Исповедь

«Исповедь – это один из путей, по которому человек движется к Богу. Это дар любви Божией человеку. Никто и ничто не может лишить человека этой любви».

Старец Порфирий Кавсокаливит.



 "Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение."

Иер 31:3:


ПОКАЯНИЕ

Покаяние – это освобождение человека от того, что для него самого лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Грех чужероден, избавление от него есть путь к свободе. В покаянии Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.


Покаяние начинается с искреннего раскаяния о грехе, совершается через исповедь перед священником, завершается молитвой священнослужителя над главой кающегося. Посредством священника грехи прощает Сам Бог. Исповеданный грех становится вне нашей души. Он выходит из нее, подобно тому как выходит из тела заноза, и хотя впоследствии рана может напоминать о себе болью, но занозы там больше нет – грех прощен, душа стала свободна.


«Знаем, – отвечали Ангелы, – что эта душа – величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах»


Одному угоднику Божию, святому Нифонту, дана была от Бога благодать прозорливости. Однажды он пришел в церковь и увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий от земли на небо, к Престолу Божию. По этому пути Ангелы несли душу кого-то умершего, а за ними спешили демоны и неистово кричали: «Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива, во всех грехах она была виновна?» «Знаем, – отвечали им Ангелы, – знаем, что эта душа – величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах и перед смертью исповедовалась в них, за что Господь и простил ей все грехи». «Если уж эта душа получила прощение от Бога, – закричали демоны, – так возьмите себе всех грешников!» На вопль демонов Ангелы ответили: «Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют грехи свои с сокрушением, получают от Бога прощение, а кто умрет, не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами».


Святые отцы говорят, что на Страшном суде мы не будем осуждены за то, что не богословствовали или не творили чудес, но будем осуждены за то, что не каялись в своих грехах. Покаяние – это путь очищения, а в сердце чистое нисходит Божия благодать.


Лишь благодать Духа Святого насыщает душу, исполняет ее неизреченным блаженством. Только та душа, которая сподобилась близости Богу, обретает утерянный Рай, она исполняется неизреченных благ и духовной силы и потому способна противостоять любым испытаниям, поддерживать и укреплять других. Но чтобы приобщиться благодати, надо очистить себя от греха. Вся суть покаяния состоит во взыскании живого общения с Богом, в усвоении всей душой Его воли, в предании всего себя в руки Божии. Дай Господь не тратить отведенное нам время зря, но чрез покаяние обрести самое дорогое сокровище – благодать Духа Святого.

Священник Валерий Духанин



Ну казалось бы, что может быть проще и понятнее исповеди, тем не менее, вопросы по ней идут и идут. Попробую обобщить их в единую заметку и ответить, по мере сил. В главном же исповедь сводится к одной простой цитате святителя Игнатия: «Чем более очищаемся, тем более находим, что мы далеки от Пресвятаго и Пречистаго. Кто весь очернен, тот не видит на себе ни одного пятна.»

Итак, если мы на правильном пути, если исповедь для нас действительно таинство, а покаяние - смысл духовной жизни, тогда всё на своих местах. Чем больше очищаемся, тем более видим свою греховность. Это простое и понятное правило для исповеди. И напротив, если мы едва способны с великим трудом видеть свои грехи, если перед каждой исповедью мы мучительно думаем, а чем таким мы согрешили, не общаясь практически с людьми и не совершая грубых беззаконий, следовательно с пути покаяния мы сбились и блуждаем где-то между притихшей до времени, гордостью и тщательно спрятанным в глубине души, тщеславием.


Вот и вопрос, что же делать, если на исповеди говорить особо нечего? Как ни странно, но следует так и сказать - у меня грехов нет, точнее говоря - я их не вижу, помогите. Опытный духовник подскажет куда смотреть, ему со стороны виднее. А если серьезно, большая ошибка наша в том, что мы не научились исповедоваться за долгие годы своей «воцерковленности». Учиться ведь трудно, а кто из нас любит трудиться? У святителя Игнатия есть замечательная статья «Зрение греха своего», вот только мало кто читает её перед исповедью. А ведь стоило выучить ее наизусть перед таким таинством, которое святитель называет «вторым крещением».


Любые крайности для исповеди опасны и коварны. Если не видишь грехов, таинство становится ритуалом, пустым и вредным для души. Если же наоборот, слишком занят поиском в себе бесчисленных оттенков прегрешений, и тут опасность, уныние и отчаяние сразу напомнят о необходимой умеренности во всем. Я всегда теряюсь перед такой душой, которая говорит мне, что больна сразу всеми болезнями. Не знаешь что лечить в первую очередь и где основной корень зла. Но одно я уяснил за эти долгие годы, нужно всегда иметь благоговение, трепет к исповеди, без них всё становится формальностью. Если человек стоит перед Богом на исповеди, как он может не трепетать от такого предстояния? Если же благоговение потеряно, то перед духовником уставшая и измотанная душа, которую прежде исповеди следует сначала разбудить. Не будем забывать, сон души это опасный симптом её надвигающейся смерти.

Заметки священника Стефана Игнатьева




Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного – и духовно плодоносит. Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: «Что ты делаешь, Геронда?» – «Что я делаю? – сказал я. – Да вот, исповедую свой огород». – «Да как же, Геронда, – опешил он. – Неужто огород тоже нуждается в исповеди?» – «Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!».


Преподобный Паисий Святогорец.

Слова. Том III. Духовная борьба.

Часть пятая. О силе исповеди.

Глава первая. О необходимости духовного руководителя.




КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ


1. В первую очередь надо вспомнить те греховные поступки и расположения, которые осознаются «сами собой».


2. Хорошо пересмотреть свои отношения с каждым ближним. Если даже отсутствует явный грех (ССОРА, ОБИДА, ГНЕВ), могут быть грехи невыявленные и неосознанные: злорадство, зависть, равнодушие, лукавство. Все это формирует искаженный образ ближнего в сердце, и этот образ надо обновить в результате исповеди.


3. Необходимо уяснить свое отношение к воле Божией, выражен-ной в евангельских заповедях, например:

а) заповеди, которые я люблю, хотя и не выполняю их, как бы хотел;

б) заповеди, которые мне внутренне непонятны;

в) заповеди, которые мое сердце не принимает.

Это последнее опасно, так как свидетельствует о внутреннем нежелании покаяния и исправления греха.


4. Желательно продумать свою жизнь с детства, чтобы понять, как складывались различные греховные навыки.


5. Полезно вспомнить типичный ход своего дня, затем припомнить, как прошла последняя неделя, месяц, последний год. Этому помогает ежедневная внимательная исповедь перед богом после вечерних молитв. Память грехов своих – основа покаяния, на ней зиждется христианская нравственность.


6. Можно обратить особое внимание на свое обычное поведение и внутреннее состояние во время болезней, скорбей, искушений, обстояний, и, напротив, в благополучные периоды жизни.


После этого надо, как советует свт.Феофан Затворник, подумать об «общем духе» своей жизни: «Войдемте же в себя самих и начнем перебирать, что есть в нас. Вмешательство в это дело какого-либо постороннего лица неуместно и совсем невозможно. Войти в вас и разобрать дела вашей совести никто не может, кроме вас самих, и извольте это сделать».

Архимандрит Киприан (Керн)



Картина Милорадович С.Д. Сельская исповедь. 1915 г


В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ 


(наставления о том, как должно исповедоваться, чтобы получить прощение грехов)


Ко исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен повнимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению неисповеданные. Потом, с умилением и сокрушением сердца приступи ко Кресту и Евангелию и начинай исповедовать грехи свои.


1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но Самому Богу, Который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них. И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает и немощи человеческие, и удобо преклонность человека ко греху, а потому духовный твои отец на исповеди не может быть твоим страшным судиею. Но ты стыдишься твоего духовнаго отца не потому ли, что опасаешься потерять его доброе о тебе мнение? Напротив, духовный отец, если тебе только приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю, откровенную исповедь, гораздо большую будет питать любовь к тебе. Притом, если ты стыдишься и боишься открыть твои грехи перед одним духовником, то как перенесешь тот стыд, когда явишься на Страшный Суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, ангелами и всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?


2. Исповедуй все грехи свои подробно и каждый грех отдельно. Св. Златоуст говорит: «Не только должно сказать: «согреших, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъявлять», т.е. каждый грех должно наименовать. «Обнаружение грехов», говорит св. Василии Великий, «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей...», грешник есть душевнобольной, а отец духовный есть врач, или лекарь; следовательно, должно исповедовать, или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как больной телесно рассказывает свои телесные болезни врачу, желая через него получить исцеление.


3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это не исповедь, а осуждение; значит — новый только грех.


4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом, как-то: немощию, обычаем и т.д. На исповеди, кто чем более себя оправдывает, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более себя обличает, осуждаети обвиняет, тем более будет Богом оправдан. Поэтому должно не оправдывать себя на исповеди, а, напротив, более обвинять, обличать и осуждать, дабы сподобиться от Господа Бога получить прощение.


5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: «Не помню, может быть, и в этом грешен»: Бог велел нам всегда помнить свои грехи; а чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще, ибо те, кто, по нерадению своему, говеют слишком редко и таким образом забывают свои грехи — в этом сами виноваты, а потому не могут надеяться на отпущение грехов, которые ими не исповеданы. Посему непременно мы должны постараться вспомнить свои грехи, и еще лучше — записать их накануне исповеди на листке бумаги. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу Богу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней беспечностью и нерадением о душе?


6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чём ты не грешен, или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать свое осуждение.


7. Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, коими мы оскорбили Господа Бога. Нехорошо, что многие рассказывают свои грехи с явным хладнокровием и без всякого сожаления, как будто они ведут какой-либо обыкновенный разговор; а еще хуже, когда многие, исповедуясь, позволяют себе даже усмехаться. Все это есть признак нераскаянности; а исповедуясь таким образом, мы не очищаемся от грехов, а еще увеличиваем их.


8. Наконец, исповедуй грехи свои с верою в Иисуса Христа, и надеждою на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем получить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощения. Примером сему — Иуда предатель.


Вот каким образом, братие мои, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа Бога прощение в грехах. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1 Ин. 1,9).



ИСПОВЕДЬ



Исповедуйте меня..,Батюшка,

Я... давно не склонялась над ризою..

Посему иногда мне кажется..,

что душа моя.. стала.. сизою..

Каюсь

в том,что лгала доверчивым,

Каюсь

в том,что сомнения мучали,

что порою.. и утром,и вечером мысли черные

вились тучами..

Каюсь

в том,что не раз обидела,

что и зависть,и ревность жалили..

В том,что боли чужой

не видела,

ослепленная собственной жалостью.

Каюсь

в том,что молила прощения

лишь.. в минуты.. печали и слабости,

что порой добродетель смирения

заменяла на приступы ярости.

Каюсь






в том,что водилась со сплетнями,

что меняла друзей на приятелей,

что свечу не зажгла на Сретенье,

что..,увы..,не простила.. предателей..

Каюсь

в том,что в душевном храме..

иногда..

лишь смятение правит.

И тогда на грудную клетку

словно плиты из камня давят.

Я.. Грешна.. перед Богом,

Батюшка,

Я во многом..,увы.., не праведна,

Посему мне порою кажется..,что я

просто живу неправильно.

О б л е г ч и т е мне душу,Батюшка..

О т п у с т и т е грехи и горести.

О б л е г ч и т е мне душу,Батюшка..

П р и м и р и т е меня..

с моей совестью..

.....

я к Вам обращаюсь.. с чаяньем..,

что Вы.. верите..,

милый Батюшка,

в чистоту моего покаяния...




В ЧЁМ КАЯТЬСЯ НА ИСПОВЕДИ.


ГРЕХИ ПРОТИВ ГОСПОДА БОГА.

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам.

Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении.

Хула или только ропот на Бога в душе и на словах.

Намерение поднять на себя руки.Напрасная божба.

Обещание Богу неисполненное.

Кощунство над священным.

Гнев с упоминанием нечистой силы (черта).

Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии.

Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.


ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО.

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим.

Неисполнение обещания человеку.

Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям.

Несмотрение с христианской заботливостью за детьми.

Гнев – вражда в семейной или домашней жизни.


ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ.

Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность.

Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние.

Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу. Г

рехи смертные , то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели:

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло. 6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. 7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.


ГРЕХИ ХУЛЫ НА ДУХА СВЯТОГО.

Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них.

Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.

Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.


Конец и Богу слава.



Пока мы живы, можно всё исправить,

Всё осознать, раскаяться, простить.

Врагам не мстить, любимым не лукавить,

Друзей, что оттолкнули, возвратить.


Пока мы живы, можно оглянуться,

Увидеть путь, с которого сошли.

От страшных снов очнувшись, оттолкнуться

От пропасти, к которой подошли.


Пока мы живы... Многие ль сумели

Остановить любимых, что ушли?

Мы их простить при жизни не успели,

И попросить прощенья не смогли...


Когда они уходят в тишину,

Туда, откуда точно нет возврата,



Порой хватает нескольких минут

Понять – о, Боже, как мы виноваты!


И фото – чёрно-белое кино.

Усталые глаза – знакомым взглядом.

Они уже простили нас давно

За то, что слишком редко были рядом,


За не звонки, не встречи, не тепло.

Не лица перед нами, просто тени...

А сколько было сказано "не то",

И не о том, и фразами не теми.


Тугая боль, – вины последний штрих, –

Скребёт, изводит холодом по коже.

За всё, что мы не сделали для них,

Они прощают. Мы себя – не можем...


Эдуард Асадов.




Молитва Господу Богу от лица кающегося человека 

(Святого Иоанна Златоуста)


Господи, согрешихом на небо и пред Тобою! Приими обращение и покаяние наше, приими наше стенание и слезы, приими покаяние нас грешных, приими рыдание и вопль наш даже до смерти. Приими нас окаянных, живших безстудно: приими нас, Человеколюбие, зело прогневавших Тя: приими нас, Владыко, проведших всю жизнь в распутстве, во всяком лукавствии и нечистоте: приими нас, Господи Боже, преступивших заповеди Твоя: приими нас, Владыко, недостойных рабов Твоих, и не воздай нам по делом рук наших. Исповедаем Тебе, Владыко, яко по грехом нашим несмы достойни даже воззрети на солнце сие, зане несть таков грех, несть ни едино таково злодеяние, егоже не совершили быхом мы окаяннии. Но приими нас, Господи, якоже блуднаго сына, приими якоже разбоиника, приими якоже блудницу и мытаря. Господи, обрати нас! Господи, вразуми нас и не прогневайся на нас, но буди милостив ко грехом нашим! Ты еси Бог наш, и разве Тебе иного не знаем. Господи, исторгни нас от враг наших и не вниди в суд с рабы Твоими. Господи, Ты еси Бог, и мы людие Твои. Согрешихом, содеяхом беззаконие и неправду, сотворихом зло, погрешихом во всем, не послушахом заповедей Твоих и того ради далече уклонихомся от Тебе. Но помилуй, Господи, дела рук Твоих: помилуй, Владыко, тыя, иже хитростию змия изгнани быша из рая: помилуй нас и облецы нас в хитон веселия и одежду спасения: помилуй нас, ихже диавол лишил есть помощи Твоея! Милосерде, помилуй тыя, иже оставиша Тя и служаху ему: помилуй заблуждшыя, помилуй не сохранивших заповедей Твоих и последовавших злодеянием демонов: помилуй осквернивших себе грехми, помилуй тыя, иже пребываху под властию диавола: помилуй осквернившихся распутством. Помилуй, Милосерде, помилуй, Блаже, помилуй, Долготерпеливе, зане руки наша совершиша всякое зло, всякое осквернение, любостяжание и неправду. Осквернихом душу, юже создал еси по образу Твоему, осквернихом тело, осквернихом чувство. Язык наш явися якоже меч остр, направлен противу ближняго, очи наши исторгают пламень, руки наши полны крове, ноги наши скоры на совершение зла, уста наша осквернена злословием, и кратко рещи, осквернихом и землю и воздух. Воистину неправедная дела наша доидоша даже до небесе, хищения наша превысиша горы, любостяжание превыси облаки, пороцы наши достигоша небесе, греси наша суть непростительни, преступления наша не имут извинения, прегрешения наша суть неисправима, и се, земля не может понести наших злодеянии. Темже, Господи, нужду имамы в милосердии Твоем. Ты веси немощь естества нашего: помилуй, Господи, творение рук Твоих. Се, взываем к милосердию Твоему: не лиши нас помощи Твоея, низпосли нам недостойным милость Твою, даруй нам грешным заступление Твое, яви нам лице Твое, и спасемся.



ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ от 3-12 лет

на вопрос «ЗАЧЕМ НУЖНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ»:


1. Чтобы душа стала чистой

2. Потому что Исповедь помогает стать лучше

3. Так мы приближаемся к Богу

4. Ну я же мою тело, так и душу надо мыть

5. Потому что мои родители исповедуются

6. После Исповеди я радуюсь и настроение хорошее

7. Чтобы на душе стало легче и она могла летать

8. Чтобы очиститься

9. Для того, чтобы сердце не болело

10. Чтобы сбросить груз с души

11. В Исповеди зло уходит от нас и всё становится хорошо

12. Чтобы попросить у Бога прощения и чтобы Он простил нас

13. Потому так сказал Христос

14. Если сделал плохо, покайся в грехе и тебе станет легче

15. Чтобы стереть свои ошибки

16. Исповедуются, чтобы духовно расти

17. Чтобы сердце сверкало, как у ангела

18. Исповедь лечит и исцеляет

19. Покаяние - души сияние

20. Я хочу быть чистым, потому что хочу быть с Богом.




"ГРЕХИ ДЛЯ ИСПОВЕДИ".


Грехи истязуемые на мытарствах.

1. СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.


2. ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.


3. КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.


4. ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорство.


5. ЛЕНЬ: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.


6. ВОРОВСТВО: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденого, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство.


7. СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, давали деньги в долг под проценты, спекуляции, взятки.


8. ЛИХОИМСТВО: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, неотдача долгов, аферы, махинации.


9. НЕПРАВДА: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.


10. ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, желание чужого.


11. ГОРДОСТЬ: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.


12. ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.


13. ГНЕВ: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.


14. УБИЙСТВО: (мыслию, словом, делом), драки, применения всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие).


15. ВОЛХОВАНИЕ: гадание, ворожба, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божьим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство.


16. ЛЮБОДЕЯНИЕ: плотское сожительство вне церковного брака, сладострастные воззрения, блюдные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.


17. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.


18. БЛУД СОДОМСКИЙ: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное). Оральный и анальный секс.


19. ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах: Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха, а также в других богоборческих объединениях и структурах.


20. НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность»




Интересные страницы:

О святой воде

Литургия

Заповеди блаженства