Исповедь


«Исповедь – это один из путей, по которому человек движется к Богу. Это дар любви Божией человеку. Никто и ничто не может лишить человека этой любви».


Старец Порфирий Кавсокаливит.


Ну казалось бы, что может быть проще и понятнее исповеди, тем не менее, вопросы по ней идут и идут. Попробую обобщить их в единую заметку и ответить, по мере сил. В главном же исповедь сводится к одной простой цитате святителя Игнатия: «Чем более очищаемся, тем более находим, что мы далеки от Пресвятаго и Пречистаго. Кто весь очернен, тот не видит на себе ни одного пятна.»

Итак, если мы на правильном пути, если исповедь для нас действительно таинство, а покаяние - смысл духовной жизни, тогда всё на своих местах. Чем больше очищаемся, тем более видим свою греховность. Это простое и понятное правило для исповеди. И напротив, если мы едва способны с великим трудом видеть свои грехи, если перед каждой исповедью мы мучительно думаем, а чем таким мы согрешили, не общаясь практически с людьми и не совершая грубых беззаконий, следовательно с пути покаяния мы сбились и блуждаем где-то между притихшей до времени, гордостью и тщательно спрятанным в глубине души, тщеславием.


Вот и вопрос, что же делать, если на исповеди говорить особо нечего? Как ни странно, но следует так и сказать - у меня грехов нет, точнее говоря - я их не вижу, помогите. Опытный духовник подскажет куда смотреть, ему со стороны виднее. А если серьезно, большая ошибка наша в том, что мы не научились исповедоваться за долгие годы своей «воцерковленности». Учиться ведь трудно, а кто из нас любит трудиться? У святителя Игнатия есть замечательная статья «Зрение греха своего», вот только мало кто читает её перед исповедью. А ведь стоило выучить ее наизусть перед таким таинством, которое святитель называет «вторым крещением».


Любые крайности для исповеди опасны и коварны. Если не видишь грехов, таинство становится ритуалом, пустым и вредным для души. Если же наоборот, слишком занят поиском в себе бесчисленных оттенков прегрешений, и тут опасность, уныние и отчаяние сразу напомнят о необходимой умеренности во всем. Я всегда теряюсь перед такой душой, которая говорит мне, что больна сразу всеми болезнями. Не знаешь что лечить в первую очередь и где основной корень зла. Но одно я уяснил за эти долгие годы, нужно всегда иметь благоговение, трепет к исповеди, без них всё становится формальностью. Если человек стоит перед Богом на исповеди, как он может не трепетать от такого предстояния? Если же благоговение потеряно, то перед духовником уставшая и измотанная душа, которую прежде исповеди следует сначала разбудить. Не будем забывать, сон души это опасный симптом её надвигающейся смерти.


Заметки священника Стефана Игнатьева




Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного – и духовно плодоносит. Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: «Что ты делаешь, Геронда?» – «Что я делаю? – сказал я. – Да вот, исповедую свой огород». – «Да как же, Геронда, – опешил он. – Неужто огород тоже нуждается в исповеди?» – «Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!».


Преподобный Паисий Святогорец.

Слова. Том III. Духовная борьба.

Часть пятая. О силе исповеди.

Глава первая. О необходимости духовного руководителя.




КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ


1. В первую очередь надо вспомнить те греховные поступки и расположения, которые осознаются «сами собой».


2. Хорошо пересмотреть свои отношения с каждым ближним. Если даже отсутствует явный грех (ССОРА, ОБИДА, ГНЕВ), могут быть грехи невыявленные и неосознанные: злорадство, зависть, равнодушие, лукавство. Все это формирует искаженный образ ближнего в сердце, и этот образ надо обновить в результате исповеди.


3. Необходимо уяснить свое отношение к воле Божией, выражен-ной в евангельских заповедях, например:

а) заповеди, которые я люблю, хотя и не выполняю их, как бы хотел;

б) заповеди, которые мне внутренне непонятны;

в) заповеди, которые мое сердце не принимает.

Это последнее опасно, так как свидетельствует о внутреннем нежелании покаяния и исправления греха.


4. Желательно продумать свою жизнь с детства, чтобы понять, как складывались различные греховные навыки.


5. Полезно вспомнить типичный ход своего дня, затем припомнить, как прошла последняя неделя, месяц, последний год. Этому помогает ежедневная внимательная исповедь перед богом после вечерних молитв. Память грехов своих – основа покаяния, на ней зиждется христианская нравственность.


6. Можно обратить особое внимание на свое обычное поведение и внутреннее состояние во время болезней, скорбей, искушений, обстояний, и, напротив, в благополучные периоды жизни.


После этого надо, как советует свт.Феофан Затворник, подумать об «общем духе» своей жизни: «Войдемте же в себя самих и начнем перебирать, что есть в нас. Вмешательство в это дело какого-либо постороннего лица неуместно и совсем невозможно. Войти в вас и разобрать дела вашей совести никто не может, кроме вас самих, и извольте это сделать».

Архимандрит Киприан (Керн)




Интересные страницы:

О святой воде

Литургия

Заповеди блаженства