Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

ПРАЗДНОВАНИЕ  21 СЕНТЯБРЯ

Лучами солнечными сентябрьское небо озарилось,

В этот день Пресвятая Дева Мария родилась,

Мир наполнила светом и добром,

Путь тернистый пройдя притом.

С праздником великим всех христиан поздравляем,

Верить в Бога, искренне призываем,

Пусть в жизни вашей, будет много счастья,

Пускай исчезнут навсегда ненастья.


В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.


 Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна.


 Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.


В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.


 Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.


 Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "НЕБЕСНОЙ ДВЕРЬЮ, ВВОДЯЩЕЙ ХРИСТА ВО ВСЕЛЕННУЮ ВО СПАСЕНИИ ДУШ НАШИХ". 🙏🏻


 Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.



Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.




Рождество Девы Марии


Однажды в поздний час молился

В своей пещере Иоаким,

И лучезарный серафим

Пред ним во мгле ночной явился,


«Как воин средь житейской битвы,

Ты силы духа не терял,

Твои услышаны молитвы», -

Небесный гость ему сказал. -


«Забудь все скорби и отсюда

Под мирный кров свой уходи;

Когда свершится Божье чудо,

Не унывай и с верой жди.


Господне слово неизменно,

Настанет день тот или ночь,

Когда, на радость всей вселенной,

Господь вам даст святую дочь.


Еще давно до дня рожденья,

Для мира грешного она

На беспримерное служенье

Царем небес обречена»…


Вдруг лучезарный небожитель

Взмахнул сверкающим крылом,

И старца грустная обитель

Вновь тонет в сумраке ночном.



Вдру лучезарный небожитель

Взмахнул сверкающим крылом,

И старца грустная обитель

Вновь тонет в сумраке ночном.


Он внловь один в угрюмой келье,

Все та же мгла со всех сторон,

Но в сердце тайное веселье

Почуял вдруг нежданно он.


Его надежда, что несмело

В душе лишь искренно жила,

Все осветило и согрела,

Как день весенний расцвела.


Ему казалось мгла полночи

Сквозь сон лепечущий ручей,

Небес сияющие очи

Глядят приветней и ясней.


Весь мир казался в свете новом,

Как будто камень спал с души…

И снова он под мирным кровом

В уединенье и тиши.


И вот настали дни иные

Для бедных старцев, наконец

Над ними сжалился Творец,

И родилась у них Мария.



Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.


В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»


Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.»

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.



Хвала Богоматери


Тайна тайн непостижимая,

Глубь глубин необозримая,

Высота невосходимая,

Радость радости земной,

Торжество непобедимое.

Ангельски дориносимая

Над родимою землей

Купина Неопалимая.


Херувимов всех Честнейшая,

Без сравнения Славнейшая,

Огнезрачных Серафим,

Очистилище чистейшее.

Госпожа Всенепорочная

Без истленья Бога родшая,

Незакатная звезда.

Радуйся, о Благодатная,

Ты молитвы влага росная

Живоносная вода.


Ангелами охраняемый,

Цвет земли неувядаемый,

Персть сияньем растворенная,

Глина девством прокаленная -

Плоть рожденная сиять,

Тварь до Бога вознесенная,

Диском солнца облаченная

На серпе луны взнесенная,

Приснодевственная Мать…


Максимилиан Волошин



Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Кондак Рождеству Пресвятой Богородицы

глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.


Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.



Молитва

О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.


****


На утрене читается Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 39-49, 56

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;


56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.


Перейти к толкованию Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 39-49, 56




На литургии читается Евангелие от Луки, Глава 10 стихи:38-42, Глава 11, стихи 27-28


38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.


27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.


Перейти к толкованию Евангелие от Луки , Глава 10 стихи:38-42, Глава 11, стихи 27-28




Нардный календарь

21 сентября - Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы


Великий праздник именовался и по-другому – Малая Пречистая (28 августа, на Успение Богородицы, празднуется Большая Пречистая), Оспожинки, Осенины. Оспожинки были праздником и в честь урожая, и, если выдавалась возможность – на них весело гуляли с танцами, играми и застольями всю неделю.

 На Осенины ранним утром собирались идти к берегу озера или реки женщины, старшая несла каравай, младшие – заводили песни, славя Богородицу. У воды хлеб ломали, и хозяйки несли кусочки на двор, чтобы угостить скотину.

 В этот день те пары, кто стали мужем и женой совсем недавно, принимали в гости родню, а те поучали уму-разуму и строго глядели на всю жизнь молодых, на то, как ведут дом. Хозяюшке следовало не только подать обед, но и поднести родителям круглые пироги, а муж водил мужскую половину родню - показывать хозяйство.


Другие народные названия праздника вполне понятны – Пасиковый от «пасеки» и Луковый от «лука», и, в соответствии с названиями, продолжали выкапывать лук, пасечники же приготавливали к зиме пчелиные семейства.


Это еще и день осеннего равноденствия, и люди второй раз встречали осень да примечали, хороша ли погода, ведь, коли денек погожий, и осень придет такая.


Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.


Именинники в этот день: Георгий, Иван


Храмов, освящённых в честь Рождества Богородицы, огромное количество,

один другого краше.


Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе, Башкортостан.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе.


Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в г. Короча Корочанского р-на Белгород-ской обл.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске Ленингр.обл.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в г. Кириши Ленингр.обл

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево Московской области


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Берёзово Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.



Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.



Интересные страницы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Богородицы Хлебная (Запечная) 

Икона Божией Матери "Иерусалимская"

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы.