Схождение благодатного огня в Cтрастную субботу в Иерусалиме

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоанн. 16:22).



Иерусалим - это город Бога, в котором, как сказано, Он есть, был и грядет. Есть - это знает всякий, кто побывал здесь с чистым сердцем.

Был - напоминание сердцу любому, даже самому униженному страстями и похотью.

А грядет - уведомление и тем, кто и по сей день враждует на Бога.

Можно еще провести иную параллель - был - дело веры, грядет - радость надежды, есть - сила любви. Наверное поэтому Иерусалим не оставляет равнодушным никого.

Даже самый случайный человек здесь либо приоткрывает, или наоборот, изо всех сил закрывает, глаза своего сердца.

Здесь и по сей день звучат два голоса среди многоголосья восточных улиц и верований.

Один голос призывает гордого человека, желающего стать как боги, смириться перед величием Жертвы Христовой.

Другой вновь и вновь посягает на Бога в своей гордости.

Какой из этих голосов отзовется в душе, зависит только от состояния души. «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7,51)» Необрезанное сердце - это которое не знает смирения, а потому чуждо любви и милости.

Необрезанные уши - это которые не слышат оглушающий голос Неба, в котором Сама Любовь вновь и вновь распинается за каждую человеческую душу.


Иерусалим - это то самое место, единственное на земле, где не остывающие следы Христа, ведущие на Голгофу, предлагают человеку достойный выбор во всей его человеческой жизни - либо идти за Спасителем, либо бежать от Него.

Сам город этот, приоткрывающий тайну и любовь пути Христова, учит и наставляет, дарит радость и причащает любви, показывает высоту Жертвы и глубину Ада.

В нем не только центр мира, в нем еще и свет Неба.

Та радость жизни, подаренная человеку в Раю, преобразилась в отраду и мир встречи с Богом.



Храм Святого Гроба Господня


На протяжении двух тысячелетий здесь было сначала языческое капище, потом величественный храм, воздвигнутый царицей Еленой. Потом, по прошествии лет, агаряне разрушили его и крестоносцы, освободив Иерусалим, выстроили сегодняшнюю базилику. И она неоднократно перестраивалась и дополнялась. Сегодня облик храма напоминает нам время тысячелетней давности, когда готические орнаменты причудливо выхватывали человеческий взгляд и возносили его остроносыми изгибами к небу. Двор храма просторный и вместительный. Он окружен несколькими дверями, за каждой из которых история. Сам двор выложен иерусалимским белым камнем, и пол, и стены. Камень причудливо вытерт местами ногами паломников и отшлифован многочисленными подошвами, от этого он блестит и отражает яркое южное солнце. Во двор храма со стороны греческой Патриархии спускается длинная гладкая каменная лестница, так же тщательно вытертая нескончаемым потоком людей. Сида идут, идут и идут, потому как именно здесь человечество впервые осознало наяву, что смерть существует только отчасти, а за ней удивительная и новая Жизнь, которую подарил людям Христос.




Вход в храм Гроба Господня


Каждый паломник начинает знакомство с храмом Гроба Господня, конечно, со входа, правильнее сказать, с храмовых ворот. В архитектурном смысле у этих древних ворот богатая история. То что мы видим вокруг входа, главный портал и сами двери - датируются 12 веком. Тогда городом правили крестоносцы. Отсюда и готические орнаменты. Но главный смысл этих дверей духовный. Легко ли переступить храмовый порог? Наверно достаточно просто. Но давайте вспомним, как преподобная Мария Египетская не могла этого сделать. Ей понадобилось глубочайшее раскаяние, что бы просто войти внутрь святыни.

Мы сегодня легко переступаем эти двери, только задумаемся, простым ли был наш путь сюда, к этому самому святому, для православного сердца, месту на земле. Как некое напоминание для нас о том, что ничего простого в нашей жизни не бывает и о том, что путь наш сюда был верным, слева от входа стоит православная святыня - рассеченная колонна Благодатного огня.

В 1643 году, когда на пасху православного патриарха Феофана не было в Иерусалиме, армяне подкупили турок, которые тогда правили всеми землями Палестины и самим Иерусалимом, чтобы те не разрешили православным войти в храм в Великую субботу. Тогда шли споры о пасхалии, в какой день праздновать Пасху и в тот год армянский календарь предписывал Пасху на неделю позже греческой. Греки со всеми православными паломниками, во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением, с пучками свечей подошли к закрытым воротам храма, в надежде, что их все же пустят в храм. Но турки были непреклонны. По прошествии значительного времени, когда стало ясно, что стражники турецкие неумолимы, православные приуныли и как могли расположились во дворе храма. Вдруг над городом показалась большая грозовая туча. Она остановилась над храмом и ударила молния, которая рассекла среднюю левую мраморную колонну, на которой загорелся огонь.

Какое было ликование народа, когда митрополит зажег свечи от Благодатного огня и весь город огласился ликованием православных, особенно радовались православные арабы. Они как дети, прыгали и плясали с криками: «Наша вера славная, вера православная!» Теперь даже есть традиция, во время церемонии Благодатного огня православные арабы пляшут и бьют в барабаны и повторяют те самые слова, которые огласили город много веков назад.

Один из турецких воинов, Омир так же уверовал во Христа, став свидетелем этого чуда, он тут же объявил себя православным. Турки его казнили и мощи его покоятся сегодня в монастыре великой Панагии в Иерусалиме.

Теперь, перед входом в храм, православные паломники с благоговением лобызают это святую колонну, которая как немой свидетель силы нашей веры, удостоверяет каждого входящего сюда. Да путь твой был не простым, но он единственно правильный, не сомневайся, иди вперед ко Христу!



Кувуклия

Главное место в центре ротонды над самим Гробом Господним занимает часовня, которая называется Кувуклия, что означает по-гречески – ложе. Часовня эта состоит из двух приделов, это небольшие комнатки, в которых помещаются по несколько человек. Первый, сразу за входом, называется Придел Ангела, здесь в центре на небольшом возвышении положен камень, точнее говоря малая его часть, это тот самый камень, который был привален ко Гробу Спасителя и опечатан иудеями, и у которого была поставлена стража. Сегодня от него осталась лишь малая часть, к ней и прикладываются паломники прежде, чем войти в сам Гроб, то есть во второй придел Гроба Господня, где находится само ложе.

Во второй придел ведет узкий вход высотой чуть более метра, пройти через который можно только согнувшись, то есть поклонившись. Некоторые проходят в него на коленях. За входом маленькое помещение, где перед самим ложем помещаются четыре человека. Обычно приходящие сюда стоя на коленях простирают свои руки и целую мраморную плиту, которой вот уже много столетий покрыто само место, где лежало тело Спасителя. Здесь всегда тихо. 

Даже ночью, когда на этой мраморной плите идет праволавное богослужение, внутри необычно тихо. Так и должно быть внутри Гроба, который преподобный Иоанн Дамаскин назвал «рая краснейшим», то есть прекраснее самого Рая. Сам Гроб Спасителя довольно скромный и смиренный, нет ни золота ни серебра, как принято на Руси в самых святых местах. Одна единственная икона Воскресения Христова расположена над мраморной плитой, металлическая ваза, где горят несколько свечей и в изголовьи, чуть в стороне, икона Пресвятой Богородицы. Чуть выше мраморного ложа небольшой мраморный карниз, украшенный резной надписью ««Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения»

Кувуклия разделена на 2 части. Первая - придел Ангела, в котором стоит ковчег с частью камня, на котором сидел Ангел у Гроба Господня.



Голгофа


Обычно, сразу после того, как паломники приложатся ко Святому Гробу Господа Нашего Иисуса Христа, они направляются на Голгофу. Она совсем близко, несколько десятков шагов, и перед нами крутая лестница в 17 ступеней наверх. Сегодня подняться по ним не составляет большого труда, но если бы кто задумался, куда ведут эти ступени, и что означает каждая их них, он наверное остановился бы от изумления. Высота этой лестницы огромна, сегодня, когда идешь по ней, чувства не дают осмыслить происходящее, а ведь там, наверху, то самое место, где Небо преклонилось к земле. Там и сейчас очень тихо, особенно внутри. Иногда даже кажется, что время здесь перестает властвовать и пространство замирает. Наверху небольшая площадка, огороженная мраморной балюстрадой, всего около ста квадратных метров, разделенная на две части массивными колоннами, слева – православный придел, а справа – католический. Это и есть Голгофа, в переводе на русский – Лобное место, так как слово Голгофа по-гречески обозначает череп. В православном приделе в углублении небольшой престол розового мрамора, под которым небольшое отверстие, по-кругу обрамленное серебряной пластиной с чеканными изображениями страстей Господних – именно здесь был установлен тот самый Животворящий Крест, на котором был распят, страдал и победил смерть Спаситель Мира. Трепетно! За отверстием икона, на которой Господь смиренно сложил перед Собой руки, принимая вольные страдания за человеческий род. Внутри отверстия та самая скала, холодная и торжественная, которая не выдержала уготовленной ей участи и треснула на две части. Сегодня эта трещина, заметная по краям престола и разделяющая Голгофу на две части, накрыта стеклом. Вслед за ней на две неравные части разделился мир, хорошо бы остаться на той, где стоит Крест Спасителя. Как наверное трудно быть там, где ненавидят Христа, какую жгучую ненависть надо носить в себе все жизнь. А на той, где Христос, любовь, так почему же там так мало людей? Странен человек, нелогичен, от самого своего гордого желания быть равным Богу.

В библейской истории эта гора, на которой был распят Христос, самая низкая. Здесь нет заоблачного торжества Синая, или ревностной высоты Кармила. Здесь не захватывает дух от широты и красоты Фавора, тут даже нет остроты Сорокадневной горы, на которой был искушаем Господь. Здесь другое. Смирение этой самой высокой вершины на земле очевидно. Да и какой может быть быть гора, на которой страдал Бог?! Она не просто смиренна, она очень кроткая, милостивая. Когда-то, прежде чем войти в торжественный древний храм Воскресения Христова, паломники, короли и простолюдины, шли от Судных врат по длинному коридору, где они прежде исповедовались и причащались, и попадали сюда, на трепетные мозаичные полы Голгофской вершины. Да и как прийти ко Гробу Спасителя, если не содрогнуться и не ужаснуться величию Голгофы. Теперь народ измельчал, ослабел, теперь сразу к Камню помазания, милости и любви, где можно смешать слезы радости со слезами покаяния. Но Голгофа от этого не стала другой. Здесь так близко Небо, что даже слабая молитва становится сильной и смелой.

За православным престолом высится Крест, на котором икона Распятого Христа. По бокам в серебряных ризах изображены Пресвятая Богородица и апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сам Крест не слишком высок, но почему-то трудно смотреть наверх, и возникает ощущение, что верх Креста не виден, он теряется где-то очень высоко. Слева от престола небольшой жертвенник, покрытый мраморной сенью, или как его называют – киворием. Здесь всегда полумрак. Дневной свет сюда почти не проникает. Мраморные инкрустированные полы отражают свет свечей и лампад, от этого свет голгофской скалы еще таинственнее. При скромном убранстве на Голгофе всегда светло, под сводами невысокого потолка огромное количество лампад. Они как звезды, освещают тихий мрак вселенной и приоткрывают верующим бескрайность Небес. Да, рукой здесь можно коснуться Неба, только страшно. Гораздо вернее смотреть на землю, чтобы не забыть это место, где за нас была распята Любовь.



Камень помазания


Непостижимым промыслом Божиим именно камень милосердия и любви, кротости и смирения, который называется камнем помазания, встречает паломника в самом трепетном месте на земле, в храме Воскресения Христова, или как его еще называют - храме Гроба Господня.

Почему именно эта святыня первая на пути в храм.

Наверное потому, что на этом камне человечество, в лице праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, принесло впервые покаяние в содеянном беззаконии и отринув всякий страх, впервые открыто исповедало Христа своим Спасителем.

А произошло это только благодаря любви, и прежде всего любви Бога к людям и ответной любви людей к своему Творцу.

И сегодня сердце здесь наполняется смиренным чувством признательности и великой радости встречи с Богом!

Когда только переступаешь порог храма и с трепетом становишься на колени, сердце на миг замирает той тишиной, которой на земле почти нигде нет.

Когда бездыханное тело Спасителя сняли с Креста, то положили Его именно сюда, чтобы приготовить к погребению. Здесь праведные Иосиф и Никодим омыли окровавленное и истерзанное Тело Бога и умастив Его ароматными маслами, покрыли плащаницей.

Камень и по сей день пахнет ароматом благовоний.

Но если вдуматься, на этом камне совершился не просто обряд. На этом самом камне человечество раскаялось в содеянном.

Сначала здесь Тело Господа омыли слезами раскаяния, потом умастили ароматными маслами, как свидетельство нетленности и бессмертия.

Здесь только человек опомнился и содрогнулся о содеянном. Апостол Лука пишет в своем евангелии: - «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.» (Лк 23, 48.)

Теперь, здесь на колени склоняется в покаянной молитве все человеческое. Как промыслительно.

Впереди великая святыня Жертвы и преодоления смерти. Как мы войдем под своды этого древнего храма без сокрушения над своей немощью, над своим несовершенством, над своими грехами.

Камень помазания напоминает нам, что мы потомки тех, кто поднял свою дерзкую руку на Бога.

Но он же и свидетель того, что самый страшный грех отпускается покаянием.

Он напоминает нам, что нет такого греха, который не может быть прощен.

Только надо склонить свои гордые выи, поклониться до самой земли и обрести для своей бедной души аромат вечности.

На этом камне его в избытке.

Он благоухает всегда. Холод каменной плиты, как ни странно, отзывается в сердце удивительным теплом.

Кажется, что ты целуешь порог родного дома.

Но это больше чем дом, и больше чем порог, это ступень того чертога, где тебя любят и ждут по-настоящему.

Где за тебя готовы снова и снова отдать Жизнь.

Для того, чтобы ты преодолел свою смерть.

Дальше ведь храм Воскресения, там нет места мертвецам.



ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ЧУДА СХОЖДЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

В СУББОТУ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА ПАСХИ.


Меня всегда занимал вопрос, каким образом это великое, вышеестественное, поистине Божественное чудо не переворачивает жизнь обывателей, которые из года в год не без затаенного интереса подсаживаются поближе к телевизору, с тем чтобы все увидеть и приобщиться, насколько это возможно, вдохновению и бурному восторгу тысяч паломников Иерусалимского храма. Вы знаете, арабы – как дети: они готовы сидеть друг у друга на загривке, бить в барабаны, чуть ли не взрывать хлопушки, выражая непосредственную радость, что Бог так близок к людям в священные дни Страстной недели…


Я, к сожалению, никогда не посещал это святое место в Великую субботу, но не имею ни малейшего сомнения, что в ведомый Богу час на Гроб Господень снисходит Божественная энергия Духа Святого. Иногда она даже воспламеняет свечки простых людей, стоящих вокруг часовни, именуемой «Куву́клия». Перед входом в нее одеяния Иерусалимского патриарха полностью проверяют. Патриарх стоит в Кувуклии с двумя связками свечей, трепетно ожидая прикосновения к ним Божьей десницы. Часто люди видят под куполом Иерусалимского храма таинственные всполохи, разряды молний, но напрасно было бы считать их природным грозовым явлением. Для меня здесь самое главное не внешние симптомы, но сама духовная атмосфера, наполняющая храм, столь явственная обыкновенному человеку, будь то некрещеный датчанин или совершенно флегматичный израильский полицейский. Всякий раз, когда снисходит Божественный огонь, пасхальная неземная радость осеняет несколько тысяч душ, а эмоции буквально переполняют человеческие сердца. Благодатный огонь, всем известно, в первые минуты не обжигает – им можно «умываться». Я видел священников, которые этим огнем освежают свои окладистые, стоящие лопатой, сибирские бороды…


Между прочим, схождение огня – одно из свидетельств благодатности царского, церковного, «иулианского» календаря, в соответствии с которым совершается служба в России, в Сербии, в Грузии, в Иерусалиме и на Афоне. У меня есть прихожане, которые каждый год умудряются присутствовать на этом вселенском торжестве Христовой веры. Всякий раз они, возвращаясь, дарят мне опаленные огнем свечки, а главное, – лучезарные улыбки и радостные свидетельства о Божьем чуде.


Святой огонь сошел на землю и в Великую субботу 2017 года. Таким образом от Пасхи до Пасхи мы обретаем неложное свидетельство, что жизнь продолжается, что Бог дает нам время созидать, а не разрушать, спасать, а не губить души, взращивать в любви наших детей, а не ползти по направлению к кладбищу.


Протоиерей Артемий Владимиров




ИЗМЕРЕНИЕ ОГНЯ...


Если кто помнит, в 2011 г., накануне Страстной седмицы, в России прокатилась беспрецедентная кампания, "развенчивающая" чудесное происхождение Благодатного огня, сходящего с Гроба Господня на Пасху. И многие православные были потрясены прокатившимся в печати валом лжи.


И за несколько дней до Пасхи в Иерусалим отправился физик Андрей Волков. Это выдающийся учёный-экспериментатор. Научные измерения, проведённые им в Иерусалиме, - первые в истории схождения Благодатного огня.


Андрей Александрович имел цель исследовать природу Благодатного огня. Последние 12 лет он занимается так называемой низкотемпературной плазмой.


🍃 Какая тут связь с Благодатным Огнём?


В состоянии плазмы находится подавляющая часть вещества вселенной: звёзды, галактические туманности, межзвёздная среда. Это сильно ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны. Около Земли плазма существует, например, в виде солнечного ветра, ионосферы. На самой же Земле это редкое явление, и создавать её научились совсем недавно. Например, в хирургии начали применять "скальпели" из тончайшей струйки плазмы, раскалённой до 5000-7000 градусов. Это высокотемпературная плазма, которой можно лишь резать материю. А есть ещё низкотемпературная, в 40-80 градусов, которая умеет заживлять раны.


И, судя по многочисленным описаниям, появление Благодатного огня сопровождается появлением плазмы, которая внешне очень напоминает низкотемпературную. Например, известно, что какое-то время этот Огонь совершенно не обжигает руки и лицо. Также, почти тысячу лет очевидцы говорят о неких сполохах, пробегающих по стенам храма и перед, и в момент схождения Огня. Сейчас, правда, их сложно заметить - из-за тысяч фотовспышек, поскольку в храме не запрещено фотографировать.


По словам Андрея Алексадровича, такие плазменные явления уникальны, потому что в воздухе они могут существовать лишь в строго определённых условиях (в лабораторных же условиях исседования происходят в вакууме). Известен только один аналог Благодатного огня - это свечение так называемых огней святого Эльма. Они обычно возникают на мачтах кораблей при большой разности электрических потенциалов между облаками и водой и при очень высокой влажности.


Но над Гробом Господнем на Пасху жарко и сухо, никакой, проводящей электричество влажности, нет и неоткуда взяться мощной разности потенциалов. Между тем, там появляются сполохи, столпы светящиеся, которые, по мнению ученого, сворачиваются потом в искру и образуют Огонь. Явление это вполне физично, но откуда оно берётся?


🍃 К вере через науку


На вопрос: "Вам, православному, не боязно было научным прибором измерять чудо?", учёный ответил, что крестился поздно, в 33 года, и к вере пришёл как раз через науку.


"Однажды я решал математическую задачу о насыщении замкнутых систем и обнаружил удивительную вещь: замкнутая система очень быстро приходит к стационарному состоянию. Практически мгновенно. Ну, чтобы объяснить, приведу такой пример: вы берёте большой бак, чего-нибудь туда сыпете, заглядываете - а там уже всё сварилось, равномерно распределившись. Оказалось, что время, необходимое для выстраивания хаоса во что-то однородное, внутри бака очень маленькое. Это я образно говорю, описывая то, что математически понял. Я был просто в шоке. А если взять и представить человека или всю вселенную в виде бака, закрытого крышкой?


Могут ли они существовать в такой замкнутой системе? Известно: если вы перестанете общаться с другими людьми, то будете "вариться" в самом себе и автоматически деградируете. То же самое с группой людей, три поколения замкнутости - и вырождение. И вот то же самое со всей вселенной. Понятно, что должно иметься какое-то иное, отличное от вселенной, начало, находящееся над ней и размыкающее замкнутую систему. В противном случае ничто не будет поддерживать смысловое разнообразие внутри мироздания, оно быстро "сварится". Вообще-то, мысль эта не нова, но я получил поразительное подтверждение её - обнаружил необычайную скорость, при которой теряется многообразие в замкнутой системе. Это чётко описывается математическими дифференциальными уравнениями.


Так что чудо сотворения мира очень даже поддаётся научному исследованию. Точнее, не само чудо - оно навсегда останется тайной, - а сопутствующие ему феномены. Это как в иконе: сам образ исследовать невозможно, а вот краски, которыми он написан, - это чистая физика, их можно рассматривать под микроскопом. Никакого дерзновения с нашей стороны не было, поскольку человеку всё равно не дано "измерить чудо", а исследовать физические явления - просто моя работа".


🍃 Как происходил эксперимент


Андрей Александрович рассказывает: "Там, в коридоре, верующих делили на три части: одних направляли в православную часть храма, других - в армянскую, третьих - в коптскую. Мы, цепочка телевизионщиков, шли в армянскую часть, поскольку там, на втором этаже, обзор лучше. Но меня, хотя я ничем от них не отличался, буквально выдрали из цепочки и отправили к православным. Деваться некуда, стал искать там подходящее местечко. Устроился метрах в пяти-семи от самого Гроба Господня - на достаточном расстоянии, чтобы в точности записать радиофизическую обстановку в Кувуклии. В толпе было сложно развернуть прибор, но тут удалось выгородить небольшой закуток у стены: в полуметре от неё стояла коляска с инвалидом, а тут ещё пришёл журналист ОРТ Сергей Пашков со своей камерой. Периодически в этот закуток нам приходилось потом затаскивать людей, теряющих сознание, - отпаивали водой, давали валидол. Шесть часов простоять в толпе - не каждый выдержит. Одновременно следил я и за шкалой прибора.


"Ловить" радиовсплеск приходилось всё время. Уже давно Иерусалимский Патриарх скрылся в Кувуклии, началась церемония... И вот - есть! Зафиксировано изменение спектра излучения из-за непонятного импульса. Произошло это после 15 часов 4 минут. Один всплеск - и больше ничего похожего. Электроразряд. Что он такое, откуда взялся, я не знаю. А вскоре появился и Патриарх Иерусалимский с горящей свечой.


Позже, уже вернувшись в Россию, я занялся раскадровкой записанных радиосигналов. Фиксация проходила в течение шести с половиной часов. Один замер - это около тысячи "кадров". Работа довольно утомительная. Но подтвердилось: перед появлением Огня был электрический разряд.


О плазменных явлениях я уже говорил - и они сами по себе являются чудом, поскольку в храме нет никаких условий для их возникновения.


Второй необъяснимый факт: электрическая заряженность воздуха, которая обнаруживается даже без приборов, многие чувствуют, что во время схождения Благодатного огня у них волосы на руках дыбом становятся. Такое возможно при очень большой разности электрических потенциалов, скажем, между крышей дома и полом первого этажа. Это, если дом сделан из чистого кварца, а на улице - гроза. Но на Пасху в Иерусалиме, как правило, не бывает никакой грозы, там сухо. А сам Храм Гроба Господня построен из разнородных материалов - ракушечника, мрамора, дерева. Строили его без единого плана, у него множество самых разных пристроек.


Так что заподозрить, будто в него изначально встроен гигантский резонатор, выпрямитель и конденсатор, необходимые для накопления электрического заряда и последующего разряда, просто абсурдно. Но разность электрических потенциалов всё равно ведь возникает! Причём, в определённый день, на Пасху, после молитв в Кувуклии.


И вот тут, перед нами предстаёт последний обнаруженный нами штрих - появление Благодатного огня сопровождается электрическим разрядом. То есть, получается, что появление Огня - неотделимая часть всех этих невероятных, никак не объяснимых явлений, имеющих одну электрическую природу. Разве это не подтверждение его чудесности?”


🍃_____________________________________________________


Кстати сказать, попутно мы провели ещё один анализ. Есть историческое свидетельство, что в 1549 году, когда Иерусалимом владели турки, на православную Пасху верующих в храм не пустили. Люди стали молиться на улице, и вскоре в одну из колонн перед входом в храм ударила молния. Колонна раскололась, и сошёл Благодатный огонь - в утешение православным и в назидание неверам. Вот это совпадение, что именно на Пасху, когда Огонь не сошёл, появилась трещина, - разве не чудо?


Можно, конечно, усомниться, мол, всё было подстроено и трещину на колонне сделали искусственным путём. Мы обратились за консультацией к Е.М. Морозову - он ведущий специалист в области механики разрушения не только в России, но и в мире. Исследовав предоставленные ему подробные снимки трещины, однозначно заключил, что она могла появиться только в результате электрического разряда, такова её структура. О чём это говорит? Что подделать трещину никак не могли: это ж какой электрогенератор нужно иметь, да ещё в XVI веке, когда о существовании электричества понятия не имели! То есть, свидетельство истинно: молния была, и она предшествовала схождению Огня. Истинность этого подтверждает и наше открытие электрического происхождения Благодатного огня.


Конечно, лучше увидеть, чем услышать. А ещё лучше - пережить самому. Что больше всего меня поразило... Это открытость дороги, которая вела в храм - как легко нам далась подготовка эксперимента. И чёткий запрет на визуальную его фиксацию, что не позволило сделать измерения научным фактом. Словно рука Свыше взяла меня и оттащила от оператора с видеокамерой.


Можно лишь что-то увидеть, засечь косвенные свидетельства, как мне удалось, но превратить это в научный факт не получится. Такова природа чуда.


Портал "Правжизнь"





Интересные страницы;

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великая (Страстная) пятница.

ПАСХА