Таинства церкви и богослужения


Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Св. Церковь, о Таинствах, установленных Господом.


Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия – подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий.


На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость – все во власти Божией.


Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!



7 Таинств

Господу угодно было учредить семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение.


Таинство 1 - Крещение

Крещение ребенкаКрещение является "дверью" в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.


Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим раКрещение Господнебом, то после Крещения может действовать только извне – обманом.


Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки – – еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленного младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.


О Святой воде


Таинство 2 - Миропомазание

В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призы-Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.


Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники – епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.


Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: “Печать дара Духа Святаго. Аминь” – священник крестообразно помазует верующему чело – для освящения мыслей его, очи – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки – для освящения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек – плоть его и душа.



Таинство 3 - Покаяние (исповедь)


ИсповедьПокаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: “При-имитеДуха Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23).


Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе – предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!


Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).





Таинство 4 - Причащение (Евхаристия)


В  Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.


Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца – за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаво оставление грехов (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: “Сие творите в Мое поминание”.


Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6, 53-56).


Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется “евхаристией”, что значит “благодарение”. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.


Как готовиться к Св. Причащению


К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением – молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.


Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи – мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.


Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но – до начала Божественной Литургии.


Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай – после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.


После пения “Отче наш” нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.


В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы “честно соблюсти в себе Христа приятого”. Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов – Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром – молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.




Таинство 5 - Брак (венчание)


Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.


Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: “Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 4-6).


“Мужья, – говорит ап. Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной – один из величайших подвигов.


Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?


Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября – 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением – от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.


Что браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. Что в нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Что одна из частей Таинства – обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.



Таинство 6 - Священство


Свещенство таинствоВ Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески – хиротонию) получает благодать Святаго Духа для освященного служения Церкви Христовой.


Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) – в протоиерея, диакон – в протодиакона.


Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинств, посвящаемый во священника – совершать Таинства, посвящаемый во епископа – не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.


Таинство священства – установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос “поставил… иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова” (Ефес. 4, 1- 12). Апостолы, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. В свою очередь, поставленные ими епископы хиротонисали предназначенных к священному служению людей. Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен чреда правильно рукоположенных священнослужителей.


Для недавно вошедших в Церковь людей целая проблема – как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают “отцами” – по имени: отец Александр, отец Владимир – или по должности: отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке и особое, ласковое обращения: батюшка. Соответственно и супругу называют “матушкой”. К архиерею принято обращаться следующим образом: “Владыко!” или “Ваше Высокопреосвященство!”. Патриарха же называют “Ваше Святейшество!”. Ну, а церковнослужители, работницы храма простые прихожане? К ним принято обращаться так: “брат”, “сестра”. Впрочем, если перед вами человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: “отец” или “матушка”, так же адресуются и к монашествующим.



Таинство 7 - Елеосвящение (соборование)


СоборованиеТаинство елеосвящения, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.


Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить его и один иерей. Соборование берёт свое начало от Св. апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 13), Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 – 15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.


Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь – чаще – в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу – Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.


Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.




Десять заповедей Божьих

Заповеди Блаженства

Как помогают молитвы и таинства  






Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

 


Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.


 Какие службы входят в суточный круг?


В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.


 

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. 


Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.



 


Всенощное бдение


Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.


 

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час соответствует нашему третьему часу пополудни, вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа.


В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.


 

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:


Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.


Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.


Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.


 

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).


 

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.


 

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.




Другие молитвы,которые поются в храме


Акафист

Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальное пение», то есть молитва, читаемая стоя. В акафисте подробно описывается жизнь святого или событие праздника.

Он состоит из 25 частей: 13 коротких кондаков, которые завершаются словом «Аллилуйя», и 12 длинных икосов, каждая из которых включает 12 обращений, начинающихся словом «Радуйся». Поэтому акафист звучит как живая похвала святому, где каждое «Радуйся» открывает новую грань его духовного подвига.


 Кафизма

Кафизма (греч. «сидение») — это раздел Псалтири, состоящий из нескольких псалмов. Всего их двадцать. Во время чтения кафизм в храме обычно можно сидеть — отсюда и название. Последовательное чтение кафизм в храме охватывает всю Псалтирь за неделю (в будние дни) или за две (в менее строгий устав). Это напоминает верующим о постоянной молитве и благодарении Богу.



 Канон

Канон — это особая молитвенная «поэма» в честь Христа, Богородицы или святого. В переводе «канон» значит «правило, образец». Обычно он состоит из девяти песен, каждая из которых начинается с ирмоса — песнопения, связывающего текст канона с событиями Ветхого Завета. Внутри каждой песни есть несколько тропарей, раскрывающих смысл праздника. Канон можно сравнить с духовной лестницей, по которой человек поднимается от ветхозаветных образов к новозаветным событиям.


 Ирмос

Ирмос (греч. «связь») — это песнопение, открывающее каждую песнь канона. Его задача — показать связь между ветхозаветным образом и новозаветным событием. Например, если речь идёт о Богородице, ирмос может указывать на сравнение с Ноевым ковчегом или лестницей Иакова. Таким образом, ирмос соединяет старое и новое, показывая преемственность в истории спасения.


 Тропарь

Тропарь — это главная короткая молитва праздника. Она всегда в сжатой форме говорит о событии: о Рождестве Христа, о Пасхе, о святом и его подвиге. Тропарь можно назвать сердцем праздника — его богословской сутью, выраженной в нескольких строках.



 Кондак

Кондак исторически получил своё название от «палочки, на которую наматывался свиток с текстом». Это вторая важная молитва праздника, которая объясняет уже не только что произошло, но и почему произошло. Например, если в тропаре сказано о чуде святого, то в кондаке раскрываются духовные и богословские причины этого чуда.



 Икос

Икос (греч. «дом») — молитва, в которой звучит благодарение и прославление. Икосы особенно известны благодаря акафистам: каждый икос состоит из вступления и двенадцати возгласов «Радуйся». Они словно украшают молитву множеством жемчужин, каждая из которых напоминает о подвиге святого или о милости Божией.



 Стихира

Стихиры — это песнопения, которые вставляются между стихами псалмов. Их количество зависит от праздника: чем торжественнее день, тем больше стихир поётся. Они бывают «на Господи возвах», «на литии», «на стиховне» и так далее — в зависимости от того, в какой части службы они звучат. Стихиры помогают подчеркнуть величие праздника, словно украшая службу поэтическими вставками.


Пойте Господу, пойте, пойте Царю нашему, пойте (Пс. 46:7)




ЧТО ТАКОЕ ТРЕБЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?


Требы – это особые церковные службы, совершаемые по просьбе конкретного человека или семьи.

К ним относятся: крещение, венчание, исповедь и причастие на дому, отпевание, освящение дома или машины, панихида, молебны и др.


 Заказать требу можно в свечной лавке храма или у священника. Обычно для этого пишется записка с именем человека (крещёного в Православии).


 Молебен

Молебен – это особая молитвенная служба, когда люди обращаются к Богу, Божией Матери или святым с прошением о помощи или благодарением за милости. Молебны бывают только о здравии.


 В древности в центре молебна стоял канон (большой гимн в честь праздника или святого). С течением времени появились разные виды молебнов: благодарственные, водосвятные (освящение воды), молебны о здоровье, о путешествующих, об учащихся.

Сегодня молебен часто служится перед началом важного дела, перед экзаменом, операцией или дорогой.


В народе молебен нередко называют «короткой службой». Но важно помнить: это не «маленькая литургия», а именно сердечная просьба или благодарение, обращённые к Богу.


Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:29-20



 Панихида

Панихида (от греч. παννυχίς – «всенощная») – это особое заупокойное богослужение, совершаемое о душах усопших. В Русской Церкви чаще всего её служат после Литургии или в дни особого поминовения – на 3-й, 9-й, 40-й день после смерти, в годовщину, а также в родительские субботы и на Радоницу.


 Исторически панихида выросла из древних всенощных молитв («паннихис»), которые совершались ночью в монастырях. Постепенно служба оформилась как особое последование, включающее чтение псалмов (особенно 90-го и 118-го), заупокойные каноны и тропари. В ней сохранились черты древних поминальных богослужений.


Сегодня панихида совершается не только по уставу, но и как «треба» — то есть по просьбе родственников и близких усопшего. Часто её сопровождает освящённая кутия (варёное зерно или коливо) — символ воскресения и вечной жизни.


 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём (2Тим 2:11)📯



Освящение жилья

Освящение дома – это молитвенное благословение жилья, которое совершает священник. Во время чина читаются молитвы, стены помазываются освященным елеем, всё помещение окропляется святой водой, а на двери и стены ставятся кресты. Смысл этого действия – призвать Божие благословение на сам дом и на всех, кто в нём живёт.


📯 Важно понимать: освящение – не «магический обряд», который автоматически защитит жильё. Дальнейшее благополучие зависит от христианской жизни хозяев дома.


 Зачем нужно освящение?

Церковь с древности благословляет всё, что связано с жизнью человека: дома, еду, воду, труд, путешествия. Так мы свидетельствуем, что всё в нашей жизни зависит от Бога, и просим Его присутствия во всём.


Как проходит чин освящения?

1.  Хозяева приглашают священника, заранее готовят чистый стол с иконой, свечами, святой водой. В доме не должно быть амулетов и оккультных предметов.

2.  Священник читает молитвы, 90-й псалом («Живый в помощи Вышнего»).

3. Поётся тропарь «Как дому Закхея Твоим, Христе, входом спасение пришло, так и ныне входом служителей Твоих… мир подай дому сему, и милостиво благослови его».

4. Молитва

«Господи Иисусе Христе… Сам и ныне здесь жить желающих… от всякого зла невредимыми сохрани, благословляя их и это жилище».

5. Окропление водой и помазание елеем

– Священник кропит стены дома со словами:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…»

– Помазывает стены елеем крестом:

«Благословляется дом сей помазанием святого елея…»

6.  Читается Евангелие о том, как Христос вошёл в дом Закхея и даровал ему спасение (Лк 19:1-10). Это знак, что и в наш дом входит Сам Господь

7. Молитвы о хозяевах дома:

«Ещё молимся, да ниспошлёт Господь Бог благословение Свое на дом сей и на рабов Его…»

8. Отпуст и многолетие


Обычно чин занимает около 30 минут. Достаточно освятить дом один раз, но хозяевам полезно самостоятельно ежегодно окроплять жильё святой водой в крещенские дни.


Спасает ли освящение само по себе?

Святитель Феофан Затворник писал: благодать действует только там, где человек живёт по-христиански – с покаянием, молитвой и делами добра. Если же в доме царят грех, равнодушие и пустые развлечения, то никакое освящение не поможет.


Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет (Притч. 14:11)



Освящение машины

Освящение автомобиля в православной традиции совершается по особому последованию, которое в Требнике — богослужебной книге, содержащей молитвы и священнодействия на разные случаи жизни, — называется «Чин освящения колесницы».


Под «колесницей» понимается любой вид транспорта: от автомобиля и автобуса до мотоцикла.


Зачем освящать транспорт?

В чине освящения мы просим Бога хранить нас в пути, даровать мирное и благополучное возвращение домой.


Как происходит освящение?

1. Краткие молитвы

«Слава Тебе, Боже наш…», «Отче наш», «Господи, помилуй» и другие обычные начальные молитвы.

2. Псалом 90 («Живый в помощи Вышняго…»)

Читается полностью. В нём слова об охране Божией:

– «Ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих»

– «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою»

3. Молитва об освящении колесницы

Священник молится:

– «Господи Боже наш, восседающий на Серафимах… ниспошли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней приставь, дабы ездящие в ней… в мире и благополучии путь свой совершив, Тебе славу и благодарение возсылают…»

4. Окропление святой водой

Священник кропит машину снаружи и внутри, произнося:

– «Благословляется и освящается колесница сия во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

5. Отпуст


Как вести себя после освящения?

Не гневаться в пути и помнить о молитве перед дорогой. Молитва перед дорогой может быть самой простой:

«Господи, благослови!»

А когда дорога окончена, хорошо поблагодарить:

«Слава тебе, Господи!»


 Освящение нательного креста

Нательный крест — святыня, которую человек получает в Таинстве Крещения. Он — видимое свидетельство веры, принадлежности к Христу и Церкви.


В молитве освящения говорится: «Господи Иисусе Христе, пригвоздившийся на кресте ради спасения нашего, благослови и освяти крест сей, да будет носящему его защита души и тела».


Как совершается освящение?

Чин совершается в храме, обычно после службы. Священник читает молитву, просит Господа «низпослати благословение и силу кресту сему», окропляет его святой водой и отдаёт человеку со словами:

«Благословляется и освящается знамение сие крестное во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».


Когда освящают крестик?

Освящение совершается один раз. Повторно это делают только если крест был повреждён и отремонтирован или если неизвестно, освящался ли он прежде.


Можно ли освятить дома?

Нет. Только священник может совершать чин освящения.


Какой крестик правильный?

Церковь благословляет кресты православной формы — чаще восьмиконечные, иногда с надписью «Спаси и сохрани». Материал не имеет значения: дерево, металл, серебро — важно не внешнее, а то, что крест носят с верой, не снимая, как знак своего спасения.


А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал 6:15



Чин освящения воды.

Малый водосвятный молебен


Малое водоосвящение — это чин, совершаемый священником для благословения воды молитвами Церкви. Эта вода становится носителем благодати Божией, и через неё человек получает освящение, укрепление и исцеление.


Молитва, читаемая в конце чина, просит Бога «низпослати благословение Иорданово и освятити воды сия, яко да будут всем пиющим и кропящимся здравие душ и телес».


Когда совершается чин?

В отличие от Великого водоосвящения, которое совершается только на Крещение, малый водосвятный молебен можно совершать в любое время года — в храме, доме, на поле или даже на рабочем месте. Он освящает всё, что связано с жизнью человека, напоминая: Бог благословляет и обыденное, и святое.


Как происходит малое освящение воды?

1.  Поются стихиры. Чтение Апостола и Евангелия (отрывок об исцелении у купели Вифезда).

2.  Великая ектения. Церковь молит Бога «освятити воды сия силою и действием Святаго Духа».

3.  Молитва: священник просит Господа, «источника исцелений», ниспослать на воду благодать, чтобы она стала «целительницею душ и телес».

4.  Освящение воды. Священник трижды погружает крест в воду, поя: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Затем окропляет всех присутствующих.


Как пользоваться освящённой водой?

Святая вода используется для освящения различных предметов: икон, нательных крестов, автомобилей, жилья, храмов. Принимая с благоговением святую воду, освящается и человек.

 

Живущий в помощи Вышнего, под кровом Бога небесного водворится (Пс. 90:1)



Отпевание

Отпева‌ние (в Требнике – «последование мертвенное») – это заупокойное богослужение, совершаемое священником над телом усопшего христианина перед его погребением. Смысл чина не только в прощании, а в молитвенном сопровождении души, которая отходит ко Господу.


Церковь совершает разные чины отпевания: младенцев, мирян, монахов, священнослужителей, архиереев и особый чин на Пасхальной седмице.


КОГО НЕ ОТПЕВАЮТ?

Отпевание совершается только над крещёными православными христианами. Оно не совершается над некрещёными, самоубийцами (если только не доказано их помрачение ума от психических расстройств), а также над людьми, сознательно отвергшими Церковь.


Как совершается отпевание?

Обычно отпевание совершается в храме или доме, на третий день после смерти. Тело лежит в открытом гробу, покрытом белым саваном — символом чистоты и света Христова. На груди усопшего кладут крест или икону, а на голову — бумажный венец, знак победы христианина над смертью.

Родные и близкие стоят со свечами — как символом Невечернего Света, который уже встречает душу.


Что даёт отпевание?

Через соборную молитву близких, священника и всех верных христиан душа умершего получает духовную помощь, а живые — утешение и напоминание о вечности.


Как проходит чин отпевания?

1. НАЧАЛО ЧИНА: читаются краткие молитвы и Псалом 90 — прошение, чтобы Господь «Ангелам Своим заповеда о тебе, сохранити тя во всех путех твоих».

2. ПЕСНОПЕНИЯ: звучат «Непорочны» и самогласны прп. Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна?» (Какое земное удовольствие бывает без печали?)

3. ЗАУПОКОЙНЫЕ ЕКТЕНЬИ. После каждой ектеньи читается молитва: «Боже духов и всякия плоти… упокой душу усопшего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне».

4. КАНОН: центральная часть отпевания, состоящая из 9 песен (тропари и ирмосы), где Церковь просит Христа упокоить душу усопшего и укрепить веру живых. Девять песней канона проходят через ряд библейских образов, раскрывающих путь души после смерти.

📯1-я песнь вспоминает переход Израиля через Чермное море — знак того, что Бог ведёт человека через смерть, как через воды, к новой жизни.

📯6-я песнь вспоминает пророка Иону в чреве кита — образ воскресения и избавления из глубины смерти.

📯7-я и 8-я песни рассказывают об отроках, спасённых в огненной печи, — пример того, как вера побеждает даже смерть.

📯9-я песнь обращается к Богородице, через Которую Бог стал человеком и открыл путь от временного к вечному.


После 6-й песни звучит кондак «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего…» — краткая молитва, в которой мы просим, чтобы Господь даровал душе усопшего участие в вечной жизни со святыми, где есть только бесконечная жизнь с Богом.


5. Читается СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ:

Апостол: «Не скорбите, якоже и прочии не имущии упования» (1Фес 4:13-17);

Евангелие: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24-30)


6. ПРОЩАЛЬНАЯ И РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВЫ — в конце чина священник читает прощальную молитву, где просит у Бога простить усопшему забытые и невольные грехи: «Да прости‌т тебе‌, ча‌до духо‌вное, а‌ще что‌ соде‌лал еси‌ во‌льное или‌ нево‌льное».

После неё по традиции читается разрешительная молитва, текст которой священник вкладывает в руку покойному — это так называемая разрешительная грамота. Священник молится, чтобы Господь Сам простил умершего от всех человеческих грехов — словом, делом или даже мыслью. Эта молитва не отпускает грехи (как исповедь), но выражает просьбу о милости и снятии всех духовных уз, с которыми человек ушёл из жизни.

7. После этого тело несут на кладбище, где совершается погребение — «в землю, от неё же взят был человек».


Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25)



 Лития

Слово «лития» означает усердную молитву. В древности этим словом называли целые молитвенные шествия — крестные ходы, когда христиане выходили из храма и обходили город, молясь о прекращении бедствий, войн или болезней.

Со временем лития стала частью богослужения: её совершают во время всенощного бдения перед праздниками, а также как заупокойную молитву, когда молятся о душе усопшего. Именно в этом смысле лития чаще всего знакома православным мирянам, как краткий чин, который читают дома, на кладбище или в храме, когда хотят помянуть своих близких.


Что происходит во время литии?

Заупокойная лития — это молитва о милости Божией к умершему человеку. Мы просим, чтобы Господь даровал усопшему не просто покой, а участие в жизни вечной.

В главной молитве священника просится:

«Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости».

Во время литии читается псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…», поются тропари, кондаки и завершается лития словами:

«Вечная память. Душа его во благих водворится, и память его в род и род».


 Как мирянам самостоятельно совершать литию?

Мирянин может читать чин литии сам, без священника.

Где читать: дома, у иконы, на кладбище.

О ком молиться: можно молиться о своих близких и о всех православных усопших.

Лития, совершаемая мирянином, отличается от священнической.

Мирянин начинает не словами «Благословен Бог наш…», а «Молитвами святых отец наших…» и далее «Царю Небесный...», Трисвятое, «Отче наш».

В конце нет отпуста — лития завершается теми же словами «Молитвами святых отец наших…».

Кроме того, мирянин не читает ектенью и священническую молитву.

Такой чин можно найти в молитвослове.


 А если усопший не крещён или другой веры?

Церковь не благословляет читать литии и панихиды о некрещёных, ведь они не были соединены с Церковью через Таинство Крещения. Но это не значит, что нельзя за них молиться.

Мы можем обращаться к Богу своими словами.


Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны (Рим 12:12)


:

. Чем отличается лития от панихиды?

И лития (об упокоении), и панихида — это заупокойные богослужения, но между ними есть ключевые различия. Их можно сравнить так: панихида — это «полная» заупокойная служба, а лития — это «краткая усиленная молитва».


Сходства:

1. Начальные молитвы

2. Ектения об усопших: прошение об упокоении души, прощении грехов и даровании Царствия Небесного

3. Молитва священника «Боже духов и всякия плоти...»

4. Отпуст (практически полностью совпадает)


Основные различия:

Главное отличие — наличие канона в Панихиде.

 Канон — центральная часть, состоящая из 9 песен (тропари и ирмосы), где Церковь просит Христа упокоить душу усопшего и укрепить веру живых. Девять песней канона проходят через ряд библейских образов, раскрывающих путь души после смерти.

(Подробнее о значении песен канона можно прочитать тут)


Различие в полноте: панихида содержит канон и дополнительные прошения, а лития — сокращённый вариант, совершаемый при кратких поминовениях (на кладбище, после вечерни, в поминальные дни).


Поэтому лития — это молитвенная часть панихиды, сохранившая её смысл, но упрощённая по форме.


.

Благодарственный молебен. Полный чин для мирян

Благодарственный молебен — это краткое богослужение, в котором люди благодарят Бога за полученные благодеяния. В отличие от молебна с прошениями, где мы что-то просим, здесь молитвы сосредоточены на благодарности.


 В каких случаях служат благодарственный молебен?

Поводом может стать любое радостное событие или избавление от беды:

· Исцеление от болезни.

· Благополучное окончание дела (учебы, проекта, долгого путешествия).

· Разрешение сложной жизненной ситуации.

· Получение помощи в работе или семейных делах.

· В дни памятных дат (день рождения, именины, годовщина важного события).


 Кто и когда его служит?

· Молебен совершает священник. Также есть отдельный чин, совершаемый мирянином.

· Его можно заказать в любой день, после Литургии или отдельно.


 О чем благодарят в молитвах?

В молитвах мы благодарим за все милости, излитые на нас «во все дни жизни нашея», и в особенности — за прошедший день или за конкретное благодеяние.


 Последовательность чина для мирян:

1. Начальные молитвы

(Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш)

2. Благодарственный тропарь

(«Благодарни суще недостойнии раби...»)

3. Слава: Кондак

(«Твоих благодеяний и даров...»)

4. И ныне: Богородичен

(«Богородице, христианом Помощнице...»)

5. Благодарственное прошение

(«Благодаряще со страхом...»)

6. Господу помолимся. Господи, помилуй.

7. Главная молитва

(«Господи Иисусе Христе, Боже наш...»)

8. Песнь «Тебе Бога хвалим»

9. Окончание молитв  («Достойно есть...», отпуст)


Полный чин благодарственного молебна для домашней молитвы.


Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? (Лк 17:15-17)

Священник Валерий Сосковец




Интересные страницы:

Рождество Христово

Крещение Господне, или Богоявление

Благовещение Пресвятой Богородицы

Схождение благодатного огня в страстную субботу в Иерусалиме