В этот день Тело Иисуса лежало в гробу, а Душою Он спустился в ад - царство дьявола, для возвещения там победы над смертью. Иисус разрушил врата адовы и всем святым людям, которые умерли раньше, дал новую жизнь, вывел их в Царство Небесное, среди них были Адам и Ева. А в полночь с субботы на воскресение Иисус Христос воскрес и вышел из гроба.
Великая суббота Страстной седмицы
Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы.
К дверям гроба привалили большой камень.
При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
Святитель Иоанн Златоуст пишет:
«Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги.
То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение.
Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер.
Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».
Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20)
с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением.
Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве.
Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный.
Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень.
Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.
ЖИЗНЬ СО ХРИСТОМ
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним
Рим. 6:8 В
от слова святого апостола Павла, которые мы слышали с вами, мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.
Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо апостол употребил слово «умерли» в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей.
Об этом тот же апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24).
Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости.
А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством.
Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли.
Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.
Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам.
Но мученическая борьба со страстями, по мысли апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми.
Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем Своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.
Что же значит: жить со Христом? — Жить со Христом значит находиться с Ним в единении.
А единение со Христом есть не что иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное.
Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15).
Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.
Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:10—11).
Архиепископ Серафим (Соболев)
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы.
В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
ДА МОЛЧИТ ВСЯКАЯ ПЛОТЬ
«Сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий».
Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.
Да умолкнет всякая плоть человеческая,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ни о чем земном в себе да не помышляет,
ибо Царь царствующих и Господь господствующих
приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.
Пред Ним шествуют сонмы Ангелов
со всяким их начальством и властью,
многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица и возглашая песнь:
аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота)
Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! — и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Спасителю-Богу, и Матери Божией...
Митрополит Антоний Сурожский
Традиции выноса плащаницы
Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа, который от любви к нам умер на кресте.
К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу ночью.
На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов. В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.
Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней.
Люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ПЛАЩАНИЦЕ?
Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».
Сделать 3 земных поклона. В предпраздничные дни очередь к святыне будет большой, поэтому молитву и поклоны стоит делать заранее, чтобы никого не задерживать.
При целовании Святой Плащаницы целуют честные ноги и честные руки (на честные руки обычно возлагается Евангелие для целование). Честный Лик (лицо) не целуют!
Молитва «Благообразный Иосиф», стихира, глас 5:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.
Схождение благодатного огня в Cтрастную субботув Иерусалиме
ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ
Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.
«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».
Тропари на Великую Субботу
глас 2
Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Кондак на Великую Субботу
глас 6
Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».
В этот день читается Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 62-66
62. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
Толкование на Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 62-66
Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 1-20
1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3. вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4. устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6. Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7. и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
9. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
10. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
11. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
12. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
13. и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
14. и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
15. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
16. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17. и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20. уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Толкование на Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 1-20
В ожидании Пасхи...
Пасха - это не крашеные яйца и куличи из магазина. Пасха - не день, когда сотни тысяч людей единственный раз в году приходят в церковь, потому что так надо. Её смысл не в том, чтобы автоматически отвечать "Воистину воскресе", даже не задумываясь над смыслом сказаного.
Пасха - это самый великий праздник из всех, которые мы празднуем, потому что Иисус добровольно пришел на землю, взошел на крест, после чего Он сошел в преисподнюю взял у сатаны ключи ада и смерти. Смерть больше не имеет власти над нами, Он дал нам вечную жизнь! Аллилуя! А на третий день Христос воскрес! Иисус жив, и Он сейчас по правую руку Отца ходатайствует за нас.
Скоро Пасха и мы будем праздновать победу Иисуса над дьяволом. Лучший подарок для Него это не пышный стол, а Ваше чистое и покаянное сердце!
Иисус победитель! Он жив!Пасха - это не крашеные яйца и куличи из магазина. Пасха - не день, когда сотни тысяч людей единственный раз в году приходят в церковь, потому что так надо. Её смысл не в том, чтобы автоматически отвечать "Воистину воскресе", даже не задумываясь над смыслом сказаного.
Пасха - это самый великий праздник из всех, которые мы празднуем, потому что Иисус добровольно пришел на землю, взошел на крест, после чего Он сошел в преисподнюю взял у сатаны ключи ада и смерти. Смерть больше не имеет власти над нами, Он дал нам вечную жизнь! Аллилуя! А на третий день Христос воскрес! Иисус жив, и Он сейчас по правую руку Отца ходатайствует за нас.
Скоро Пасха и мы будем праздновать победу Иисуса над дьяволом. Лучший подарок для Него это не пышный стол, а Ваше чистое и покаянное сердце!
Иисус победитель! Он жив!
ЗАПИСКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
День тишины и скорби. Мы оплакиваем Христа. Но в то же время - день ожидания и надежды. Мы ждём Его Воскресения.
Телом Христос находится во Гробе. А душой спускается во ад и выводит оттуда души всех праведников.
Когда Иисус умер на кресте, один из членов синедриона, Иосиф Аримафейский, пришёл к Пилату и попросил выдать ему тело Христа. Иосиф был одним из высокопоставленных жителей Иерусалима, поэтому его просьба была исполнена.
Не желая, чтобы тело Иисуса было сожжено или сброшено в яму вместе с другими, Иосиф обвил Его погребальными пеленами и положил во гроб (пещера в скале), приготовленный для себя самого. Это произошло в самом конце пятницы, Иосиф торопился, чтобы не осквернить субботы.
❓Что значит «не осквернять субботы»?
У евреев было принято хранить субботу - т.е. ничего не делать по заповеди Бога, данной Моисею. Это 4 заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела».
На востоке было принято перед погребением помазывать тело умершего дорогим маслом с благовониями - миром. Иосиф сделал всё, что положено перед погребением. Однако об этом не знали ученицы Христа. Они думали, что Учителя поспешно сняли со креста и положили во гробе, и никто не успел совершить над Ним погребальный обряд.
В ночь (почти на рассвете) с субботы на воскресенье эти бесстрашные ученицы (Жены-мироносицы) взяли с собой драгоценное миро и понесли его ко гробу своего Божественного Учителя.
День тишины и скорби. Мы оплакиваем Христа. Но в то же время - день ожидания и надежды. Мы ждём Его Воскресения.
Телом Христос находится во Гробе. А душой спускается во ад и выводит оттуда души всех праведников.
Когда Иисус умер на кресте, один из членов синедриона, Иосиф Аримафейский, пришёл к Пилату и попросил выдать ему тело Христа. Иосиф был одним из высокопоставленных жителей Иерусалима, поэтому его просьба была исполнена.
Не желая, чтобы тело Иисуса было сожжено или сброшено в яму вместе с другими, Иосиф обвил Его погребальными пеленами и положил во гроб (пещера в скале), приготовленный для себя самого. Это произошло в самом конце пятницы, Иосиф торопился, чтобы не осквернить субботы.
❓Что значит «не осквернять субботы»?
У евреев было принято хранить субботу - т.е. ничего не делать по заповеди Бога, данной Моисею. Это 4 заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела».
На востоке было принято перед погребением помазывать тело умершего дорогим маслом с благовониями - миром. Иосиф сделал всё, что положено перед погребением. Однако об этом не знали ученицы Христа. Они думали, что Учителя поспешно сняли со креста и положили во гробе, и никто не успел совершить над Ним погребальный обряд.
В ночь (почти на рассвете) с субботы на воскресенье эти бесстрашные ученицы (Жены-мироносицы) взяли с собой драгоценное миро и понесли его ко гробу своего Божественного Учителя.
Интересные страницы:
Третья неделя по Пасхе - святых Жён-мироносиц