19 (6) августа - Преображение Господне

...яко Ты еси воистину Отчее сияние


 

Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых событий из земной жизни Христа и Богородицы. Его описание содержится в трех Евангелиях. В них говорится, что однажды Христос сказал ученикам, что некоторые из них еще при жизни увидят Царство Божие. Наступил день, когда Спаситель взял с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на высокую гору. Внезапно Христос преобразился, его одежды и лицо стали сияющими, как снег. Явились два ветхозаветных праведника – пророки Илия и Моисей. Они беседовали с Христом о том, что вскоре ему предстоит отойти к Небесному Отцу. Вдруг гору окутало блистающее светлое облако. Апостолы ощутили такую невыразимую радость и счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть!» А из облака послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Изумленные апостолы пали на землю. Спаситель запретил ученикам говорить об увиденном до Его крестной смерти и Воскресения. Он словно готовил их к страданиям и унижениям Голгофы. Ведь многие апостолы видели в Христе в первую очередь вождя и будущего царя, который освободит страну от римского владычества. Спаситель же показал, что, несмотря на Божественную природу, он добровольно пошел на Крестные муки за все человечество.


Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа.



Иисус воссиял, как солнце, демонстрируя, что Он - свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир. И что есть солнце глазам плоти, то есть свет этот очам сердца.

Блаженный Августин


Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.


Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним.

И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?"» (Мк.9:9-10).


Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей... состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.


На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.





СВЕТ ПРЕОБРАЖЕНИЯ


Такой восторг на сердце, так тепло!

Божественно Христос преобразился,

Как будто солнце новое взошло

И яркий Свет чудесно засветился!


А Свет-то этот - неземной, живой,

Нетленный, неизменно благодатный!

Свет этот всё животворит Собой -

Такой непостижимый, необъятный.


Нечистым оком боязно смотреть -

Слепит Он, словно огнь опаляет.

Но Он же может благодатно греть

Того, кто оком праведным взирает.


Не опали, Господь, не порази -

Помилуй Свое грешное созданье!

Фаворным Светом чудно озари -

Зажги в душе свет вечного сиянья!


Дмитрий Лапаев



Мы не в человека верим, которого злые люди унизили, оскорбили и ко кресту пригвоздили. И не в пророка мы верим, который велик и хорош, но безмерно удален от Существа Божия. Мы верим в Слово, в Котором «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:3). Именно это показывает нам праздник Преображения.

Протоиерей Андрей Ткачев





Преображение Господне, или как его еще в народе называют Яблочный Спас.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие на горе Фавор, когда Господь преобразился перед Своими учениками и перед ними появились ветхозаветные праведники пророки Моисей и Илья.

Традиционно в этот день верующие приносят в храм для освящения яблоки.

Так принято издревле на Руси.

А в Греции и Израиле, к примеру, христиане берут с собой созревшие гроздья винограда, так как праздник Преображения приходится как раз на пору созревания этого фрукта.


Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало с ветхозаветных времен.

На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды.

Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, стремлением к воплощению евангельских истин, способствовало созиданию христианской души нашего народа.


Смысл освящения плодов в день Преображения символичен и состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая – все самое первое и лучшее, чтобы с благодарностью сказать Богу:

«Господи, Ты сотворил все необходимое для нас, для нашего проживания на этой земле.

Причем, сотворил всё «добро и красно», как говорится по-церковнославянски, то есть, очень хорошо, красиво и, конечно, вкусно.

Мы приносим эти плоды в благодарность за то, что Ты дал возможность эти плоды вырастить, собрать и вкусить». Собственно, в этом и заключается смысл освящения плодов – благодарение Господа за новый урожай, за новые плоды.

А не в том, что плоды каким-то образом освящаются или во время освящения приобретают какие-то особенные свойства.

Нет, они такими же плодами и остаются.

И не нужно превращать церковный праздник в языческий обряд. Лучше воздержаться от чрезмерного обрядового действия, а сосредоточиться на смысле события, подумать, что Господь хотел сказать через Преображение.


Праздник Преображения напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом.

Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности.

Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу – помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя…


Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе.


Праздник Преображения напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом.

Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности. Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу – помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя…


Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе.



МОЛИТВЫ НА ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ.

В день праздника Преображения, по окончании Божественной литургии духовенство выходит на амвон, чтобы помолиться Господу с просьбой освятить принесённые в храм первый урожай винограда и плодов.


МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ВИНОГРАДА НОВОГО УРОЖАЯ


Благослови́ Го́споди, пло́дъ се́й ло́зный но́вый, и́же благорастворе́ніемъ возду́шнымъ, и ка́плями дожде́вными и тишино́ю вре́менною, въ се́й зрѣ́лѣйшій пріити́ ча́съ благоволи́вый: да бу́детъ въ на́съ, отъ того́ рожде́нія ло́знаго причаща́ющихся, въ весе́ліе, и приноси́ти Тебѣ́ да́ръ во очище́ніе грѣхо́въ, свяще́ннымъ и святы́мъ тѣ́ломъ Христа́ Твоего́, съ Ни́мже благослове́нъ еси́, со Пресвяты́мъ, и Благи́мъ и Животворя́щимъ Твои́мъ Ду́хомъ, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ, ами́нь.


Перевод

Господи, благослови этот новый виноградный плод, при ясной погоде, чрез благорастворение воздуха и дождевые капли, по Твоему благоволению созревший к этому времени, чтобы он и его сок послужили нам, вкушающим, и веселием, и даром, приносимым Тебе для прощения наших грехов,* с освящённым и Святым Телом Христа Твоего, с Которым благословен Ты, с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь


МОЛИТВА О ПРИНОСЯЩИХ ПЕРВЫЙ УРОЖАЙ

Моли́тва о принося́щихъ нача́тки овоще́й.

Влады́ко Го́споди Бо́же на́шъ, Твоя́ отъ Твои́хъ приноси́ти Тебѣ́ по предложе́нію кому́ждо повелѣ́вый, и вѣ́чныхъ Твои́хъ бла́гъ воздая́ніе си́мъ да́руяй, Иже вдовы́ по си́лѣ приноше́ніе благоуго́дно пріе́мый, пріими́ и ны́нѣ принесе́нная отъ раба́ твоего́ [и́мярекъ], и въ вѣ́чныхъ Твои́хъ сокро́вищахъ возложи́тися си́мъ сподо́би. Да́руй ему́ и мірски́хъ Твои́хъ бла́гъ оби́льное воспрія́тіе, со всѣ́ми поле́зными ему́. Яко благослови́ся Твое́ и́мя, и просла́вися Твое́ ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ, ами́нь.


Перевод

Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твоё из Твоего, и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты благосклонно посильное приношение вдовы, так и ныне прими от Твоих рабов принесённое Тебе и пусть это будет достойно положено в сокровищницу Твоих вечных благ, иму же самим дай обильно получать от Тебя земные блага со всем полезным для них. Ибо благословенно Имя Твоё и прославленно Царство Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


После этого чтецом читается 33 псалом (в некоторых храмах его поёт хор). После прочтения молитв духовенство совершает освящение принесённых в храм плодов.





Преображение: единичное событие и ежегодный праздник.


Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю.

При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.)

Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов.

В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.


В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов.


Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости!


Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера.

Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.






А наш символ веры нам напоминает, что воскреснет и плоть человеческая. «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века…». И жизнь вечная касается не только души, но и тела тоже. Оно будет славным и святым, что мы и видим на примере Христа Господа, который был прославлен в теле Своем. Оно сияло у Него как солнышко. И лицо Его сияло как солнце, и одежда у Него была как белый снег. В знак того мы и одеваемся в алтаре в цвет, который напоминает белизну и чистоту, которые Господь дарит человеку. Своей чистоты у человека нет, есть чистота, которую Бог подарит. «Очисти меня и паче снега убелюся…» (Пс.50) Это есть та белая чистота, которую Бог дарит человеку. «Ты меня очистишь, и я буду белый; Ты меня просветишь, и я от грязи своей отмоюсь». Такой порядок духовной жизни.

Из проповеди Андрея Ткачева


Зреет час преображенья,

Он сойдет, наш светлый гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.


От утра и от полудня

Под поющий в небе гром,

Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.


И от вечера до ночи,

Незакатный славя край,

Будет звездами пророчить

Среброзлачный урожай.


А когда над Волгой месяц

Склонит лик испить воды, -

Он, в ладью златую свесясь,

Уплывет в свои сады.



И из лона голубого,

Широко взмахнув веслом,

Как яйцо, нам сбросит слово

С проклевавшимся птенцом.

Есенин Сергей


Из интервью с Протоиереем Василием Максимишинцем

(Газета "Вечный зов")

— Отец Василий, расскажите нам, пожалуйста, про гору Фавор. Что там происходит в день Преображения?

— Праздничное богослужение начинается уже среди ночи. Обычно его проводит Патриарх Иерусалимский. И всегда сходит божественное облако. Мы знаем из Евангелия, оно осенило Апостолов. И из этого облака был голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

— Голоса не слышали?

— Я голоса не слышал, но хочу рассказать свои ощущения. Как-то 3 года назад, первый раз я там был на Преображение, пришли мы туда с паломниками. Было 10 часов вечера, мы находились на самой вершине Фавора. Примерно 28 градусов тепла, ветер теплый. Прочитали канон ко причащению, потом под навесом вне храма началось богослужение. Я тоже служил. Был тогда начальник русской миссии отец Тихон, сегодня он уже епископ. Его помощники говорят: «Вам надо будет причащать людей». Я сказал: «Я бы не хотел». — «Почему?» Я сказал, что могу причастить людей случайных. Они говорят, что тут не разберешь. Когда уже служилась Литургия, они мне говорят: «Придется все-таки причащать». Придется, — значит, придется. Послушание. И вот дают мне чашу, а народу примерно 6-7 тысяч.

— А где же там уместились?

— Там двор большой.

— Там, по-моему, греческая православная церковь?

— Да, греческая, и есть и католическая. Вот выхожу я к ограде, начинаю причащать. Человек 10 причастил, вижу — у меня в чаше все белое.

— Белое?

— Да, все белое. Облако сошло. Не только в чаше, но и все паломники окутаны в белое. Это такая радость, что нельзя передать словами! Ты это ощущаешь, видишь, радуешься. За семь метров от себя я уже не видел людей. Я причастил передних. Их прижимали к забору. Не пускали отойти. Через голову я боюсь причастие давать. Надо было что-то делать. Отец Тихон говорит: «Отец Василий, экономьте причастие. Народу еще тьма». Я причастил где-то, думаю, около тысячи человек. Мы все были окутаны облаком. Это было первый раз. Я получил такую радость! Я причастил народ. Сам уже спустился вниз. Мои паломники спустились раньше. Я как на крыльях летел, а облако пошло на Назарет. Там напротив виден Назарет. Говорили мне, что оно сходит, когда идут крестным ходом, но в тот год не было. Второй год я был, уже не причащал. Оно тоже сходило.

— Оно каждый год сходит?

— Да. На великом входе, когда идем с чашей, фонари горят и прямо видно, как тучи идут. И что интересно. В 2010 году я наблюдал: когда сходит облако, люди поднимают руки и какие-то звуки издают. И я, грешный, видел это где-то лет 5 назад и подумал, что это люди себя не нормально ведут, но сейчас, когда я был свидетелем этому, то мне хотелось перейти через забор к этим людям и что-то говорить. То есть нельзя было молчать — настолько человек переполняется радостью. Так что я 3 раза уже был в этом облаке. Оно по-разному сходит, очень много этапов. Бывает очень густое, бывает менее. Что интересно, в этом году камера у меня не хотела его снимать. Включу камеру — она просто не работает где-то минут 40. Я спрашиваю других — другие говорят, что у них то же самое.

— А есть специалисты, которые подтверждают, что это явление не природное, а уникальное?

— Я со специалистами такими не общался, но вот с 2010 года мы поднимаемся, и гид — не христианин, с которым я первый раз ездил по Святой Земле, он говорит: «Вот облака сегодня не будет, потому что очень сухо». Он по-своему понимает. Я это слушал, но потом повторил его слова: «Вот видите, хоть и сухо, но облако все равно сойдет». Я думаю, что сомнению это не подвергается, потому что это только бывает на Преображение Господне, во-вторых — это неземная радость. Помните, Апостол Петр сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть...»




На утрене читается Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 28-36


28  После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.

29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.

30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;

31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.

33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, чтó говорил.

34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.

35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.


Толкование на Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 28-36




На литургии читается отрывок из Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9.


1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.


Толкование на Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9




Тропарь

глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.


Кондак

глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.


Задостойник


Велича́й, душе́ моя́, / на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода.

Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся: / Бог из бо́ку Твое́ю про́йде, / я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́ / и с челове́ки поживе́. // Тя, Богоро́дице, тем вси велича́ем.



Молитва


Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


 Величание

Велича́ем Тя,/ Жизнода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ // пресла́вное преображе́ние.



Акафист Преображению Господню




ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Яблочный Спас.

( записки из воскресной школы)


Есть в Израиле гора Фавор. Это самая высокая гора в той местности.


👀Рассмотрим современный вид горы. Все иллюстрации к уроку в альбоме


Здесь произошло одно из самых таинственных событий Нового Завета - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Незадолго до своего распятия Иисус привёл учеников - Петра, Иакова и Иоанна - на гору ФАВОР, чтобы вместе помолиться. Во время молитвы Он преобразился: лицо его просияло, как солнце; одежды его сделались белыми, как снег и блистающими, а

Апостолы в это время заснули.


👀Рассмотрим икону Преображения. Найдём апостолов, найдём Христа. Найдём свет, исходящий от Него.


Проснувшись, ученики увидели Своего преобразившегося Учителя и сразу поняли, что Он не просто человек. От Спасителя исходил такой яркий свет, что было больно смотреть глазам. Не случайно евангелист даёт сравнение со снегом. В солнечную погоду на снег бывает больно смотреть, так он сияет.


Рядом со Христом находились два ветхозаветных пророка ИЛИЯ и МОИСЕЙ.


👀Рассмотрим изображения или иконы пророков.

❓Если вы когда-то уже рассказывали (читали) детям о Моисее и Илии, то задайте наводящие вопросы: что они помнят об этих пророках?


Пётр, пребывая в полном восхищении сказал: «Господи! Хорошо нам быть здесь; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии».

Вскоре на вершину горы, где они находились, опустилось облако и послышался голос Бога Отца: « Сейесть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».


Ученики очень испугались и пали ниц. Иисус успокоил их и попросил подняться. Апостолы встали и, оглядевшись никого уже не увидели, кроме Христа, который выглядел теперь, как обычно.


Спаситель не случайно именно конце своего пребывания на земле показал трём ученикам свою Божественную Сущность. Он хотел укрепить их, ведь вскоре они увидят своего учителя распятым на кресте и это может стать для них сильным потрясением и испытанием. В часы отчаяния и печали свидетельство трёх апостолов о Фаворском свете, который они видели своими глазами, должно было поддержать в других учениках веру в Спасителя и в его грядущую победу над смертью.


А ещё Своим Преображением Христос показал, что ожидает человека после смерти, если он будет стараться праведно жить: жить вместе с Богом, не обижать других, помогать ближнему, прощать обиды. Человек так же преобразится и засияет.


В наши дни ежегодно на гору Фавор в день Преображения Господня опускается облако..


В России в народе этот праздник называют яблочным спасом. В церквях освящают яблоки, виноград нового урожая.






Народный календарь

19 августа - Яблочный Спас (второй спас)

🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎

 В церковном календаре этот день известен как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Яблочный спас - встреча осени. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы.

До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот 19 августа, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая, готовить из них разные блюда, печь пироги, варить варенье и напитки, угощать домашних и соседей. С этого дня начинался сбор урожая. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели. На Яблочный Спас можно вместе с яблоками отправить близким поздравление или открытку с праздником.

Примета на Яблочный Спас - каков второй Спас, таков и январь.



Интересные страницы:

Великомученик Пантелеймон, Целитель

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

Вознесение Господне