Неделя Страданий Господа
Главная неделя года в жизни каждого христианина. В дни Страстной седмицы необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению с тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине.
Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.
Все дни Страстной недели называются Великими. В эти святые дни не совершаются ни поминовения усопших, ни молебные пения, ни памяти святых. Седмица посвящена последним дням земной жизни Христа, Его страданиям – «страстям», распятию, мучительной крестной смерти ради нашего спасения.
Страстная седмица – самая скорбная, самая трудная во всем церковном году. И хоть живет уже сердце предощущением Воскресения, хоть вот-вот и ворвется в нашу жизнь снова его радостный и чистый свет, не дремлет и враг и, как никогда, нападает на душу, теснит и морочит ее, старается ввергнуть в бездну какого-то мрачного, вязкого, никак не отпускающего уныния. Борет тем же, чем и обычно, но с удесятеренной силой.
И один из вопросов, на которые священнику приходится отвечать часто и на которые вместе с тем ответить удовлетворительно трудно, звучит примерно так:
– Батюшка… Я столько раз падал, спотыкался на одном и том же! Столько раз каялся и снова грешил теми же самыми грехами! Я не меняюсь, не исправляюсь… Как мне быть дальше? Как мне поверить самому себе, что вот сейчас я покаюсь, а потом не повторю вновь тех же самых темных и постыдных деяний? Руки опускаются уже… Как же мне заставить себя всё равно идти дальше? Может быть, бесполезно всё это? Может, не потерпит меня больше Господь? Может, и не надо уже идти?..
И отвечать трудно не только потому, что видишь перед собой человека, удрученного унынием, с погасшим взором, с утраченным интересом к жизни. Трудно, прежде всего, оттого, что Страстная – и для тебя Страстная и отвечать надо не только ему, но и себе…
Что тут вспоминается?
Конечно же, тот самый брат, пришедший к древнему подвижнику:
– Авва, я пал.
– Встань и покайся.
– Я снова пал.
– И снова встань.
– Опять пал.
– И опять поднимайся.
– До каких же пор?!
– До тех пор, пока смерть не придет и не застанет тебя либо в падении, либо в покаянии.
Разве не ответ это? Ответ – и еще какой! Нет, значит, ни для кого – даже для тех, кто по-настоящему подвизается, – никакого времени покоя, но вся жизнь – борьба, и это естественно, когда ты сначала падаешь, а потом встаешь, снова падаешь и снова заставляешь себя встать.
И еще вспоминается. Тоже древняя, церковным Преданием освященная история, которую пересказывал кому-то из чад своих преподобный старец Оптинский Амвросий. Она о некоем человеке, который постоянно совершал один и тот же тяжкий грех. А согрешив, приходил в храм, опускался на колени перед Распятием и каялся, просил у Бога прощения и, проливая горькие слезы, обещал больше грех свой не повторять. Уходил и спустя какое-то время возвращался, чтобы каяться снова в том же самом. Наконец так изнемогла, так исстрадалась от этого душа его, что, войдя в храм, он перед Распятием дал обещание Богу, призвав Его Самого в свидетели на будущем Страшном суде: больше никогда, что бы ни было, не совершать того греха. И вышел. И согрешил вновь. И вернулся в храм, и упал перед Распятием, умоляя о милости, и так – коленопреклоненно – умер. И было кому-то из отцов откровение о том, что принял Господь его покаяние, принял, хоть и не успел он ничего изменить в жизни своей, не успел исправиться. И вопрошал враг рода человеческого: «Как же так? Он грешил до самого смертного часа! Он пообещал перед Распятием никогда больше не повторять этого греха и тут же его повторил! И он прощен?!» И отвечал Господь: «Да, прощен, потому что, и пав после этого обещания, он не отчаялся, не разуверился в Моей милости и любви и вновь прибег ко Мне в покаянии».
Пока мы здесь, участь наша не может быть решена. И спасение, как преподобный Петр Дамаскин писал, между страхом и надеждой совершается. Испугаешься – парализует тебя страх, отлучит от Бога, и погибнешь. Уверишься, что спасение уже «заработано» или же даром получено тобой, так что никому его у тебя не отнять, – и тотчас лишишься его.
Продолжая путь и не ведая точно его конца.
Как путник сквозь бескрайнюю снежную равнину – никто не знает: удастся ли дойти? Одно точно: остановившись, замерзнешь; идя вперед, имеешь шанс достигнуть цели. Имеешь шанс… Но не ради шанса идти надо. И не потому, что «иначе нельзя». И не из-за страха замерзнуть, хотя хорошо, когда и он подгоняет.
Другое должно влечь вперед, не позволять опускать руки, сдаваться. Другое – понимание того, что так хочет Господь, а всё остальное, по сравнению с этим, неважно. Идти потому, что так угодно Богу и спасительно по-настоящему. И идешь – не потому, что боишься. Не потому, что уверен в итоге пути. А просто потому, что вспоминаешь: Он позвал – и как же не откликнуться на этот призыв? И на этом успокаиваешься. И почему-то появляются силы. И воскресает надежда. И приходит радость. И заканчивается Страстная. И приходит Пасха…
Игумен Нектарий (Морозов)
На Страстной
Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье. Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки. И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. |
Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица — И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться. И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфор И вешнего угара. И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел Человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал. И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтирь или Апостол. Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. Пастернак Борис (1946) |
В событии страстей Христовых центральное место занимает Сам Христос. Все, что Христос претерпел за нас — оплевания, заушения, поругание, терновый венец, желчь, — все, что Церковь так подробно описывает, нужно не для того, чтобы мы пожалели Христа, но для того, чтобы помочь нам полюбить Его. Чтобы показать нам, как Христос возлюбил нас, и чтобы подвигнуть наше сердце возлюбить Его. Чтобы, пребывая в любви к Нему, мы спаслись и вечно жили с Ним. Итак, страсти Христовы — причина не печали, но спасения. Так же и Крест Господень, которым умерщвлен был Христос, стал животворящим, стал знамением жизни, спасения и радости и, таким образом, перестал быть орудием убийства и проклятия, каким был прежде. Сам Бог называет его знамением Сына Человеческого.
Когда мы смотрим на икону Распятия, то видим, что Христос исполнен святого достоинства: очевидно, что Он пошел на страдание добровольно, что Он — Господин происходящего, а не жертва судьбы и человеческой злобы. Христос — Царь Славы, священнодействующий в Таинстве спасения человека через страдание и Крест и дарующий воскресение. Конечно, если кто-то посмотрит на Христа и Его страдание по-человечески, то будет испытывать жалость. Однако же Церковь представляет нам Богочеловека Христа, который спас человека. Христос — не полная жалости жертва человеческой злобы. Он как Великий Архиерей принес Богу Себя, стал жертвоприношением и открыл нам врата рая. Церковь, когда изображает Христа, Богородицу и святых, представляет нам не только обстоятельства и историю события, но вместе с этим передает и то, что подразумевается, то есть то, чего не видно, — саму суть. Да, Христос на Кресте, Он страдает и умирает. Но Крест был бы концом вполне печальным и человеческим, если бы не последовало Воскресение. Поэтому в конце концов Крест отодвигается в сторону, а главенствует Воскресение. Каждую неделю Церковь празднует не распятие, а Воскресение. Именно оно — основа и центр Церкви. Основываясь на Воскресении, Церковь живет всю свою жизнь. Воскресенье — день Воскресения; именно он определяет весь недельный праздничный круг и все остальное в Церкви.
Мы приглашены жить во дворце Христовом, настоящие царевичи, а грех делает нас рабами, пустяки делают нас несчастными, и мы не разбиваем эти оковы, чтобы вырваться наружу и сказать, что не хотим этого рабства. Мы не хотим жить в свободе Божией, которая сделает нашу жизнь радостной и в этом мире.
Воскресение Господне придает смысл всей нашей жизни, и только благодаря свету Воскресения можно понять и выдерживать то, что происходит вокруг нас, противостоять этому и терпеть прежде всего себя, затем наших братьев, огорчающих нас своими слабостями так же, как мы огорчаем их. И один призван поддерживать другого: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6, 2).
__________________________________________
Митрополит Лимасольский Афанасий
В дни Страстной недели, читайте Евангелие
Для каждого дня следующие отрывки:
⠀
Великий Понедельник
Евангелие от Матфея. 21.18 - 21.43
Евангелие от Матфея. 24.3 - 24.35
⠀
Великий Вторник
Евангелие от Матфея. 22.15 - 23.39
Евангелие от Матфея. 24.36 - 26.2
Великая Среда
Евангелие от Иоанна. 12.17 - 12.50
Евангелие от Матфея. 26.6 - 26.16
⠀
Великий Четверг
Евангелие от Матфея. 26.1 - 27.2
Евангелие от Луки 22.1 - 22.45
Евангелие от Иоанна. 13.1 - 13.17
⠀
Великая Пятница
Евангелие от Иоанна. 13.31 - 19.42
Евангелие от Матфея. 26.57 - 27.66
Евангелие от Марка. 15.16 - 16.47
Евангелие от Луки 23.32 - 23.49
⠀
Великая Суббота
Евангелие от Матфея. 27.62 - 27.66
Евангелие от Матфея. 28.1 - 28.20
⠀
⠀
Первая цифра - глава, вторая цифра - стих
БОЖИЕЙ ПОМОЩИ!
Батюшка Гавриил на Страстной Неделе не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив.
Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа.
В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите... Помогите...Христос крест несёт по Голгофе...» Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденного и услышанного прихожане думали, что собственными глазами видели Распятие Иисуса Христа...
Из книги Диадема Старца.
ЗАПИСКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЗАКОНЧЕН. Наступает особое время. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.
Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей (или Страстной седмицей). Мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя, Его страдания и смерть на кресте.
Каждый день этой недели называется Великим (Великий Понедельник, Великий вторник и т.д.), потому что тогда произошли самые важные события нашей жизни: Неповинный Христос умер на кресте, воскрес и даровал нам Вечную жизнь.
Если нам удастся побывать на службах Страстной седмицы, то перед нами пройдут все события тех скорбных дней. Последнюю неделю Своей земной жизни Христос провёл в Иерусалиме. Церковь предлагает нам прожить вместе со Спасителем Его последние земные дни, пристально за Ним следя и вслушиваясь в каждое слово.
Безусловно, не каждому удастся посетить все церковные службы этих дней. Можно прочесть положенные Евангельские отрывки дома (себе и детям). И если сделать это внимательно, то невольно перенесёшься в древний Иерусалим, а если ещё и порассуждать о прочитанном, то станешь не просто наблюдателем, но и участником тех событий.
ПРОСЛЕДУЕМ ЗА ХРИСТОМ!
ОТЛОЖИМ ВСЕ ДЕЛА, КОТОРЫЕ МОЖНО ОТЛОЖИТЬ!
Службы на этой неделе продолжительные, и не всё нам будет понятно, но мы можем просто побыть рядом с Господом. Бодрствовать, как он просит об этом своих учеников.
Каждый день на предстоящей неделе Святой и наполнен особым смыслом.
Буду ежедневно выкладывать небольшие посты об этих днях.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Путь финальный. Страстная Седмица Запустила последний отсчет. А душа- будто та смаковница, Что цветет, но плода не дает. Где ты, вера, с горчичное семя? Где надежда и к ближним любовь? Что ты, разум, киваешь на время, Оправданья ища вновь и вновь! Где ж твоё милосердие, жалость, К тем, с кем делишь ты жизненный путь? Ведь быть может планете осталось Как Христу до Голгофы- чуть-чуть... Ты цени мир болящий, скорбящий, Но такой вдохновенный, живой: С песней птицы под небом парящей, С нежной зеленью, с мягкой травой! Эти люди, спешащие мимо, Пусть другие- ты их не суди! Что за Крест им назначен незримо? Что за скорби их ждут впереди? Где ты, жертвенность бедной вдовицы? Видно ближе тебе роль менял, Вечно ищущих, чем поживиться. Но Господь их из храма изгнал... А Пришествие близко Христово. Исполняется все в наши дни: Всей Земле проповедано Слово, И вокруг снова слышно: "Распни!". Всюду войны и страшные слухи, Глад, болезни и грязный разврат. Наслаждаясь грехом, словно мухи Души с легкостью в бездну летят. Но порой в круговерти событий Дальним Эхом послышится Глас: "Не смущайтесь, друг друга любите! Участь мира зависит от вас!" Наше время- страстная Седмица, Через мрак, через боль, суету По Земле грозным всадником мчится, И планету ведет ко Кресту... Долягина Лариса. |
|
Страстная седмица
|
Великий (Страстной) понедельник.Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); Проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35). |
|
Великий (Страстной) вторник.Темы богослужебных воспоминаний: Обличение Господом книжников и фарисеев, беседы о дани кесаря, воскресения мертвых. Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2). |
|
Великая (Страстная) среда.Темы богослужебных воспоминаний: Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16). Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди). |
|
Великий (Страстной) четверг.Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститьсяСвятых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира. |
|
Великая (Страстная) пятница.Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского. День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы). Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов. В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы. Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения. |
|
Великая (Страстная) суббота.Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица). Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса). |
Дорогие братья и сестры, эту трогательную песнь “Се Жених грядет в полунощи» Святая Церковь воспевает на утрени в Великие Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы…
Возлюбленные! Посмотрев на наше общество христиан, много ли найдете вы бдящих рабов, когда каждый день цирк, театры и другие зрелища заполняются потоком людей, не щадящих средств, тогда как в храмах в простые дни видим единицы молящихся? Каждый день Сам Небесный Жених невидимо приходит, зовет на Божественную трапезу, предлагая Свое Тело и Кровь нам для вечной жизни, а приходящих почти нет. Почему же? А потому, что, уснув, люди «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12, 43).
Будущее пришествие Господа есть событие очень важное для всех, ибо от него зависит вечная судьба наша, с которым придут или все блага, или все бедствия. И все это не может возбудить в нас внимания, будто дело вовсе чужое для нас…
Итак, обратимся к самому себе и скажем словами священной песни: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши!»
Блюди — не увлекайся соблазнами мира, не следуй широким путем удовольствий, ведущим в адскую пропасть.
Блюди — стой на страже до конца, храни веру и упование на спасение, пока не достигнешь его.
Схиархимандрит Александр (Васильев).
Интересные страницы
Оптинские новомученики. Ферапонт, Василий, Трофим