Великий Понедельник

Понедельник Страстной седмицы

В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни; а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа (тоже был продан за 30 серебреников)

в Его страданиях и дальнейшей победе



Великий понедельник


В этот день мы вспоминаем ветхозаветного патриарха, блаженного Иосифа, сына праотца Иакова и его любимой жены Рахили. Наделенный от Бога даром вещих снов (в которых он видел себя, возвышающимся над своей семьей), Иосиф вызвал зависть братьев. Они продали его в рабство в Египет, предъявив отцу испачканную кровью одежду, как будто брата растерзали звери.


В Египте Иосиф с помощью Божией и благодаря своему благочестию поднялся по карьерной лестнице, через некоторое время был оклеветан женой своего хозяина и попал в тюрьму, но, истолковав сны фараона о грядущих годах сначала изобилия, а потом голода, стал вторым лицом в Египте.


Когда голод добрался до семьи Иакова, братья, не знавшие, что проданный ими много лет назад Иосиф и есть помощник фараона, пришли в Египет, чтобы купить хлеба.

Через некоторое время он открылся им, и так Иаков и его дети оказались в Египте.




В этот же день Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, проклятую Господом.

(смоковница - это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода).


Господь Иисус Христос после Своего входа в Иерусалим, проголодавшись, захотел собрать смокв с увиденной им смоковницы, но дерево оказалось без плодов. Господь проклял дерево, и оно тотчас засохло. Удивленным ученикам Он сказал, что по вере без сомнения они могут получить все, о чем они будут просить.


Тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными.


В то время, когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих


Страстная седмица – главная неделя года в жизни каждого христианина. В эти дни необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению с тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине.


Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.


.





Что можно и что нельзя делать в Великий понедельник.


Все дни Страстной недели называются Великими. В эти святые дни не совершаются ни поминовения усопших, ни молебные пения, ни памяти святых. Седмица посвящена последним дням земной жизни Христа, Его страданиям – «страстям», распятию, мучительной крестной смерти ради нашего спасения.


Святая церковь призывает в эту седмицу оставить все суетное и мирское. Пост в эти дни особенно строг, молитва – усилена. Нужно стараться свести к минимуму все домашние дела и встречи. Молчание, молитва, добрые дела и посещение богослужений – так нужно провести эти дни, по возможности.


В понедельник рекомендуется кушать один раз в сутки: сырые овощи и фрукты, а также хлеб, мед и орехи.

Считается, что эта рекомендация для монашествующих и не являются строгим законом. Тем кто раньше пост не держал , то надо с осторожностью применять этот совет. Лучше всего посоветоваться с Батюшкой.



Тропарь на Великий Понедельник

глас 8

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.



Кондак на Великий Понедельник

глас 8

Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав,  воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный.




В храмах на утрене в этот день читается отрывок из Евангелие от Матфея, Глава 21, Стихи 18-43



18.  Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;

22. и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите.

23. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25. крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26. а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28. А кáк вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30. И подойдя к другому, он сказал тó же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32. ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;


Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 21, Стихи 18-22

Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 21, Стихи 23-27

Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 21, Стихи 28-32

Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 21, Стихи 33-43

 


На литургии преждеосвященных даров сегодня читается отрывок из Евангелие от Матфея, Глава 24, Стихи: 3-35 (О втором пришествии Христовом)

 

3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

5. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.

6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:

7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;

8. всё же это – начало болезней.

9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;

12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

13. претерпевший же до конца спасется.

14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –

16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,

21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.

24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25. Вот, Я наперед сказал вам.

26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;

27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30. тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31. и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33. так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;

35. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.


Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 24, Стихи:3-35



ЗАПИСКИ ИЗ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ


ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: Начало Крестного пути Спасителя.


Последние дни Своей земной жизни Христос провёл в Иерусалиме. Ночевал Он на Елеонской горе, в селе Вифания, а днём проповедовал в городе. Часто он наставлял учеников и народ притчами - короткими рассказами, в которых на простых житейский примерах раскрываются сложные духовные темы.


Входя в Иерусалим после ночного отдыха, Иисус увидел на дороге смоковницу. Она вся была покрыта листьями, но не имела плодов. Тогда Господь сказал: «да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19)


Конечно, Христос не рассердился на дерево за то, что оно Его не накормило, и не из злорадства засушил его. Это был урок, который Он преподнёс своим ученикам. Та же притча, но рассказанная не через слова, а через действия. Господь хотел показать, что будет с душой, не приносящей никаких духовных плодов.


❓что такое духовные плоды?


Молитва

Покаяние

Добрые дела


Войдя в Иерусалим, Иисус отправился в храм. «… войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.


И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников». (Мк.11:15-17)


……


И вот они с учениками сидят в тени старых маслин. Христос наставляет апостолов притчами, рассказывает о кончине мира, призывает быть духовно бдительными: «Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен… (Мф. 24, 3-35).


Ученики беспечно думают, что впереди будет ещё много таких покойных и мирных дней, но Христос уже знает, что это Его последние дни…






Интересные страницы

Великий Вторник

ПРИТЧА О БЕСПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЕ  (Евангелие от Марка)

ПРИТЧА О ДВУХ СЫНОВЬЯХ  (Евангелие от Матфея)

ПРИТЧА  О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ  (Евангелие от Матфея)




Православная мозайка