Причащение (Евхаристия)

Что такое Причастие?


«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56)


В Таинстве Евхаристии Христос присутствует всецело. Когда вы в сокрушении сердечном приступаете к сему великому Таинству, Сам Христос невидимо стоит перед вами. Он еще ближе к вам в эту минуту, еще теснее связан с вами, чем те, которые видимо окружают вас. И во Христе мы, хотя еще и странники, запыленные землей, «приступаем к Небесному Иерусалиму и к духам праведников, достигших совершенства». Это общение даруется нам «Ходатаем Нового Завета Иисусом и Кровью кропления», которая их очистила и нас очищает «от всякого греха» (Евр. 12:22–24).


Очищенные от всего земного, суетного, мы приближаемся к уже окончившим свой земной путь. Любовь не умирает, она вечно живет, и любовь эта к нашим дорогим отшедшим составляет живое звено с тем лучшим миром, к которому мы стремимся. Многое, касающееся загробного мира, от нас сокрыто, но сильнее всякого вещественного доказательства живет в душе убеждение бессмертия, которое дает нам силу переносить разлуку с умершими, уповая на несомненное свидание за гробом и на вечное соединение.


Чаша Христова


«Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18:11)


О двух чашах говорится нам в Евангелии. Одну подал Спаситель Своим ученикам за Тайною Вечерею, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Эта чаша предвозвещала Его крестную смерть, пролитие пречистой крови Его за наши грехи и Новый Завет любви, которую эта кровь запечатлела. Она была уже полна грядущего страдания.


Вторая чаша была подана Ему Отцом и означала наступившее страдание. «Отче... пронеси чашу сию мимо Меня» (Мк. 14:36), – было сказано в ту минуту, когда весь грех человеческий был возложен на безгрешного Искупителя и священная глава Его склонилась до земли под этим гнетом. Но вскоре последовал другой возглас: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). И эта воля совершилась. Чаша искупительного страдания была испита до дна, и от чаши, поданной на Тайной Вечери, вновь и вновь через все века вкушают христиане, «возвещая этим смерть Господню, доколе Он придет» (1Кор. 11:26).


К участию в Его страданиях призываются все верующие. Пречистой кровию омываются грехи, и, приобщаясь Его страданию, душа соединяется со Христом и хочет жить с Ним и для Него. Жизнь для Него включает в себя и долю страдания, но этого страдания, названного апостолом даже огненным испытанием, душа не чуждается (1Пет. 4:12), потому что оно посылается рукой любви и сострадает ему Сам Христос.

Дневник православного священника



ТАЙНА ПРИЧАЩЕНИЯ

Святитель Николай Сербский

Велика и дивна тайна Причащения. Даже отшельники и пустынники ничего так не жаждали, как только иметь возможность принять Святое Причащение. Св. Мария Египетская умолила св. Зосиму, чтобы принёс ей Святую Тайну на Иордан и причастил её. Прп. Пафнутий, возвращаясь от св. Онуфрия, повстречал в пустыне скромное обиталище четырёх молодых подвижников. Когда Пафнутий их спросил, причащаются ли они и если да, то как, они ему ответили, что каждую субботу и воскресенье посещает их ангел Божий и даёт им Святое Причащение. Пафнутий остался до первой субботы, чтобы лично в этом убедиться. Когда наступила суббота, то всё помещение наполнилось дивным несказанным ароматом: пока они все были на молитве, ангел Божий, в виде прекрасного юноши, светлого как молния, появился с причастными Тайнами. Пафнутий испугался и упал на землю от страха. Но они его подняли и привели к Ангелу, так что и он вместе с ними причастился из ангельских рук. Из рук Ангела причащался и св. Онуфрий, по его собственным словам, как и многие другие отшельники и пустынники. Потому совершенно неправильно думать, что отшельники и пустынники не причащались. Бог, Который промышлял об их телесной пище, не оставлял их и без животворной пищи Тела и Крови Христа Господа.


/Из «Охридского пролога»/



Частое причащение ребёнка — залог его духовного и телесного здоровья.


По свидетельству одного доктора, ему редко приходилось прибегать к лекарствам в отношении тех детей, которых часто носили к причащению. Над часто причащающимися детьми не имеет силы даже закон плохой наследственности. (см. «Идеалы христианской жизни» Е. Поселянина).

Журнал «Поселянин» рассказывает о родителях, которые имели серьёзное основание бояться плохой наследственности у ребёнка. Чтобы избежать её, они по совету одного духовного отца (протоиерея Алексея Петровича Колоколова) причащали ребёнка каждое воскресенье. И ребёнок вырос совершенно здоровым.

С причащением иногда связываются случаи чудесного исцеления детей. Так, известный учитель Церкви св. Андрей Критский (автор канона, читаемого на 1-й седмице Великого Поста) в детстве долго не говорил. После горячей молитвы родителей об исцелении, узы его языка разрешились во время причащения Св. Тайн.

По наблюдениям еп. Феофана Затворника («Путь ко спасению» — прим. авт.) «в тот день, когда причащается дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений... И иногда оно исполняется радостью и игранием духа, в котором готово всякого обнимать, как своего».

По обычаю Церкви желательно, чтобы младенец, начиная с 4-х лет, уже не вкушал с утра пищи или питья до причащения.

В возрасте семи лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки. С этого времени духовная одежда его начинает покрываться греховными пятнами.

Мы стараемся воспитать в ребёнке физическую чистоплотность. Несравнимо большее значение имеет воспитание в нем духовной чистоплотности — воспитание потребности смывать всякий грех, всякое пятно на своей духовной одежде в Таинстве покаяния — исповеди, обычно предшествующей причащению.

Хорошая привычка — это духовный капитал, процентами с которого можно жить в течение всей жизни. И если ребёнок с детства привыкает испрашивать себе прощение за вину вначале перед родителями и близкими, а с семи лет также и на исповеди — то душа его сохранится чистой на всю жизнь. С того момента, как ребёнок научился писать, следует приучать его записывать свои грехи, чтобы исповедь была цельной и содержательной.

Начиная с отроческого возраста, дети могут причащаться (и исповедоваться) реже, но по возможности, не реже, чем один раз в месяц, а также по большим праздникам. Эта норма была заповедана прп. Серафимом дивеевским сёстрам.

Следует помнить слова прп. Макария Великого одной болящей женщине: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не приобщалась Св. Тайн». Указанная норма причащения (1 раз в месяц) может быть изменена по согласованию с духовными отцами детей, в сторону более частого причащения. Разумеется, дети, приступающие к Таинствам, должны понимать их сущность и передаваемую через них благодать. Об этом следует вести с детьми беседы и по мере возрастания углублять в них понятия о значении Таинств.

Протоиерей Василий Зеньковский



Сегодня так поёт душа!

Так хочется летать!

И птицей взвиться в небо

И облака обнять.

Расцеловать

Макушки всех берёз

И не скрывать

Своих счастливых слёз...

Весь мир объять...

И впитывать в себя

Ту благодать,...

Что дал Господь

Причастником снискать.


Нина Еремеева



Интересные страницы:

Как устроен Православный Храм

О Святой воде

Заповеди Блаженства

Исповедь (покаяние)