Воздвижение Креста Господня


В начале 4 века мать святого императора Константина Великого - равноапостольная Елена нашла и обрела в Иерусалиме утерянный Крест на котором был распят Спаситель Иисус Христос. Обретение такой святыни сопровождалось множеством чудес.





27 СЕНТЯБРЯ - ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – принадлежит к числу двунадесятых праздников. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября.

Установлен праздник в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.


Особым богослужебным событием праздника Воздвижения становится поклонение Кресту. Оно совершается во время Всенощного бдения в канун торжества. Священник выносит Крест, осеняя Им стороны света (восток, запад, юг, север и вновь — восток). Затем верующие прикладываются к святыне. В это время поется тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».


Собственно, это действие — поднятие Креста — и называется воздви́жением. Святыня воздвигается над миром, над склонившимися людьми. Это имеет, в первую очередь, духовное значение — Крест главенствует, является ориентиром для спасения, распространяет благодать. Вместе с тем, его воздвигают и для того, чтобы все собравшиеся видели святыню, что напоминает нам о событиях, происходивших 18 столетий назад…


ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ КРЕСТА

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос.

Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.


Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 — 337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.


Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).


Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.


Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, — были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).


В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.


Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.


В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа — обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.


Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.


Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа.


Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.


В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.


 КАК БЫЛ ОБРЕТЕН КРЕСТ ХРИСТОВ



Вскоре после Распятия Христа, святой Крест был утерян. Существуют различные версии его обретения.


По слову Спасителя, Который предсказывал, что «не останется здесь камня на камне» Иерусалим был разрушен в I ом веке римскими войсками. Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении, а позже на месте некоторых из них были построены языческие храмы. Согласно наиболее древней ( IV-V вв.) версии, святой Крест находился под языческим святилищем Венеры.


Спустя несколько столетий (после разрушения Иерусалима) во главе Римской империи стал принявший христианство император Константин. После чудесного явления ему знака Креста император захотел восстановить память о земной жизни Спасителя, а его мать императрица Елена горячо желала поехать в Святую землю: найти места земной жизни Христа и среди них в особенности Крест, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен.


Когда языческое святилище было разрушено, обнаружилось три креста, а также табличка (титло) с надписью, сделанной по приказу Пилата на латинском, греческом и еврейском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и гвозди, которыми Он был пригвожден.


Для того чтобы узнать, какой именно из крестов –тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на Истинное Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.


Предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда и название праздника), поочередно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее.


Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.




 ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

В VII веке стали вспоминать еще одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран).


Крест Господень, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать ее удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесен в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий.


По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошел в ворота.


Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.




 УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Праздник Воздвижения Креста Господня изначально был связан с праздниками в честь освящения (обновления) Мартириума и ротонды Воскресения, т.е. тем событиям, которые и сегодня празднуются 26 сентября и называются в церковном обиходе «Воскресением словущим». По отношению к ним Воздвижение Креста Господня первоначально имело второстепенное значение.


При этом уже в конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением.


В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления святой Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления.


Начиная с VI в., Воздвижение Креста Господня постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии преподобного Саввы Освященного, написанного в VI в. преподобным Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не о Воздвижении Креста Господня, то в Житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святому Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что преподобная Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения Креста Господня.


Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.


 ГДЕ КРЕСТ СПАСИТЕЛЯ НАХОДИТСЯ СЕЙЧАС?

В очень многих местах одновременно. Дело в том, что еще царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи, Константинополь.


По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях, так как каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а совершить для этого путешествие в Иерусалим или Константинополь была возможность далеко не у каждого. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы. К середине IV в., как свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.








Тропарь

глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивные даруя/ и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.


Кондак

глас 4:

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.


Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.



Молитва первая.


Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.



Молитва вторая.


О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.



Евангелие дня


На утрене читается Евангелие от Иоанна глава 12, стихи 28–36

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.


Перейти к толкованию




На Литургии читается Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 6–11, 13–20, 25–28, 30–35

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

[При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.


Перейти к толкованию





КРАТКО О ПРАЗДНИКЕ



Куда делся Крест после распятия?


После распятия Спасителя Животворящее Древо, на Котором Он был распят, по существовавшему у иудеев обычаю должны были закопать или даже положить рядом с Гробом Господним. Но, во-первых, Крест был больших размеров, а во-вторых, приближалась ветхозаветная пасха, и все спешили разобраться со своими делами. Поэтому Древо вместе с крестами разбойников сбросили в старую водосборную цистерну, вкопанную в землю недалеко от места казни и засыпали землей. В каком-то смысле, очевидно, что этот факт позже помог во время раскопок.



Но как спустя 300 лет узнали о месте нахождения святыни?


Христианство с самого момента своего появления стало проблемой для римлян: несмотря на то, что последователи Спасителя не боролись с правящим режимом, власть пугала их внутренняя свобода и отказ признавать языческих богов. Естественно, наряду с гонениями на самих людей, империя пыталась уничтожить все места культа. Так, император Адриан, правивший во II веке, приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень, а на искусственном холме построить храм Венеры.


Несмотря на это, память в народе о месте распятия жила все 300 лет, до прибытия на Святую Землю экспедиции равноапостольной Елены. По ее приказу языческий храм на Голгофе (как и в другим местах) был разрушен, после чего начался сбор информации. Интересно, наиболее точные сведения о местах распятия и погребения сообщил некий Иуда, бывший иудеем. Его вероисповедание подтверждает факт о том, что, скорее всего, люди его поколения знали о культовом для христиан месте. Кстати, Иуда позже крестился с именем Кириак, стал епископом и мученически погиб во времена Юлиана Отступника.



Как Животворящее Древо смогло сохраниться в земле в течение трех веков?


На этот вопрос можно ответить просто: ведь то была святыня, которую благодатью Своего прикосновения освятил Сам Бог. Кроме того, существуют и красивые предания о Кресте Господнем. Древо Креста соотносят с райским Древом Жизни, а Христа с Адамом. Крест действительно стал, несмотря на принадлежность к орудиям казни, символом спасения и вечной жизни для христиан. И Тело Спасителя на Кресте – это Плод новой Жизни. Может ли увянуть Древо Жизни? Конечно, нет.



А из какого же дерева был сделан Крест Господень?

Согласно преданию, не из одной породы дерева, а из трех! Мы помним из Ветхого Завета историю о посещении Авраама Пресвятой Троицей. Явившаяся в виде трех путников, Троица оставила у Мамврийского дуба три посоха, сделанные из кедра, певга и кипариса. Когда праведный Лот согрешил и пришел просить у родственника совета, Авраам назначил ему своеобразную епитимью: поливать эти три посоха, пока они не начнут зеленеть. Несмотря на абсурдность испытания, Бог откликнулся на покаянный подвиг Лота, носившего с реки Иордан воду для полива трех тростей. Посохи проросли, соединились в один ствол и выросли в мощное дерево, носившее в себе три древесные породы.


Во время строительства храма Соломона дерево срубили, но применить во время строительства не смогли. Оно пролежало 900 (!) лет в Силомской купели. Ну, а когда пришло время крестного подвига Христа, фарисеи внезапно вспомнили о «лежавшем под рукой» материале и приказали исполнить из него крест. Так исполнились слова, реченные пророком Исайей:


«Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13).



Кто же обнаружил Животворящее Древо?


Поскольку раскопки велись под руководством равноапостольной царицы Елены, главным действующим героем истории обретения Креста Господня считается она. Также в церковном предании сохранилось и имя иерусалимского патриарха Макария. Имена представителей духовенства, членов экспедиции царицы, а также «зевак», наверняка прибывших посмотреть на раскопки, не сохранилось. Поскольку предание описывает сразу же случившиеся от Креста чудеса, то свидетелями обретения стали и сам покойник, воскресший после прикосновения к нему Древа, и исцелившаяся женщина, и все члены похоронной процессии, проходившей тогда мимо Голгофы. Скорее всего, присутствовал и старый еврей Иуда, подсказывая копателям. Наверняка именно увиденное им чудо, произошедшее от Креста, стало причиной, по которой он уверовал и крестился.



Где сейчас находится Крест Господень?


Уже в скором времени после обретения Креста святыню разделили на части: одну отправили в Рим, вторую в Константинополь, и само перекрестие оставили в Иерусалиме. Все три части, естественно, также дробились, и маленькие частицы рассылались в качестве даров в разные христианские страны. Поскольку Ближний Восток был неспокойным местом, то Древо периодически захватывали персы или арабы, а христианские правители Животворящий Крест точно также периодически либо отбивали, либо выкупали.


Последний след Креста Господня, хранившегося в Иерусалиме, можно найти в 1187 году. В Нижней Галилее крестоносцы сошлись в битве с мусульманами. Подобно иудеям, бравшим на войну Ковчег Завета, рыцари взяли с собой на битву Крест. Но святыня была захвачена и, что странно, упоминания о ней с тех пор не встречаются ни у христианских, ни у мусульманских историков того периода. Есть версия, что Животворящее Древо по частям выкупали европейские правители, но сделки носили неофициальный характер, поэтому сведений о них не сохранилось.


Сегодня самая большая часть Креста Господня хранится в Иерусалиме, в храме Гроба Господня и доступна для поклонения верующим.





Народный календарь

Этот праздник был постным, потому что наши предки считали — «кто на Воздвиженье будет поститься, тому Богом семь грехов простится».

В этот день чаще всего ели капусту и разные блюда из нее.

В это время проходили и девичьи вечерки или посиделки. Существовало в народе такое поверье, что если, собираясь на посиделки, девушка в этот день прочтет особый заговор семь раз, то ее обязательно полюбит приглянувшийся ей парень.

Считалось, что на Воздвиженье нельзя было начинать никаких важных дел, потому что все могло пойти прахом — пропасть.



Интересные страницы:

Преображение Господне

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

Вознесение Господне

Троица (Пятидесятница)