Самый скорбный день года
В Страстную Пятницу мы вспоминаем спасительные и страшные страдания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас, за наши грехи. Страдания были настолько тяжелы и физически непереносимы, что Иисус, вися на Кресте, воскликнул: “ Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”(Мф.27, 46) Суд, оплевания, избиения, пощёчины, поношения, насмешки, багряница, терновый венец, гвозди, копьё, трость, губка, уксус, Крест и смерть, - всё это имело место в пятницу. А ещё… Слёзы Пресвятой Девы Марии, горько плачущей над Телом Сына Своего Возлюбленного, обильные и продолжительные.
Распятый на Кресте, на горе Голгофе, Иисус умер. Его ученик Иосиф Аримафейский выпросил разрешения у римского наместника Понтия Пилата, снять Тело Иисуса и похоронить. Тело Господа было снято с Креста, обвито Плащаницею (прямоугольная ткань для погребения) и положено в каменный гроб (пещеру в скале) недалеко от Голгофы. Ко входу в пещеру был привален большой камень.
Великая Пятница Страстной седмицы.
.
ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯВ СТРАДАНИЯ, РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ НА КРЕСТЕ, ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС СОВЕРШИЛ СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ГРЕХА И ВЕЧНОЙ СМЕРТИ.
Распятие происходило в пятницу, в канун великого иудейского праздника Пасхи. Чтобы не оставлять на крестах тела казнённых, иудеи просили Пилата ускорить их смерть. Пилат согласился.
Пришедшие воины перебили голени двум разбойникам: после этого распятый человек умирал почти мгновенно. Но, подойдя к Иисусу и убедившись, что Он уже умер, воины не стали перебивать Ему голени.
Чтобы не оставалось сомнения в смерти Иисуса Христа, один из воинов пронзил Его копьём в рёбра. Из раны тотчас истекли кровь и вода. Это было явным свидетельством смерти.
В тот же вечер к Пилату пришёл один из членов синедриона, тайный ученик Иисуса Христа — Иосиф Аримафейский. Он был человеком праведной жизни и не участвовал в осуждении Спасителя. Иосиф просил у Пилата позволения снять тело Иисуса с Креста и похоронить Его.
Получив разрешение, он купил ткань для погребения — плащаницу — и отправился на Голгофу. Пришёл туда и Никодим. Некогда он тайно приходил к Спасителю, чтобы услышать от Него учение о Царствии Небесном.
Иосиф с Никодимом сняли с Креста тело Иисуса, помазали Его благовониями и обернули в плащаницу.
Вблизи Голгофы был сад, принадлежавший Иосифу. Там, в каменной скале, он высек для себя новую погребальную пещеру. В неё ученики с благоговением положили тело Господа Иисуса Христа и привалили большой камень к двери гроба.
За погребением Спасителя наблюдали женщины, стоявшие у Его Креста. Среди них были Матерь Иисуса, Мария Магдалина и Мария Иосиева.
Заходило солнце. В преддверии наступающей субботы, великого дня покоя,все покинули место погребения Христа. Возвращаясь домой, женщины купили драгоценное миро. По прошествии субботы они хотели снова прийти ко гробу и помазать миром тело Спасителя, чтобы достойно завершить погребение.
Тем временем первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и сказали ему: "Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб три дня, "чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого".
"Первым обманом" они называли то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божием, о Мессии. А последним — проповедь о Воскресении Господа из мёртвых и Его победе над адом. Пилат отвечал им: "У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".
Получив это позволение, первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа. Тщательно осмотрев место погребения, они поставили стражу из римских воинов, которые во время праздников находились в их распоряжении. Затем приложили к камню, закрывавшему вход в пещеру, печать синедриона и удалились, оставив тело Спасителя под охраной.
Когда тело Христа лежало во гробе, душой Своей Он сошёл в ад, благовествуя мёртвым победу над грехом и смертью. Для всех ветхозаветных праведников, всех, кто ожидал пришествия Спасителя, Господь открыл Царство Небесное и вывел их души из ада.
С этого момента Царство Божие открытодля всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди. Ад повержен силой распятого Сына Божия, и мы вместе с апостолом можем сказать: "Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"
У КРЕСТА. Шумит народ, тупой и дикий, Бунтует чернь. Как в оны дни, Несутся яростные крики: «Распни Его, Пилат, распни! Распни за то, что Он смиренный, За то, что кроток лик Его. За то, что в благости презренной Он не обидел никого. Взгляни — Ему ли править нами, Ему ли, жалкому, карать! Ему ли кроткими устами Своим рабам повелевать! Бессилен Он пред общей ложью, Пред злобой, близкой нам всегда, И ни за что к Его подножью Мы не склонимся никогда!» И зло свершилось! Им в угоду Пилат оправдан и омыт, И на посмешище народ Царь оклеветан… и… убит! |
Нависла мгла. Клубятся тени. Молчат державные уста. Склонись, Россия на колени К подножью Царского Креста! Сергей Бехтеев 1921 г. |
Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения,
которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы.
Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
Вечером в центр храма выносится из алтаря Плащаница – икона, изображающая Спасителя, снятого с Креста. Перед Плащаницей читается канон «Плач Пресвятой Богородицы». История того страшного дня парадоксальным образом повторяется: это мы своими грехами распяли Спасителя на Голгофе, а теперь стоим и растерянно смотрим на Его мертвое, растерзанное тело. Слушаем, как рыдает Его Мать.
На Утрене Великой субботы (служится в пятницу вечером) при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.
По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.
Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.
Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Палащаницы.
Что представляет собой плащаница и почему она так важна?
Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста.
В центральной части композиции плащаницы Иисуса Христа обычно расположено изображение «Положение во Гроб» — полностью, или частично — одно только тело Христа. Иконография«Положения во гроб» включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейскогои Никодима, жен-мироносиц.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа, тело которого для погребения его тайный ученик — Иосиф Аримафейский попросил у римского наместника Иудеии Понтия Пилата. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале и привалили к его двери камень. За происходящим наблюдали Мария Магдалина и Мария Иосифова.
Техники, использовавшиеся и используемые для создания плащаниц, весьма разнообразны, хотя при этом остается неизменным использование декоративной тканевой основы: чаще всего это бархат, хотя в дешевых плащаницах фабричного производства используются и менее дорогостоящие ткани, например, драп.
Плащаницы XV—XVII веков изготовлялись в техникелицевого шитья. В XVIII—XIX веках чаще использовалась комбинированная техника — сочетание золотного шитья или рельефной аппликации из тканей (в изображениях одежд и погребальных пелен) с живописью (лики, тело Христа). Полностью живописные плащаницы также были распространены. В настоящее время, помимо перечисленных техник, используются изображения, сделанные типографским способом (при массовом производстве).
По периметру плата обычно шьётся (или пишется) золотом текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант:благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи»Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.
Традиции выноса плащаницы в Страстную пятницу
Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа, который от любви к нам умер на кресте.
К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу ночью.
На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов. В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.
Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней.
Люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ПЛАЩАНИЦЕ?
Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».
Сделать 3 земных поклона. В предпраздничные дни очередь к святыне будет большой, поэтому молитву и поклоны стоит делать заранее, чтобы никого не задерживать.
При целовании Святой Плащаницы целуют честные ноги и честные руки (на честные руки обычно возлагается Евангелие для целование). Честный Лик (лицо) не целуют!
Молитва «Благообразный Иосиф», стихира, глас 5:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.
"Голгофа" Над Голгофой сгущается мгла, Там сегодня был распят Спаситель. Горечь скорби на сердце легла, Ради нас принял смерть Искупитель. На кресте, меж разбойников двух, Оклеветан, побит и оплёван. |
Луч земной его жизни потух. К вечной жизни нам путь уготован Через крестные муки Христа. Вот - победа! Смерть, где твоё жало? Он воскрес! На душе теплота. И вокруг всё заблагоухало. 18.04.2014 г. Александра Анкира |
Страстная пятница Великого поста
картина Рембрандта ван Рейна "Голгофа
«Да молчит всяка плоть человечья», - пропоется завтра. Но сегодня эта плоть человечья тоже да молчит или, по крайней мере, плачет. Сегодня стоит молчать весь день, читать Евангелие или стоять под Крестом с размышляющим умом и растерзанным сердцем. Сегодня в церквях Африки люди целый день не едят и не пьют, а когда мучаются жаждой смачивают губы уксусом в память о том, что сделали с Христом на Кресте…
****
Что нельзя делать в Страстную пятницу.
Страстная пятница - самый скорбный день в году. Ну не пляшем мы, когда в доме похороны, ну не идем оформлять документы на квартиру, ну не идем выяснять дела на работе. Мы всем говорим: "У меня скорбь". Вот в Страстную пятницу у нас скорбь. Мы Его распяли, каждый из нас грехами своими, все человечество, мы Его распяли. Давайте восплачем о том, что мы натворили, что мы сделали.
Протоиерей Владимир Астахов
В тот день никто ещё не ведал, Что этот день решает всё. Что вся земля в распятье этом Спасенье обретёт своё. Никто. Лишь Я знал продолженье, Я знал, что будет через час... Я знал Своё предназначенье. Я сквозь века смотрел на вас. Я стал вам дверью во спасенье, Когда Мне было тридцать три, Я видел ваше поколенье И слышал тихое :"Прости." Я стал для вас водой и светом, Но знал, что приготовлен крест В тот день Я знал, что буду предан, Я знал - другого пути нет. Я знал, что время уже вышло, Что остаюсь совсем один, Что смерть над городом повисла, Что этот час невыносим ... Я слышал крики:"Он предатель! Убей Его! Пусть Он умрёт!" Они не знали, что Создатель Их наказание несёт. А я молчал. Ещё немного... Вот занесён Мой первый гвоздь... Какая боль! Как крови много... Свершилось! Наконец , сбылось! Сухие губы. Я прикован. Мне не вздохнуть. Я над землёй. Приговорён. Избит. Обплёван Ожесточённою толпой. Я в той толпе тебя увидел, Ты был средь них,кричал:"Распни!" А Я молил Отца:"Прости им!" Я был посланником любви. Я знал, ты взвесишь свои годы, Которые ты зря прожил, Так и не поняв, где ты? что ты? Что ненавидел? Что любил? Твои дороги были круты, Успех, паденье, суета... А ведь хватило бы минуты, Чтоб в сердце пригласить Меня. В тот день, когда Меня распяли Я уже видел твой финал, Твои грехи тебя терзали, За них ты смерти ожидал... Я видел слёзы, стыд, смущенье, Я видел горечь и вину, Я видел твой конец и тленье, И понял, Я тебя люблю! Люблю тебя! Пусть ты не понял, А может, не хотел понять, Зачем Я всё земное горе Спешу с Собой на крест забрать. Люблю тебя. И только это Было причиной того дня. Люблю тебя! Пусть безответно. Но Я решил спасти тебя. Любовь к тебе Мне придавала Решительность не отступать, |
Стерпеть! И вырвать смерти жало! Чтобы тебе не умирать! Я знал, что есть в любви победа. Толпа шумела,всюду крик, А Я любил,прощал, и это... Вводило дьявола в тупик. В тот день Я умер. И свершилось - В тот день Я за тебя шёл в ад, А небо для людей открылось, Ведь грех со Мною был распят. С тех пор земля и небо рядом, Но пропасть есть, длинною в шаг, Тот шаг так прост - шагнуть лишь надо, Чтобы со Мной быть в небесах. Шаг покаянья - и ты принят! Если поверил Ты в Меня, К тебе простёрта Божья милость! Я - оправданье для тебя! Я слышал ложь, что в твои уши Искуссно сатана вложил, Он в ярости спешит разрушить, Всё то, что Я тебе открыл. Я видел все твои боренья, Я видел внутренность твою, Я видел гордость и сомненье... Но всё равно... тебя люблю! Я жду тебя.Иди без страха. Ты дорог мне.Ведь столько лет Я шёл к тебе по грудам праха, Чтоб донести тебе Свой свет. В тот день Я этот день предвидел. Тогда Я думал об одном, Пусть Я умру, но вы живите, Для примирения с Творцом. Я всё тебе сейчас прощаю, Поверь, Я так тебя люблю! Что враг украл, Я возвращаю, Я новый шанс тебе даю. Твоих ошибок Я не помню, Начни же с чистого листа, Что было прежде - смыто Кровью, Живи отныне без греха! Живи и помни: Я с тобою. Я жив! Я в третий день воскрес! Дыши же впредь Моей любовью, А прошлое отдай на крест. Живи! Живи! И Мою святость Впитай в себя и будь как Я! И жизнь твоя пусть будет в радость Для всех вокруг и для тебя. Живи! Мы так нужны друг другу!!! Теперь друг другу мы - свои! Живи! Я простираю руку - Прими пожатие любви! Я был рождён, чтоб ты родился, Я был распят, чтоб ты мог жить, Воскрес Я, чтоб ты обратился И смог как Я других любить. Иди. Как много вижу слёз Я. Иди и путь им покажи! Безбожным, гордым поколеньям О Моей жертве расскажи! 2001 Наталья Шевченко |
Тропарь Великого Пятка
"Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
ПЕРЕВОД:
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение»."
Церковные службы, посвященные страданиям Христа, начинаются с вечера четверга. Читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, в которых подробно рассказывается о мучениях Иисуса Христа: с прощания с учениками во время Тайной вечери и заканчивая погребением.
В храмах в этот день вместо литургии читаются Главы из Евангелие, отображающие события этого дня..
В час1 (7.00 по современному времяисчислению) читается Евангелие от Матфея, Глава 27, Стихи 1-56
1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3.Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4. говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам.
5. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8. посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
9. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10. и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17. итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18. ибо знал, что предали Его из зависти.
19. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22. Пилат говорит им: чтó же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк //*Судилище преторское.
28. и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30. и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33. [Зач. 113.] И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34. дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36. и, сидя, стерегли Его там;
37. и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40. и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42. других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43. уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49. а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52. и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53. и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
55. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56. между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 27, Стихи 1-56
В Час 3 читается Евангелие от Марка, Глава15, Стихи 16-41
16. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17. и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
22 И привели Его на место Голгофу, чтó значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому чтó взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламмá савахфани́? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, тáк возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Перейти к толкованию Евангелие от Марка, Глава15, Стихи 16-41
В час 6 читается Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33.И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Толкование на Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49
В Час 9 читается Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 28-40; глава 19, стихи 1-37
28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
6 [Зач. 60.] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: ||распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифóстротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.
23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Толкование на Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 28-40; глава 19, стихи 1-37
Терновый венец Спасителя.
В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции — соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира — Терновый венец Спасителя.
В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову… и насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27: 27-30). Четырехсантиметровые шипы тернового венца были так остры, что прокололи сосуды, и кровь обильно струилась по волосам и лицу, — об этом говорят многочисленные кровавые пятна на Плащанице Спасителя. Терновый венец для Спасителя был не только символом унижения, но и способом продолжения пыток: под кожей головы располагается сеть нервных окончаний, и раны в этой области вызывают невыносимую боль.
До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.
Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.
Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.
Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».
В наше время в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста Терновый венец Спасителя с частицей Креста и Гвоздем от него выносят для поклонения. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.
В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.
В октябре 2007-го в соборе Парижской Богоматери служил молебен у Тернового венца Спасителя Патриарх Алексий II. Терновый венец вместе с частицей Креста Господня были вынесены на алтарь, и впервые за тысячу лет молитва предстоятеля Православной Церкви прозвучала в центре Европы.
В левом приделе собора, почти напротив алтаря, в нише теперь хранится икона Владимирской Божией Матери — дар Святейшего Патриарха Алексия II.
Известны многочисленные случаи исцелений и чудесной помощи от Венца Спасителя. В соборе Парижской Богоматери есть «каменная летопись» чудесных исцелений у Тернового венца — мраморные таблицы, где записано, когда и кто был исцелен.
Интересные страницы
Третья неделя по Пасхе - святых Жён-мироносиц