19 января - Крещение Господне

"Он [Христос] крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь.!

.свт. Иоанн Златоуст


19 (6) января - великий двунадесятый праздник БОГОЯВЛЕНИЕ или

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.


В этот день вспоминаются евангельские события, которые рассказывают о крещении в реке Иордан от святого Пророка Иоанна Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.


Праздник Богоявления Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление. Некоторое время в комплекс этого праздника входило воспоминание и Рождества Христова, и поклонения волхвов, а также Крещения Господня. То есть праздник был посвящен воплощению Сына Божия в мире. Позднее в православной ветви христианства особое место стало отводиться событиям Крещения, и в особенности – явлению Бога во всей полноте Троицы в этот момент. Поэтому за праздником закрепились два названия – Богоявления и Крещения. О событии, происшедшем на реке Иордан, свидетельствуют все четыре Евангелия. Евангелист Марк описывает его так: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».



Спаситель мира начинает свой подвиг в день Своего Крещения.

До тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью Девой Марией в маленьком городе Назарете.

Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа.


Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов.

Люди приходили к Иоанну, каялись в своих грехах и омывались в водах Иордана в знак духовного омовения.

Иисус Христос в возрасте 30 лет пришел к пророку Иоанну на Иордан.

Пророк, зная, что видит перед собой обещанного Богом Мессию — Спасителя мира и сознавая свое перед Ним свое недостоинство, удерживал Его от крещения, говоря: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Иисус сказал в ответ, что необходимо исполнить волю Божию. И крестился Иисус от Иоанна в Иордане.

А когда выходил Иисус Христос из воды, Иоанн Креститель увидел в небесах Духа Божия в виде голубя, и услышал голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»


Поэтому праздник Крещения Господня называется и Богоявлением.

В этот день на Иордане произошло явление Святой Троицы: Бог-Отец засвидетельствовал, что Иисус Христос Сын Божий, послав Бога Духа Святого в виде голубя.

Миру была явлена Святая Троица в трех Лицах — произошло Богоявление.


После Крещения в возрасте 30 лет Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия, которая продолжалась три года.

Свой жизненный Путь Спаситель заканчивает на Голгофе в возрасте 33 лет.




Святое Богоявление.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) – христианский праздник, основанный на одноименном событии евангельской истории (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-22). (Греч. термин baptisma (в славяно-русской традиции – "крещение") означает буквально "погружение в воду", "омовение"). Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – "Богоявление").

Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Крещение Господне относится к числу двунадесятых господских праздников и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Крещение – христианский праздник и отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю.


Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан.

Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. 

Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет. Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”) при Иордане, где крестил Иоанн (Ин. 1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман.

За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.


Этот Праздник иначе называется Богоявлением.

Богоявлением называется этот праздник потому, что во время Крещения Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с Неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанн и засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на сына в виде голубя.



Богоявление на Востоке Древний праздник Епифании, 6 января (в трансформированном виде ставший первым большим христианским праздником неподвижного цикла, с фиксированной датой), имеет египетское происхождение и впервые упоминается Климентом Александрийским († ок. 215 г.). До V в. включительно он замещал для восточных христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 декабря). При этом Епифания имела "синтетический" характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время. Явление в мир Бога – это и рождение Иисуса в Вифлееме (явление во плоти, боговоплощение), и Его крещение от Иоанна в Иордане, когда Он впервые явил Себя Мессией (Христом) и Сыном Божиим израильскому народу, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его божественную силу и умножение пяти хлебов (у африканских христиан).После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова , смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Безгрешный и не имеющий нужды в покаянии, Христос ставит себя в центр толпы грешников, являя пример смирения, которому Он будет верен до Голгофы. С другой стороны, погружаясь в водную стихию, Иисус ее освящает, и уже сама вода становится для христиан символом очищения. "Сегодня освящается естество вод", – поется за службой водоосвящения. При этом "Богоявление" стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя, Святой Дух. Поскольку в этот день древние христиане совершали массовое крещение оглашаемых, то образное название этого таинства – "свет", "просвещение" – часто употреблялось в качестве названия самого праздника ("Просвещение", "День светов") в древнехристианских источниках.


Особенностью богоявленского богослужения является обряд освящения воды, также восходящий, вероятно, еще к дохристианскому культу священных вод Нила (согласно источникам, 11 тиби, т. е. 6 января, египтяне приходили к реке, чтобы почерпнуть воды, которой они придавали освящающую силу).


В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник и в самый день праздника, после Литургии.





Он пришел к реке из Назарета,

Затерявшись средь толпы людской,

Подойдя к Предтече незаметно,

Чтоб принять крещение водой.

Иоанн духовными очами

В Иисусе Господа узря,

Удивляет всех вокруг словами:

"Должно мне креститься у Тебя!"

Люди поражённо замирают,

И глядят не веруя глазам.

А Пришедший тихо отвечает:

"Надобно исполнить правду нам!"

В Иордан, лицом светлея, входит,

Иоанн крестИт Его водой,

С трепетом смотря, как Дух нисходит

На Него. И слышит Глас Святой,

Вдруг собой наполнивший долины,

И с небес летящий, словно гром:

"Сей- Мой Сын единственный любимый,

И благоволение на Нем!"

Вот оно, пророчество, СВЕРШИЛОСЬ!

Явлен Бог перед людской толпой.

Триединство Свыше проявилось:

Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой!

Мир нетварным светом озарился,

Заставляя сердце трепетать.

А Христос незримо удалился,

Чтоб в пустыне Подвиг Свой начать...


Долягина Лариса.




«Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан».


Христос не ходил среди людей, говоря им громко или на ухо: «Я – Мессия». Очень редко слышим мы в Евангелии голос Иисуса, говорящего о Себе, что Он есть Обещанный и Долгожданный. Нужно иметь свидетельство от другого. И этот другой должен быть человеком, достойным всяческого вероятия, бескорыстным, праведным, ревнующим об Истине. Иоанн был таковым.





Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих: того послушайте. (Мф. 3:17; 17:5)

Таков был глас предвечнаго Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшаго человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)





СТИХ - ДЕТЯМ


Крещение Господне  –  Богоявление


Иисус от Иоанна

Божьим промышлением

В древних водах Иордана

Получил Крещение.

На Христа сошел, как голубь,

С неба Дух Святой,

И Отца был слышен голос:

«Это Сын есть Мой,

Сын возлюбленный, Мое в Нем

Есть благоволение».

Потому сей день зовем мы

Днем Богоявления



Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам, но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? Для того, братья мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и чтобы установить и узаконить для нас Таинство св. Крещения, через которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую духовную, благодатную жизнь; освящаемся и делаемся чадами Божьими, народом святым, царственным священством, наследниками Божьими и сонаследниками Христовыми. Видите, скольких и каких велихих даров делаемся мы участниками через Крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы — народ крещённый, народ Божий и Христов, и ведите себя достойно высокого звания христианского.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский



Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно...

Митрополит Антоний Сурожский



Момент вхождения Иисуса в воды Иорданские сопровождался многими знамениями. Река Иордан течет с гор (высотой примерно 400 м), впадает в Генисаретское море (ныне озеро Киннерет), но на протяжении 300 метров не смешивается с его солеными водами, мощным потоком продолжает течение, пока не впадет в Мертвое море. Когда Иисус принял крещение и на Него снизошел Дух Святой, воды Иордана пошли вспять.


Это знамение с тех пор повторяется ежегодно: накануне Крещения православные пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами, река уносит их в Мертвое море, а 19 января неизменно приносит обратно! В этот же день обычно пресная вода Иордана становится соленой…


Место крещения Христа ныне находится на территории государства Иордании, и местные власти только 19 января позволяют Патриарху совершать на берегу службу и освящать воду.


За этим действом следит великое множество приезжих: поэтому имеется колоссальное количество очевидцев, своими глазами видевших, как воды реки поворачиваются вспять, вода «играет», освящаясь святым духом, а ветви деревьев, растущих по берегам, опускаются так низко, что касаются поверхности воды.


Сразу после того как Иерусалимский патриарх отслужил обряд водосвятия, река Иордан забурлила и потекла вспять.


… Великое чудо и знамение, описанное в Библии, увидело вчера множество людей. Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, гладь реки забурлила. Появился водоворот – и на несколько минут течение обернулось вспять. Над иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад, после того как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение.


Сквозь невероятную давку патриарх Иерусалимский Феофил III с помощью полиции пробирается к краю израильского берега реки. На противоположном, иорданском, его уже ждет глава епархии Иерусалимской православной церкви митрополит Филадельфийский Венедикт.


После молитвы владыки трижды одновременно забрасывают на длинных веревках серебряные кресты с привязанными к ним цветами и зелеными ветвями. Тут же выпускается пара голубей как символ сошествия Святого Духа.


В Крещение на реке Иордан ежегодно происходит чудо...В Крещение на реке Иордан ежегодно происходит чудо…

В третий раз крест патриарха под водой за что-то зацепился. Народ замер. Вдруг в том месте, куда упал крест, кругами начала расходиться вода.


– Вы видите, вода остановилась, – перешептывались между собой паломники. – Река обернулась!


Не верили своим глазам и пограничники на обоих берегах реки. Они буквально замерли, разинув рты. И даже не среагировали, когда за потерянным крестом в бурлящую воду бросились трое россиян.


Сметая кордон вышколенных израильских бойцов, в Иордан ринулась толпа паломников. Каждый, окунувшись с головой три раза и набрав бутылку святой воды, спешил на берег.


Вскоре израильским солдатам пришлось отставить автоматы. Они бросились помогать паломникам выходить на скользкий глинистый берег.




В храме на утрене читается  Евангелие от Марка, 1:9-11


9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.


 

Толкование на Евангелие от Марка, 1:9-11




На Литургии читается  Евангелие от Матфея, 3:13-17


13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.


Толкование на Евангелие от Матфея, 3:13-17




Тропарь Богоявлению, глас 1


Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, Слава Тебе.


Кондак Богоявлению, глас 4


Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.


Величание


Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.



Акафист Богоявлению (Крещению Господню)





О СВЯТОЙ ВОДЕ


Крещенские чудеса



Какой момент в истории случился:

Взошла спасенья нашего заря,

Мессия долгожданный шёл креститься,

Возрадовалась грешная земля.


Неспешно шёл Христос к пророку Иоанну,

Чтобы принять крещенье от воды,

Сам Бог смиренно шёл ко Иордану,

Хотя и не было в том для Него нужды.


Увидев Бога издали, Пророк смутился,

Хотел Спасителю креститься помешать,


Но после слов Христовых согласился,

Чтобы пророчества на деле исполнять.


Христос к воде трепещущей спустился,

Вошёл в неё, чтобы Собою освятить,

Своею плотью благодатной погрузился,

Чтоб в воду жизнь вдохнуть, преобразить.


Когда Он вышел из воды, случилось

Явленье Триединого Творца:

Сын Божий глас Отца Небесного услышал,

И в виде голубя сошел Дух на Христа.

/Дмитрий Лапаев/




Народный календарь

19 января — Крещение, Святое Богоявление, Водокрещн, Иордань



Крещения Господня на Руси отмечался так же, как праздник Рождества Христова.

В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой.

Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та.

Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь – это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям “моржи”. Остальные топчутся на берегу, и округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.

Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями “осаждала” дома бедных людей. 

Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещенной водой.

После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напится святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.


Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.

С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. 


.В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.

О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

Наступают знаменитые крещенские морозы.

Трещи, мороз, не трещи, а минули Водокрещи.

Дуй, не дуй, н е к рождеству пошло, а к Великодню (Пасхе).

В окна иньевый овсс —знобит мороз.

Коли силен мороз на Водокрещи —на хлеба не ропщи Снегу под Крещенье надует, хлеба прибудет.  

На Богоявление снег хлопьями —к урожаю,ясный день — к неурожаю.

В Крещенье метель, и на Святой метель.


Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависила жизнь крестьянина – будет ли он голодать после Коляд, аль нет.


Время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому "крещенскими" (правда, в последние годы мы всё чаще говорим о «крещенских дождях»).


Завершая собой святочный период, он является в народном сознании веселым "зимним" праздником, окруженным колоритными языческими ритуалами и приметами:

"Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали: 

За ворота башмачок, 

Сняв с ноги, бросали…"

(В. А. Жуковский. "Светлана").


В старину день Крещения Господня именовался в народе "Водокрещи" или просто "Иордань", по названию проруби на реке.


Порицаемый Церковью обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси и у восточных славян.

По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок".


****





ЕЩЁ ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ


Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

14 января - Обрезание Господне

Вход Господень в Иерусалим

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Вознесение Господне

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа