Христос рождается – славите, Христос снисходит с небес – встречайте, Христос на земли – возноситеся. |
7 января (25 декабря) - светлый праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!
В этот день празднуются события связанные с приходом в мир Спасителя Богомладенца Иисуса Христа. Создатель мира и Творец всего, ради спасения человечества от греха и проклятия, которые с момента грехопадения Адама и Евы исказили человеческую природу, добровольно принимает на себя ограниченную. несовершенную человеческую природу. Как сказал святитель Афанасий Великий: "БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТО БЫ ЧЕЛОВЕК СТАЛ БОГОМ".
Рождество Христово — праздник встречи Ветхого и Нового заветов. Его ожидали пророки, о нём возвестили Ангелы, о нём вдохновенно говорили апостолы. Среди апостольских посланий, быть может, самым ярким словом о Рождестве является вдохновенный отрывок из послания Павла к Тимофею, написанный в стихотворной форме.
И беспрекословно — великая благочестия тайна:
Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,
показал Себя ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознёсся во славе
(1 Тим. 3, 16).
***
Теперь, собрав воедино все Павловы слова относительно Рождества, что ещё нужно сделать нам, как не, приклонив колени, сказать Родившемуся в Вифлееме: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Вижу таинство необычайное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют, Архангелы воспевают,Херувимы взывают, Серафимы славословят, все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах... Не исследуй, как это; где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас; все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был; будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом; не теряя божества.. Иоанн Златоуст |
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. В иерархии русских праздников Рождество занимает второе место после Пасхи.С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день – 6 января и назывался Богоявлением. Число это не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца, так как этот день был неизвестен. Но означенная дата носила глубокий символический смысл. Древняя Церковь соотносила "двух Адамов" – первого человека на Земле, и Христа – нового, второго Адама. Первый Адам – виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам – создатель жизни и источник спасения людей. При том считалось, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам – в шестой. Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире. Обычай наряжать в эти дни елку пришел из Германии, где он существовал с давних времен. Считалось, что елка со свечами и украшениями – символ духовного света и спасительных плодов благодати Божьей. Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.(Лк.2:4-7) Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. В Вифлееме в гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды. После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Они преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода. Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.Народные приметы: Снег в Рождестве – к урожайному году; метель – пчелы будут хорошо роиться; иней – к урожаю хлеба, небо звездное – к урожаю гороха. От Рождества до Крещения охотится грех, с охотником случится несчастье. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря.Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю. Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (св.Четыредесятница) (28 ноября-7 января), накануне праздника соблюдается строгий пост. Дни от Рождества Христова до Великого Поста называются рождественским или зимним мясоедом(мясоед – период времени между постами, когда употребляется мясная пища). Этот период содержит три сплошные седмицы – Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Благословен тот день и час, Когда Господь наш воплотился, Когда на землю Он явился, Чтоб возвести на Небо нас. Благословен тот день, когда Отверзлись вновь врата Эдема; Над тихой весью Вифлеема Взошла чудесная звезда! Когда над храминой убогой В полночной звездной полумгле Воспели «Слава в вышних Богу!» – Провозвестили мир земле И людям всем благоволенье! Благословен тот день и час, Когда в Христовом Воплощенье Звезда спасения зажглась!.. Христианин, с Бесплотных Ликом Мы в славословии великом Сольем и наши голоса! Та песнь проникнет в небеса. Здесь воспеваемая долу Песнь тихой радости души Предстанет Божию Престолу! Но ощущаешь ли, скажи, Ты эту радость о спасеньи? Вступил ли с Господом в общенье? |
Скажи, возлюбленный мой брат, Ты ныне так же счастлив, рад, Как рад бывает заключенный Своей свободе возвращенной? Ты так же ль счастлив, как больной, Томимый страхом и тоской, Бывает счастлив в то мгновенье, Когда получит исцеленье? Мы были в ранах от грехов – Уврачевал их наш Спаситель! Мы в рабстве были – от оков Освободил нас Искупитель! Под тучей гнева были мы, Под тяготением проклятья – Христос рассеял ужас тьмы Нам воссиявшей благодатью. Приблизь же к сердцу своему Ты эти истины святые, И, может быть, еще впервые Воскликнешь к Богу своему Ты в чувстве радости спасенья! Воздашь Ему благодаренье, Благословишь тот день и час, Когда родился Он для нас. (Великий князь Константин Романов) |
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
День Рождества Христова – один из двенадцати великих христианских праздников, которые по славянской традиции называются двунадесятыми. Известно что Спаситель мира родился не в тепле и уюте, а на окраине Вифлеема, в пещере, где укрывался во время грозы скот. Место это известно и сейчас там находится Базилика Рождества Христова. По видимому, это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Базилику Рождества заложила равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого. Она совершила паломничество в Святую Землю в середине тридцатых годов четвертого века. Историческое здание храма несколько раз страдало от войн и пожаров и практически не сохранилось. Под амвоном базилики находится святыня – пещера Рождества. Место рождения Богомладенца Христа расположено в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Впервые на русском языке пещеру Рождества описал игумен Даниил Паломник, в начале двенадцатого века странствовавший по Святой Земле.
Ещё те звёзды не погасли, Ещё заря сияет та, Что озарила миру ясли Новорождённого Христа... Тогда, ведомые звездою, Чуждаясь ропота молвы, Благоговейною толпою К Христу стекалися волхвы... Пришли с далёкого Востока, Неся дары с восторгом грёз, — И был от Иродова ока |
Спасён Властительный Христос!.. Прошли века... И Он, распятый, Но всё по-прежнему живой, Идёт, как истины Глашатай, По нашей пажити мирской; Идёт, по-прежнему обильный Святыней, правдой и добром, И не поборет Ирод сильный Его предательским мечом. Константин Фофанов 1891 |
Нельзя спать в это время
В книге Бытия — Он Примиритель.
В книге Исход — Он Пасхальный Агнец.
В книге Левит — Он Жертва Искупления.
В книге Чисел — Он скала, источающая воду в жизнь вечную.
В книге Второзаконие — Он Пророк.
В книге Иисуса Навина — Он Вождь воинства небесного.
В книге Судей — Он Избавитель.
В книге Руфь — Он Покровитель небесный.
В книгах Царств — Он Царь обетованный.
В книгах Ездры и Неемии — Он Восстановитель народа.
В книге Есфири — Он Защитник.
В книге Иова — Он Искупитель.
В книгах пророков — Он грядущий Царь мира.
В Евангелиях — Он Христос, сшедший с небес.
В Деяниях — Он Воскресший Христос.
В Посланиях — Он Христос одесную Бога Отца.
В Откровениях — Он Христос грядущий и воцарившийся.
Сейчас, в эти зимние дни, Он лежит, повитый, в яслях убогой пещеры. Но уже здесь, ещё бессловесный, он уже даёт нам уроки жизни, как бы говоря о том, что все роскошные хоромы, созданные из праха земного, в прах и возвратятся, и что здесь, на земле, нет ничего вечного и постоянного, но всё имеет только своё, предназначенное ему время. И что не здесь наше Отечество, где всё проходит, всё течёт и всё изменяется. Но наше Отечество будет там, где царствует Он и где всё и всегда будет вечно.
Нельзя спать в это время, — говорят Святые Отцы, — это время молитвы. Вот почему хочется от всего сердца пожелать всем вам не терять этого счастья веры в родившегося Богомладенца, но до конца своих дней всегда находить в Нём источник силы духа и ни с чем не сравнимых духовных переживаний и радостей.
Протоиерей Леонид Константино
в
Уйди, мирская суета! Найдите время помолиться! Зажжется первая звезда И будет чудо! Бог родится! Тот, кто отеческой рукой Благословляет и спасает Давно распятый, но живой |
Кто судит строго, но прощает Он любит каждого из нас И в каждом Божия частица... Свечу зажгите в звёздный час, Найдите время помолиться! Юлий Бессонов |
Дары волхвов
В этот день мы вспоминаем и волхвов. Волхвы, мудрецы востока, пришли к Христу с дарами.
Дары волхвов — это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.
Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:
Золото — как дар Царю,
Ладан — как дар Первосвященнику и Богу,
Смирна — как дар смертному Человеку.
Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).
Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.
Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.
На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни — история волхвов и их даров.
Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи, И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звёздный хор к иному хору Слухом трепетным приник, И над Ним горит высоко Та звезда далёких стран : С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан. Афанасий Фет |
ТРИ СВЯТЫХ МЕСТА, СВЯЗАННЫХ С РОЖДЕНИЕМ СПАСИТЕЛЯ
МЕСТО РОЖДЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
Пещеру Рождества, в которой появился на свет Иисус Христос, считают величайшей христианской святыней. Находится она под Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Первые упоминания об этом подземном святилище появились в письменных источниках уже в 150 году, во времена правления византийской царицы Елены. Сегодня оно находится во владениях Иерусалимской Православной Церкви.
Место рождества Спасителя в пещере обозначено на полу 14-конечной звездой из чистого серебра, символизирующей Вифлеемскую. Над звездой находится полукруглая ниша, в которой висят 16 лампад, принадлежащих православным, армянам и католикам. Сразу за ними на стене размещены православные иконы. Еще парочка лампад стоят на полу рядом со звездой.
Здесь же установлен мраморный престол, на котором могут проводить литургию исключительно православные и армяне.
МЕСТО ЯСЛЕЙ, КУДА БЫЛ ПОЛОЖЕН ХРИСТОС ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
В южной части Святой Пещеры Рождества в Храме Рождества Христова в Вифлееме находится место яслей, куда был положен Христос после Рождения. Называется это место Придел Яслей.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен Алтарь Волхвов католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно, Ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель
АЛТАРЬ ВОЛХВОВ: МЕСТО, ГДЕ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА ПОКЛОНИЛИСЬ БОГОМЛАДЕНЦУ
Алтарь волхвов находится в Пещере Рождества Христова на том самом месте, где стояли пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу Христу.
Вифлеемская пещера, в которой родился Господь, является одной из главных христианских святынь и подземной частью Храма Рождества Христова, расположенного над ней. Первая информация о гроте появилась в 150 году, после чего он постоянно находился под опекой действующих правителей. Сегодня святыня является собственностью Иерусалимской Православной Церкви, за исключением двух ее составляющих, которые принадлежат католикам.
Первая из них – предел Яслей, располагающийся слева от входа в пещеру. Он представляет собой маленькую часовенку с углубленным полом. Здесь стоят ясли (кормушка для домашних животных), в которые Дева Мария положила Младенца сразу после рождения. Сверху ее освещают пять неугасимых лампад.
Вторая католическая святыня – Алтарь волхвов, который располагается напротив яслей. За ним виднеется картина, изображающая преклоняющихся мудрецов перед новорожденным Спасителем.
Плат и риза Богородицы, пелены Богомладенца Христа .
Рождество Христово – это событие, которое изменило, ни много ни мало, весь ход человеческой истории. Формально это выражается хотя бы в том, что годы «новой эры» стали отсчитывать от момента Боговоплощения. Неудивительно, что христиане с особенным трепетом относились и относятся ко всему, что связано с этим событием.
Плат Богородицы
Стараниями многих поколений христиан до нас дошли некоторые святыни, связанные с Рождеством. Прежде всего, это плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, Ее риза и пелены, в которые Мария и Иосиф Обручник завернули новорожденное Дитя. Подлинность этих реликвий в ХХ веке была установлена настолько точно, насколько это возможно с учетом поправки на давность событий и при помощи современных технологий.
Пожалуй, научным исследованиям можно посвятить отдельную статью, а сейчас хочется сконцентрировать внимание на другом аспекте. Все перечисленные реликвии при желании можно увидеть своими глазами, и есть в этом свой глубокий смысл. Но где их искать, да и стоит ли? Ответы на эти вопросы нужно искать в старинных европейских городах – французском Шартре и немецком Ахене.
Шартр известен своим великолепным кафедральным собором, который стоит на возвышении, в самом центре старого города. По его архитектуре и витражам не вполне понятно, как можно было создать такую красоту, не имея под рукой хоть мало-мальски продвинутой техники. Возможно, одна из причин в том, что и архитектурные работы, и поиск цвета в процессе изготовления витражей – все это для средневекового человека было, в первую очередь, не способом авторского самовыражения, а служением Богу.
Вообще, вся городская жизнь выстраивалась и кипела здесь, вокруг собора. Он был настоящим центром мира.
Тем любопытнее причина, по которой появился этот прекрасный готический храм. В IX в. в Шартр привезли великую христианскую святыню – плат Пресвятой Богородицы. Его поместили в прежнем кафедральном соборе города.В XII в. в Шартре случился сильнейший пожар – обычная, к сожалению, беда деревянных средневековых городов. Собор тоже загорелся и полыхал в течение трех дней. При этом горожане оплакивали не столько сами его стены, сколько свою любимую реликвию, которая находилась внутри, – плат Божией Матери.
Каково же было всеобщее удивление и радость, когда, по окончании пожара, жители Шартра узнали, что плат уцелел! Его спасли три священнослужителя, которые не смогли выбраться из-под огня наружу, а потому решили вместе с платом укрыться в помещении нижнего храма. Пламя прокралось и туда, однако никто из спасителей святыни, как и сама она, не пострадал. Это событие было признано чудом и знамением. Вероятно, рассудили горожане, ради плата Богородицы нужно построить более достойный собор. Такой, каких еще не видывал христианский мир.
За дело с огромным энтузиазмом принялся весь город. И со временем появился нынешний кафедральный собор Шартра, первый готический Нотр-Дам, то есть собор, посвященный Деве Марии.
Так что же это за святыня – плат Богородицы?
Почему ради нее люди готовы были и рисковать жизнью, и трудиться в поте лица?
Перечитаем историю Рождества Христова. О Деве Марии у Евангелистов сказано, что Она слагала в сердце Своем все, что говорили Ей о Ее Сыне. Логично предположить, что Она с трепетом отнеслась и к тем вещам, которые были связаны с Его Рождением. В частности, к плату, который покрывал Ее главу в ночь Рождества. Предание говорит, что Богородица бережно хранила его, а перед Своим Успением передала одной благочестивой девице, которой также велела сберечь эту святыню. Согласно преданию, та девица всю свою жизнь посвятила хранению плата, а перед смертью передала святыню девушке из своего рода. И та тоже посвятила жизнь служению Богородице и Ее плату. В семье укрепилась традиция: одна из девиц берет на себя эту важную миссию. Так продолжалось вплоть до IV века, пока плат… не украли.
Сделали это не отъявленные воры, а два молодых патриция, братья Галвий и Кандид, которые совершали паломничество на Святую Землю. Они шли из Константинополя, утомились в пути и решили остановиться недалеко от Иерусалима на ночлег. По случайности, выбранный ими дом оказался домом той женщины, которая хранила плат.
Братья заметили, что в одной из комнат стоит ковчег, вокруг которого красиво горят светильники. Они спросили хозяйку, что бы это значило, и та доверчиво рассказала им о своем служении. Хитрые братья оценили обстановку и на обратном пути остановились на ночлег в том же доме. Из Иерусалима они принесли с собой специально изготовленную копию того ковчега, в котором хранился плат. А ночью, пока хозяйка спала, они подменили реликварий и скрылись вместе со святыней.
Так плат Богородицы попал в Константинополь, его поместили в храме во Влахерне.
Позднее, уже в IX в., византийская императрица Ирина передала часть этой святыни Карлу Великому, объединителю Западной Европы. Святыню поместили неподалеку от Парижа, в монастыре г. Аржантой. А оттуда уже плат перенесли в Шартр, по настоятельной просьбе его жителей. Им нужно было защитить себя и свой город от набегов норманнов, и отчаявшиеся люди не нашли лучшего способа, как уповать на милость Пресвятой Богородицы. Причем через плат они действительно получили ожидаемую защиту. Прошло сравнительно немного времени – и набеги норманнов прекратились. Более того, это племя обратилось в христианскую веру.
Сегодня плат Пресвятой Богородицы находится в Шартрском соборе в специальной капелле, сюда постоянно приезжают молиться паломники из России и Украины. Впрочем, для россиян святыня стала сейчас несколько ближе. Частицу ее передали в храм Иоанна Богослова на Новой площади, так что желающим встретиться с платом достаточно просто оказаться в Москве.
А вот с другими Рождественскими святынями – пеленами Богомладенца Иисуса и ризой Богородицы, все несколько сложнее.
Пелены Богомладенца Христа и риза Богородицы
В некоторых европейских соборах есть интересная традиция – раз в несколько лет открывать для поклонения верующих великие святыни, которые там хранятся. Ярчайший пример – Туринская плащаница, которую после длительного перерыва открыли в 2010 г. и которой за короткое время поклонилось около трех миллионов человек. Раз в 7 лет в немецком городе Ахен происходит нечто подобное, только в чуть меньших масштабах. Здесь открывают так называемые Евангельские святыни, среди которых упомянутые святыни Рождества. Как они здесь оказались? – Опять же, при участии Карла Великого…
Надо сказать, Ахен – абсолютно немецкий город. И германский порядок, и последствия политики мультикультурализма – все нашло здесь свое отражение. Тем интереснее на примере Ахена проследить корни тех процессов, которые задали тон современной истории Европы. Прежде всего, ее объединению, ведь идея Евросоюза по сути не нова. Первым и по-своему успешным объединителем Западной Европы был Карл Великий. В VIII – IX в. он создал огромную империю, собрав западные территории некогда великой Римской цивилизации под свое крыло. Принципиально важным для него было объединить народы и племена на христианском основании, в связи с чем он заботился и о крещении, и о просвещении своих современников. Центром великой христианской державы он сделал г.Ахен. Здесь находилась его резиденция, здесь же должен был появиться и видимый символ христианского могущества и единства новой империи.
Таким символом стал необычный снаружи, потрясающе красивый изнутри кафедральный Ахенский собор. Его иногда называют собором Карла Великого. Но во времена самого императора вся эта красота создавалась не с целью его прославить. Собор был построен по византийским образцам, символизировал небо на земле, единство Западной и Восточной Церкви.
Помимо строительства, Карл предпринял и другие шаги по укреплению статуса Ахена как столицы христианской империи. Он доставил в город несколько святынь, среди которых были пелены Богомладенца Христа и риза Божией Матери (наряду с платом, это была Ее одежда в Рождественскую ночь). Святыни в Ахен привозили из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно сохранялись и передавались и поколения в поколение. В Ахене для этих реликвий изготовили драгоценный ковчег. Сегодня он установлен в самом сердце кафедрального собора.
Времена Карла Великого и средневекового Шартра давно позади, но почитание великих святынь в этих городах не прервалось, и современная традиция паломничества к ним – наглядное тому свидетельство. В чем ее смысл? В чем вообще смысл обращения к Рождественским святыням? – …Есть что-то невероятное, но логичное в том, как Ахенские святыни и плат Богородицы в Шартре объединяют времена и «сокращают» пространство. Точнее даже так: время и пространство при встрече с такими реликвиями как бы… упраздняются, что ли. И дело даже не в том, что за ними стоит богатая история или что с ними связаны судьбы тысяч людей. Просто каждая из них – сохранившаяся вопреки войнам, пожарам, человеческим предрассудкам – частица вечности. Вещественное доказательство Рождения Бога в наш мир.
Тропарь
глас 4-й
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Кондак
глас 3-й
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Непреступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
В храмах на утрене читается Евангелие от Матфея, Глава 1, Стихи 18-25
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
На Божественной Литургии читается Евангелие от Матфея, Глава 2, Стихи1-12
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: .
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Антоний Сурожский. Проповедь на Рождество Христово
Сегодня для всей Вселенной, знают об этом люди или не знают, для всей природы, мы поем чудо прихода на землю Живого Бога.
Празднуя Рождество Христово, будем радоваться, будем ликовать о том, что Бог стал одним из нас, человеком навсегда, и что мы стали Его братьями. Его сестрами по человечеству, но также и по благодати, потому что Он нам дал Духа Своего Святого, Который нас пронизывает и делает родными Ему, родными Воплощенному Богу
Цитаты о Рождестве
Рождество Христово открывает каждому человеку ту самую пещеру бытия, которая символизирует собой наше сердце, душу, — и где-то там, в глубине, рождается Бог.
А потом растет, растет, растет…
Вот так же где-то там, внутри, поселяется в человеке искорка веры.
Протоиерей Андрей Лоргус
Празднуя Рождество Христово, будем радоваться, будем ликовать о том, что Бог стал одним из нас, человеком навсегда, и что мы стали Его братьями. Его сестрами по человечеству, но также и по благодати, потому что Он нам дал Духа Своего Святого, Который нас пронизывает и делает родными Ему, родными Воплощенному Богу
Митрополит Антоний Сурожский
За оконным стеклом вихрем кружатся белые хлопья, хрустит под ногами снег, и опять в церквях поют: «Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, Престол херувимский — Деву»*. То есть небо — это не то, что вверху. Настоящее небо — это там, где Бог. Христос родился в пещере — и пещеру сделал небом. До Воплощения только Небесные Силы, да и то не все, были так близко допущены к Божеству, что Господь именовался Сидящим на Херувимах и Ездящим на Серафимах. А теперь Он приблизился к Деве и через Неё так приблизился к нам, что Она превзошла близостью херувимские престолы. Так поют в церквях от лица всех думающих об этом и понимающих это. И каждый из нас может сказать вслед за ирмосом: вижу!
Видишь ли ты это, брат мой и сестра моя? Если не видишь, то не январская пурга мешает тебе и не слабое зрение. Но какой-то «-изм» попал в твоё нежное око. А может, просто суета, да предпраздничный шопинг, да забот полон рот, да на работе проблемы. Только, знаешь, никогда суета не закончится, и никуда не уйдут проблемы. Они будут мухами жужжать над ухом и появляться ниоткуда, как вездесущая пыль. Особенно если даже раз в год ты не выкроишь кусочек бесценного времени для того, чтобы в удивлении постоять над входом в одну пещеру. Там сопит вол, там о каменный пол слышен стук копыта, там тихо поёт Мария. Возможно, Ей подпевают Ангелы, но этого мы с тобой не слышим. В этой пещере скрыто твоё и моё главное Сокровище. Оно пока маленькое и нуждается в защите Иосифа. Но вообще-то, по-настоящему, маленькие — мы. И мы нуждаемся в Нём постоянно.
С Рождеством тебя, брат мой и сестра моя!
Протоиерей Андрей Ткачёв
Детский стих о рождественской елочке
Елку яркими огнями Для святого Рождества Украшают дети сами, Рада елке детвора! На ее пушистых ветках Бусы, звездочки, шары, Ангелочки в ризах светлых, И волхвы несут дары. Овцы, козочки гуляют – Пастушки пасут стада, Сверху елочку венчает Серебристая звезда. Все они – великой Тайны Воплощенья Божества Очевидцы. По Писанью В ночь Христова Рождества, Осветивши тьму ночную, Ангел пастухам предстал, Сообщил им весть благую О рождении Христа. И с небес спустилось много Божьих Ангелов святых, «Слава, слава в вышних Богу» — Голоса звучали их. Пастухи нашли пещеру В Вифлеемских тех краях, Были там Иосиф, Дева И Младенец в пеленах. |
Бог и Царь – Младенец кроткий В яслях на соломе спал, И своим дыханьем теплым Ослик ясли согревал. В небе яркая сияла Вифлеемская звезда, Добрым людям возвещала О приходе в мир Христа. Ко Христу Звезда дорогу Указала трем волхвам, Принесли они в дар Богу Злато, смирну и ливан… Вспоминая с умиленьем Сей рождественский рассказ, Мы на елку с восхищеньем Поглядим еще не раз. Людмила Громова |
Рождество Христово. Православные истории для детей. Мультфильм
Народный календарь
7 января — Рождество
Рождество – один из самых любимых праздников на Руси, почитаемый всем христианским миром. Русская пословица гласит: «стол – щедрый, душа - чистая». Рождество – праздник семейный, который ждут целый год и едва ли не весь год к нему готовятся.
Пост перед Рождеством длился целых сорок дней! Но уж на само Рождество хозяйки старались подать к столу все лучшее, что только можно добыть и состряпать. Поскольку к Рождеству крестьяне забивали скот, на праздничном столе непременно была в изобилии свежая свинина, несравнимая, конечно, с приевшейся солониной. Подавали также блины, утку или гуся с яблочками, студень, кутью, заливную рыбу, пряники, пироги и сочиво.
Праздник Рождества наши предки соединили со Святками, обрядом из языческого прошлого, теперь занявших целых 12 дней от Рождества до Крещения. Когда-то, давным-давно, Святками отмечали движение солнца на лето и начало нового года, что было очень важно для крестьян-землепашцев.
Но со становлением христианства от Святок сохранились главным образом веселые игры, к примеру, обычай молодели наряжаться в маски и старую одежду, такие живописные костюмы героев народных сказок или даже нечистой силы.
И, конечно, на Рождество не могли обойтись без обычаев, примет обо всем на свете.
Так, безответно влюбленные девушки могли в этот день избавиться от мук, раскалив в печи камень, а затем – утопив его в проруби, и уж коли он там, в студеной воде, раскалывался, то проходила и сердечная мука.
Хозяйка дома могла в этот день прогнать из дома нечистую силу, стоило лишь обмести крапивным веником все углы в доме.
Встречать рождество нужно было в новой одежде, хоть бы рубахе, чтобы не навлечь неурожай. Есть об этом и поговорка: «На Святой вечер рубаха хоть плохонька, да беленька; на Рождество — хоть сурова, да нова».
Если в этот день небо было в звездах - уродится горох, выпал иней – будут хлеба.
Метель на дворе крестьяне сравнивали с полетом пчел и ждали их хорошего роения.
Сугробы высоко набило - к урожайному году. Если оттепель - весна будет ранняя и теплая.
Интересные страницы
7-18 января - Рождественские Святки
11 января - день 14 000 Мучеников - младенцев, от Ирода в Вифлееме убиеных
15 февраля - Сретение Господня