чудотворные иконы Георгия Победоносца.


Перед иконостасом при колонне правого клироса находится «Фануилева» икона святого великомученика Георгия, украшенная богатыми лампадами, драгоценными камнями. Серебряно-позолоченная риза, изготовленна в Санкт-Петурбурге по благословению митрополита Серафима. Потемневшая от древности икона византийского стиля изображает святого в воинской броне с копьем в руках. Такой тип изображения святого Георгия был создан уже к VI веку, когда выделялись два типичных его иконных лика: мученик с крестом в руке, хитоне, поверх которого плащ; воин - в доспехах, с оружием ( щит, меч, копье) в руках.


Святой Георгий Победоносец был небесным покровителем многих великих правителей, исповедовавших Православие, в том числе и молдавского господаря Стефана III Великого, способствовавшего почитанию святого в своем отечестве и увековечиванию христианских святынь на Святой Горе Афон.


По преданию, Стефан III Великий усердно молился в Зографе еще перед одной чудотворной иконой святого Георгия, называемой «Аравийской». Согласно легенде, небесный покровитель Зографского монастыря позаботился однажды и о том, чтобы на Афоне произошло еще одно знаменательное событие с другой византийской иконой. Чудесной Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря из Аравии, остановившись недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону святого Георгия.


Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божья: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал «Ватопед» и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри.


Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону святителя Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца.


Третья чудотворная икона в Зографе, именуемая "Молдавской", расположена при колонне, на которую опирается северо-западная часть соборного купола болгарского монастыря. Во исполнение воли самого святого Георгия господарем Стефаном III Великим эта икона была предпосена в дар Зографу. Икона много лет принимала видимое и живое участие в попечении молдавского войска и его предводителя.


Время и место написания этой иконы неизвестно.

Перед каждой очередной битвой Стефан III часто и подолгу молился перед иконой святого Победоносца Георгия, находившейся в келье его матери. Имея небольшие воинские силы, он просил помощи против врагов Креста Христова. По преданию, однажды после ночной молитвы ему явился в тонком сне сам святой Георгий в богатырских доспехах. Стефан III просил святого укрепить на врагов веры. Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, только Стефан должен взять икону у матери в бой, чтобы она видимым присутствием воодушевляла самого Стефана и его малочисленную дружину.


Святой Георгий предложил Стефану выполнить еще одно условие - по окончании ратных подвигов обновить монастырь Зограф, а саму икону оставить в этой же обители на Святой Горе Афон. Рассказывают, что это событие произошло в 1474 году, когда Стефан III добился очередной победы над турками. Сохранилось предание и о том, что пленные турки свидетельствовали Стефану III: среди них якобы "на белом коне носился неизвестный и неуловимый воин с копьем. Бесстрашный и неуязвляемый, он смело разил и прорезывал целые ряды врагов, устилая землю трупами...".

Автор: Анатолий Холодюк (Мюнхен,Германия)



Почему Церковь любит мучеников?


Смерть, как ни крути, штука страшная. Храбриться и улыбаться подавляющему большинству людей можно только на расстоянии от нее (хотя она и повсеместна). Если же приблизится она и дохнет, то ли в лицо – гнилью, то ли в затылок – холодком, сразу станет невесело.

И трудно сказать чего собственно боишься – длинного тоннеля или черной пропасти, ответа за прожитое или злобы тех чудовищ, что вдруг явно обнаружат свое присутствие?

И вера в это время подвергнется самому серьезному испытанию. Есть ли она? Жива ли она под формальной личиной, или исчезла давно и след ее простыл? Одним словом назвать в это время, вслед за Павлом, смерть «приобретением» (см. Фил.1:21), смогут (как бы это помягче выразиться) не все. Далеко не все. Почти никто. Поэтому Церковь любит мучеников.

Протоиерей Андрей Ткачев



В храмах на утрене в этот день читается Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12


2. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3. Посему, чтó вы сказали в темноте, тó услышится во свете; и чтó говорили на ухо внутри дома, тó будет провозглашено на кровлях.

4. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5. но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

9. а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, кáк или чтó отвечать, или чтó говорить,

12. ибо Святый Дух научит вас в тот час, чтó должно говорить.


Перейти к толкованию на Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12

 



На Литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27,  Глава 16, стихи 1-2.


Глава 15

17  Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27  а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.



Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27,  Глава 16, стихи 1-2.




Народные традиции

6 мая - Юрий Вешний, Егорий храбрый. Егорьев (Юрьев) день

Народное название – Егорьев или Юрьев день - праздник получил оттого, что эти имена на Руси заменяли имя Георгий.


В этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Открывались основные полевые работы, о чем говорили: «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает», «Егорий с теплом, а Никита с кормом», «Сей рассаду до Егория — будет щей вдоволь», «Яровое сей на Егория».

На тех полях, что были засеяны раньше Юрьева дня, проводили молебен, кропя святую воду на пашни.


Юрий на  порог весну  приволок.

Егорий  землю  отмыкает

Пришел Егорий,  и  весне  не уйти.

Заегорит весна,  так и зябкий  мужик  шубу с плеч долой.

Егорий из-под спуда  зелену  травку выгоняет

На Егорья мороз — будет просо  и  овес.

Юрий росу  спустил.  Гони животину на  Юрьеву росу

На Юрья дождь —скоту легкий  год.

На Юрья снег—урожай на гречу,

на  Юрья дождь —гречи  нерод.

Промеж гор леж ит бугор, пришел Егор, унес бугор. (О снеге.)

Юрий починает полевые работы.  Юрий и  кончает. (6 мая-9 декабря)

Кто  сеет овес с Егорья,  тот убирает не зерно, а  солому.

С Георгия начинают садить  свеклу, сеять морковь и рассаду.

Сельскохозяйственные  приметы  на  Егорьев день  не совпадают  по местностям,  но  практически  на  всей  территории России к Егоръеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который  воспринимался  как   большой  праздник  

На Егория  скотину  выгоняли  в  поле  вербой,  срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле Вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!» 

Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.


В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория  и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над ко­ торыми тоже  властвует.

«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей  и от злых людей. Амины».

На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие  кресты.


Мы вокруг поля  ходили,

Мы  Егорья  окликали,

Мы  Макарья  величали.

Егорий ты  наш храбрый,

Макарий  преподобный!

Ты спаси  нашу  скотину

В поле  и за полем.

В лесу  и за лесом.

Под светлым  месяцем,

Под  красным  солнышком

От волка  хищного.

От медведя лютого,

От зверя  лукавого.


 

 Именинники в этот день: Александра, Валерий, Валерия, Георгий, Иван



Интересные страницы

Пасхальная лестница

Светлая седмица

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Апостол Фома

Благоверный князь Даниил Московский


Православная мозайка