Праздник Крещения имеет в современном православном календаре два названия: "Богоявление" и "Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Знаменательно, что на первом месте стоит термин Богоявление, смысл которого со временем стал пониматься как раскрытие миру тайны Триединого Бога в момент Крещения Иисуса Христа. Это глас Бога Отца «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», выходящий из воды Сын и сошедший с небес в виде голубя, Святой Дух. Особенностью богоявленского богослужения является освящение воды, причем, дважды: сегодня, в крещенский сочельник и в самый день праздника. Эта традиция восходит, вероятно, к древней христианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. По благочестивому обычаю в крещенский, как и рождественский сочельник принято соблюдать строгий пост. Свое название «сочельник» этот день получил от постного блюда сочива. Его готовили из пшеницы или риса, смешанных с орехами, маком и медом.
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа.
Служба Навечерия Богоявления состоит из вечерни с многочисленными ветхозаветными чтениями и древними антифонами богоявленских паримий в соединении с первой праздничной Литургией святителя Василия Великого, после которой совершается освящение воды.
По заамвонной молитве совершается чин Великого освящения воды - Агиасма.
После отпуста вечерни или Литургии на амвоне (или посреди церкви вместо аналоя с иконой) поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь, а на «Слава, и ныне» — кондак праздника.
Свеча здесь означает свет Христова учения — Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого священник дает молящимся крест и окропляет их святой водой.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.
При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
В Крещенскую полночь становятся лица светлей: Вскрывается небо – и звёзды трепещут так близко, Что верится, будто никто из возможных людей Не сделает больно тебе ни сегодня, ни присно. Предчувствуя крест, на реке расступается лёд, Но рад и ручей, пробивающий русло сквозь камни, Ведь каждая капля воды в эту полночь – живёт, И вечной надеждой живые насыщены капли... Дмитрий Растаев |
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
ПОУЧЕНИЕ НА БОГОЯВЛЕНИЕ
Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих: того послушайте. (Мф. 3:17; 17:5)
Таков был глас предвечнаго Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшаго человечества. Братия! Окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.
Может быть, кто-нибудь скажет: «И хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию, и проповедывал Свое всесвятое учение?»
Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его, – очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличествует пребывать неограниченному, всесовершенному Богу. Пребывание Свое с нами Господь явственно доказывает освобождением душ от греховнаго плена, раздаянием даров Святаго Духа, знамениями и чудесами многими.
Желающие приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуплением на веки, должны начать это святое дело с тщательнейшаго изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из котораго говорит и действует Христос. Слова Евангелия – Дух суть, и живот суть (Ин. 6:63). Они плотскаго человека претворяют в духовнаго, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностью, оживотворяют. Они – Дух суть и живот суть: охранись великое слово Духа объяснять твоим разумом, пресмыкающимся по земле; охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять так, каким оно легко может представиться мертвой душе твоей, мертвому сердцу твоему, мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом.
Желающие приступить к Господу, чтоб услышать Его Божественное учение, Им оживотвориться и спастись, приступите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые ангелы, Его херувимы и серафимы. Вашим смирением соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возглаголет к вам Господь из святаго Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! А святые Отцы, истолковавшие святое Евангелие по дару Святаго Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению святаго Евангелия. Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу Христу, без должнаго благоговения, с дерзостию и самонадеянностью. Господь приемлет одних смиренных, преисполненных сознания своей греховности и ничтожества, преисполненных покаяния, а от гордых отвращается. Отвращение лица Господня от дерзкаго искусителя – так называю неблагоговейнаго, легкомысленнаго и холоднаго слышателя, – поражает искусителя вечною смертью. Возвестил богодохновенный старец Симеон о воплотившемся Боге-Слове: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2:34). Слово Божие — камень, камень безмерной величины и тяжести, — и падый на камени сем, сокрушится сокрушением неисцельным (Мф. 21:44).
Братия, будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из святаго Евангелия о всесвятом Своем Слове: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих: того послушайте» (Мф. 17:5). Того послушаем! Того послушаем! И благоволение Отца Небеснаго почиет над нами во веки веков. Аминь.
иеромонах РОМАН (МАТЮШИН) Иордан! Иордан! Небольшая река! Что тебе в полноводье великом? Ты вместила Того, Кто обдержит века, Облачила собою Владыку! Иордан! Иордан! Палестинская синь. Нет тебя ни роднее, ни ближе. Ты услышала Глас: «Се — Возлюбленный сын!», И увидела Голубя свыше. Иордан! Иордан! Во́дам — Батюшка-царь, Нам — явле́нная Божия Милость. И поныне лежишь у Подножья Творца, Словно та Иоаннова ми́лоть. |
ПРАЗДНИК ВОДЫ
Порой в праздник Крещения Господня можно наблюдать такую печальную картину: масса народа идет с множеством склянок и банок набирать святую воду, едет на водоемы нырять в ледяную воду, но НЕ ЗАХОДИТ в храм.
По радио и телевидению огромное количество рекомендаций и рассуждений о том, как надо хранить святую воду, как ее пить, как окунаться в прорубь, но практически НИ СЛОВА о Христе, о святом пророке Иоанне Крестителе и евангельских событиях, которые лежат в основании праздника Крещения Господня.
Это грустно. Так как на реке Иордан Христос начал свою проповедь о Небесном Царстве. Спустя тридцать лет Он открылся человечеству, как Спаситель, который зовет всех в Царство вечной жизни и радости. Однако, кто-то предпочитает оставаться на берегу водоема, игнорируя призыв одного из апостолов Господних: «Приди и виждь» (Ин.1;46).
Святая крещенская вода – действительно несет на себе некий отпечаток прикосновения благодати Божье. Она является ВЕЛИКОЙ СВЯТЫНЕЙ, но принесет ли она пользу тому, кто не знает, и знать не хочет о Христе?
Святитель Феофан Затворник говорит: «…благодать не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».
Однако, для многих крещеных христиан, к сожалению, святитель Феофан не является авторитетом. А вот политики, спортсмены и шоумены, окунающиеся в этот праздничный день в купелях с ледяной водой это другое дело! Если уж они ныряют, то и нам пора!
А как же Христос? Разве он призывал окунаться в мороз в ледяной воде? Ведь такого рода закаливания являются всегда риском для здоровья! Риском ради чего? Ведь если после такого ныряния человек заболеет, то винить он будет не себя, а Бога, который не уберег. А может, стоило вначале спросить, хотя бы у священника, нужны ли эти зимние ныряния?
Вот что про это говорит священник, отец Сергий Булгаков, труд которого, «Настольная книга священнослужителя», является ориентиром в сфере богослужений и чинопоследований для любого священнослужителя. «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».
Возможно, это звучит несколько категорично и субъективно, но хотелось бы, что бы в праздник Крещения Господня люди собирались, в первую очередь, вокруг Евхаристической Чаши, вокруг Христа, а не вокруг бака со свято водой. Что бы внимание людей было направленно на Евангельские чтения, в которых говорится о событиях, ставших причиной праздника Крещения Господня, а не на рекомендации около церковных экспертов ныряльщиков.
Ведь источник святости и благодати, который освящает, в том числе, и крещенскую воду, в Нем, в Господе Иисусе Христе. Ибо как Он Сам сказал: «…вода, которую Я дам вам, сделается в вас источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4;14).
С ПРАЗДНИКОМ, дорогие друзья!
иерей Максим Малюта
Люблю я дни Богоявленья,
Когда на землю белый снег,
Как голубь – миру откровенье,
Ложится таинству в ответ;
Когда студёная водица
Незримой радостью искрится,
И ночь морозна, и не спится,
И жемчугом речным луна
На тёмном бархате томится;
И окунаются созвездья,
Шипя, касаясь кромки льда…
Поднялись воды. В градах, весях
Вновь – иорданская вода.
/Терентий Травник /
Народный календарь
18 января — Крещенский сочельник, Голодный вечер
В Крещенский сочельник еще длился пост, и, разумеется, на столе было не густо, отсюда и пошло второе название – Голодный вечер. Но все-таки хозяйки умели радовать и скромным – постная каша, медовые оладьи и овощные блины, и непременно – сочиво, которое готовили из зерна.
Крещенский снег, наделенный в сочельник особой силой, мог отбелить любой холст, лечил хвори, и, если бы кто отнес его в баню, превратил в воду и намылся бы с ней, то сохранил бы свою красоту, и потому бабы и девицы собирали этого снега побольше. В те стародавние времена возник обычай, дошедший до нашего времени – отправляться на реку за водой в ночь на Крещение. Воду, принесенную домой, хранили и берегли: верили, что вода эта не портится в накрытом сосуде и обладает теми же чудесными свойствами, что м снег крещенский.
В Голодный вечер смотрели на небо, и, если звезд было много, значит, будет добрый урожай, а если пойдет густой снег - уродится гречка. Ясные звезды во множестве также предвещали многочисленный овечий приплод, о чем есть поговорка «Звезды ярки породят белые ярки». Грозовое лето предсказывал сильный южный ветер. Роение пчел предвещала метель, и также она в этот день обещала повториться и на Масленицу.
Именинники в этот день: Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Нонна, Полина, Роман, Татьяна
Интересные страницы:
Святитель Феофан Затворник Вышенский
25 января – Татьянин день (день студентов)
27 января - святая равноапостольная Нина, просветительницы Грузии
30 января - Прп. Антония Великого