Самый скорбный день года
В Страстную Пятницу мы вспоминаем спасительные и страшные страдания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас, за наши грехи. Страдания были настолько тяжелы и физически непереносимы, что Иисус, вися на Кресте, воскликнул: “ Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”(Мф.27, 46) Суд, оплевания, избиения, пощёчины, поношения, насмешки, багряница, терновый венец, гвозди, копьё, трость, губка, уксус, Крест и смерть, - всё это имело место в пятницу. А ещё… Слёзы Пресвятой Девы Марии, горько плачущей над Телом Сына Своего Возлюбленного, обильные и продолжительные.
Распятый на Кресте, на горе Голгофе, Иисус умер. Его ученик Иосиф Аримафейский выпросил разрешения у римского наместника Понтия Пилата, снять Тело Иисуса и похоронить. Тело Господа было снято с Креста, обвито Плащаницею (прямоугольная ткань для погребения) и положено в каменный гроб (пещеру в скале) недалеко от Голгофы. Ко входу в пещеру был привален большой камень.
Великая Пятница Страстной седмицы.
.
ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯВ СТРАДАНИЯ, РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ НА КРЕСТЕ, ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС СОВЕРШИЛ СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ГРЕХА И ВЕЧНОЙ СМЕРТИ.
Распятие происходило в пятницу, в канун великого иудейского праздника Пасхи. Чтобы не оставлять на крестах тела казнённых, иудеи просили Пилата ускорить их смерть. Пилат согласился.
Пришедшие воины перебили голени двум разбойникам: после этого распятый человек умирал почти мгновенно. Но, подойдя к Иисусу и убедившись, что Он уже умер, воины не стали перебивать Ему голени.
Чтобы не оставалось сомнения в смерти Иисуса Христа, один из воинов пронзил Его копьём в рёбра. Из раны тотчас истекли кровь и вода. Это было явным свидетельством смерти.
В тот же вечер к Пилату пришёл один из членов синедриона, тайный ученик Иисуса Христа — Иосиф Аримафейский. Он был человеком праведной жизни и не участвовал в осуждении Спасителя. Иосиф просил у Пилата позволения снять тело Иисуса с Креста и похоронить Его.
Получив разрешение, он купил ткань для погребения — плащаницу — и отправился на Голгофу. Пришёл туда и Никодим. Некогда он тайно приходил к Спасителю, чтобы услышать от Него учение о Царствии Небесном.
Иосиф с Никодимом сняли с Креста тело Иисуса, помазали Его благовониями и обернули в плащаницу.
Вблизи Голгофы был сад, принадлежавший Иосифу. Там, в каменной скале, он высек для себя новую погребальную пещеру. В неё ученики с благоговением положили тело Господа Иисуса Христа и привалили большой камень к двери гроба.
За погребением Спасителя наблюдали женщины, стоявшие у Его Креста. Среди них были Матерь Иисуса, Мария Магдалина и Мария Иосиева.
Заходило солнце. В преддверии наступающей субботы, великого дня покоя,все покинули место погребения Христа. Возвращаясь домой, женщины купили драгоценное миро. По прошествии субботы они хотели снова прийти ко гробу и помазать миром тело Спасителя, чтобы достойно завершить погребение.
Тем временем первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и сказали ему: "Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб три дня, "чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого".
"Первым обманом" они называли то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божием, о Мессии. А последним — проповедь о Воскресении Господа из мёртвых и Его победе над адом. Пилат отвечал им: "У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".
Получив это позволение, первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа. Тщательно осмотрев место погребения, они поставили стражу из римских воинов, которые во время праздников находились в их распоряжении. Затем приложили к камню, закрывавшему вход в пещеру, печать синедриона и удалились, оставив тело Спасителя под охраной.
Когда тело Христа лежало во гробе, душой Своей Он сошёл в ад, благовествуя мёртвым победу над грехом и смертью. Для всех ветхозаветных праведников, всех, кто ожидал пришествия Спасителя, Господь открыл Царство Небесное и вывел их души из ада.
С этого момента Царство Божие открытодля всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди. Ад повержен силой распятого Сына Божия, и мы вместе с апостолом можем сказать: "Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"
У КРЕСТА. Шумит народ, тупой и дикий, Бунтует чернь. Как в оны дни, Несутся яростные крики: «Распни Его, Пилат, распни! Распни за то, что Он смиренный, За то, что кроток лик Его. За то, что в благости презренной Он не обидел никого. Взгляни — Ему ли править нами, Ему ли, жалкому, карать! Ему ли кроткими устами Своим рабам повелевать! Бессилен Он пред общей ложью, Пред злобой, близкой нам всегда, И ни за что к Его подножью Мы не склонимся никогда!» И зло свершилось! Им в угоду Пилат оправдан и омыт, И на посмешище народ Царь оклеветан… и… убит! |
Нависла мгла. Клубятся тени. Молчат державные уста. Склонись, Россия на колени К подножью Царского Креста! Сергей Бехтеев 1921 г. |
Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения,
которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы.
Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
Вечером в центр храма выносится из алтаря Плащаница – икона, изображающая Спасителя, снятого с Креста. Перед Плащаницей читается канон «Плач Пресвятой Богородицы». История того страшного дня парадоксальным образом повторяется: это мы своими грехами распяли Спасителя на Голгофе, а теперь стоим и растерянно смотрим на Его мертвое, растерзанное тело. Слушаем, как рыдает Его Мать.
На Утрене Великой субботы (служится в пятницу вечером) при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.
По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.
Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.
Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Палащаницы.
Что представляет собой плащаница и почему она так важна?
Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста.
В центральной части композиции плащаницы Иисуса Христа обычно расположено изображение «Положение во Гроб» — полностью, или частично — одно только тело Христа. Иконография«Положения во гроб» включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейскогои Никодима, жен-мироносиц.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа, тело которого для погребения его тайный ученик — Иосиф Аримафейский попросил у римского наместника Иудеии Понтия Пилата. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале и привалили к его двери камень. За происходящим наблюдали Мария Магдалина и Мария Иосифова.
Техники, использовавшиеся и используемые для создания плащаниц, весьма разнообразны, хотя при этом остается неизменным использование декоративной тканевой основы: чаще всего это бархат, хотя в дешевых плащаницах фабричного производства используются и менее дорогостоящие ткани, например, драп.
Плащаницы XV—XVII веков изготовлялись в техникелицевого шитья. В XVIII—XIX веках чаще использовалась комбинированная техника — сочетание золотного шитья или рельефной аппликации из тканей (в изображениях одежд и погребальных пелен) с живописью (лики, тело Христа). Полностью живописные плащаницы также были распространены. В настоящее время, помимо перечисленных техник, используются изображения, сделанные типографским способом (при массовом производстве).
По периметру плата обычно шьётся (или пишется) золотом текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант:благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи»Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.
Традиции выноса плащаницы в Страстную пятницу
Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа, который от любви к нам умер на кресте.
К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу ночью.
На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов. В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.
Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней.
Люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ПЛАЩАНИЦЕ?
Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».
Сделать 3 земных поклона. В предпраздничные дни очередь к святыне будет большой, поэтому молитву и поклоны стоит делать заранее, чтобы никого не задерживать.
При целовании Святой Плащаницы целуют честные ноги и честные руки (на честные руки обычно возлагается Евангелие для целование). Честный Лик (лицо) не целуют!
Молитва «Благообразный Иосиф», стихира, глас 5:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.
"Голгофа" Над Голгофой сгущается мгла, Там сегодня был распят Спаситель. Горечь скорби на сердце легла, Ради нас принял смерть Искупитель. На кресте, меж разбойников двух, Оклеветан, побит и оплёван. |
Луч земной его жизни потух. К вечной жизни нам путь уготован Через крестные муки Христа. Вот - победа! Смерть, где твоё жало? Он воскрес! На душе теплота. И вокруг всё заблагоухало. 18.04.2014 г. Александра Анкира |
Страстная пятница Великого поста
картина Рембрандта ван Рейна "Голгофа
«Да молчит всяка плоть человечья», - пропоется завтра. Но сегодня эта плоть человечья тоже да молчит или, по крайней мере, плачет. Сегодня стоит молчать весь день, читать Евангелие или стоять под Крестом с размышляющим умом и растерзанным сердцем. Сегодня в церквях Африки люди целый день не едят и не пьют, а когда мучаются жаждой смачивают губы уксусом в память о том, что сделали с Христом на Кресте…
****
ЗАПСКИ ИЗ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. ИСамый грустный день в году.День Суда, Мучений и Крестной Смерти Господа нашего Иисуса Христа.После того, как стража схватила Христа, Его повели к Понтию Пилату. Он был префектом Иудеи (если совсем упростить - заместителем Императора Тиберия в Иудее). Главным городом Иудеи был Иерусалим, в котором Иисуса взяли под стражу. Поэтому Иисуса передали для разбирательства именно Понтию Пилату.
Префект не нашёл вины за Христом. Но он не хотел ссориться со Старейшинами. В ходе разговора Пилат узнал, что Иисус родом из Галилеи. Тогда он отправил Христа на суд к Ироду, который отвечал за порядок в Галилее.
Ирод очень обрадовался, когда к нему привели Иисуса Галилеянина. Правитель давно слышал об этом проповеднике, слышал его чудесах, и ему самому очень хотелось стать свидетелем чуда. Ирод задавал Христу много вопросов, но Тот в ответ молчал: Он знал, что это простое любопытство, а не поиск Истины. Ирод же увидел в Иисусе простого проповедника, а не бунтаря и не пожелал его судить и отправил обратно к Пилату.
Итак, оба правителя не нашли за Иисусом никакой вины. Пилат приговорил Христа к бичеванию. Может показаться странным, но таким образом он пытался спасти Ему жизнь:
⃣Во-первых, по римским законам человека, Подверженного бичеванию, не могли приговорить к казни через распятие.
⃣Во-вторых, Пилат думал, что вид избитого Иисуса возбудить жалость в людях.
Однако Пилат ошибся. Когда он вывел окровавленного Иисуса к людям, никто не испытал к нему жалости. Народ был настроен фарисеями и старейшинами против Иисуса Христа.
Тогда Понтий Пилат приговорил Христа к Распятию, пойдя на поводу у толпы, которая кричала: «Распни Его!».
Христос Сам нёс Крест до места казни, избитый, оплеванный и измученный. На горе Голгофа Он принял смерть за грехи всех людей.
***
Что нельзя делать в Страстную пятницу.
Страстная пятница - самый скорбный день в году. Ну не пляшем мы, когда в доме похороны, ну не идем оформлять документы на квартиру, ну не идем выяснять дела на работе. Мы всем говорим: "У меня скорбь". Вот в Страстную пятницу у нас скорбь. Мы Его распяли, каждый из нас грехами своими, все человечество, мы Его распяли. Давайте восплачем о том, что мы натворили, что мы сделали.
Протоиерей Владимир Астахов
В тот день никто ещё не ведал, Что этот день решает всё. Что вся земля в распятье этом Спасенье обретёт своё. Никто. Лишь Я знал продолженье, Я знал, что будет через час... Я знал Своё предназначенье. Я сквозь века смотрел на вас. Я стал вам дверью во спасенье, Когда Мне было тридцать три, Я видел ваше поколенье И слышал тихое :"Прости." Я стал для вас водой и светом, Но знал, что приготовлен крест В тот день Я знал, что буду предан, Я знал - другого пути нет. Я знал, что время уже вышло, Что остаюсь совсем один, Что смерть над городом повисла, Что этот час невыносим ... Я слышал крики:"Он предатель! Убей Его! Пусть Он умрёт!" Они не знали, что Создатель Их наказание несёт. А я молчал. Ещё немного... Вот занесён Мой первый гвоздь... Какая боль! Как крови много... Свершилось! Наконец , сбылось! Сухие губы. Я прикован. Мне не вздохнуть. Я над землёй. Приговорён. Избит. Обплёван Ожесточённою толпой. Я в той толпе тебя увидел, Ты был средь них,кричал:"Распни!" А Я молил Отца:"Прости им!" Я был посланником любви. Я знал, ты взвесишь свои годы, Которые ты зря прожил, Так и не поняв, где ты? что ты? Что ненавидел? Что любил? Твои дороги были круты, Успех, паденье, суета... А ведь хватило бы минуты, Чтоб в сердце пригласить Меня. В тот день, когда Меня распяли Я уже видел твой финал, Твои грехи тебя терзали, За них ты смерти ожидал... Я видел слёзы, стыд, смущенье, Я видел горечь и вину, Я видел твой конец и тленье, И понял, Я тебя люблю! Люблю тебя! Пусть ты не понял, А может, не хотел понять, Зачем Я всё земное горе Спешу с Собой на крест забрать. Люблю тебя. И только это Было причиной того дня. Люблю тебя! Пусть безответно. Но Я решил спасти тебя. Любовь к тебе Мне придавала Решительность не отступать, |
Стерпеть! И вырвать смерти жало! Чтобы тебе не умирать! Я знал, что есть в любви победа. Толпа шумела,всюду крик, А Я любил,прощал, и это... Вводило дьявола в тупик. В тот день Я умер. И свершилось - В тот день Я за тебя шёл в ад, А небо для людей открылось, Ведь грех со Мною был распят. С тех пор земля и небо рядом, Но пропасть есть, длинною в шаг, Тот шаг так прост - шагнуть лишь надо, Чтобы со Мной быть в небесах. Шаг покаянья - и ты принят! Если поверил Ты в Меня, К тебе простёрта Божья милость! Я - оправданье для тебя! Я слышал ложь, что в твои уши Искуссно сатана вложил, Он в ярости спешит разрушить, Всё то, что Я тебе открыл. Я видел все твои боренья, Я видел внутренность твою, Я видел гордость и сомненье... Но всё равно... тебя люблю! Я жду тебя.Иди без страха. Ты дорог мне.Ведь столько лет Я шёл к тебе по грудам праха, Чтоб донести тебе Свой свет. В тот день Я этот день предвидел. Тогда Я думал об одном, Пусть Я умру, но вы живите, Для примирения с Творцом. Я всё тебе сейчас прощаю, Поверь, Я так тебя люблю! Что враг украл, Я возвращаю, Я новый шанс тебе даю. Твоих ошибок Я не помню, Начни же с чистого листа, Что было прежде - смыто Кровью, Живи отныне без греха! Живи и помни: Я с тобою. Я жив! Я в третий день воскрес! Дыши же впредь Моей любовью, А прошлое отдай на крест. Живи! Живи! И Мою святость Впитай в себя и будь как Я! И жизнь твоя пусть будет в радость Для всех вокруг и для тебя. Живи! Мы так нужны друг другу!!! Теперь друг другу мы - свои! Живи! Я простираю руку - Прими пожатие любви! Я был рождён, чтоб ты родился, Я был распят, чтоб ты мог жить, Воскрес Я, чтоб ты обратился И смог как Я других любить. Иди. Как много вижу слёз Я. Иди и путь им покажи! Безбожным, гордым поколеньям О Моей жертве расскажи! 2001 Наталья Шевченко |
Тропарь Великого Пятка
"Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
ПЕРЕВОД:
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение»."
Церковные службы, посвященные страданиям Христа, начинаются с вечера четверга. Читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, в которых подробно рассказывается о мучениях Иисуса Христа: с прощания с учениками во время Тайной вечери и заканчивая погребением.
В храмах в этот день вместо литургии читаются Главы из Евангелие, отображающие события этого дня..
В час1 (7.00 по современному времяисчислению) читается Евангелие от Матфея, Глава 27, Стихи 1-56
1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3.Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4. говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам.
5. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8. посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
9. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10. и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17. итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18. ибо знал, что предали Его из зависти.
19. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22. Пилат говорит им: чтó же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк //*Судилище преторское.
28. и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30. и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33. [Зач. 113.] И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34. дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36. и, сидя, стерегли Его там;
37. и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40. и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42. других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43. уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49. а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52. и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53. и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
55. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56. между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 27, Стихи 1-56
В Час 3 читается Евангелие от Марка, Глава15, Стихи 16-41
16. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17. и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
22 И привели Его на место Голгофу, чтó значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому чтó взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламмá савахфани́? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, тáк возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Перейти к толкованию Евангелие от Марка, Глава15, Стихи 16-41
В час 6 читается Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33.И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Толкование на Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49
В Час 9 читается Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 28-40; глава 19, стихи 1-37
28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
6 [Зач. 60.] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: ||распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифóстротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.
23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Толкование на Евангелие от Иоанна, глава 18, стихи 28-40; глава 19, стихи 1-37
Терновый венец Спасителя.
В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции — соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира — Терновый венец Спасителя.
В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову… и насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27: 27-30). Четырехсантиметровые шипы тернового венца были так остры, что прокололи сосуды, и кровь обильно струилась по волосам и лицу, — об этом говорят многочисленные кровавые пятна на Плащанице Спасителя. Терновый венец для Спасителя был не только символом унижения, но и способом продолжения пыток: под кожей головы располагается сеть нервных окончаний, и раны в этой области вызывают невыносимую боль.
До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.
Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.
Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.
Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».
В наше время в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста Терновый венец Спасителя с частицей Креста и Гвоздем от него выносят для поклонения. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.
В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.
В октябре 2007-го в соборе Парижской Богоматери служил молебен у Тернового венца Спасителя Патриарх Алексий II. Терновый венец вместе с частицей Креста Господня были вынесены на алтарь, и впервые за тысячу лет молитва предстоятеля Православной Церкви прозвучала в центре Европы.
В левом приделе собора, почти напротив алтаря, в нише теперь хранится икона Владимирской Божией Матери — дар Святейшего Патриарха Алексия II.
Известны многочисленные случаи исцелений и чудесной помощи от Венца Спасителя. В соборе Парижской Богоматери есть «каменная летопись» чудесных исцелений у Тернового венца — мраморные таблицы, где записано, когда и кто был исцелен.
54 ФАКТОВ О СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА
Распятие было изобретено персами в 300 г. до н.э., и "усовершенствовано" римлянами в 100 г. до н.э.
1. Это самая болезненная смерть, когда-либо изобретенная человеком, термин "мучение" тут актуален, как никогда.
2. Это наказание было, в первую очередь, для самых злобных и отъявленных преступников.
3. Иисус был раздет донага, Его одежда поделена между римскими воинами. «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Псалом 21).
4. Распятие гарантировало Иисусу ужасную, медленную, мучительную смерть.
5. Колени Иисуса были согнуты под углом около 45 градусов. Он был вынужден нести собственный вес мышцами бедра, что является анатомически неправильным положением, которое можно сохранять не более чем на несколько минут без судорог в мышцах бёдер и голени.
6. Весь вес Иисуса давил на Его ноги с гвоздями, пробитыми через них. Поскольку мышцы ног Иисуса быстро уставали, вес Его тела должен был быть перенесен на Его запястья, руки и плечи.
7. Через несколько минут после того, как Его положили на Крест, плечи Иисуса были вывихнуты. Минуты спустя локти и запястья Спасителя также оказались вывихнутыми.
8. Результатом этих вывихов является то, что Его руки должны были быть на 23 см. длиннее, чем обычно.
9. Кроме того, в Псалме 21:15 было исполнено пророчество: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались». Данный пророческий псалом очень точно передает чувства Христа на кресте.
10. После того, как были вывихнуты запястья Иисуса, локти и плечи, вес Его тела через руки вызвал давление на мышцы грудной клетки.
11. Это заставило Его грудную клетку вытянуться вверх и наружу, в самом неестественном состоянии. Его грудная клетка постоянно находилась в состоянии максимального вдоха.
12. Чтобы выдохнуть, Иисус должен был опереться на пробитые гвоздями ноги и поднять собственное тело, позволив грудной клетке двигаться вниз и внутрь, чтобы выпустить воздух из легких.
13. Его легкие находились в состоянии покоя с постоянным максимальным вдохом. Распятие - катастрофа с точки зрения медицины.
14. Проблема заключалась в том, что Иисус не мог свободно опереться на ноги, потому что мышцы Его ног, согнутые под углом 45 градусов, затекли и чрезвычайно болели, постоянно находясь в судорогах и в анатомически невероятно неправильном положении.
15. В отличие от всех голливудских фильмов о Распятии, жертва была чрезвычайно активна. Распятая жертва была физиологически вынуждена передвигаться вверх и вниз по кресту, на расстояние около 30 см. чтобы дышать.
16. Процесс дыхания вызывал мучительную боль, смешанную с ужасным чувством нарастающего удушья.
17. Поскольку распятие продолжалось 6 часов, Иисус все меньше и меньше мог переносить свой вес на ноги, так как Его бедра и другие мышцы ног всё более и более слабели. Увеличивалось смещение Его запястий, локтей и плеч, а дальнейшее поднятие Его грудной клетки делало Его дыхание все труднее и труднее. Через несколько минут после распятия Иисус стал страдать сильной одышкой.
18. Его движения вверх и вниз на Кресте, чтобы дышать, доставляли мучительную боль Его запястьям, Его ступням и вывихнутым локтям и плечам.
19. Движения становились менее частыми по мере того, как Иисус становился все более изможденным, но ужас неминуемой смерти от удушья заставлял Его продолжать прилагать усилия что-бы дышать.
20. У мышц ног Иисуса развилась мучительная судорога от давления при попытках поднять собственное тело, чтобы выдохнуть.
21. Боль от двух раздробленных срединных нервов в Его запястьях буквально взрывалась при каждом движении.
22. Иисус был весь покрыт кровью и потом.
23. Кровь была результатом бичевания, которое чуть не убило Его, а пот - результатом Его попыток выдохнуть. К тому же, Он был совершенно наг, а вожди иудеев, толпы и воры по обе стороны креста издевались, ругались и смеялись над Ним. Кроме того, это наблюдала собственная мать Иисуса. Представьте Его эмоциональное унижение.
24. Физически тело Иисуса переживало целую серию ведущих к смерти истязаний.
25. Из-за того, что Иисус не мог поддерживать адекватную вентиляцию легких, Он находился в состоянии гиповентиляции.
26. Его уровень кислорода в крови начал падать, у него развилась гипоксия. Кроме того, из-за ограниченных дыхательных движений уровень углекислого газа в крови (СО2) начал повышаться, это состояние называется гиперкритическим.
27. Рост уровня СО2 (углекислого газа) заставлял Его сердце биться быстрее, чтобы увеличить приток кислорода и удалить СО2.
28. Дыхательный центр в мозгу Иисуса посылал срочные сообщения в Его легкие - дышать быстрее. Он начал тяжело дышать, судорожно хрипеть.
29. Физиологические рефлексы требовали от Него более глубокого дыхания, и Он невольно двигался вверх и вниз по Кресту гораздо быстрее, несмотря на мучительную боль. Мучительные движения спонтанно начинались несколько раз в минуту, к радости толпы, которая издевалась над Ним с римскими солдатами и синедрионом.
30. Однако, из-за пригвождения Иисуса к Кресту и Его увеличивающегося истощения, Он не мог больше обеспечивать кислородом своё тело.
31. Гипоксия (недостаток кислорода) и Гиперкапния (обилие СО2) заставляли Его сердце биться все быстрее и быстрее, теперь у Него развилась Тахикардия.
32. Сердце Иисуса билось все быстрее и быстрее, его частота пульса, вероятно, составляла около 220 уд/мин.
33. Иисус ничего не пил в течение 15 часов, начиная с 6 вечера предыдущего вечера. Напомним, что Он пережил бичевание, которое чуть не убило Его.
34. Он истекал кровью по всему телу из-за бичевания, тернового венца, гвоздей в запястьях и ногах, а также множественными рваными ранами, полученными Им при избиениях и падениях.
35. Иисус уже был очень обезвожен, Его кровяное давление упало до минимума.
36. Его артериальное давление было, вероятно, около 80/50.
37. Он был в шоке первой степени, с гиповолемией (низкий уровень крови), тахикардией (чрезмерно быстрый пульс), тахипноэей (чрезмерно быстрым дыханием) и гипергидрозом (чрезмерным потоотделением).
38. Около полудня сердце Иисуса, вероятно, начало "пробуксовывать".
39. Легкие, вероятно, начали заполняться легочным отеком.
40. Это только усугубляло его дыхание, которое было уже сильно осложнено.
41. Иисус переживает сердечную и дыхательную недостаточность.
42. Иисус сказал: «Я жажду», потому что Его тело вопило о жидкости. "Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной." (Псалтирь 21:16)
43. Иисус не мог дышать должным образом и медленно задыхался.
44. На этом этапе у Иисуса, вероятно, развилось нарушение кровообращения (Haemopericardium).
45. Плазма и кровь собрались в пространстве вокруг Его сердца, называемого перикардом. "сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей." (Псалтирь 21:15)
46. Эта жидкость вокруг Его сердца вызвала сердечную тампонаду (что мешало сердцу Иисуса биться правильно).
47. Из-за развития Haemopericardium, Иисус, вероятно, в конечном итоге, получил разрыв сердца. Его сердце буквально лопнуло. Скорее всего, это стало причиной Его смерти.
48. Чтобы замедлить процесс смерти, солдаты установили на Крест небольшой деревянный уступ, который позволил бы Иисусу «привилегированно» нести свой вес на кресте.
49. Результатом этого было то, что на кресте могли умирать до девяти дней.
50. Когда римляне хотели ускорить смерть, они просто ломали ноги жертвам, заставив жертву удушиться в считанные минуты.
51. В три часа дня Иисус сказал: «Свершилось». В тот момент Он испустил Свой Дух и умер.
52. Когда солдаты пришли к Иисусу перебить Ему голени, Он уже был мертв. Ни одна из частей Его тела не была сломлена во исполнение пророчеств.
53. Иисус умирал в течении шести часов, после самых мучительных и ужасающих пыток, когда-либо изобретенных.
54. Он умер, чтобы все люди могли наследовать Жизнь Вечную.
"Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом." (2 к Коринфянам 5:21)
С. Трумэн Дэвис, доктор медицины, магистр естественных наук.
Интересные страницы
Третья неделя по Пасхе - святых Жён-мироносиц