22 (9) мая - празднование Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

Перенесение мощей  Николая Чудотворца в Бари (1087).


Святитель Николай, епископ Мир Ликийских, жил во второй половине третьего – в четвертом веке. Он прославился своей заботой о бедняках, милостью к страждущим, а также даром чудотворения. Весь христианский мир после кончины святителя чтил его память. Но в одиннадцатом веке положение Византийской империи ухудшилось. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивали жителей, разоряли и оскверняли храмы. Не раз мусульманские войска покушались уничтожить гробницу святителя Николая. В тысяча восемьдесят седьмом году купцы из итальянского города Бари решили, что мощи святителя Николая Чудотворца будут в безопасности, если перевезти их к ним в храм. Мореплаватели из Бари высадились в Мирах. Четыре монаха, находившихся в храме у гробницы, пытались оказать сопротивление, но тщетно. Итальянцы перенесли мощи на корабль и отправились на родину. Жители Мир Ликийских горевали и оплакивали свою потерю. В Бари реликвия была окружена чрезвычайным почтением. По молитвам к ней и сейчас происходит множество чудес. Паломники из России – частые гости у мощей Николая Чудотворца.





22 (9) мая празднование Перенесения мощей святителя и чудотворца

Николая из Мир Ликийских в Бари 


В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.


В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.


Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.


В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.


Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье.


Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.


Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...


8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.


Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар.


В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу.


Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.


В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.


В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.


Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание.


Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".









В избе у далёкого сродника

Гостил я однажды полдня,

И лик Николая Угодника

С любовью глядел на меня.


А время то было тяжёлое,

И я попросил, как во сне:

«Святителю отче Николае,

Спаси, помолись обо мне!»


О, сладкое таинство чудного!

Вернулся достаток в мой дом,

Я вышел из времени трудного

И вскоре забыл о святом…


…В гостях у далекого сродника

Опять собралась вся родня.

Но лик Николая Угодника

С укором глядел на меня.


О, горькая снедь покаяния!

Сидел я, почти не дыша,

И думал, что плоти желания

Я выполнил все. А душа?


Душа, словно полюшко голое!..

И я прошептал, как в огне:

«Святителю отче Николае,

Прости, помолись обо мне!»

Евгений Санин.




.

Проповедь Архимандрита Иоанна Крестьянкина


В память вечную будет праведник... (Пс.111,6).


Возлюбленные мои, други наши, сегодня праздник великого праведника и угодника Божия святителя Николая в честь перенесения честных мощей его из города Миры в Бар-град.


Он – велик в мире. Он – велик в Церкви Христовой! И память его, начиная со дня его кончины 6 декабря 342 года, прошедшая сквозь столетия и достигшая наших дней, лучшее тому свидетельство.


А ведь многие из нас своим религиозным опытом знают о нем не только по свидетельству Церкви, не только по преданию, но по живому его участию в жизни нашей. И в сонме чтимых святых не много таких, кто предстал бы нашему сознанию столь живо.


Не изумительно ли, дорогие мои, что недосягаемая высота жизни святителя Николая и служения его Богу не разделяет нас с ним, но делает его особенно близким и желанным нам. А соприкасаются с ним многие и очень многие: и верующие, и неверные, и православные, и инославные – и раньше, и теперь. В чем причина такой всеобъемлющей власти святителя над людьми? Да в том, что он во всей возможной для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: "...любящия Мя люблю, ищущии же Мене обрящут благодать" (Притч.8,17).


От юности полюбил святитель Николай Бога, и Бог полюбил его.


А Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню.


Собственными свойствами святой души святителя Николая стало умение любить, умение снисходить ко всякому человеку, к разным людям и дать каждому именно то, что ему нужно.


О святителе Николае, архиепископе небольшого малоазиатского городка Миры Ликийские, почти нет достоверных письменных свидетельств, но "дивен Бог во святых Своих", и Он наполнил мир великой славой деяний Своего избранника до сего дня. Сказания и предания многое сохранили из жизни святителя, а еще больше хранится известий о его посмертных чудесах.


Православная Церковь празднует память святителя Николая каждый четверг недели наравне с памятью святых двенадцати апостолов. Она празднует торжественно день его преставления 6 декабря и так же бережно хранит праздничную память о перенесении его святых мощей из Мир Ликийских в южный италийский город Бари, где они покоятся и доселе. Дела жизни сохраняют предания, Господь же сохранил для нас неоспоримое доказательство величия жизни святителя Николая в его святых и нетленных мощах, источающих святое миро, как свидетельство о том, что земная наша жизнь, прожитая беспредельно в Боге, бессмертна.





О чем обращаютя с молитвенной просьбой к Святитиелю:


• о вразумлении врагов и обидчиков

• о помощи в решении финансовых проблем

• о помощи в судебных спорах

• о помощи в решении жилищных проблем

• о возвращении супруга

• об осужденных и находящихся в заключении

• об излечении от рака

• о помощи в делах

• о поиске работы

• о помощи в избавлении от алкоголизма / наркомании и пр. зависимостей

• об успешной операции

• о благополучии детей

• о зачатии ребенка

• о любви / замужестве / женитьбе

• о помощи в решении имущественных вопросов

• о благополучном течении беременности

• о путешествующих


Помощь Святителя Николая быстра и удивительна. Он и строг, и милостив одновременно. В каждом храме есть его образ, и даже если мы больше никого из святых не знаем, то, увидев Николая Чудотворца, сразу чувствуем себя в церкви, как дома.


Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.





Тропарь пренесению честных мощей


глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.



Кондак пренесению честных мощей

глас 3:

Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.


Молитва святителю Николаю Чудотворцу.


О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.



Акафист святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу



Истории о помощи Николая Чудотворца



В храмах на службе, на утрене, в этот день читается отрывок из Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13  А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14  Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15  Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.


Перейти к толкованию отрывка из Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9-16



На Литургии в праздник Николая Угодника читается отрывок из Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17-23  (Заповеди Блаженства)


17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.


Перейти к толкованию отрывка из Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17-23


Храмы Николы Угодника

На Руси первая церковь во имя Николая Чудотворца была построена в Киеве княгиней Ольгой в 882 году, еще до принятия христианства. Во многих русских городах именем святителя Николая называли главные соборы и монастыри: в Великом Новгороде, Зарайске, Киеве, Смоленске, Пскове, Галиче, Архангельске, Тобольске и многих других городах. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря: Николо-Греческий (Старый) в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того, Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.


В настоящее время только на территории Москвы действует около 50 храмов, названных в честь святителя Николая.


Известнейшими храмами Николая Чудотворца в мире являются:

базилика на месте служения святого в Мирах Ликийских (ныне Демре, Турция),



базилика Святого Николая в Бари (Италия), где хранятся мощи святого.




Народные традиции

22 мая - Никола Весенний, Микола вешний, травный, тёплый.


В этом празднике, как и во многих других, слились христианские и языческие традиции.

На Руси считалось, что в этот день Николай Угодник спускался с небес на землю и путешествовал по русской земле, изгоняя темных духов.



Пришел бы Никола, а тепло будет.

помимо этого дня, святому посвящен также праздник 19 декабря, о чем сказывали так:

«Два Николы у нас — один с травой, другой с зимой».


От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не вес­ ной,  то  по  Семен день  (14 сентября).

С Николина дня  травы начинают уже хорошо расти, и  с этого дня  в  северных  губерниях  начинают   средний  посев  яровых хлебов.

Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой.


Пора было пасти лошадей по ночам, а присматривать за ними ставили тех парней, кто холост, а то и вовсе юных мальчишек, и всем доставалось пирогу с начинкой из гречневой каши. Для некоторых мальчишек это было началом взрослой жизни.

День Николы знаменовал собой ежегодное улучшение жизни землепашцев. Становилось тепло, скот пасся на весенней травке, буренки и козочки приносили побольше молочка, а значит, богаче становился и стол. Обо всем этом говорили: «До Николы крепись, а с Николы живи - не тужи».


Были к этому дню и свои погодные наблюдения. Так, в утренний туман, когда так и чувствовалась в воздухе влага, спешили омыться росою, чтобы крепчало здоровье, ну, а земле-матушке такое начало дня сулило обильные урожаи.

Также, чтобы в текущем году не было засухи, на Николу ходили крестным ходом в поле и устраивали молебен у колодца, таким образом, прося послать дождь. После этого полагалось выкупаться в реке, обливая друг друга водой.

Велика милость божья, коли в Николин день дождик польет.

Батюшка  Никола!

Давай  дождя  большого!

На нашу  рожь,

На  бабий лен Поливай  ведром!


На Николу в старину начинали сажать картофель. Считалось, что, посаженный в этот день, он не только даст хороший урожай, но и его плоды будут обладать целебной силой.

Овес  уже  должен  быть  отсеян.  Овес  Микольский — ни хозяйский , ни конский (то есть посеян поздно, и толку от него не будет).

О предстоящем урожае овса судят по  поведению лягушек в Николин день: если на Николу заквакают лягушки — хорош будет овес.

В Николу лягушка квачет— овес скачет.

До святого Николы не сей гречки,  не стриги овечки.

Ольха зацвела — сей гречиху.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной—отец наш родной.

Гречневая каша не приедчива.

Гречневая каша сама себя хвалит.



Именинники в этот день: Акулина, Гавриил, Василий, Иосиф, Николай



Интересные страницы

Николай Угодник (19 декабря)

Святой Великомученик Георгий Победоносец

Вознесение Господне

Василий Великий



Православная мозайка