Православные посты

Пост для православного верующего – это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.


Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом.


В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища – мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни.

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением).


В Русской Православной Церкви 4 многодневных поста, 3 однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.


Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят.


 Св. Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».


В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница – дни строгого поста.

В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.


Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова.


Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется.


В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.


Однодневные посты

Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):


18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления), день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия – Агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.


11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.


27 сентября – Воздвижение Креста Господня. Этот день напоминает о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.



Сплошные седмицы

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.


Сплошные седмицы следующие:


Святки

с 7 до 18 января (11 дней),

с Рождества до Крещения.

Мытаря и фарисея

 за две недели до Великого Поста 

Сырная (Масленица)

неделя перед Великим Постом

 (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

Пасхальная (Светлая)

неделя после Пасхи.

Троицкая

 неделя после Троицы

(неделя перед Петровым постом).



 Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским, или зимним мясоедом. Этот период содержит 3 сплошные седмицы – Святки, Мытаря и фарисея, Масленицу.


После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»).


В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло.

Понедельник – пища с маслом, среда, пятница – холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в воскресенье перед масленицей (Неделя мясопустная)

В сырную седмицу (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы (Прощеное воскресенье). Этот день еще называют «Неделей сыропустной».



Многодневные посты


1. Великий Пост, или Святая Четыредесятница.

Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху).

Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.

Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста.


В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу – холодная пища без масла, вторник, четверг – горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло.

Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг – пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница – горячая пища без масла.

Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири.


Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра.


В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (в древности в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).

Светлая седмица (неделя после Пасхи) – сплошная – скоромное разрешается во все дни недели.


Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам.

Неделя между Троицей и Петровым постом – сплошная.



2. Петров, или Апостольский nocт .


Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу,


Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный – 6 недель.


Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы

Понедельник – горячая пища без масла, среда и пятница – строгий пост (холодная пища без масла).

В остальные дни – рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом.


Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу – горячая пища с маслом.


На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.


В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – дни строгого поста.

Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом.

Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.



 3. Успенский пост (с 14 – 27 августа).Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы.


Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась.

Простым верующим, духовно немощным и слабым, рекомендуется как можно чаще прибегать к посту, обращаясь за помощью во всякой нужде и скорби.

Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.


Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный.


Понедельник, среда, пятница – холодная пища без масла, вторник и четверг – горячая пища без масла, суббота и воскресенье – пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается.


Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг – горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница – горячая пища без масла.


Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.



4. Рождественнский (Филиппов) пост 

(с 28 ноября – 6 января).


Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы люди очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.


Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября).


Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря).

Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба.


От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье.

В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.


В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром.

От слова «сочиво» и происходит название этого дня – сочельник.


Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы – крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.