Часы. Богослужение.

Часы - краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня.


Вседневные Часы


Службы Часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.


На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.


Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней (во многих приходских храмах он не совершается).


Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три: 1-й час: Пс.5, 89, 100; 3-й час: Пс.16, 24, 50; 6-й час: Пс.53, 54, 90; 9-й час: Пс.83, 84, 85.), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.


Великопостные Часы


Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.


Существуют также Великие (царские) Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. Все они имеют свои особенности последования.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ


Изобрази́тельны – общественное богослужение, совершаемое вместо литургии, когда по какой-либо причине её не бывает. Оно является как бы изображением, отражением литургии, т.к. содержит изобразительные псалмы (см. Антифоны), Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров.


В просторечии изобразительны называют обедницей.


Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества палестины. Монахи-келлиоты, которые причащались чаще одного раза в неделю, получали уже освящённые Св. Дары и сами себя приобщали, совершая чин изобразительных.


Чинопоследование Часов содержалось в Часослове. Различают два вида часословов — великий (для шести служб) и малый, сокращение первого. На Руси по «малому» учили читать, и он даже специально издавался с учебной целью.



ЧАСЫ: ИСТОРИЯ И СМЫСЛ БОГОСЛУЖЕНИЯ


Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время. Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.


Традиция возносить молитвы регулярно в течение дня, в определённые часы, имеет древнюю историю и особый смысл: посреди мирской суеты остановиться и направить взор свой к Богу. Это дисциплинирует сознание человека и приучает его к навыку непрестанной молитвы. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу.


Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, о чём свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки "Деяния святых апостолов": «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).


О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.


Названия 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.


Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трём часам дня.


В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало ещё более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.


Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.


Как мы знаем из Святого Евангелия, Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настаёт эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.


Главное воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.


Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.


Таким образом, богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.


В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.


Интересные страницы:

О Святой воде

Таинство покаяния (исповедь)

Заповеди Блаженства

Литургия