15 февраля - Сретение Господня

15 февраля - великий двунадесятый праздник

СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

(День православной молодежи)


В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Спустя 360 лет праведный Симеон встретил Спасителя и после этого тихо скончался.


...веселися и ты, старче праведный,

приемый во объятия Свободителя душ наших...

Какая же награда за праведность, за веру, за благочестие? Какая вообще может быть величайшая награда от Бога? Обычному человеку если предложить такой вопрос, то мы услышим множество ответов: начиная от власти, могущества, богатства, здоровья, долгих лет жизни, счастья и т.д. Но как Само Божество, Сам Бог определяет, какая в Его Божественных очах величайшая награда для человека? Человек может увидеть Бога. Человек может встретиться с Ним, и тогда перед ним открываются все смыслы жизни. Именно так произошло и со святым Богоприимцем Симеоном.

Епископ Тихон (Шевкунов)

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЯ


Сретение по-славянски означает «встреча».

Двунадесятый праздник Сретения Господня установлен в память о важном событии в земной жизни Иисуса Христа.


 На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея. В притворе храма два ветхозаветных праведника – Симеон, названный Богоприимцем, и Анна встретили Святое Семейство.


Симеон происходил из священнического рода. В молодости он участвовал в переводе Библии на греческий язык. Анна, которую народ почитал как пророчицу, всю жизнь неотлучно находилась при храме. В символическом плане праздника Симеон олицетворяет Священное Писание, Анна устное предание храма.


Храм – место таинственной встречи. Душа, очистившись в пламени покаяния, как руда в горниле, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. Теперь Симеон и Анна не только верой сердца, но и очами своими видят Бога. Храм – мистический центр мира, где сходятся все меридианы и сферы земли и неба. Храм – преддверие вечности. Там пространство теряет свою протяженность, а время – одномерность и необратимость. В пространстве храма заключается вся Вселенная. Время в храме свернуто, как пергаментный свиток, на котором записана история мира от первого дня творения до Страшного Суда. Его можно раскрыть и прочесть в ритмах богослужения. В храме время циклично: сутки, неделя, месяц, год подобны вращающимся кругам, вложенным друг в друга. Святая Святых храма – это неподвижная точка в движущемся космосе. В храме вместе с людьми ангелы составляют единый хор, где каждое слово превращается в небесный луч. Храм – это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной.


По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм.


В течение сорока дней после Рождества Христова Дева Мария жила в Вифлееме, в доме Саломии, Своей родственницы, дочери Иосифа Обручника от его первого брака. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета. Иоанн Богослов назвал Бога любовью, другое имя Бога – смирение. Смирение – это печать Христа на челе святых.


Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим. Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный храм Божий, повинуясь закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед которой склоняются ангелы, склоняет голову Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святая Святых, кто станет Жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой Дом. Эту тайну знают только ангелы-хранители и двое святых – Симеон и Анна. Также посвящен в эту тайну первосвященник (старший священник чреды) Захария, отец Иоанна Предтечи. Старец Иосиф держит в своих руках клетку с двумя горлицами – жертву за Иисуса, которых затем выпустили на волю. Это пророчество о том, что Иисус Своей Голгофской жертвой освободит души людей из темницы ада, даст им свободу и Свой вечный небесный покой.


В Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы встретился с Новым Заветом, Младенцем Иисусом, лежащим на руках Пречистой Девы.


Святой Симеон Богоприимец во время перевода книги пророка Исаии решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая женщина родит сына», но был остановлен ангелом, который возвестил ему, что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества. Прошли годы и десятилетия. Три раза Старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Жители Иерусалима рассказывали своим внукам, что их отцы и деды видели в детстве своем праведного Симеона, который неизменно каждую субботу приходил на молитву в храм. Старец был живой летописью Израиля.


Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил Бога. Пророчество исполнилось. Время отшествия Старца из этой жизни приблизилось. Он произнес слова вдохновенной молитвы: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Эту молитву Церковь поет ежедневно на вечернем Богослужении. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, пророчески сказал, что Ее сердце пронзит меч скорби. Кто больше любит, тот больше страдает. В Иерусалимском храме Она впервые пережила Свою Голгофу. В словах пророка Она увидела то, что ожидает Ее Сына. Уже в то время Ирод подозревал, что его обман раскрыт, и волхвы не вернутся в Иерусалим. В царском дворце обсуждались планы, как найти и умертвить Новорожденного Царя Иисуса. Престарелый и больной Ирод решил приготовить себе погребальную тризну – умертвить всех Вифлеемских младенцев. По преданию Симеон Богоприимец был убит у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус.


В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды – краса ночного небосвода – в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины.


После принесения жертвы Святое Семейство возвратилось в Вифлеем. У южных ворот Иерусалима, за городской стеной, высился, как мрачная каменная глыба, дворец Ирода. Узкие, как щели, окна башни были похожи на глаза змея, который неподвижным пристальным взглядом смотрел на дорогу. Дева Мария хранила глубокое молчание, прижав Младенца к Своей груди. Так при виде зловещей черной тучи спешат одинокие путники, чтобы скорее достигнуть пристанища и найти себе кров от надвигающейся грозы.

архимандрит Рафаил (Карелин)




На Сретение Господне


Царь славы, славимый небесных сил чинами,

И ангельских князей носимый раменами,

Закону покорясь, Законодатель Сам

Днесь долу, Отроча, приносится во храм,

Бог неба — во Свою наземную обитель,

С искупом за Себя — вселенной Искупитель.

Держащий, Движущий светила в их кругах,

Держим, покоится на старческих руках,

На троне Своего смирения смиренном;

И от Иосифа, как Бог и в теле бренном,

Как вечный первенец Создавшаго миры,

Премлет жертвенны, таинственны дары:

Приемлет горлиц двух — чету взаимно верну,

В ней — Церковь мирную, незлобиву, нескверну,

В которой верою спрягаются в любовь

И люди Божий, Израилева кровь,

И от язычников народ новосвятимый;

Двух голубя птенцов — как истинный, всечтимый,

Завета ветхаго и новаго Творец.

Днесь обещания небеснаго конец








Приемля, Симеон с восторгом откровений

Мать-Деву увенчал венцем благословений,

Рожденного из Ней страдания предрек,

К Рожденному воззвал, кончая долгий век:

Владыка! преклонись к мольбе моей усердной,

И ныне разреши мой дух от плоти смертной,

Как прежде Твоему обетовал рабу.

Уже я на земли свершил мою судьбу;

Уже Тебя узрел примрачными очами

О Свет, сияющий превечными лучами!

Спаситель и Господь словесных естества,

В Тебе помазанных елеем Божества!


Ширинский-Шихматов Сергей Александрович

1823



Сретение - это праздник встречи Бога с человеком. В тайне совершилось пришествие на землю Христа Спасителя. Лишь очень и очень немногие Духом Святым были посвящены в свершившееся величайшее в истории человечества событие. Поклонились Богомладенцу водимые звездой язычники - восточные мудрецы, поклонились и понесли свое ведение в далекие страны. Подивились от Ангелов полученной вести вифлеемские пастухи, пришли к пещере и узрели в яслях беспомощного Младенца. Полистали священную Библию еврейские законоучители, ища ответ на вопрос: где должно родиться Мессии? И все затихло, не оставив заметного следа в житейских буднях. Мир языческий, да и еврейский продолжал изнывать под тяжестью проклятия, наведенного на себя человеком презрением воли Божией еще в раю. Даже лучшие представители этого мира понимали и чувствовали свое полное бессилие пред грехом: "хочу", но "не могу" избежать насилия греховного. И очень немногие жили ожиданием помощи от Бога. А заря нового времени уже занималась. Шел сороковой день от рождения дарованного миру Спасителя. Подчиняясь древнему закону, младенец мужского пола - первенец, разверший ложесна матери, приносится в храм как жертва и посвящается Богу. Так в ветхозаветном храме неведомый миру явился Агнец Нового Завета, Сын Божий и сын Девы, определенный свыше на искупительное служение человечеству. Святое семейство с убогой жертвой предстоит святилищу. Священник приемлет двух голубиных птенцов за Спасителя мира, а Бог зрит Младенца - жертву живую на руках материнских.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин


Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня


«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, “с нами Бог”.


А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?


Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…


...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».




В этот день на службе в храмах читется Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40


22 принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.



Перейти к толкованию Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40


Тропарь, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с, Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме. Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние.

Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от

Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных

людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя

наших душ.


Кондак, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м, и ру́це Симео́не благослови́вый,  я́коже подоба́ше, предвари́в, и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же, но умири́ во бране́х жи́тельство и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.




Когда зима весну-красну встречает,

Святому старцу Симеону счастье выпадает:

Встречает он Долгожданного,

Пророками Предреченного;

Его, Источник вечных благ —

Зрит он младенцем на руках.

Сей старец так когда-то предсказал:

— Вот жизни и моей закат настал;

Лежит Сей, чтобы многих низложить

Или возвысить — Дух велит мне возвестить!


Пророчество старца точно сбылось:

Мерой и мерилом стал нам Христос,

Выбором счастья, мира и радости,

Но и предметом распрей и зависти.

Одних поднимает, других же низводит,

И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.

То и другое людям отверсто —

Каждый бери по влечению сердца.

В рай со Христом! — наше сердце желает,

Мира и радости жаждет и чает.


Святитель Николай Сербский



 Что такое Сретенская свеча?


На праздник Сретения Господня, 15 февраля, в храмах происходит освещение свечей особым образом. Такие свечи называются «сретенскими». Этот обычай пришел в Православную церковь в 17 веке. Сретенская свеча символизирует Свет, принесенный Иисусом на нашу землю.


Сретенские свечи отличаются от обычных, которые продаются в церковных лавках, только чином освещения. Если простая церковная свеча освящается в любое время, то сретенская – только один раз в год. В старину сретенскую свечу хранили целый год в красном углу избы за иконами или сундуке с семейными реликвиями.


Свеча- это наша малая жертва Богу. Огонь свечи, это огонь нашей веры. В состав любой Церковной Свечи обязательно входит: елей - символизирующий Божественную милость к людям, и пчелиный воск - символизирующий сладость общения с Богом, мягкость воска выражает готовность человека подчинить свою волю Богу.


Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу, Божией Матери, или к святым, при возжжении и горении Сретенских свечей, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящихся, приводит к скорому исполнению просимого.


Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы. Обычно Сретенские Свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся при решении важных жизненных проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.


Любая церковная свеча - это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: "Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)." Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: "Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)".


Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, ПОЭТОМУ НЕЛЬЗЯ церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне, и в конце концов приводит к абсолютно противоположному результату.


Те огарки которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм для переплавки.



Народный календарь

15 февраля — Сретение, Сретенье Господня


В народе день Сретения назвали также днем, когда впервые встречают весну.

Зима с весной встречаются

Вторая и третья ее встречи приходятся на Сороки и Благовещенье. В этот день последний раз ездили на санях, так как морозы, как верили, теперь отступали.


Этот праздник, в большой своей части посвященный и весне - можно сказать, один из главных весенних дней - на северо-западе России называли также Громницами. Принося в церковь свечи, также называемые громницами, для освящения, их затем в течение года зажигали, если гремела гроза, чтобы отвести гром и беды. И также давали в руки тем, кто умирал, для защиты от нечисти, жаждущей получить душу.


Начиная с утра этого дня, курам доставалось в пищу и овса с особым приговором: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом».

Немало придумано было поговорок, связанных со Сретением:

«Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет»,

«Сретенье — зима с летом встретились»,

«У дня больше света, у ночи меньше стужи»,

«Солнце на лето, зима на мороз».


Примечая погоду, ждали весну с опозданием - если валил снег или на небе россыпью сверкали белые звезды.

Гадали о том, как уродятся травы. Для этого нужно было бросить палку поперечь дороги да подождать немного: заметет ее снег, значит, сочной густой травы не жди.

Солнечный славный день предрекал урожай льна, капели – дружные всходы и добрый пшеничный урожай, гуляющий же ветер подсказывал, что ветви фруктовых деревьев в этом году согнутся к земле под тяжестью спелых плодов.


Именинники в этот день: Василий





ЕЩЁ ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ


Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

14 января - обрезание Господне

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Вход Господень в Иерусалим

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Вознесение Господне

Православная мозайка