Вознесение Господне

ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ


После Своего Воскресения, Господь Иисус Христос 40 дней являлся и прибывал со своими учениками укрепляя и научая их в вере. По прошествии этого периода, собрав своих учеников на Елеонской горе, Спаситель вознесся на небо, отойдя к своему Отцу. Перед этим, апостолам было дано обещание о о том, что к ним придет Дух Утешитель (Святой Дух), который устроит и образует Церковь Христову, что и произошло спустя 10 дней после Вознесения Господня.





ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.


Этот великий двунадесятый праздник празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверг 6-й недели. Свое название он получил от вспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо (Мк. 16:16-20; Лук. 24:50-53; Деян. 1:4-12)


В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся вместе всем апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, "вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании," на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя святым апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: "вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли." Сказав это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. "И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо."

Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не замедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были Ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: "мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо." Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим.


Число «40» — не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения,  после "нового рождения", Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.


Человек на земле всего лишь гость, странник, который совершает свой «крестный ход» в вечность. А Господь Своим Вознесением указывает ему путь восхождения к ней.

 

Праздник Вознесения – это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины.

Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос.

Небо – это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.


Чрез Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, чрез Вознесение удостоил обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы седения одесную Отца.


Вознесшись на небо, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием, стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом и пренебесном таинстве Евхаристии – Божественных Тела и Крови Его, которых приобщаются верные. Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на земле.


Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и возрожденной Им человеческой природы. Он взошел со славой к Светоначальнику Отцу Своему, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и средостение (преграду) вражды между человеком и Богом.


Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по Преданию, также усвояет ему апостольское установление. Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином и преподобным Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).


Православная иконография Вознесения исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется «во славе» вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Церковь.


В ряде стран праздник Вознесение Господне — выходной, нерабочий день.






Всю земную жизнь Христа понимали неправильно. И только ВОЗНЕСЕНИЕ окончательно расставило точки над i.

Он рассказывал о Царстве Божьем – Его спрашивали о налогах.

Он говорил о любви – а Его спрашивали, сколько раз можно жениться.

Он открывал Благую Весть об Отце – а у Него уточняли, где самый правильный храм. И даже пытались царём сделать, еле ушёл.


Людям сложно выйти за пределы привычных представлений о хорошем и плохом.


Те, кто слушал Христа в I веке в Иудее совершенно логично связывали с Ним свои чаяние и надежды на избавление от римлян, на жизнь без голода и угнетения, на национальное величие. Но раз за разом уклонялся Христос от роли земного начальника. Уходил в пустыню, говорил притчами, водил дружбу с нестатусными людьми и отказывался от любых почестей и любого насилия.


Только раз принял Он Осанну – когда шёл на смерть.

И только раз проявил власть – когда оскверняли Храм.


И всё равно человеческая близорукость привела Его на Крест.

Те, кто осуждал Христа в Синедрионе, точно также не видели дальше земной перспективы. Для Каиафы Иисус из Назарета был всего лишь политическим смутьяном. А то, что говорит о непонятном, – так кто их разберет, галилеян?


И после Воскресения те немногочисленные ученики, что остались с Ним, кажется, продолжали ждать, что вот сейчас наконец будет восстановлено Царство Израиля...


Именно Вознесение – окончательный ответ на вопрос о благоустроении земли силами Всевышнего.


Не будет на земле Государства Бога. А все человеческие построения не вечны. Господь не стал наводить на земле идеальный порядок легионами ангелов и писать идеальный налоговый, семейный и гражданский кодексы.


Он вознёсся.

И оставил нам Духа Святого, чтобы мы любили друг друга.

Ни лучшие на свете законы, ни сильнейшие армии, ни всеобщее богатство не смогут заменить нам Его.

Земля отдана людям. Мы отданы друг другу.

Господь обещал нам Царство, но о том, чтобы ближние не болели, не голодали и не были одиноки, Он заповедал заботиться нам самим.

Он даст на это силы – но действовать мы должны сами.

И я не вижу ни одной причины, почему бы не начать прямо сейчас."


Владимир Берхин





Божественный на Божием престоле;

Христос на небо, высше всех светил,

В свое отечество, туда, отколе,

Сошел на землю, в славе воспарил.


Своих же не покинул Он в неволе,

Их не оставил в узах темных сил;

Нет! Слабых их и трепетных дотоле

Неколебимым сердцем одарил.


И всех стремящихся к Его святыне,

Горе на крыльях душ ему вослед,

Он свыше укрепляет и поныне:

Им песнь Эдема слышится средь бед,


Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне

И так вещает: «Близок день побед!»


В.Кюхельбекер/19 мая 1832 г.



Тропарь Вознесению Господню

глас 4:

Вознеслся еси во сла́ве, Христе Боже наш, радость сотворявый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.



Кондак Вознесению Господню

глас 6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.


Величание Вознесению Господню.

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию  Боже́ственное вознесе́ние.



Молитва Вознесению Господню.


Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.




На утрене в храмах в этот день читается Евангелие от Марка, Глава 16, стихи 9-20


9.  Воскреснув рано в первыйденьнедели,Иисусявился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;

11. но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.

12. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшимна вечери,и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

18. будут брать змей; и если чтó смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.


Перейти к толкованию Евангелие от Марка, Глава 16, стихи 9-20



 на литургии читается отрывок Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 36-53.


36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40 И, сказав это, показал им руки и ноги.

41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43 И, взяв, ел пред ними.

44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.


Перейти к толкованию Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 36-53.








Елеонская гора — место Вознесения Иисуса Христа.


Гора Елеонская (Масличная) - самая высокая из холмистых вершин, окружающих Иерусалим. На этой горе Господь молился ночами; здесь, напротив Иерусалимского храма, беседовал с учениками о конце мира; с этой горы Он вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Отца.

На месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола – молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения.

Внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой, помещается в центре молельни. След другой стопы перенесен и хранится в мечети аль-Акса в Иерусалиме. Часовня принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня.






Народные традиции

Вознесенье


На сороковой день после Пасхи церковь празднует вознесение Христа на небо.


Вознесение с дождем, Илья с грозой.


В народном календаре этот праздник наполнялся аграрным смыслом. Вознесение понималось совершенно конкретно, как «рост», «подъем», «восхождение», с таким толкованием связаны и традиции вознесеньего дня.


Повсеместно  на Вознесенье  пекли из теста «лесенки».

Часто «лесенки» делались с семью ступеньками, по числу семи небес Апокалипсиса. Когда-то эти лесенки «освящались в церкви.


После обеда народ шел на свои ржи в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все четыре стороны, бросает лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко».

После этого лесенки съедались.

 

В некоторых селеньях Росии помимо «лесенок» пекли еще особое печенье — сочни с овсяной крупой, называемые «христовыми окутками» — всегдашней принадлежностью всякой крестьянской обуви, неизбежной при хождениях и восхождениях».



Рецепт печенья  "Вознесенской лесенки"



Ингредиенты:

1 ст.л.  меда.

3 ст.л. растительного масла.

3 ст.л. горячей воды.

2 ст.л. сахара.

1 ст. ржаной муки.

Щепотка соли.

Щепотка корицы.

1ч.л. разрыхлителя для теста.


В горячей воде размешиваем мед с солью.

Всыпаем корицу и сахар, добавляем масло.

Всыпаем ржаную муку с разрыхлителем.

Замешиваем тугое, эластичное тесто, оно не должно липнуть к рукам.

Раскатываем в трубочки и разрезаемна "бревнышки"

Лепим печенье в виде лесенок на смазанном маслом противне и выпекаем в разогретой духовке при температуре 180-200г до золотистого цвета.

Печенье «Вознесенские лесенки» готово.

Приятного чаепития!


Интересные страницы

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Великомученик Георгий Победоносец





Православная мозайка