Рождественские святки

Небо и земля, небо и земля Ныне торжествуют.

Ангелы, люди, Ангелы, люди Весело ликуют.

Христос родился, Бог воплотился, Ангелы поют, славу воздают.

Пастухи играют, Пастыря встречаю, Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме, Радость наступила!

7 января (25 декабря) – 18 (5) января Рождественские святки

– это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца.


Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок.

Пост в эти дни отменяется, даже в среду и пятницу можно вкушать скоромную пищу.

Святки продолжаются 12 дней и завершаются большим православным праздником – Крещением.


Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.

В христианской традиции Святки – это празднование Рождества Христова.

Святки празднуют в память о евангельских событиях – рождении Христа и его крещении в Иордане. Святки – это "святые дни".

На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего.

Святки – самый веселый  праздник.



С чем у нас ассоциируются святки? С зимними радостями: катанием на санях, подарками. Только это не личный опыт, а литературная классика. В святочных играх участвуют герои Пушкина, Гоголя, Толстого — люди разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?



Христианская традиция празднования святок известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.


На Руси в Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу.  Молодежь, разодетая в новые рубахи,  собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное – рядилась. Ряженье служит символом обновления.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные – колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев угощение и высказать им благожелания в наступающем году.

Колядование – обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями.

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова.

Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности – насколько опасно занятие гаданием для православного.


Первые дни Святок, как правило, предназчались для того, что попроведовать родителей, старых. Сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги.

С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.

Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычаи «смотрин» и «ярмарок невест».

Последние дни Святок были посвящены подготовкой к другому двунадесятому празднику – Крещению Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.


Гадания строго запрещены Богом еще в Ветхом Завете: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12);



Колядки

О гаданиях на святки



 ИСТОРИЯ СВЯТОК. 

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Всемилостивый Господь продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами».


В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово перенесли на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но поскольку в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Поэтому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».



ЧТО ТАКОЕ СВЯТКИ И ЧТО НУЖНО В ЭТО ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ?

Праздник продолжается, он не закончился 7 января в день Рождества Христова.

8 января – Собор Пресвятой Богородицы.

В первое воскресенье после Рождества  – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет.

11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных.

К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются.

Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения.


Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.


Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны.

О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».


Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.


Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.


В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»


Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.


Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.


Христос рождается – славите!

Христос с небес – срящите!


Иерей Андрей Чиженко



Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся.


Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским.


Но исстари, наименовав эти дни СВЯТКАМИ, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было СВЯТО, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите» и проч.


СЛАВЬТЕ ЖЕ ХРИСТА, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.

СЛАВЬТЕ ХРИСТА: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете:

СЛАВА ТЕБЕ,ГОСПОДИ, ЧТО РОДИЛСЯ ХРИСТОС! – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу!!!


Святитель Феофан Затворник







СВЯТКИ В ЖИВОПИСИ


1.художник - Роман Свередюк


2.художник Транковский. Путешествие со звездой


3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ


4. Борис Сердюк Святой вечер





Интересные страницы:

Крещенский сочельник

11 января - день 14 000 Мучеников - младенцев, от Ирода в Вифлееме убиеных

14 января день памяти Святителя Василия Великого.

15 января - память преподобного Серафима Саровского, Чудотворца

19 января -  Крещение Господне (Богоявление) (Двунадесятый непереходящий праздник)