Великая Пятница Страстной седмицы

Самый скорбный день года

В Страстную Пятницу мы вспоминаем спасительные и страшные страдания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас, за наши грехи. Страдания были настолько тяжелы и физически непереносимы, что Иисус, вися на Кресте, воскликнул: “ Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”(Мф.27, 46) Суд, оплевания, избиения, пощёчины, поношения, насмешки, багряница, терновый венец, гвозди, копьё, трость, губка, уксус, Крест и смерть, - всё это имело место в пятницу. А ещё… Слёзы Пресвятой Девы Марии, горько плачущей над Телом Сына Своего Возлюбленного, обильные и продолжительные.


Распятый на Кресте, на горе Голгофе, Иисус умер. Его ученик Иосиф Аримафейский выпросил разрешения у римского наместника Понтия Пилата, снять Тело Иисуса и похоронить. Тело Господа было снято с Креста, обвито Плащаницею (прямоугольная ткань для погребения) и положено в каменный гроб (пещеру в скале) недалеко от Голгофы. Ко входу в пещеру был привален большой камень.



 Великая Пятница Страстной седмицы.

.

ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯВ СТРАДАНИЯ, РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ НА КРЕСТЕ, ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС СОВЕРШИЛ СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ГРЕХА И ВЕЧНОЙ СМЕРТИ.


Распятие происходило в пятницу, в канун великого иудейского праздника Пасхи. Чтобы не оставлять на крестах тела казнённых, иудеи просили Пилата ускорить их смерть. Пилат согласился.

Пришедшие воины перебили голени двум разбойникам: после этого распятый человек умирал почти мгновенно. Но, подойдя к Иисусу и убедившись, что Он уже умер, воины не стали перебивать Ему голени.

Чтобы не оставалось сомнения в смерти Иисуса Христа, один из воинов пронзил Его копьём в рёбра. Из раны тотчас истекли кровь и вода. Это было явным свидетельством смерти.


В тот же вечер к Пилату пришёл один из членов синедриона, тайный ученик Иисуса Христа — Иосиф Аримафейский. Он был человеком праведной жизни и не участвовал в осуждении Спасителя. Иосиф просил у Пилата позволения снять тело Иисуса с Креста и похоронить Его.

Получив разрешение, он купил ткань для погребения — плащаницу — и отправился на Голгофу. Пришёл туда и Никодим. Некогда он тайно приходил к Спасителю, чтобы услышать от Него учение о Царствии Небесном.

Иосиф с Никодимом сняли с Креста тело Иисуса, помазали Его благовониями и обернули в плащаницу.


Вблизи Голгофы был сад, принадлежавший Иосифу. Там, в каменной скале, он высек для себя новую погребальную пещеру. В неё ученики с благоговением положили тело Господа Иисуса Христа и привалили большой камень к двери гроба.

За погребением Спасителя наблюдали женщины, стоявшие у Его Креста. Среди них были Матерь Иисуса, Мария Магдалина и Мария Иосиева.


Заходило солнце. В преддверии наступающей субботы, великого дня покоя,все покинули место погребения Христа. Возвращаясь домой, женщины купили драгоценное миро. По прошествии субботы они хотели снова прийти ко гробу и помазать миром тело Спасителя, чтобы достойно завершить погребение.


Тем временем первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и сказали ему: "Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб три дня, "чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого".

"Первым обманом" они называли то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божием, о Мессии. А последним — проповедь о Воскресении Господа из мёртвых и Его победе над адом. Пилат отвечал им: "У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".

Получив это позволение, первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа. Тщательно осмотрев место погребения, они поставили стражу из римских воинов, которые во время праздников находились в их распоряжении. Затем приложили к камню, закрывавшему вход в пещеру, печать синедриона и удалились, оставив тело Спасителя под охраной.


Когда тело Христа лежало во гробе, душой Своей Он сошёл в ад, благовествуя мёртвым победу над грехом и смертью. Для всех ветхозаветных праведников, всех, кто ожидал пришествия Спасителя, Господь открыл Царство Небесное и вывел их души из ада.

С этого момента Царство Божие открытодля всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди. Ад повержен силой распятого Сына Божия, и мы вместе с апостолом можем сказать: "Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"



У КРЕСТА.

Шумит народ, тупой и дикий,

Бунтует чернь. Как в оны дни,

Несутся яростные крики:

«Распни Его, Пилат, распни!

Распни за то, что Он смиренный,

За то, что кроток лик Его.

За то, что в благости презренной

Он не обидел никого.

Взгляни — Ему ли править нами,

Ему ли, жалкому, карать!

Ему ли кроткими устами

Своим рабам повелевать!

Бессилен Он пред общей ложью,

Пред злобой, близкой нам всегда,

И ни за что к Его подножью

Мы не склонимся никогда!»

И зло свершилось! Им в угоду

Пилат оправдан и омыт,

И на посмешище народ

Царь оклеветан… и… убит!




Нависла мгла. Клубятся тени.

Молчат державные уста.

Склонись, Россия на колени

К подножью Царского Креста!



Сергей Бехтеев

1921 г.




Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения,

которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы.


Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вечером в центр храма выносится из алтаря Плащаница – икона, изображающая Спасителя, снятого с Креста. Перед Плащаницей читается канон «Плач Пресвятой Богородицы». История того страшного дня парадоксальным образом повторяется: это мы своими грехами распяли Спасителя на Голгофе, а теперь стоим и растерянно смотрим на Его мертвое, растерзанное тело. Слушаем, как рыдает Его Мать.


На Утрене Великой субботы (служится в пятницу вечером) при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.


Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.


Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Палащаницы.


Что представляет собой плащаница и почему она так важна?


Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста.

В центральной части композиции плащаницы Иисуса Христа обычно расположено изображение «Положение во Гроб» — полностью, или частично — одно только тело Христа. Иконография«Положения во гроб» включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейскогои Никодима, жен-мироносиц.


Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа, тело которого для погребения его тайный ученик — Иосиф Аримафейский попросил у римского наместника Иудеии Понтия Пилата. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале и привалили к его двери камень. За происходящим наблюдали Мария Магдалина и Мария Иосифова.


Техники, использовавшиеся и используемые для создания плащаниц, весьма разнообразны, хотя при этом остается неизменным использование декоративной тканевой основы: чаще всего это бархат, хотя в дешевых плащаницах фабричного производства используются и менее дорогостоящие ткани, например, драп.

Плащаницы XV—XVII веков изготовлялись в техникелицевого шитья. В XVIII—XIX веках чаще использовалась комбинированная техника — сочетание золотного шитья или рельефной аппликации из тканей (в изображениях одежд и погребальных пелен) с живописью (лики, тело Христа). Полностью живописные плащаницы также были распространены. В настоящее время, помимо перечисленных техник, используются изображения, сделанные типографским способом (при массовом производстве).


По периметру плата обычно шьётся (или пишется) золотом текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант:благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи»Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.


Традиции выноса плащаницы в Страстную пятницу


Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа, который от любви к нам умер на кресте.

К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу ночью.


На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов. В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.


Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней.

Люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.


КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ПЛАЩАНИЦЕ?


Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».

Сделать 3 земных поклона. В предпраздничные дни очередь к святыне будет большой, поэтому молитву и поклоны стоит делать заранее, чтобы никого не задерживать.

При целовании Святой Плащаницы целуют честные ноги и честные руки (на честные руки обычно возлагается Евангелие для целование). Честный Лик (лицо) не целуют!


Молитва «Благообразный Иосиф», стихира, глас 5:


Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.




"Голгофа"


Над Голгофой сгущается мгла,

Там сегодня был распят Спаситель.

Горечь скорби на сердце легла,

Ради нас принял смерть Искупитель.


На кресте, меж разбойников двух,

Оклеветан, побит и оплёван.


Луч земной его жизни потух.

К вечной жизни нам путь уготован


Через крестные муки Христа.

Вот - победа! Смерть, где твоё жало?

Он воскрес! На душе теплота.

И вокруг всё заблагоухало.


18.04.2014 г.

Александра Анкира


Страстная пятница Великого поста

картина Рембрандта ван Рейна "Голгофа


«Да молчит всяка плоть человечья», - пропоется завтра. Но сегодня эта плоть человечья тоже да молчит или, по крайней мере, плачет. Сегодня стоит молчать весь день, читать Евангелие или стоять под Крестом с размышляющим умом и растерзанным сердцем. Сегодня в церквях Африки люди целый день не едят и не пьют, а когда мучаются жаждой смачивают губы уксусом в память о том, что сделали с Христом на Кресте…


****





Что нельзя делать в Страстную пятницу.

Страстная пятница - самый скорбный день в году. Ну не пляшем мы, когда в доме похороны, ну не идем оформлять документы на квартиру, ну не идем выяснять дела на работе. Мы всем говорим: "У меня скорбь". Вот в Страстную пятницу у нас скорбь. Мы Его распяли, каждый из нас грехами своими, все человечество, мы Его распяли. Давайте восплачем о том, что мы натворили, что мы сделали.

Протоиерей Владимир Астахов






В тот день никто ещё не ведал,

Что этот день решает всё.

Что вся земля в распятье этом

Спасенье обретёт своё.


Никто. Лишь Я знал продолженье,

Я знал, что будет через час...

Я знал Своё предназначенье.

Я сквозь века смотрел на вас.


Я стал вам дверью во спасенье,

Когда Мне было тридцать три,

Я видел ваше поколенье

И слышал тихое :"Прости."


Я стал для вас водой и светом,

Но знал, что приготовлен крест

В тот день Я знал, что буду предан,

Я знал - другого пути нет.


Я знал, что время уже вышло,

Что остаюсь совсем один,

Что смерть над городом повисла,

Что этот час невыносим ...


Я слышал крики:"Он предатель!

Убей Его! Пусть Он умрёт!"

Они не знали, что Создатель

Их наказание несёт.


А я молчал. Ещё немного...

Вот занесён Мой первый гвоздь...

Какая боль! Как крови много...

Свершилось! Наконец , сбылось!


Сухие губы. Я прикован.

Мне не вздохнуть. Я над землёй.

Приговорён. Избит. Обплёван

Ожесточённою толпой.


Я в той толпе тебя увидел,

Ты был средь них,кричал:"Распни!"

А Я молил Отца:"Прости им!"

Я был посланником любви.


Я знал, ты взвесишь свои годы,

Которые ты зря прожил,

Так и не поняв, где ты? что ты?

Что ненавидел? Что любил?


Твои дороги были круты,

Успех, паденье, суета...

А ведь хватило бы минуты,

Чтоб в сердце пригласить Меня.


В тот день, когда Меня распяли

Я уже видел твой финал,

Твои грехи тебя терзали,

За них ты смерти ожидал...


Я видел слёзы, стыд, смущенье,

Я видел горечь и вину,

Я видел твой конец и тленье,

И понял, Я тебя люблю!


Люблю тебя! Пусть ты не понял,

А может, не хотел понять,

Зачем Я всё земное горе

Спешу с Собой на крест забрать.


Люблю тебя. И только это

Было причиной того дня.

Люблю тебя! Пусть безответно.

Но Я решил спасти тебя.


Любовь к тебе Мне придавала

Решительность не отступать,


Стерпеть! И вырвать смерти жало!

Чтобы тебе не умирать!


Я знал, что есть в любви победа.

Толпа шумела,всюду крик,

А Я любил,прощал, и это...

Вводило дьявола в тупик.


В тот день Я умер. И свершилось -

В тот день Я за тебя шёл в ад,

А небо для людей открылось,

Ведь грех со Мною был распят.


С тех пор земля и небо рядом,

Но пропасть есть, длинною в шаг,

Тот шаг так прост - шагнуть лишь надо,

Чтобы со Мной быть в небесах.


Шаг покаянья - и ты принят!

Если поверил Ты в Меня,

К тебе простёрта Божья милость!

Я - оправданье для тебя!


Я слышал ложь, что в твои уши

Искуссно сатана вложил,

Он в ярости спешит разрушить,

Всё то, что Я тебе открыл.


Я видел все твои боренья,

Я видел внутренность твою,

Я видел гордость и сомненье...

Но всё равно... тебя люблю!


Я жду тебя.Иди без страха.

Ты дорог мне.Ведь столько лет

Я шёл к тебе по грудам праха,

Чтоб донести тебе Свой свет.


В тот день Я этот день предвидел.

Тогда Я думал об одном,

Пусть Я умру, но вы живите,

Для примирения с Творцом.


Я всё тебе сейчас прощаю,

Поверь, Я так тебя люблю!

Что враг украл, Я возвращаю,

Я новый шанс тебе даю.


Твоих ошибок Я не помню,

Начни же с чистого листа,

Что было прежде - смыто Кровью,

Живи отныне без греха!


Живи и помни: Я с тобою.

Я жив! Я в третий день воскрес!

Дыши же впредь Моей любовью,

А прошлое отдай на крест.


Живи! Живи! И Мою святость

Впитай в себя и будь как Я!

И жизнь твоя пусть будет в радость

Для всех вокруг и для тебя.


Живи! Мы так нужны друг другу!!!

Теперь друг другу мы - свои!

Живи! Я простираю руку -

Прими пожатие любви!


Я был рождён, чтоб ты родился,

Я был распят, чтоб ты мог жить,

Воскрес Я, чтоб ты обратился

И смог как Я других любить.


Иди. Как много вижу слёз Я.

Иди и путь им покажи!

Безбожным, гордым поколеньям

О Моей жертве расскажи!

2001 Наталья Шевченко




Тропарь Великого Пятка


"Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

ПЕРЕВОД:

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение»."




Церковные службы, посвященные страданиям Христа, начинаются с вечера четверга. Читаются 12  Евангелий Святых Страстей Христовых, в которых подробно рассказывается о мучениях Иисуса Христа: с прощания с учениками во время Тайной вечери и заканчивая погребением.

В храмах в этот день вместо литургии читаются Главы из Евангелие, отображающие события этого дня..


В час1 (7.00 по современному времяисчислению) читается  Евангелие от Матфея, Глава 27, Стихи 1-56


1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3.Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

4. говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам.

5. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;

8. посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.

9. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,

10. и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;

17. итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18. ибо знал, что предали Его из зависти.

19. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22. Пилат говорит им: чтó же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк //*Судилище преторское.

28. и, раздев Его, надели на Него багряницу;

29. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30. и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33. [Зач. 113.] И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,

34. дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;

36. и, сидя, стерегли Его там;

37. и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими

40. и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:

42. других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

43. уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;

46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

47.  Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

48. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;

49. а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

50. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;

52. и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

53. и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

54. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

55. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;

56. между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.


Перейти к толкованию  Евангелие от Матфея, Глава 27, Стихи 1-56

 


 В Час 3 читается Евангелие от Марка, Глава15, Стихи 16-41


16. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

17. и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

18  и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22 И привели Его на место Голгофу, чтó значит: Лобное место.

23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому чтó взять.

25 Был час третий, и распяли Его.

26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

30 спаси Себя Самого и сойди со креста.

31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламмá савахфани́? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, тáк возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Перейти к толкованию Евангелие от Марка, Глава15, Стихи 16-41

 


В час 6 читается Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49


32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33.И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус

37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.


 Толкование на Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49



В Час 9 читается Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 28-40; глава 19, стихи 1-37


28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –

32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.


1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

6 [Зач. 60.] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: ||распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифóстротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.

22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.

23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.


Толкование на Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 28-40; глава 19, стихи 1-37


 


Терновый венец Спасителя.


В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции — соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира — Терновый венец Спасителя. 

В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову… и насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27: 27-30). Четырехсантиметровые шипы тернового венца были так остры, что прокололи сосуды, и кровь обильно струилась по волосам и лицу, — об этом говорят многочисленные кровавые пятна на Плащанице Спасителя. Терновый венец для Спасителя был не только символом унижения, но и способом продолжения пыток: под кожей головы располагается сеть нервных окончаний, и раны в этой области вызывают невыносимую боль.


До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.


Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.


Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».


В наше время в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста Терновый венец Спасителя с частицей Креста и Гвоздем от него выносят для поклонения. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.


В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.


В октябре 2007-го в соборе Парижской Богоматери служил молебен у Тернового венца Спасителя Патриарх Алексий II. Терновый венец вместе с частицей Креста Господня были вынесены на алтарь, и впервые за тысячу лет молитва предстоятеля Православной Церкви прозвучала в центре Европы.


В левом приделе собора, почти напротив алтаря, в нише теперь хранится икона Владимирской Божией Матери — дар Святейшего Патриарха Алексия II.


Известны многочисленные случаи исцелений и чудесной помощи от Венца Спасителя. В соборе Парижской Богоматери есть «каменная летопись» чудесных исцелений у Тернового венца — мраморные таблицы, где записано, когда и кто был исцелен.




Интересные страницы

Великая суббота

ПАСХА. Воскресенье Господне.

Светлая седмица

Радоница

Третья неделя по Пасхе - святых Жён-мироносиц