Троица (Пятидесятница)

Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно Единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное.

Естество невыразимой сущности.

Ум, непостижимый в мудрости, небесная держава, непогрешимая, неподначальная, беспредельная.

Сияние, нестерпимое для зрения, но все обозревающее от земли и до бездны, ни в чем не знающее для Себя предела!


Святитель Григорий Богослов


ПЯТИДЕСЯТНИЦА - день СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на апостолов и учеников Христовых. Этот день так же называют ДНЕМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, так как были явлены миру все три личности Пресвятой Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

Это день является отправной точкой существования Церкви. не какой-то религиозной организации, а реальным духовным единением душ человеческих исполненных Благодатью Божьей (Силой Божьей).



После Своего Воскресения, Господь Иисус Христос 40 дней являлся и прибывал со своими учениками укрепляя и научая их в вере. По прошествии этого периода, собрав своих учеников на Елеонской горе, Спаситель вознесся на небо, отойдя к своему Отцу. После чего апостолам было дано обещание о о том, что к ним придет Дух Утешитель (Святой Дух), который устроит и образует Церковь Христову, что и произошло спустя 10 дней после Вознесения Господня.


ТРОИЦА


Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы.

В Православной Церкви великий двунадесятый праздник.

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

Он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме.


Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, в Иерусалиме, в Сионской горнице, собрались все Апостолы Иисуса Христа, его другие Ученики и последователи, чтобы отпраздновать иудейский праздник – они не принимали участия в массовом Празднике; Богоматерь тоже была с ними.

 

И вот, в третьем часу утра – по-нашему времени – в 9-ом, - шум Небесный, словно от внезапного сильного ветра, наполнил комнату, где собрались все последователи Христа. Затем появились языки огненные, и остановились – по одному на каждом из учеников. Это означало, что на них Сошёл Дух Святой, и затем они смогли совершить такое, что показалось невероятным – стали Славить Господа на тех языках, которых не могли знать раньше.  (Деяния апостолов 2:1-47).

Апостолам была Дана способность Проповедовать учение Христово всем народам, а Дух Святой принял образ огненных языков, чтобы показать, что он может не только сжигать грехи, но также согревать и освящать Души, делая их чистыми и возвышенными.


В тот день на Праздник Пятидесятницы в Иерусалим пришло много евреев, из разных областей и стран. Апостолы тут же, выйдя к ним, стали говорить им об Истинной вере и об Учении Христа, и очень в этом преуспели: многие из собравшихся вдохновились этим Учением, и уверовали по-настоящему. Когда люди стали спрашивать Апостолов, что им теперь делать, Апостол Пётр сказал, что им надлежит Покаяться и Креститься во Имя Иисуса, и тогда грехи их будут Прощены, и на них тоже снизойдёт Благодать Святого Духа.

В тот день Окрестились более 3000 человек, и в дальнейшем Учение Иисуса Христа стало распространяться по всей Земле, так как Апостолы, Проповедовавшие вначале только евреям, разошлись для Служения по разным Странам, и многие Народы тогда узнали о Свете Истинной Христианской веры.


Этот день именуется Троицей потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу,  Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры.


Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

В Память об Этом удивительном Событии в день Святой Троицы Совершается Вечерняя Служба. Церковь в Этот день Молится не только о присутствующих, но и о тех, кто упокоился прежде, чтобы им тоже была Дарована Благодать Святого Духа. Молитва касается не только Духовных и Вечных Благ, но также и Земного существования, поэтому Церковь Молит Господа о том, чтобы Его Милости распространялись и на временные нужды Людей.


Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства.

На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.



СОШЕСТВИЕ ДУХА СВЯТОГО НА АПОСТОЛОВ


Они хоть и знали Иисуса давно,

И слышали речи святые,

Хоть были из мира Им призваны, но

Они были люди простые.

Вопросы как прежде гнездились в сердцах,

И мучали так же сомненья,

И бури мирские смущали, и страх,

Хоть зрили Его Воскресенье.

И многого сердцем понять не могли,

Но верили, ждали, стремились...

В Сионскую Горницу снова пришли,

И вместе усердно молились.

Вдруг будто шум крыл раздался в небесах,

И дивным потоком, как пламя,

Дух Божий в горящих сошел языках,

Почивши над их головами.

И силой облек их незримой, святой,

Зажёгши сердца словно свечи,



И пламенно славили Бога душой

На множестве разных наречий.

И стали уже и не ученики-

Апостолы, светочи Слова,

Бесстрашные воины, мрака враги,

Поборники веры Христовой.

И, бросивши жребий, отважно пошли

В далекие страны и земли,

Крестили, учили и Слово несли,

И жизнь за Христа не жалели...

И Церковь росла, укрепляясь в веках,

Сквозь мрак, тесноту и гоненья.

И Божий Огонь загорался в сердцах

Всех, жаждущих света, спасенья...

Как служба по храмам сейчас хороша:

Повсюду листва и цветенье.

И Троицу славит, ликуя, душа,

И Церкви Христовой рожденье!


Долягина Лариса.


Догмат Святой Троицы


Когда речь заходит о понимании сущности догмата Святой Троицы, Священники говорят, что он есть основа Христианства, однако постигнуть его разумом невозможно, так как Это Тайна. По существу, Бог Един, но Имеет Три Сущности – Отец, Сын и Дух Святой, и при этом Троица Неразделима и Единосущна.


По объяснениям, которые пытались дать многие Святые отцы, выходит, что Человеку вообще не дано понять разумом суть догмата Святой Троицы. Вот что они говорят: «эта тайна не может быть выражена рационально», «это крест для человеческой мысли», «для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения». Церковь поясняет нам, что человеческий рассудок – греховный, и для того, чтобы принять учение о Троице, он должен отказаться от стремления объяснять всё рационально и стараться познать суть вещей. Если это пояснение кого-то не устраивает, то ему ничего не остаётся, как принять точку зрения Церкви – «как есть», однако большинству людей вряд ли удастся отказаться от желания всё познавать, и от стремления пройти за грань доступного – такова уж наша природа.


Некоторые Священники говорят, что отчасти всё же можно постигнуть Тайну Святой Троицы – через аскетический подвиг, когда восприятие Духовное достигнет небывалой Высоты.


В исламе и иудаизме нет учения о Троице – этим отличается только Христианство, и многие Святые отцы, стараясь объяснить людям его суть, проводят аналогии с земной жизнью.


Троицу сравнивают с Солнцем, дающим тепло и свет; подземным источником воды, родником и вытекающим из него потоком; разумом человека, его речью и Душой. Однако они тут же отмечают, что все эти аналогии весьма несовершенны, и к тому же не могут обладать настоящей Троичностью – Единство в них ставится Выше.


Известный церковный писатель и Богослов IV века, Василий Великий, причисленный к Лику Святых, считал самой близкой аналогией Радугу: он говорил, что она многоцветна, но её сущность едина, и все цвета в результате образуют один цвет – белый. Но и эта аналогия не признаётся церковью совершенной, так как цвета радуги не являются самостоятельными сущностями.


Церковь заключает, что в человеческом разуме нет соответствующих образов для того, чтобы представить себе догмат Святой Троицы, поэтому лучше придерживаться благочестивого образа мыслей: иными словами – принять всё на веру, и не пытаться проникнуть в суть.





История праздника Троицы


Праздник Троицы официально стали отмечать с конца IV века – тогда догмат о Троице был принят в Константинополе, и уже тогда говорили, что его Тайну нельзя постичь человеческим разумом.


Интересный факт: иконописцы и художники очень долго Изображали Бога в одном Лице – Иисуса Христа, а Троицу не изображали, считая, что нельзя Писать Бога Отца и Бога Святого Духа. Потом появилась иконография Троицы: каждый из нас знает уникальную «Троицу» Андрея Рублёва, на которой изображены три Ангела. Этот сюжет относят к Ветхому Завету, и считается, что в его основу лёг рассказ об угощении Авраамом и Сарой Троих Пришельцев, Явившихся им в дубраве.


На других Иконах Троица Изображается иначе: Бог-Отец – это Старец, Иисус – взрослый Мужчина или Отрок, а Святой Дух – Голубь, парящий над Ними.


Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.


Отмечать Троицу на Руси стали не сразу, хотя Крещение произошло ещё в X веке: только через 300 лет, при Сергии Радонежском, Троица стала в нашей Стране одним из Важнейших Христианских Праздников – в Православной Церкви Это Великий Двунадесятый Праздник.


И всё же многие верующие считают, что смысл этого Праздника заключается в том, что Люди узнавали три Сущности Бога постепенно: Бог-Отец Является Творцом, Создателем всего сущего; Иисус Христос – Сын Божий, посланный своим Отцом к людям, чтобы спасти их; Святой Дух Сходит на Апостолов в заключение, чтобы вера Христианская распространилась по Всей Земле. Вместе эти Сущности представляют собой одно целое – Святую Троицу, Триединый Образ Господа.


Богослужение в этот день отличается особенной красотой: в Храмах пахнет травой, весенней свежестью, ризы у Священников зелёного цвета; звучат Торжественные Песнопения и читаются Молитвы Святителя Василия Великого. Святая Троица Считается Основой Христианской Церкви, ЕЁ НАЧАЛОМ на Всей Земле.








Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.


А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.


И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат -

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!


Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда простые приношения:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

Иван Бунин





ПОЧЕМУ в Церкви говорят, что Бог — один, а поклоняются Троице?


Церковь верует в то, что Бог един по существу, но троичен в Лицах.

Это откровение о Себе дал людям Сам Бог в Священном Писании. Некоторые аналогии помогают хотя бы отчасти увидеть, как это может быть.

Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):

«…Ум наш — образ Отца; слово наше — образ Сына; дух — образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума.

Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли.

Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого.

В существовании того и другого является существование ума».


Конечно, этот образ — именно образ со всей присущей ему несовершенностью, потому что ни ум, ни мысль, ни дух человека не являются самостоятельными лицами, но только составляющими природы человека.

Суть троичного догмата в том, что именно три самостоятельных Лица обладают предельной степенью единства и любви.

Именно Бог-Любовь создал наш мир, именно любовь является базовым законом и принципом бытия этого мира, а не разделение и злоба, которые мы очень часто видим вокруг себя.



ПОЧЕМУ НА ТРОИЦУ ХРАМЫ УКРАШАЮТ ВЕТКАМИ БЕРЕЗ?


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день троицы храмы и дома зеленью — ветками берез, цветами.

Исторически, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму.

Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо¬заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской.

На пятидесятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни.

Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями.

И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несомненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью.

В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.

Вот зимой были голые ветви, наступила весна — и появились зелень, листочки, цветы.

Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух святой коснулся нас Своей благодатью — и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает.

Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет.

Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет.

Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают.

Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней оторванными от своего корня.

Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа.

И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Будем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Божественной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Протоиерей Борис Старк





Великий Праздник, Святая Троица, красивый Праздник.


В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.

Цвет праздника Троицы — изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри — сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах  усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. 

Богослужение в этот день отличается особенной красотой: ризы у Священников зелёного цвета; звучат Торжественные Песнопения и читаются Молитвы Святителя Василия Великого. Святая Троица Считается Основой Христианской Церкви, её началом на Всей Земле.


Возникновение традиции,  украшать храмы зеленью,  связывают как с обычаями Иудейской Церкви, так и с верованиями древних славян.


В День Пятидесятницы евреи украшали свои жилища и Храмы ветвями деревьев, а пол устилали травой и цветами: это означало благодарность Богу за наступление весны, обновление природы, а также за Законы, данные Им народу на горе Синай.


У древних славян был другой ритуал, но он тоже был связан с украшением жилищ зелёными ветками – это был праздник Весны. Обычно для украшения использовались ветки берёз; одну берёзу, самую красивую, украшали лентами и приносили в деревню. Там под деревом играли, гадали, устраивали хороводы; девушки украшали себя венками, а концы берёзовых веток «завивали» кольцами. Вообще дереву не везло, так как потом его обычно рубили на части, и бросали в рожь, чтобы она лучше росла, получив энергию молодой берёзки – люди верили, что этот обряд сделает Землю более плодородной.


Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

 


О Святой Троице, просвещении Святым Духом и "уловлении вселенной".




Начиная с Пятидесятницы, мы вновь начинаем взывать к Утешителю: «Приди и вселися в ны». Нам должно делать это сознательно, постоянно и с верою, доколе не произойдет само вселение, приносящее с собою (по тексту молитвы) «очищение от всякой скверны и спасение души».


В духовной жизни если чего не просишь, того и не имеешь. Не просишь Духа – не имеешь Духа. А не имея Духа, попадаешь под определение апостола: «Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие Духа» (Иуд. 1:19). Без толку ждать от таких людей исполнения заповедей. Они способны только на грех, бунт и на презрение к тому, чего не понимают.


Не забудем также и того, что окончательный суд над землей произойдет не раньше, чем Дух Святой станет бездомным в мире людей. Ему некуда будет вселиться, и никто его внутрь души своей и не пригласит, и не впустит. Именно так было и перед потопом, когда сказал Бог: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 6:3).


Поэтому приступим к умолению Духа, да не уйдет от нас, но паче – да вселится. Но да просим «с верою, нимало не сомневаясь, потому, что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак.1:6).

Протоиерей Андрей Ткачев



Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.

Схиархимандрит Илий Ноздрин




Тропарь на День Святой Троицы

глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.


Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!


Кондак на День Святой Троицы

глас 8:

Егда́ снизше́л язы́ки слия́,  разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки разделя́ше, в соедине́ние вся́ призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.


Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.


Величание на День Святой Троицы.


Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́, Его́же от Отца́ посла́л еси́ Боже́ственным ученико́м Твои́м.



Молитва Пресвятой Троице.


Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.



Молитва Пресвятой Троице,

творение Марка монаха 


Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы,прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.




 В этот день в храмах читается отрывок из  Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.


37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не

узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.


ГЛАВА 8.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.


Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.



Явление Святой троицы преподобному Александру Свирскому


Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца.


Каждый из Них держал в Своей руке жезл.

Преподобный пал в страхе, а, прийдя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, юлаженне, и не бойся". Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинсте, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал:«Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.


В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное.

На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. После явления Святой Троицы преподобный стал думать, где строить церковь. Ему явился Ангел Божий в мантии и куколе и указал место. В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная).


Это место находится в Ленингрдской области, Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода (Пос. Свирское), Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Необыкновенно благодатное и чудное место.

Там же находятся нетленные т теплые на ощупь мощи святого.

Паломническая служба монастыря:

Тел. +7 (81364) 44-402 (вт-сб 9:00—16:00)

Эл.почта: palomnik@svirskoe.org

Сайт: http://svirskoe.org/




Народные традиции

Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.


На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.

После обедни девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами и в таком уборе идут в лес развивать березку. Пришедши туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто-нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березке и начинают ее украшать лентами и цветами. Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно! а впереди всех одна из них несет березку, и таким образом обносят ее кругом всей деревни. Пришедши в которую-нибудь из улиц, они втыкают березку в землю и начинают водить вокруг нее хороводы, тут присоединяются к ним парни, и все хором поют


ТРОИЦА ЗЕЛЁНАЯ


Троица зелёная,

Свежий запах мяты.

Листья шёлком вышиты

У берёз на платьях.

Сарафан отстрочен

Нежными цветами

И ковыль играет

Белыми волнами.


Чабрецом и розами

Пахнет в доме нашем.



Веточки берёзовы,

Праздника нет краше.

Все луга, как на подбор-

Яркие, цветные.

Вика, донник, зверобой,

Ковыли густые.


Праздник Троицы Святой -

Богу так угодно.

С неба дождик проливной -

Год,знать, плодородный!




Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники.

А. П. Чехов.



Интересные страницы

День Святого Духа

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых»

Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших»