19 (6) августа - Преображение Господне

...яко Ты еси воистину Отчее сияние


 

Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых событий из земной жизни Христа и Богородицы. Его описание содержится в трех Евангелиях. В них говорится, что однажды Христос сказал ученикам, что некоторые из них еще при жизни увидят Царство Божие. Наступил день, когда Спаситель взял с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на высокую гору. Внезапно Христос преобразился, его одежды и лицо стали сияющими, как снег. Явились два ветхозаветных праведника – пророки Илия и Моисей. Они беседовали с Христом о том, что вскоре ему предстоит отойти к Небесному Отцу. Вдруг гору окутало блистающее светлое облако. Апостолы ощутили такую невыразимую радость и счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть!» А из облака послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Изумленные апостолы пали на землю. Спаситель запретил ученикам говорить об увиденном до Его крестной смерти и Воскресения. Он словно готовил их к страданиям и унижениям Голгофы. Ведь многие апостолы видели в Христе в первую очередь вождя и будущего царя, который освободит страну от римского владычества. Спаситель же показал, что, несмотря на Божественную природу, он добровольно пошел на Крестные муки за все человечество.


Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа.



Иисус воссиял, как солнце, демонстрируя, что Он - свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир. И что есть солнце глазам плоти, то есть свет этот очам сердца.

Блаженный Августин


Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.


Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним.

И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?"» (Мк.9:9-10).


Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей... состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.


На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.





СВЕТ ПРЕОБРАЖЕНИЯ


Такой восторг на сердце, так тепло!

Божественно Христос преобразился,

Как будто солнце новое взошло

И яркий Свет чудесно засветился!


А Свет-то этот - неземной, живой,

Нетленный, неизменно благодатный!

Свет этот всё животворит Собой -

Такой непостижимый, необъятный.


Нечистым оком боязно смотреть -

Слепит Он, словно огнь опаляет.

Но Он же может благодатно греть

Того, кто оком праведным взирает.


Не опали, Господь, не порази -

Помилуй Свое грешное созданье!

Фаворным Светом чудно озари -

Зажги в душе свет вечного сиянья!


Дмитрий Лапаев



Мы не в человека верим, которого злые люди унизили, оскорбили и ко кресту пригвоздили. И не в пророка мы верим, который велик и хорош, но безмерно удален от Существа Божия. Мы верим в Слово, в Котором «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:3). Именно это показывает нам праздник Преображения.

Протоиерей Андрей Ткачев





Преображение Господне, или как его еще в народе называют Яблочный Спас.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие на горе Фавор, когда Господь преобразился перед Своими учениками и перед ними появились ветхозаветные праведники пророки Моисей и Илья.

Традиционно в этот день верующие приносят в храм для освящения яблоки.

Так принято издревле на Руси.

А в Греции и Израиле, к примеру, христиане берут с собой созревшие гроздья винограда, так как праздник Преображения приходится как раз на пору созревания этого фрукта.


Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало с ветхозаветных времен.

На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды.

Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, стремлением к воплощению евангельских истин, способствовало созиданию христианской души нашего народа.


Смысл освящения плодов в день Преображения символичен и состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая – все самое первое и лучшее, чтобы с благодарностью сказать Богу:

«Господи, Ты сотворил все необходимое для нас, для нашего проживания на этой земле.

Причем, сотворил всё «добро и красно», как говорится по-церковнославянски, то есть, очень хорошо, красиво и, конечно, вкусно.

Мы приносим эти плоды в благодарность за то, что Ты дал возможность эти плоды вырастить, собрать и вкусить». Собственно, в этом и заключается смысл освящения плодов – благодарение Господа за новый урожай, за новые плоды.

А не в том, что плоды каким-то образом освящаются или во время освящения приобретают какие-то особенные свойства.

Нет, они такими же плодами и остаются.

И не нужно превращать церковный праздник в языческий обряд. Лучше воздержаться от чрезмерного обрядового действия, а сосредоточиться на смысле события, подумать, что Господь хотел сказать через Преображение.


Праздник Преображения напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом.

Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности.

Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу – помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя…


Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе.


Праздник Преображения напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом.

Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности. Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу – помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя…


Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе.



МОЛИТВЫ НА ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ.

В день праздника Преображения, по окончании Божественной литургии духовенство выходит на амвон, чтобы помолиться Господу с просьбой освятить принесённые в храм первый урожай винограда и плодов.


МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ВИНОГРАДА НОВОГО УРОЖАЯ


Благослови́ Го́споди, пло́дъ се́й ло́зный но́вый, и́же благорастворе́ніемъ возду́шнымъ, и ка́плями дожде́вными и тишино́ю вре́менною, въ се́й зрѣ́лѣйшій пріити́ ча́съ благоволи́вый: да бу́детъ въ на́съ, отъ того́ рожде́нія ло́знаго причаща́ющихся, въ весе́ліе, и приноси́ти Тебѣ́ да́ръ во очище́ніе грѣхо́въ, свяще́ннымъ и святы́мъ тѣ́ломъ Христа́ Твоего́, съ Ни́мже благослове́нъ еси́, со Пресвяты́мъ, и Благи́мъ и Животворя́щимъ Твои́мъ Ду́хомъ, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ, ами́нь.


Перевод

Господи, благослови этот новый виноградный плод, при ясной погоде, чрез благорастворение воздуха и дождевые капли, по Твоему благоволению созревший к этому времени, чтобы он и его сок послужили нам, вкушающим, и веселием, и даром, приносимым Тебе для прощения наших грехов,* с освящённым и Святым Телом Христа Твоего, с Которым благословен Ты, с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь


МОЛИТВА О ПРИНОСЯЩИХ ПЕРВЫЙ УРОЖАЙ

Моли́тва о принося́щихъ нача́тки овоще́й.

Влады́ко Го́споди Бо́же на́шъ, Твоя́ отъ Твои́хъ приноси́ти Тебѣ́ по предложе́нію кому́ждо повелѣ́вый, и вѣ́чныхъ Твои́хъ бла́гъ воздая́ніе си́мъ да́руяй, Иже вдовы́ по си́лѣ приноше́ніе благоуго́дно пріе́мый, пріими́ и ны́нѣ принесе́нная отъ раба́ твоего́ [и́мярекъ], и въ вѣ́чныхъ Твои́хъ сокро́вищахъ возложи́тися си́мъ сподо́би. Да́руй ему́ и мірски́хъ Твои́хъ бла́гъ оби́льное воспрія́тіе, со всѣ́ми поле́зными ему́. Яко благослови́ся Твое́ и́мя, и просла́вися Твое́ ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ, ами́нь.


Перевод

Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твоё из Твоего, и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты благосклонно посильное приношение вдовы, так и ныне прими от Твоих рабов принесённое Тебе и пусть это будет достойно положено в сокровищницу Твоих вечных благ, иму же самим дай обильно получать от Тебя земные блага со всем полезным для них. Ибо благословенно Имя Твоё и прославленно Царство Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


После этого чтецом читается 33 псалом (в некоторых храмах его поёт хор). После прочтения молитв духовенство совершает освящение принесённых в храм плодов.





Преображение: единичное событие и ежегодный праздник.


Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю.

При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.)

Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов.

В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.


В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов.


Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости!


Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера.

Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.






А наш символ веры нам напоминает, что воскреснет и плоть человеческая. «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века…». И жизнь вечная касается не только души, но и тела тоже. Оно будет славным и святым, что мы и видим на примере Христа Господа, который был прославлен в теле Своем. Оно сияло у Него как солнышко. И лицо Его сияло как солнце, и одежда у Него была как белый снег. В знак того мы и одеваемся в алтаре в цвет, который напоминает белизну и чистоту, которые Господь дарит человеку. Своей чистоты у человека нет, есть чистота, которую Бог подарит. «Очисти меня и паче снега убелюся…» (Пс.50) Это есть та белая чистота, которую Бог дарит человеку. «Ты меня очистишь, и я буду белый; Ты меня просветишь, и я от грязи своей отмоюсь». Такой порядок духовной жизни.

Из проповеди Андрея Ткачева


Зреет час преображенья,

Он сойдет, наш светлый гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.


От утра и от полудня

Под поющий в небе гром,

Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.


И от вечера до ночи,

Незакатный славя край,

Будет звездами пророчить

Среброзлачный урожай.


А когда над Волгой месяц

Склонит лик испить воды, -

Он, в ладью златую свесясь,

Уплывет в свои сады.



И из лона голубого,

Широко взмахнув веслом,

Как яйцо, нам сбросит слово

С проклевавшимся птенцом.

Есенин Сергей


Из интервью с Протоиереем Василием Максимишинцем

(Газета "Вечный зов")

— Отец Василий, расскажите нам, пожалуйста, про гору Фавор. Что там происходит в день Преображения?

— Праздничное богослужение начинается уже среди ночи. Обычно его проводит Патриарх Иерусалимский. И всегда сходит божественное облако. Мы знаем из Евангелия, оно осенило Апостолов. И из этого облака был голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

— Голоса не слышали?

— Я голоса не слышал, но хочу рассказать свои ощущения. Как-то 3 года назад, первый раз я там был на Преображение, пришли мы туда с паломниками. Было 10 часов вечера, мы находились на самой вершине Фавора. Примерно 28 градусов тепла, ветер теплый. Прочитали канон ко причащению, потом под навесом вне храма началось богослужение. Я тоже служил. Был тогда начальник русской миссии отец Тихон, сегодня он уже епископ. Его помощники говорят: «Вам надо будет причащать людей». Я сказал: «Я бы не хотел». — «Почему?» Я сказал, что могу причастить людей случайных. Они говорят, что тут не разберешь. Когда уже служилась Литургия, они мне говорят: «Придется все-таки причащать». Придется, — значит, придется. Послушание. И вот дают мне чашу, а народу примерно 6-7 тысяч.

— А где же там уместились?

— Там двор большой.

— Там, по-моему, греческая православная церковь?

— Да, греческая, и есть и католическая. Вот выхожу я к ограде, начинаю причащать. Человек 10 причастил, вижу — у меня в чаше все белое.

— Белое?

— Да, все белое. Облако сошло. Не только в чаше, но и все паломники окутаны в белое. Это такая радость, что нельзя передать словами! Ты это ощущаешь, видишь, радуешься. За семь метров от себя я уже не видел людей. Я причастил передних. Их прижимали к забору. Не пускали отойти. Через голову я боюсь причастие давать. Надо было что-то делать. Отец Тихон говорит: «Отец Василий, экономьте причастие. Народу еще тьма». Я причастил где-то, думаю, около тысячи человек. Мы все были окутаны облаком. Это было первый раз. Я получил такую радость! Я причастил народ. Сам уже спустился вниз. Мои паломники спустились раньше. Я как на крыльях летел, а облако пошло на Назарет. Там напротив виден Назарет. Говорили мне, что оно сходит, когда идут крестным ходом, но в тот год не было. Второй год я был, уже не причащал. Оно тоже сходило.

— Оно каждый год сходит?

— Да. На великом входе, когда идем с чашей, фонари горят и прямо видно, как тучи идут. И что интересно. В 2010 году я наблюдал: когда сходит облако, люди поднимают руки и какие-то звуки издают. И я, грешный, видел это где-то лет 5 назад и подумал, что это люди себя не нормально ведут, но сейчас, когда я был свидетелем этому, то мне хотелось перейти через забор к этим людям и что-то говорить. То есть нельзя было молчать — настолько человек переполняется радостью. Так что я 3 раза уже был в этом облаке. Оно по-разному сходит, очень много этапов. Бывает очень густое, бывает менее. Что интересно, в этом году камера у меня не хотела его снимать. Включу камеру — она просто не работает где-то минут 40. Я спрашиваю других — другие говорят, что у них то же самое.

— А есть специалисты, которые подтверждают, что это явление не природное, а уникальное?

— Я со специалистами такими не общался, но вот с 2010 года мы поднимаемся, и гид — не христианин, с которым я первый раз ездил по Святой Земле, он говорит: «Вот облака сегодня не будет, потому что очень сухо». Он по-своему понимает. Я это слушал, но потом повторил его слова: «Вот видите, хоть и сухо, но облако все равно сойдет». Я думаю, что сомнению это не подвергается, потому что это только бывает на Преображение Господне, во-вторых — это неземная радость. Помните, Апостол Петр сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть...»




На утрене читается Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 28-36


28  После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.

29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.

30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;

31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.

33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, чтó говорил.

34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.

35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.


Толкование на Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 28-36




На литургии читается отрывок из Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9.


1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.


Толкование на Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9




Тропарь

глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.


Кондак

глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.


Задостойник


Велича́й, душе́ моя́, / на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода.

Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся: / Бог из бо́ку Твое́ю про́йде, / я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́ / и с челове́ки поживе́. // Тя, Богоро́дице, тем вси велича́ем.



Молитва


Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


 Величание

Велича́ем Тя,/ Жизнода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ // пресла́вное преображе́ние.



Акафист Преображению Господню






Народный календарь

19 августа - Яблочный Спас (второй спас)

🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎🍏🍎

 В церковном календаре этот день известен как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Яблочный спас - встреча осени. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы.

До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот 19 августа, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая, готовить из них разные блюда, печь пироги, варить варенье и напитки, угощать домашних и соседей. С этого дня начинался сбор урожая. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели. На Яблочный Спас можно вместе с яблоками отправить близким поздравление или открытку с праздником.

Примета на Яблочный Спас - каков второй Спас, таков и январь.



Интересные страницы:

Великомученик Пантелеймон, Целитель

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

Вознесение Господне