БЛАГАЯ ВЕСТЬ ПРИШЛА С НЕБЕС. ЛИКУЙТЕ ВСЕ - ХРИСТОС ВОСКРЕС !
Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды. Свт. Григорий Богослов. |
Пасха – это самый радостный и самый торжественный праздник, воспоминание величайшего события Воскресения Христова.
Вот как пишет об этом дне свт. Григорий Богослов: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал от мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Пасха! Господня Пасха!. Она у нас праздников праздник и торжество из торжеств, столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды»
Что ищите живого среди мертвых?! Сколько дней празднуется Пасха? |
«Христос Воскресе! Что за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих! В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). |
Праздник Пасха
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее –
Пасхой назывался день чудесного избавления израильского народа от египетского рабства. Исход в Землю Обетованную был прообразом того, что Христос Спаситель крестными страданиями, смертью и Воскресением избавит человечество от рабства греховного и восстановит разорванную в Эдеме связь человека с Богом.
Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
Это — как и Пасха для древних иудеев — самый радостный день христианского календаря, который напоминает человеку, что путь к Богу теперь открыт всем благодаря Христу, что жизнь не бессмысленна.
День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году: первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Тогда же было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Слово "Пасха" пришло из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Христиане, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни и вечного блаженства.
По важности благодеяний, полученных чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Пасха для христиан есть переход от смерти к вечно блаженной жизни. В обыкновенном смысле, под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ад низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Святитель Иоанн Златоуст |
Пасхальная радость — это предощущение той радости, которая полностью явится после второго пришествия Христова и явления Вечного Божьего Царства. Богослужебные особенности Ветхозаветные тексты (псалмы, пророческие книги, гимны) либо исключаются полностью, либо заменяются новозаветными текстами (фрагментами Евангелий, апостольских посланий).
Ночью совершается полунощница, заутреня, часы и Литургия Иоанна Златоуста, которые соединены в единый чин. Большинство изменяемых элементов богослужения заменяются одним тропарем «Христос воскресе из мертвых». Вместо «Трисвятого» поется — «Елицы во Христа крестистеся». Богослужение очень радостное. Все тексты не читаются, а поются.
На утрени настоятель или правящий архиерей во время совершения канона девять раз переоблачается в одеяния разных цветов.
После Литургии освящаются яйца и пасхальный хлеб — артос. Вплоть до отдания Пасхи (накануне сорокового дня после Пасхи) верующие приветствуются словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»
Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том, кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы.
Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется "Радоницей". После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних родных. Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
Какая благодать сошла с небес И радость на земле - Христос Воскрес! Земля оделась в яркие шелка И правит этим Божия рука. Деревья, как невесты в кружевах, От счастья слёзы радости в глазах. Ликует всё, земля стоит в цветах, "Христос Воскресе!" - снова на устах. |
Природа пышная до Вознесенья, Господь дарует радость умиленья. Приходит время душу очищать И с Богом постоянно пребывать. Куда ни глянь, повсюду красота, Цветы, цветы и в сердце чистота. Вот потому природа так щедра, Чтоб омывались души добела. Раиса Верич Попова, 2017 |
Воскресение Христово
В ночь с субботы на воскресение Марина Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие к гробу, чтобы помазать Тело Спасителя миром, увидели, что камень отвален, гроб открыт и стражи, которая была приставлена ко входу в пещеру нет. Они увидели Ангела, который возвестил им о Воскресении Господнем. (по Евангелию от Матфея)
Господь Воскрес! Он открылся Марии Магдалине, затем другим женщинам-мироносицам, потом двум своим ученикам, чуть позже Петру, вечером воскресения - десяти апостолам. Радость охватила людей. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит, и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. 40 дней ещё Иисус пробыл на земле, учил своих учеников. А затем вознёсся на небо к Отцу. (по Евангелию от Луки)
Святая ночь… Залит огнями храм,
Молитвы всех восходят до небес,
Как в алтаре зажжённый фимиам…
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Праздник Воскресения Христова говорит нам о том, что последнее слово не за смертью, а за жизнью. Христос умер на кресте страшной смертью, не только брошенный, оставленный людьми, не только преданный учеником, не только окруженный ненавистью, но и познав в Своем человечестве весь ужас потери Бога и этим приобщившись нам в самом страшном, самом ужасном, что есть в судьбе человека. “Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!” — воскликнул Он, умирая на кресте, разделив с нами (причем в такой мере, в какой мы сами не переживаем) ужас последней нашей измены Богу, которая влечет за собой потерю Его и смерть. Последнее слово не за этим, последнее слово за воскресением, за победой жизни над смертью, Бога над злом; и это — основание нашего ликования.
Но путь, ведущий к воскресению, не иной, чем был путь Христов, и для каждого человека, и для всей совокупности церковной, и для всякого народа. Это путь крестный, путь, на котором человек шаг за шагом отказывается от всего, что его отвлекает, от всего, что его порабощает, что его делает рабом, а не свободным человеком, отказывается от себя ради того, чтобы быть способным всем сердцем, всем умом, всей крепостью — да даже и всей немощью своей — и, если нужно, жизнью и смертью служить Богу и ближнему своему. Это — наше призвание.
Христос нам обещал соединиться с нами в таинстве Причащения. Он нам говорит в Евангелии: Примите сей Хлеб, пейте все от этой Чаши… Но до этого Он Своим ученикам другую чашу предлагал, вернее, иное условие ставил: если вы не будете пить Моей чаши, если вы не погрузитесь в ужас, который Мне предстоит, то вы не можете быть Моими учениками… И это говорится нам, теперь — не только нам, не только нам, здесь собравшимся, не только верующим, находящимся на просторах нашей Родины, но всем, потому что это закон человеческой, а не только христианской жизни. Надо отказаться от себя, надо умереть так, чтобы ничто нас не привлекало, кроме того, что являет достоинство человека, чистоту, правду, истину его жизни.
И теперь перед Россией стоит этот вопрос: вопрос о том, чтобыкаждый отказался от всего того, что его делает рабом предрассудков своих, рабом ненависти своей, рабом прошлого своего, рабом всего, что разделяет людей и восстанавливает одного человека против другого. Верующий ты или неверующий, христианин или не христианин, — если ты ЧЕЛОВЕК, ты должен отказаться от ненависти, увидеть в другом человеке брата (пусть и заблуждающегося; хотя, может, заблуждаешься ты, а не он) и искать общего языка для того, чтобы возродилась Родина наша, чтобы возродился на Родине нашей мир, взаимная любовь; чтобы созидательная работа началась общими силами верующих и неверующих: и тех, кто вчера был гонителем и врагом, и тех, которые вчера были мучениками и жертвами. Соединимся же все: здесь — молитвой, там — страшным подвигом самоотречения и принятия Христовой жизни вместо своей. Соединимся все для того, чтобы возродилась наша Родина, чтобы возродилась Церковь наша, которая порой так низко падала в лице отдельных своих членов — и оставалась непорочной, чистой, как Тело Христово. Потому что Церковь — это место встречи между Богом и человеком, и ничто не может ее осквернить; она — Тело Христово, она — дом Святого Духа.
Каждый человек в темноте, во мраке своем несет искрувечной жизни, присутствие Самого Бога. Положим же все — молитвой, подвигом — начало доброе, и да воскреснет каждая душа, да воскреснет Родина наша, да воскреснет Церковь наша!
Митрополит Антоний (Сурожикий).
Нет лучшей новости, нет более примечательных слов человеку, чем те, что Христос воистину жив и что Его любовь и спасительная сила доступны каждому человеку в мире.
Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоанн. 16:22).
Что ищите живого среди мертвых?!
Эти слова ангелов, обратившихся к женам мироносицам, пришедшим на гроб Христа, касаются всех НАС. Особенно современного человека, современное общество. Мы часто ищем жизнь там, где все умерло. Ищем вечность там, где все временно. Ищем счастье в мимолетном удовольствии, ради которого страдаем и теряем здоровье, близких, родных и время. Не ищите Христа в могиле, какой бы уютной и комфортной она не была. Ищите его в Царстве Небесном!
иерей Максим Малюта
ХРИСТОС ВОСКРЕС - ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!!! 🌸🌿🌸🌿💖🌷💖🌿🌸🌿🌸 Гремит в веках сияющее Слово, На сто разноголосых языков. Ликует целый мир, и снова Ласкает душу звон колоколов. И в небо возносясь в величье Горнем, Горят на солнце купола церквей. Гремят хоры торжественным аккордом, И блещут слезы на глазах людей. Опять свечей мерцающих сияньем Овеян золотой иконостас. А сердце слышит Вечности дыханье, И грезится святая кротость глаз, Прекрасна чистой доброты улыбка, Печать любви и скорби на Челе, Того, Кто наши искупил ошибки, Того, Кто дал прощение Земле... Уйдя от нас в заоблачные дали, Куда лишь просветленным путь открыт, Он взглядом состраданья и печали На землю сквозь туман веков глядит. Он видит, как сомнением объяты, Мечась вслепую меж добром и злом, По жизни, как по тонкому канату Мы балансируя над пропастью идем. А ветер, налетая грозным шквалом, Калечит судьбы, души леденит, |
Предательски- неистово дрожит. Но в миг перед губительным паденьем Во тьме вдруг яркая взойдёт Звезда, И Перст Его укажет Путь Спасенья, Ведя через пространства и года. На том пути перед свободным взором Раскроет свои таинства Земля. И ты поймешь деревьев разговоры, Познаешь смысл законов бытия. И та любовь, что в своем сердце прячешь Ты в самом отдаленном уголке, Вдруг захлестнёт и вырвется бурляще, Подобно взбунтовавшейся реке. И ты ее поток раздай по капле Бескрайним, неисхоженным полям, Лесным чащобам и хохлатой цапле, И в поднебесье вольным журавлям, И горным ввысь взметнувшимся вершинам, И синей дали шелковых морей, И каждой твари в царстве их зверином, И лицам неулыбчивым людей. И сердцем обновившимся подхватишь Ты гимн природы, что взмывает до небес В честь торжествующей Вселенской Благодати: "Христос воскрес! Воистину воскрес!" 🌺🌺🌸🌺🌺 Долягина Лариса. |
С ВЕЛИКИМ и ГЛАВНЫМ ПРАЗДНИКОМ!
С ПАСХОЙ - ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ!
Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря.
Пасха — это праздник Воскресения Христова.
Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря.
Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально.
Христос – Агнец Божий, Принявший грехи мира.
Его кровью спаслись мы, люди Нового Завета.
Отличать народные традиции и обычаи от обычаев Церкви – важно, если мы хотим называться христианами.
Смысл праздника в освобождении от духовного рабства.
От власти смерти и греха. Сын Божий пришел на место традиционной пасхальной жертвы.
Принял страдание и смерть, чтобы приготовить нам путь на Небо, в Царство Небесного Отца.
Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление».
На иврите Пасха:פסח (Pesaḥ).
На греческом: πάσχα.
На латыни: Pascha.
Праздник Воскресения Христова получил название «Пасха» от еврейского праздника Пасхи.
Песах у иудеев посвящен Исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства.
Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.
Эти события описаны в Ветхом Завете.
Почему христиане взяли название иудейского праздника?
Дело в том, что события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи.
А Воскресение Христово — в ночь на Пасху.
В первые века христианства Пасха отмечалась каждую неделю.
В пятницу христиане постились и вспоминали страдания Спасителя на кресте.
В воскресенье — радовались и славили Христа воскресшего. Весной, в период иудейской Пасхи, Пасха была особенно торжественной, потому что именно на иудейскую Пасху произошли распятие и Воскресение Христовы.
В христианской Церкви наименование Пасха получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:
"... Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия".
Христиане, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства.
Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской, православной.
Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы.
Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоанн. 16:22).
Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство.
Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба.
Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть.
Воскресе Христос и Жизнь пребывает, Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!
/ Святитель Иоанн Златоуст /
Христос воскрес - и смерти нет! И больше никогда не будет! И возсиял над миром свет, И с Богом примирились люди! Какая радость на душе! Как солнце весело играет! |
И не до горести уже, И сердце сладко замирает… Еще вчера была гроза И в тучах молнии сверкали, А нынче небо - как слеза, Прозрачны голубые дали… Священник Сергий Гусельников, |
Почему на Пасху красят яйца?
Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию.
После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.
С тех пор появилась традиция красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Однако позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.
Сколько дней празднуется Пасха?
По церковным канонам пасхальный период является самым долгим православным празднеством, и с учетом Светлого Воскресения, а также дня Вознесения Господня он длится ровно 40 дней.
Празднование Пасхи можно условно разделить на несколько основных периодов:
• Пасха;
• Фомина неделя;
• период с начала недели жен-мироносиц и до Вознесения Господнего.
Православные христиане наиболее торжественно отмечают Пасху в Светлое Воскресение, когда Иисус Христос воскрес спустя 3 дня после своей смерти. Именно чудо Воскрешения Христова дает всем христианам надежду на вечную жизнь, Царствие небесное и отпущение всех грехов.
После Светлой седмицы церковные богослужения несколько меняют свою форму и становятся менее торжественными.
После дня Пасхи и Светлой седмицы наступает третий, важный период пасхального празднества: Фомина неделя — время, когда нужно вспомнить о тех, чей земной путь уже завершился. Во вторник Фоминой недели наступает Радоница — день особого поминовения усопших. В этот день принято посещать могилы близких, для того чтобы помянуть дорогих людей и помолиться о спасении их души.
Окончание празднования Пасхи приходиться на Вознесение Господне. В этот день в храмах в последний раз проходят службы, в которых упоминается прошедший праздник
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. ...Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? ...Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших»
(из слова св. Иоанна Златоуста)
Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его
(1Кор. 15:20-23).
Почему Церковь освящает куличи и пасхи?
Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. "Пасха Христос избавитель", как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, З—4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Что может быть прекраснее И радостнее слов? Христос воскрес Воистину!!! Твердим мы вновь и вновь Пусть радостью пасхальною Наполнятся сердца |
А этой светлой радости не будет пусть конца. ХРИСТОС ВОСКРЕС ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! Приветствую всех вновь Пусть подаёт Господь вам всем, Мир в сердце и любовь. Юлия Котляр |
ПАСХАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
В этот день в храмах читается отрывок Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17
1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него нáчал быть, и мир Его не познал.
11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Перейти к толкованию отрывка Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17
Песнопения на Пасху
Стихира
глас 6.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь
глас 5.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)
Ипакои
глас 4.
Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак
глас 8.
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.
Задостойник
глас 1.
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.
Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Стихиры.
Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази его.
Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос избавитель. Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райские нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных.
Стих: Яко изчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова. Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку, представшя гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли, шедше проповедите учеником Его.
Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обимем! О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Не упустите Господа
Сорок дней Господь будет ходить по земле. Он может встречаться с каждым под разным видом. Он является всегда тогда, когда человек спешит, когда в тесноте находится, когда ему некогда. Испытывает веру нашу – насколько мы имеем любовь к ближнему. И множество примеров в патериках. Самый яркий, один из них, как из скита шел в монастырь подвижник Арсений. Видит: впереди нищий на коляске передвигается, ну руками опирается о землю,на колесиках на этих передвигается. Он взял себе в мантию его – здоров был физически. На плечо – и в монастырь, куда он спешил тоже. Подходит к монастырю, глядит: братья все собрались, и подумал, что это послов каких-либо встречают. Стал подходить ближе: игумен ко всем обращается и говорит: «Вот Арсений Господа несет!» А этот удивляется. А эта ноша все легче и легче: чем ближе к монастырю – тем легче эта ноша его. И все увидели Господа, возносящегося на небо. И слова к Арсению обращены: «Арсений! Я тебя не забуду!». Вот такое было явление. Я призываю к тому, чтобы вы бдели эти 40 дней (после Воскресения Христова) и занимались больше благотворительностью. Авось кто-нибудь и попадет на Господа. «По вере вашей да будет вам».
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Χριστος Ανεστη! Αλιθως Ανεστη!
Christ is Risen! Truly, He is Risen!
Христос Анести! – Алифос Анести! (по-гречески)
Христос резу Рэксит! – Верум резу Рэксит (по-латински)
Христос дирильди!-Акына дирильди! (по-гагаузски)
Христос а Инвиат! – Адэвират а Инвиат! (по-молдавски)
Христос Агсдга! – Чич ма ри тэ! (по-грузински)
Indeed He is Risen! Индид Хи из ризэн! (по-английски)
Христос эст ауф фер Штандент – Вор хайт эст ауф Ферштанден (по-немецки)
Христос Фукацу! – Джицуни Фукацу! (по-японски)
Хакам Кам! – Аль Масих Кам! (по-арабски)
Христос а Ынвиат! – Адэвэрат а Ынвиат! (по-румынски)
Ле Крист э рёсюсите! Иль э врэман рёсюсите!! (по-французски)
Христос тириннэ! - чэпчи тириннэ! (по-якутски)
Машиах кам! - Бээмэт кам! (иврит)
Христос а Ынвиат! – Адэвэрат а Ынвиат! (по-румынски)
Христе аресуфитадо - вердадераменте аресуфитадо (Испанский)
Народные традиции
Великий день. Светлый день.
По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись, Красное, нарядись!
Мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна
Как дождь или погоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет
Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчат: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого" и поскольку Пасха —величайший христианасий праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени
Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы— чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски — возводились общественные качели.
На святой неделюшке Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели, Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю, Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет, Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят Веревок не бывает!
С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы
Пасхальные яйца
Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.
Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.
Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.
Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.
Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.
Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.
Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.
Яйчатами называют декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.
Сегодня, имея в продаже большой выбор пищевых красителей и и богатый народный опыт, пасхальные яйца красят в самые разные цвета и самыми разными способами.
Рецепт Творожной Пасхи
Ингредиенты:
жирный домашний творог – 500 грамм;
ванилин – 1 пакетик;
сахарный песок – ½ стакана;
20% сметана – ½ стакана;
темный изюм – ½ стакана;
цукаты – 50 грамм;
масло сливочное – 100 грамм.
Особенности кулинарного процесса:
Сливочное масло должно быть мягким, поэтому следует достать его из холодильника заранее.
Изюм залить кипятком на пятнадцать минут, потом просушить на полотенце. Если цукаты слишком крупные, то их следует мелко порубить.
Что касается сметаны, то она должна быть жирной и свежей, ее смешивают с сахаром и ванилином, вымешивают и оставляют на 5 минут. Затем стоит еще раз взбить венчиком, чтобы все крупинки растворились окончательно.
Творог протереть через сито. Несмотря на то, что данный процесс весьма трудоемкий, без него не обойтись.
Добавить сливочное масло к творогу, влить сахарно-сметанную смесь. Тщательно перемешать.
На следующем этапе можно добавлять изюм, цукаты, размешать. Пасочницу поместить в тарелку верх дном и накрыть марлей, заполнить форму тестом и утрамбовать. Края марли следует поместить вовнутрь, чтобы прикрыть массу.
Сверху поместить гнет, чтобы ушла лишняя влага. Оставить в холодильнике на 12 часов, не забывая сливать сыворотку.
Снять груз, но не нужно сразу же доставать пасху, она должна немного постоять в холодильнике, а именно не менее 6 часов.
Готовим вкусный кулич на Пасху
Ингредиенты:
• Кефир 1,5 стакана
• Сахарный песок ¾ стакана, соль каменная 1ч.л. (без горки)
• Ванильный сахар 1 п. (8гр.)
• Сода 1 ч.л. с горкой
• Масло сливочное 60гр.
• Мука пшеничная 3 стакана (может чуть меньше или больше, в зависимости от кефира)
• Лимонная кислота 1 ч.л.
*изюм или сухофрукты 1/2 стакана. Если сухофрукты использовать в приготовлении, то их нужно порезать.
для глазури
• Кефир около 2 ст.л. (можно делать с натуральным лимонным или апельсиновым соком)
• Сахарная пудра 80гр.
Приготовление
1. В кефир добавить сахар, ванильный сахар, соду и размешать до появления мелких пузырьков (их должно быть очень много).
2. Масло довести до кипения и влить в кефирную массу, перемешать до однородности венчиком.
3. В муку добавить лимонную кислоту и перемешать, всыпать в кефирную массу, и замесить тесто. Я вымешиваю ложкой. Затем добавить изюм. Тесто должно быть очень мягкое и липкое, но не течет, а плавно свисает с ложки.
4. Выложить тесто в формы для куличей. Я пекла в бумажных покупных формах. Можно взять железную банку и, выстелить ее бумагой для выпечки. Формы наполнить на 2/3! Выпекать в разогретой до 180С духовке 30-40 минут, все зависит от духовки.
5. Приготовление глазури. В сахарную пудру добавить порциями кефир (или сок) и перемешать. Консистенция должна быть густо льющаяся. Выложить глазурь на центр остывшего кулича и дать ей растечься. По желанию украсить сахарными конфетти.
Из этого количества теста получается два кулича, один средний, другой маленький, как на фото!
Красим яйца луковой шелухой
Ингредиенты
10 куриных яиц,
1 л луковой шелухи (плотно утрамбовать в банку),
вода, соль,
1/3 стакана уксуса,
растительное масло
Луковой шелухи должно быть много. Кастрлюлька должна быть доверху наполнена ею. Подойдет шелуха как от обычного репчатого лука, так и от красного. Шелуха красного лука даст более темный, почти фиолетовый оттенок. Для получения интересных оттенков можно смешивать шелуху от лука разных сортов в разных пропорциях.
Пошаговая инструкция
1. Шелуху высыпьте в кастрюлю, залейте горячей водой и поставьте на огонь.
Воды должно быть столько, чтобы она полностью покрыла все яйца, которые вы собираетесь покрасить. Учитывайте, что часть воды выкипит, поэтому наливайте с запасом.
2. Когда вода закипит, прикрутите огонь и проварите шелуху в течение 30 минут или до 1 часа. От времени варки зависит интенсивность цвета скорлупы.
3. Яйца следует подготовить:
Промойте их водой, если необходимо – используйте мягкую губку и мыло. Скорлупа должна быть чистой и гладкой, тогда цвет ляжет ровно.
Яйца нужно нагреть – как минимум заранее достать из холодильника.
Можно подержать яйца несколько минут в теплой воде.
4.Чтобы оттенок получился равномерным, отвар шелухи нужно процедить.
Можно варить яйца прямо в кастрюле с шелухой, тогда на скорлупе будут абстрактные разводы.
В любом случае перед тем, как опустить яйца в отвар, его необходимо подсолить и добавить туда треть стакана уксуса.
5. Опустите яйца в кастрюлю с отваром и доведите до кипения.
Варить яйца рекомендуется 10-15 минут. Чем дольше варить, тем насыщеннее будет оттенок, а вот вкус продукта станет менее приятным.
6. Слейте кипяток и поставьте яйца под холодную воду – из-за контраста температур яйца будут лучше чиститься.
Чтобы скорлупа блестела, натрите яйца растительным маслом, используя салфетку или мягкую тряпочку.
Сердца людей наполнились любовью, Мир озарился, жизнь полна чудес. И торжество добра вдыханье, в каждом слове: Христос Воскрес! Воистину Воскрес! В цветущей веточке, в сиянье звезд на небе – Во всем творенья Господа видны – И в этот день торжественный и светлый Христос Воскрес! Воистину Воскрес! |
Интересные страницы
Третья неделя по Пасхе - святых Жён-мироносиц