Неделя о мытаре и фарисее

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.

Начало Постной Триоди

***

Создатель неба и земли!

Как трисвятую песнь от ангелов,

Трипеснец от людей прими.

(Акростих на начало Триоди)


Это первая подготовительная неделя перед началом Великого поста.

(В переводе на современный язык НЕДЕЛЯ означает ВОСКРЕСЕНЬЕ, а седмица – неделю).

За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно.


Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) был оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осуждён.


В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу. Типикон (Гл. 49) так говорит об отмене поста в данный период: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси.».


В этот день во всех православных храмах читают на Литургии притчу о молитве мытаря и фарисея. Неслучайно подготовительный период к Великому посту начинается с притче о молитве. Так как одной из главной составляющей любого православного поста является молитва.



Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 10-14).


Церковь начинает готовить нас к вступлению в Святой и Великий Пост! Неделя о мытаре и фарисее. Сегодняшняя притча призывает нас обратить внимание на то, как мы молимся Богу. С каким сердцем, с какими мыслями, с какими делами. Осознаём ли себя грешными и просим помощи у Бога как мытарь. Или же благодарим Бога за всё данное в жизни, хвалимся своей "праведной" жизнью перед Всевышним, унижаем других и ставим себя выше их, как это делал фарисей. Христос сказал, что более оправдан мытарь в своей молитве, но не сказал что спасён. Оба так или иначе трудились для Бога. Просто кто-то смиренно и со стыдом признавал себя грешником а кто-то превозносился и поощрял свою гордость. Нам же, современным христианам нужно научиться от обоих и мытаря и фарисея, благодарить Бога за всё, смиряться , не осуждать и не выделяться и исполнять в полной мере во всю свою жизнь учение Божественное, быть именно Христовыми и не дать этому миру поглотить нас.

***


Иногда в проповедях мы слышим: «Задумайся о себе, кто ты: мытарь или фарисей?» Весь парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Фарисей исполнял заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас! Мытарь был сборщиком налогов. Он бессовестно и бесчестно обирал людей. Но когда это до него дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же, как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в покаяние мытаря...

архим. Мелхиседек (Артюхин)



Проповедь Архимандрита Иоанна Крестьянкина


Храм Божий – дом Отца нашего Небесного – дом молитвы. В него созывает Он детей Своих, чтобы в молитвенном общении они острее восчувствовали Его близость, Его любовь, чтобы тепло Отцовского назидания и силу его, унесли с собой в трудности человеческой жизни. Всех Он видит, свет Его Евангельской Истины освящает собравшихся до последних глубин. Так было во времена земной жизни Спасителя, когда фарисей и мытарь молились в огромном Иерусалимском храме, так и сейчас зрит Господь нас с вами предстоящих Ему с молитвой, так будет всегда до последних дней мира.


Но о молитве только двух богомольцев говорит сегодня Евангельская притча. Фарисей и мытарь. Почему именно они обратили на себя внимание Всевидящего Ока? Чем отличились? Казалось бы между ними нет ничего общего. Один стоит в первых рядах молящихся, первый, как праведник, он и во мнении людей; другой остановился у дверей храма, как последний пред Богом, и в глазах окружающих он - вопиющий грешник. Фарисей возносит взор горе с молитвой: "Боже! Хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы"; мытарь зрит подножие ног своих, и ударяя себя в грудь шепчет: "Боже, милостив буди мне грешнику".

Две молитвы устремлены к Богу, –два состояния души, два образа жизни. Оба человека – в храме, оба с молитвой на устах, но обоих ли покрыла милость Божия и Его благоволение? И слышим мы глас Божий: "Сказываю вам, что сей ( мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется".


**********************************

Стоит посмотреть на способность осуждать (и не осуждать) и на любовь осуждать (и не осуждать), как на критерий гибельности или спасительности своего состояния. Гибельно верующий (да извинят мне такое выражение) не имеет более сладких занятий, чем превозношение себя на фоне осуждения других. Спасительно же верующий видит себя одного в неприглядном виде, видит грязь свою в свете Евангелия, и отказывается выгибать грудь колесом и смотреть на других людей сверху вниз.

Пример человека верующего, но погибающего, при этом уверенного в своей избранности и в погибели остальных, мы видим в притче Господа о мытаре и фарисее

Протоиерей Андрей Ткачев

**********************************

Крепко запомним слова Христа: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18:14).



Случилось так, что в Храм вошли

Два человека помолиться,

Прощенье же не все нашли.

Давайте взглянем в эти лица…


Стоял в гордыне фарисей

И думал: «Господи, спасибо,

Что отличаюсь от людей

Не только я одним лишь видом.

Молюсь, пощусь и подаЮ

Я по закону десятину…»

Другой кричал: «Я пАдаю!

Спаси из дьявольской трясины!

Будь милостив мне грешному,

Прошу Тебя, прости!

Такому безнадЕжному

Грехи мне отпусти!..»


И Бог простил и оправдал,

Того, кто ТАК к Нему взывал.


(Илона Яшкина)





Фарисей благодарит Бога за сохранение в чистоте; фарисей не осуждён — сказано только, что мытарь более оправдан.


Обыкновенно проповедники говорят, что фарисей был великим грешником и что он лгал, говоря о своих добродетелях.

Мы так плохо о нём не думаем: он не лгал, и у него есть несомненные добродетели.

В притче высказана мысль о том, что покаяние имеет большую ценность, чем многие подвиги и что последние имеют ценность только будучи связанными с покаянием.

Поэтому три четверти наших молитв — покаянные.

Но в чём, скажут, каяться фарисею, если он не сделал грехов?

Надо каяться в том, что мало сделал добра.

Когда идёшь далеко, надо считать не то, что прошел, а сколько ещё остаётся.

Надо каяться, что недостаточно угодил Богу, без умиления молился и не каялся.

Подлинные христиане любят покаяние.

Их любимая книга Триодь постная.

Покаяние есть добродетель для всех доступная и для всех одинаково необходимая.

Покаяние не зависит от подвигов: немало людей жестоких сердцем, гордых и сладострастных, которые каялись.

Покаяние — добродетель самая близкая людям: только немногие восходят до высоты славословия и благодарения.

Фарисей несёт подвиги и благодарит за них Господа, но не приносит покаяния, а мытарь, не смевший поднять главы своей, был более оправдан, более очищен, чем фарисей.


Ты, христианин, осуждающий фарисея с его подвигами и присоединяющийся к восхвалению мытаря. — имеешь ли ты мытарево покаяние или у тебя холодное сердце и в нём нет вопля мытарева —

«Боже милостив буди мне грешнику».

Митрополит Антоний (Храповицкий)




О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ


В Господень храм вошел молиться

Однажды гордый фарисей

И, возведя на небо взоры,

Хвалился святостью своей.


"Благодарю Тебя, о Боже, —

Так он в молитве говорил,

— За то, что праведно и свято

Я жизнь доныне проводил.


Я не таков, как эти люди,

Что утопают во грехах,

Чьи дни в неправде протекают

И в беззаконных злых делах.

Вот там мытарь стоит у двери.

Я не него не похожу:

Пощусь два раза я в неделю,

В храм десятину приношу!...


Мытарь стоял главой поникнув

И в грудь с тоскою ударял:

"Помилуй грешника, О Боже —

Так он смиренно повторял.


И был он Господом оправдан

И за смиренье вознесен...

Господь смиренных возвышает,

А гордых всех смиряет Он


«Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас:

Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному.

Ибо вот фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом.


Непостижимо для нас, как так — творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам.

Непостижимо сие для нас, но так есть.


Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих.

Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью.

Как они там осуждают себя перед Господом!…

И следовательно, есть возможность в душе сознавать себя непотребным, несмотря на всю видимую чистоту души или исправность и честность поведения.


Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши.

Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор.1,30).»

Свт. Феофан Затворник





Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста. Усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние». Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты.


Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи? От чего предостерегает нас Господь и от Его имени не устает повторять святая Церковь накануне Великого поста?...



Эти кророткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом — одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия.


Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.


В первую «Неделю о мытаре и фарисее» живо рисуется нам в Евангельской притче отталкивающий образ самодовольного самохвала - фарисея и привлекательный образ искренно и глубоко кающегося грешника - мытаря.


Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.


Казалось бы, фарисеи — почитаемые праведники – никого не убили, не украли, не прелюбодействовали. Но это – самый поверхностный взгляд. На самом деле именно они, фарисеи, убили Христа, и по сей день убивают Бога в себе и в людях, именно они своей ложью крадут у людей, затворяют для них Царствие Небесное, именно они духовно прелюбодействуют от Бога с дьяволом. Они незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь, которая заключается в общении с Богом, на извращенную, глубоко лживую, фарисейскую.


Все дело в том, что отцы и Церковь говорят нам неприкрытую, горькую правду: СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ ФАРИСЕЙСТВА В НАС С ВАМИ. И обнаружить ее, исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас.


Ну, как не задать себе вопрос: кто же я такой : самодовольный фарисей, ставящий сам себя выше других и не чувствующий никакой нужды в покаянии, или ясно сознающий свои грехи мытарь, нисколько себя не оправдывающий и смиренно умоляющий Бога о помиловании: «Боже, милостив буди мне, грешному!».


Болезнь фарисейства особо опасна тем, что протекает скрытно от самого человека, зараженного фарисейством. Фарисейство стремится поразить и уничтожить главную защитную силу нашей души – покаяние, делает мнимого праведника неспособным к нему. «Явный грешник, впавший в смертные грехи способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою,» – пишет святитель Игнатий.


Главный признак этой болезни – уничижение других и самооправдание. Если видим в себе эти смертельные признаки – надо оставив все, ради спасения своей вечной жизни немедля исправлять их покаянием и решительным изменением самого себя.


От Самого Господа, милосердного Врача душ и телес мы узнаем о людях, подпавших этой болезни, нечто поистине ужасное: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».


«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».


«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну».


«Не всякй говорящий Мне Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное».


«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» – предупреждает нас, Своих учеников, Господь. Как часто осуждение под видом (что особо омерзительно) благочестивых рассуждений и бесед вторгается в нашу жизнь. И также постепенно, как фарисеи дошли до ненависти к Богочеловеку и решились на Его убийство, так и любому из нас грозит та же самая смертельная опасность, если мы не изменимся по духу. Ведь оба – и фарисей и мытарь – принесли к Богу плоды своего духа: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние. Не законнической праведности, постоянно оправдывающей самою себя пред Богом, ждет от нас Господь, а праведности духовной, в смирении не находящей в себе ничего доброго – праведности святых.


В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»


Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа. Обратим особое внимание: обман, воровство, блуд, убийства распространены по всему миру, и они ужасны. Но самая смертельная, самая страшная на земле болезнь – фарисейство – проявляется лишь внутри нашего общества – общества верующих в Бога людей. Мы предупреждены: смертельная болезнь фарисейства будет свирепствовать и свирепствовать именно в Церкви Божией до конца человеческой истории, до Страшного Суда.


Для каждого христианина, ученика Христова, если только он не подобен Иуде, поприще Великого поста должно закончиться не поражением, а победой – победой Божией над нашими грехами. Начнем же с высочайшей ответственностью пред грядущим на распятие и воскресение Христом подготовку к Великому посту с того духовного труда, который с материнской заботой предлагает нам сегодня святая Церковь – с размышлений о мытаре, фарисее и о самих себе.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)



О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ


Стоял он в храме - честный фарисей,

Молился пылко, к Богу возносился,

Благодарил, что не такой злодей,

Как мЫтарь, что у входа притаился.


Что всюду и везде благочестив,

Молитва на устах и днём и ночью,

Не держит зла, со всеми он учтив,

Закон по букве исполняет точно.


"Не то, что мЫтарь тот! Не дай-то Бог,

Похожим быть на этого злодея!!!

Спасибо, Господи, что я всегда готов

Подать пример, достойный фарисея."

А где-то там, во мраке, у двери,

Потупив взор, с душою окаянной,

Десницей ударяя по груди,

Слезою плакал мЫтарь покаянной,


Одни лишь на устах его слова:

"Ко грешнику пошли свою Ты милость!"

И дОлу клонится его глава,

Слеза раскаянья на пол скатилась.


На паперть вышли двое из дверей,

Во двор церковный, солнцем освещённый-

Собой довольный, гордый фарисей

И мЫтарь, Богом только-что прощённый.

Татьяна Григорьева



...



Огромный храм дышал молитвой.

В нем было множество людей.

У алтаря молился сытый

И всеми чтимый фарисей:


"Благодарю Тебя, Всевышний,

Что я по жизни не таков,

Как это множество людишек:

Больших не делаю грехов.


Пощусь два раза на неделе,

И десятину отдаю,

И в скверном не замешан деле,

И соблюдаю честь свою..."


А позади, в углу у двери,

В смущении мытАрь стоит,

Молясь, и веря, и не веря:

Быть может Бог его простит.


Он со слезами ударяет

Рукой в истерзанную грудь,

" Я грешен!"- тихо повторяет,-

"О, Боже, милостив ми будь!"


Христос, внимая им обоим,

Сказал своим ученикам:

"Смотрите: видите- те двое?

Так знайте, говорю я вам:


Последний в дом свой возвратится,

Оправданный в грехах своих,

А первый ими искусится,

Ведь он совсем не видит их.


Так, каждый, кто себя возвысит,

Всевышним будет обличён,

А кто в раскаяньи унизит-

Оправдан Богом и прощён!"


Как это актуально ныне,

И писано как будто с нас:

Смиренья нет, но есть гордыня,

А вся любовь лишь на показ...



Долягина Лариса.





В храмах на литургии читается  Евангелие от Луки, 18:10-14


10.  два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11.  Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12.  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю.

13.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.



Перейти к толкованию притчи о мытаре и фарисее




"Мытарь и фарисей"


Всё ищем мы душевного покоя.

Однажды повторилось всё как встарь,

Когда молились в Божьем храме двое.

Один был фарисей, другой - мытарь.


Один молился: "Слава тебе, Боже,

За то, что я не хуже всех людей!

За то, что на других я не похожий,

Не как убийца и прелюбодей."


Другой стоял, смущаясь и немея,

Рыданья раздавались в тишине.

Молился он, глаза поднять не смея,

И лишь просил: "Будь милостив ко мне! "


Нас часто задевают за живое,

Мы ходим в церковь, бьёмся лбом об пол.

Из храма, где молились Богу двое,

Всего один оправданным ушёл.


Мы пожинам то, что сами сеем,

И ближних только учимся любить.

Но дай Господь нам, грешным фарисеям,

Как тот мытарь оправданными быть!


/Александра Анкира/








Плач инока, ст.2

Боже! милостив буди мне грешнику (Лк. 18: 13). Так молился мытарь, похваленный Евангелием. Он не произнес многословных и красноречивых молитв: молитва краткая, одна краткая и безыскусственная молитва способна выразить чувство раскаяния и самоосуждения, когда наполнится ими сердце. Мытарь не смел возвести очей к небу: опущены они были к земле. Мытарь ударял в перси сознанием грехов; ничего не сказал в извинение себя; никого не обвинил в своих греховных поползновениях, ни усилившиеся соблазны в обществе человеческом, ни злобу и коварство демонов. Он обвинил себя всецело; в причину и основание прошения о помиловании представил одно милосердие Божие. И вышел мытарь оправданным из храма Божия, в котором принес Богу молитву покаяния и смиренномудрия, молитву, оказавшуюся столько действительною. Такая молитва — жертва хвалы, прославляющая Бога (Пс. 49: 23): в ней нет смрадной примеси из плотского мудрования — похвалы падшему человеческому естеству. Такая молитва — путь (Пс. 49: 23), на котором является человеку спасение (Пс. 49: 23) от Бога. Смиряяй себе, вознесется (Лк. 18: 14), сказал Спаситель: смиряяй себе вознесен будет Богом в горнюю, духовную пристань священного бесстрастия и благодатной непорочности.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)



Интересные страницы

Великий Пост, или Святая Четыредесятница.

Евангельские притчи

Таинства церкви

О Святой воде

Православная мозайка