Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором! |
В 910 году в Константинополе блаженный Андрей и его ученик Епифаний во время богослужения увидели на небе Пресвятую Богородицу, окруженную множеством ангелов. Она горячо молилась на коленях за христиан, а после сняла со своей головы покрывало и накрыла им всех молящихся в храме.
Это видение знаменует собой постоянное заступничество перед Богом и покров Божией Матери над всеми православными христианами.
Владычице, покрый нас честным Твоим Омофором
14 (1) октября Празднование Иконы Божией матери
"Покров Пресвятой Богородицы".
В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений.
Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса.
Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног.
Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону.
Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания:
— Видишь ли Госпожу и Царицу мира?
— Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний.
Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.
О празднике Покров Пресвятой Богородицы
Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, названного так за любовь к книжной мудрости.
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осаждённого города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую светом и окружённую ангелами и святыми. Вначале Она со слезами молилась за христиан, а потом сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Так Богородица спасла людей от гибели и разорения.
И сейчас в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается.
Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия».
В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся».
Когда стали праздновать праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – необычный. Он не входит в число двенадцати самых великих православных торжеств, то есть не является двунадесятым. Его не празднуют католики, не знают и многие Православные Поместные Церкви. День Покрова был установлен на Руси, причём по указу князя. Но это не помешало празднику стать одним из самых любимых и значимых дней годового круга.
Как сообщают летописи, в тысяча сто шестьдесят четвёртом году владимирский князь Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар. Те совершали набеги на земли Суздаля, Мурома и Владимира, и держали в страхе всю Северо-Восточную Русь. Враг был силён, поэтому князь собрал под свои знамёна ратников из соседних русских земель. С собой в поход Андрей взял две чудотворные иконы: Всемилостивого Спаса и Владимирский образ Богородицы. Два священника несли перед дружиной Крест.
Неожиданно для самих русичей, дружина одержала быструю и лёгкую победу. Булгары были разгромлены, вражеские города стали платить дань владимирскому князю. Но главное – жертв среди русского войска было очень мало. Князь Андрей был уверен, что произошло самое настоящее чудо.
“Да не останется без праздника Святой Покров Твой, Преблагая”.
Историю, о чуде Покрова в Царьграде, Боголюбский помнил с детства, из любимой книги – жития константинопольского блаженного Андрея. Владимирский князь был крещён в честь этого святого.
В богословско-литургическом труде “Слово на Покров” говорится, что князь Андрей Боголюбский искренне изумился тому обстоятельству, что в Византийской истории « такое грозное и милосердное видение, более того – надежда наша и заступничество, было без празднества».
По возвращении домой Боголюбский установил два новых церковно-государственных праздника. Первый посвящался Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню. Его отмечали в день победы над булгарами, четырнадцатого августа по новому стилю. Второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приурочили к четырнадцатому октября по новому стилю.
В эти дни вспоминали, как Христос и Богородица явили своё покровительство русским полкам, взяли их под защиту. В честь новых праздников по распоряжению князя возвели два белокаменных храма. Спасский – во Владимире и Покровский – у излучины реки Нерль.
Праздник Покров в России
В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу.
Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом.
Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.
Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери.
Покров. В годину тяжких бед, в смертельный год, Когда сникает силовик плечистый, - Вдруг весь народ нутром осознает, Что нас хранит один Покров Пречистой. Как в Церкви Таинство Святых Даров Невидимо, но ощутимо нами, - Пречистой Богородицы покров Раскинут над житейскими волнами. Покров - сильней ракетного щита, Всего, что может человек создати. Земная жизнь - ничтожная тщета, Когда с ней нет небесной благодати. И потому, хоть дел невпроворот И груз забот сгибает тяжко плечи, - Повсюду на Руси пылают свечи. И вновь с надеждой молится народ. |
|
Покров, Покров над Русскою землёй! Дано Руси небесное гражданство - Пока сердца не сделались золой, Покуда в нас молитвы постоянство. |
А если мы не те - в смертельный год, Когда замолкнет оптимист речистый, - Пусть осознает до конца народ, Что нас хранил один Покров Пречистой. Протоиерей Андрей Логвинов. |
И да одарит Матерь Божья щедро вас своею благодатью и радостью, защитив от несчастий, нужды и порока!
О чем молятся перед досточтимым образом Божией Матери перед образом Ее "Покров Пресвятой Богородицы":
• О любви, замужестве, женитьбе;
• О помощи в решении финансовых проблем;
• О помощи в решении жилищных проблем;
• О примирении, прощении, от сплетен и ссор;
• Об исцелении от болезней;
• Об избавлении от чревоугодия, о похудении;
• О принятии правильного решения;
• О помощи в судебных спорах;
• О путешествующих;
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4:
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
глас 3:
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу, А́нгели со архиере́и покланя́ются, апо́столи же со проро́ки ликовству́ют: нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Величание Покрова Пресвятой Богородицы.
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим Покро́в Твой святы́й: Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се, за ны Христу́ моля́щуюся.
Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова.
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
К Тебе, о Матерь Пресвятая! Дерзаю вознести мой глас, Лице слезами омывая: Услышь меня в сей скорбный час, Прийми теплейшие моленья, Мой дух от бед и зол избавь, Пролей мне в сердце умиленье, На путь спасения наставь. |
|
Да буду чужд своей я воли, Готов для Бога все терпеть. Будь мне покровом в горькой доле - Не дай в печали умереть. Ты всех прибежище несчастных, За всех молитвенница нас! О, защити, когда ужасный Услышу судный Божий глас, . |
Когда закроет вечность время, Глас трубный мертвых воскресит, И книга совести все бремя Грехов моих изобличит. Стена Ты верным и ограда! К Тебе молюся всей душой: Спаси меня, моя отрада, Умилосердись надо мной! Николай Васильевич Гоголь. |
Где находятся чтимые иконы Покрова Пресвятой Богородицы в России
В Москве: в Покровском соборе Василия Блаженного; в церкви Воскресения, что в Барашах, и в церкви Покрова в Красном селе.
В Харькове, в Христорождественской церкви, за рекой Лопанью, прославившаяся помощью жителям во время холеры.
В Минской губернии: в городе Новогрудке, в Николаевском соборе, и в селе Жукове.
В Ярославской губернии, в трех верстах от Углича, на другом берегу Волги, в Покровском Паисиевом монастыре.
В Вологодской губернии, в Дионисиево-Глушицком монастыре, написанная самим основателем обители преп. Дионисием Глушицким, жившим в начале XV века.
В Покровском Добром монастыре, близ г. Лихвина Калужской епархии также есть чтимый образ Покрова Богоматери. Ежегодно в конце августа икону торжественно приносят в г. Лихвин, где она остается около месяца и посещает дома жителей, а к празднику своему возвращается обратно в монастырь.
Самая же известная из икон этого имени есть икона Псково-Покровская, празднование которой совершается 1 октября.
Народный календарь
Покров
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки:
«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается»,
«На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».
Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров – предвестник снежной и холодной зимы.
К этому празднику старались управиться со многими делами – и урожай убрать, и на зиму запастись всем съестным. Приходило «зазимье», в которое скот больше не пасся вольно, а грелся в стойлах, ему задавали зимний корм. Хозяева договаривались с работниками, обычно нанимая их до Крещения, а также расплачивались с теми, кого нанимали прежде, и вообще все старались расплатиться за всё и со всеми.
Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь".
Девицы молились Богородице о скорейшем обручении с милым: «Покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», «Покрой землю снежком, а меня женишком».
Молодежь уже не водила хороводы, не шумела на улицах, а собиралась на вечерних посиделках, где мастерицы и работали, и веселились с подругами и заглянувшими на огонек парнями.
Богобоязненные семьи обязательно на Покров все вместе посещали храм, молясь Богородице о том, чтобы послала мир и благополучие.
Были на Покров и погодные приметы.
Если на праздник еще не лег первый снег, то верили, что он задержится до Рождества
На Покров до обеда осень, после обеда — зима».
Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера — к холодной.
Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто —- к строгой зиме.
Покров землю покроет где листом, где снежком.
На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8 ноября) будет непременно то же.
Покров наголе, то и Екатерина наголе (7 декабря.)
Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму.
Между Покровом и родительской субботой (8 ноября) зима не становится
Последний сбор груздей и рыжиков.
Именинники в этот день: Александр, Вера, Георгий, Иван, Михаил, Пётр, Роман
Интересные страницы:
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы