Введение во храм Пресвятой Богородицы

Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...

Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.


Пресвятая Богородица родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Они были женаты много лет, но детей так и не имели. Однажды, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Но служитель не принял ее. В те времена бесплодие считалось свидетельством Господней немилости. Обиженный и страдающий Иоаким удалился из храма, но не вернулся домой. Он сорок дней провел в посте и молитве, прося Господа о ребенке. Его жена Анна тоже молилась об этом. Супруги пообещали посвятить чадо Богу. И молитвы Иоаким и Анны были услышаны. У них родилась дочь Мария.

Согласно данному обету, когда девочке исполнилось три года, ее привели к храму в Иерусалиме. В него вело пятнадцать довольно высоких и крутых ступеней. И тут совершилось знамение – никем не поддерживаемая Мария смело взошла по лестнице вверх. Священник по какому-то таинственному вдохновению ввел девочку в «Святая Святых». Туда не дозволялось входить женщине, да и не все священники могли там быть. Марию оставили при храме и она жила там до четырнадцати лет.

В церковных песнопениях этот день называется предвестием Божия благоволения к людям.



Духовная красота Введения

Слово архим.Иоанна (Крестьянкина) на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Молитвы праздника

Храм, в который вошла Богородица или Место встречи Ветхого и Нового Заветов

Евангелие дня

Народный календарь



 4 декабря (21 ноября) — празднование Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


В праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова.


Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов

(греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7.2-3) (2-я пол. II в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.)), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).


Праздник возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу. Празднуется 4 декабря (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства. С этого дня начинают петь в церкви во время утрени "Христос рождается...".


Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет о том, что если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария оставалась на воспитании в храме вплоть до совершеннолетия, то есть до 15-летнего возраста, после чего Она была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Но в Церковном предании сохранились сведения о том, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.


Матерь Божия, как воспевает Церковь сегодня, вводит благодать Христову. Появление Пречистой Девы Марии в храме Иерусалимском было знамением грядущей в мир спасительной благодати. Благодать явилась чрез Нее, ибо Она послужила Боговоплощению. И сегодняшний праздник напоминает нам, что храм есть воистину дивное селение, Божий дом, место присутствия Того, Кто сотворил и небо и землю, Того, Кто искупил мир Кровью Своею… Храм открывает пред нашими очами полог Вечности…


Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем, по особому откровению Она как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7) - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.


Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.


 Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".


Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.


Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.


Пятнадцать ступенек святого начала

Младенец Мария Сама пробежала.

И Первосвященник встречал у порога,

Её принимая в объятия Бога.


И, видя сияние горнего света,

Повёл он девчонку к Ковчегу Завета -

В Святая Святых, где хранили скрижали,

И даже священники там не бывали!


И только в День Судный ему было можно

Со жертвенной кровью входить в место Божье.

И все удивлялись и славили Бога,

Поняв, что Ей небом открыта дорога.








...Незаметно пролетели 3 года после рождения Девы Марии.

Они были самыми радостными в жизни Иоакима и Анны. Первые слова, первые робкие шаги малютки Марии - все наполняло сердца стариков-родителей тихой радостью. А когда Ее личико вновь и вновь озарялось милой и светлой улыбкой, они чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете.

Но как бы хорошо им ни было втроем, Иоаким и Анна не забывали про свое обещание, данное Господу: они должны отдать Дочь Тому, Кто даровал им Ее. И когда Марии исполнилось 3 годика, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить обещанное. Как было принято в то далекое время, посвященных Богу детей отдавали в Иерусалимский храм, где они жили, учились и воспитывались.

Маленькую Марию не страшила предстоящая разлука с отцом и матерью - ведь Она знала о Боге с самого раннего детства. Родители часто рассказывали Ей, что Она родилась благодаря Господу, что еще до рождения посвящена Ему. И, едва научившись говорить, Мария уже произносила Его имя в Своих детских молитвах.

По обычаю, на предстоящее торжество посвящения в дом Иоакима были приглашены родственники, друзья, соседи, знакомые и сверстницы Марии. Приготовив все необходимое для дороги и торжества, все они отправились в неблизкий путь.

Наконец на третий день пути впереди показался величественный Иерусалим. После отдыха, переодевшись в праздничные одежды, путники вступили в священный город. Как и было положено, впереди шли поющие девочки с горящими светильниками в руках, за ними - Иоаким и Анна с Марией и все остальные. Торжественная процессия направилась к храму.

Здесь их уже ждали священники. В храм вели 15 высоких ступенек. Взволнованные Иоаким и Анна подвели малютку Марию к первой ступени. И вдруг неожиданно для всех, никем не поддерживаемая, Она легко преодолела их все и оказалась перед первосвященником Захарией.

Дальше произошло и вовсе невероятное: Захария взял Марию за руку и повел вглубь храма, в помещение, называемое Святое Святых, - место особого Божиего присутствия. А ведь сюда не имели права входить даже священники! Только первосвященник входил во Святое Святых всего один раз в году для принесения жертвы.

Дева дивится, как деревце,

веским небесным дарам.

Вводится царственно Девица

в Ерусалимский храм.

Вслед по ступеням зыблется

свет от высоких лампад.

Деве сквозь время видится

Вечности детский взгляд.

Вводится Дева по лестнице -

лествице без перил...

Вестник видится Вестнице -

будущий Гавриил.

По горней дороге вводится,

в горницу, в крылья дверей...

Будущую Богородицу

славит седой иерей.

Дева ведется вдоль линии

вечно горящих свечей.

Свет внутри будущей Скинии

светится - все горячей...


Удивлению назаретских спутников Марии не было предела. Ведь они не знали, что Дух Святой открыл Захарии будущее предназначение маленькой Девочки. После торжественного обряда посвящения Иоаким и Анна возвратились в Назарет, а их Дочка осталась жить при храме.

Ангелы склоняются кротко пред Тобой,

Маленькая Девочка. Во алтарь святой

Входишь за священником, как к себе домой.

И поем сегодня мы для Тебя одной.

Чистой Деве - чистые, белые цветы..

Сердце наше ведает лишь Господь и Ты.

Матерь Божия, в бедное сердце загляни,

И о наших близких Сына умоли.


Живя при храме, Дева Мария вместе с другими девочками после утренней молитвы изучала Закон Божий, обучалась чтению и письму, занималась рукоделием (пряла, ткала и шила) и ухаживала за больными. Она была самой благочестивой, доброй и кроткой. Так незаметно прошло 9 лет.

Марии исполнилось 12, когда Ее жизнь омрачилась печальным известием: умер Ее отец, 80-летний Иоаким. Овдовевшая Анна вскоре перебралась в Иерусалим, поближе к Дочери, но через 2 года умерла и она. Осталась Мария круглой сиротой. Грустно детям жить без родителей, но Мария, хотя и горевала, чувствовала Божию любовь и утешение. И решила тогда Она всю Свою жизнь посвятить только одному Богу.

По Закону же девочки, которые воспитывались при храме, могли оставаться здесь только до 14-ти лет, а потом выходили замуж. Поэтому, когда наступил 14-ый день рождения Марии и священники объявили Ей, что Она должна оставить храм и избрать Себе мужа, Мария сказала им о Своем решении. Ее слова сильно озадачили священнослужителей: они не знали что делать - ведь Закон нарушать было нельзя! Но вскоре выход из этого затруднительного положения был найден: Марию решили отдать на попечение достойному человеку - чтобы Она жила в его доме и он под видом Ее мужа заботился бы о Ней.

В храм были приглашены 12 неженатых и вдовых мужчин из рода царя Давида. Чтобы узнать Божию волю, кому из них предназначено стать мнимым мужем Марии, первосвященник взял у них посохи и со словами: "Господи! Яви мужа, достойного обручиться с Девой!" - положил их на алтарь Господень.

Наутро все увидели, что один посох расцвел. Это был посох вдовца Иосифа, доброго и праведного старца из Назарета - Божия воля была очевидна!

После обручения Иосиф и Мария покинули храм. Возвратившись в Назарет, Дева Мария поселилась в бедном доме плотника. Здесь Ее тихая и благочестивая жизнь почти ничем не отличалась от привычной жизни в храме - Она так же занималась рукоделием и много и охотно помогала Иосифу по хозяйству. Но больше всего Дева Мария любила читать священные книги и молиться.


Из книги "Сегодня праздник". О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006



Духовная красота Введения



















Введение во храм Пречистой Девы

Отроковицы малой - в дом святой,

В святилище, где все суды Царевы,

Где откровенье истины иной!


Введение как мира отреченье,

Как вечный и единственный обет!

Особое святое назначенье -

Вместить в себя невыразимый свет!


Введение во храм, как послушанье,

Спасителю безропотно внимать,

Дабы в душе слова хранить в молчаньи

Святыни неземную благодать!


Введение как милость и отрада

Удел души, взыскующей Творца,

Которая Его ответам рада

В преддверии тернового венца!


Введение, в котором радость встречи,

В нем горняя небесной Пасхи весть.

Путь освещаяют ангельские свечи,

Победный клич о том, что смерти несть.


Введение во храм, где в полумраке

Под сводами, где оживает звук

Как путь души, дерзающей во страхе

Низринуть гнёт любых житейских мук...


Святая Дева вводится, сияя,

Во храм святой, что дом ее души.

И пробуждают нас зарницы Рая

И пенье с ликованием - в тиши...


Игумен Дионисий Шлёнов.






Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на праздник

Введения во храм Пресвятой Богородицы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...

Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.


Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.


Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.

Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице – Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую – Христа – Бога и Человека.


Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни – Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву – священное сокровище славы Божией.


С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща».


Дар Божий людям – Пресвятая Дева – плод молитвы престарелых родителей, и через Нее – Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная.

И с этим вхождением, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!


С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание».

Так велик этот день, так единственен и неповторим он – день начала Нового Завета с Богом на земле.


До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.


День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.

Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены – Обещанный, от Девы – Бог.


А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле – праведных родителей, дала обет Богу – до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.


«Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк.1:38).

И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос – Ее Сын и Сын Божий – приидет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам.


«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16–17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце.


И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос – Первосвященник будущих благ.

Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1).


И первый храм Божий – рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. «Я освятил сей храм... чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» , – сказал Господь (3Цар.9:3). И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем.


Храм Божий во все времена – это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо – и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий – Святая Церковь.


Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало?


Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней – Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета – Пресвятой Богоотроковицы – и явлением в нем Спасителя и Бога – Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему «Новый Израиль – Великая Россия, – в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте – многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?


Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.


Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.


Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие» (3Цар.9:6–9).


Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?

Отступление от Бога – вот причина всех бед и во все времена.


Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.


Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: «и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:44).


Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37–38).


«Се, оставляется вам дом ваш пуст» – страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими.


В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.


Не видим ли мы, что человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, како опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу. И как последнее предупреждение нам звучат слова притчи о виноградарях: «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43).


Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия – своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную, больные, увечные, истощенные духовно. Что мы долго, очень долго, были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге Храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами.


И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни нашей. «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг.1:5–10).


Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божия, войти исполнением обетов, уже принесенных нами Богу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он не был.


Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.


А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое . Аминь.

Произнесено 21 ноября (4 декабря) 1994 года






Тропарь праздника

глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.


Кондак праздника

глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.


Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.


Задостойник

Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася,// како Дева вниде во святая святых. Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют:// истинно вышши всех еси, Дево Чистая.


Молитва

О Пресвятая Дево, Царице небесе и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страсе Божием во вся дни живота нашего, да будем храми Духа Святаго, наипаче же помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем далече от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози убо и нам отражати вся искушения вражеская от плоти, мира и диавола находящая на ны от юности нашея, и побеждати оная молитвою и постом. Ты бо, во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу, Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Акафист Введению во Храм Пресвятой Богородицы



Храм, в который вошла Богородица

или Место встречи Ветхого и Нового Заветов


Когда мы говорим о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, то под самим храмом, в который она вошла подразумеваем его второй, реконструированный вариант.


Первый храм Соломона возникает в X веке до Р. Х., в ту эпоху, когда Израиль достиг вершины своей политической и экономической славы. Известно, что все необходимое для этого грандиозного строительства подготовил отец Соломона, царь Давид, но построил именно сын. Почему? -Согласно Ветхому Завету, Давид участвовал во многих кровопролитных войнах, потому Господь не позволил ему исполнить такую важную духовную миссию.


Те косвенные данные, которыми мы сейчас обладаем, свидетельствуют о том, что первый храм был величественным сооружением. Как именно он выглядел, неизвестно, но большинство современных исследователей полагает, что эта постройка была типичной для тех храмов, которые уже существовали на территории тогдашнего и нынешнего Ливана. Согласно Библии, именно в этом регионе были наняты мастера для строительства.

Храм Соломона был разрушен Навуходоносором в 586 году. Еврейский народ был изгнан с родной земли.

 И поэтому, когда представилась возможность возвести второй храм, он был предположительно в два раза меньше, чем тот, который построил Соломон. Но тем не менее в нем были сохранены все основные сакральные доминанты

Строительство второго храма началось сразу же после возвращения иудеев из Вавилонского плена (с 598 по 539 год до Р. Х.). В Библии в связи с этим есть трогательное указание, что народ, приступая к возведению второго храма, плакал, потому что видел руины старого.

Второй храм был окончательно построен в 516 году до Р. Х. и благополучно просуществовал вплоть до 167 года н. э.

Во II веке до Р. Х., после распада знаменитой империи Александра Македонского,  Иудея принадлежала династии Селевкидов . Представители этой династии по-разному относились к иудейской религии. Некоторые цари помогали храму, осуществляя значительные пожертвования, а некоторые относились к ней с пренебрежением. Так, к примеру, в 167 году до Р. Х. царь Антиох IV Eпифан (215–164), проводивший безумную политику жесткой эллинизации Иудеи, принудительно установил в Святая святых иерусалимского храма статую Зевса Олимпийского. Тут же вспыхнуло восстание, которое вылилось в целый ряд военных столкновений — Маккавейские войны. В итоге Израиль вернул свою независимость, однако храм в период этих войн несколько раз серьезно пострадал. Затем уже в 60-е гг. до Р. Х., когда Иерусалим был захвачен римскими войсками, храм вновь понес серьезный урон и таким образом к 20 г. до Р. Х. здание оказалось в плачевном состоянии.


Тогда царь Ирод I Великий, реализует грандиозный проект по радикальной реконструкции второго храма. Он ставил перед собой задачу восстановить его во всем былом блеске и величии.

Храм и вправду получился колоссальным по размерам, на некоторых стенах было просто страшно стоять — начиналось головокружение. Но после перестройки храм Ирода исполнял не только функцию главного сакрального места в городе. Он стал важным фортификационным сооружением — вокруг него возвели огромные стены. Знаменитая сейчас Стена Плача — это как раз часть одной из западных стен былой крепости. Интересно, что после реконструкции в храме появляется так называемый притвор Соломона, который упоминается также в Новом Завете. Это было специально отведенное место, где люди встречались для того, чтобы послушать толкование на Писание. Именно там впоследствии и проповедовали апостолы, а до них — сам Христос.





Евангелие дня

На утрене читается отрывок из Евангелие от Луки Глава 1, стихи 39-49, 56

39. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и. Елисавета исполнилась Святаго Духа,

42.и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;


56.Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Перейти к толкованию Евангелия от Луки Глава 1, стихи 39-56


На Литургии читается Евангелие от Луки, Глава 10, стихи: 38-42, Глава 11, стихи: 27-28


38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.


27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.


Перейти к толкованию Евангелие от Луки, Глава 10, стихи: 38-42, Глава 11, стихи: 27-28




Народный календарь

4 декабря – Введенье


На Руси длинное полное название праздника сократили до «Введения» и со временем это понятие стало соотноситься  с пониманием самого начала, и, в соответствии с реалиями земли русской, с началом зимней поры. Об этом так и говаривали:

«Введенье пришло — зиму привело».

Говорили даже, что на Введенье по улицам сел и городов проезжала сама Зима, правда, редко кому удается увидеть ее, а так-то она - видная барыня в шубе белой и пушистой, как снег, и сани у нее запряжены тройкой лихих белых коней. От ее дыхания стынет воздух и на окнах вырисовываются сказочные узоры.

Люди радовались, когда этот день был морозным и золотистым от солнца, ведь это было верной приметой того, что на следующий год уродится хлеб, и об этом говорили так:

«Сильная зима — готовь закрома»

. А, вот если день был теплым, и солнышко пряталось за облаками, словом, было не зябко и пасмурно, то можно было и не мечтать о добром урожае.

Погода на Введенье соответствовала погоде на ближайшие дни, в особенности тому, какова она будет на самые ближние к этой дате праздники. Так, если трещал мороз, то и на дни рождественские будет студено.

До Введения если снег выпадет, то растает.

После Введения если снег пойдет, то ляжет зима.


В праздник открывали Введенские ярмарки, то есть зимние торги, на которых продавцы, прежде всего, предлагали сани.

Зимы нет, коли санный путь не установился.

Пора была пробовать сани, и открывали зимнюю дорогу, как правило, молодожены, которые неслись в расписных нарядных, санях. Молодой супруге полагалось нарядиться в самое лучшее платье, а супруг ее, подпоясанный алым, или какого другого яркого цвета кушаком, правил лошадьми.



— Вот сани-самокаты, разукрашены — богаты,

разукрашены,  раззолочены,сафьяном  оторочены!

— Пошло,  поехало, Ходом,  бродом.

В труски,  в скачки, Вдогонку,  вперегонку!

 А кто успел,Первый сорт  поддел!



Интересные страницы:

Николай Угодник (19 декабря)

Преподобный Савва Сторожевский

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Зачатие Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери “Нечаянная Радость”