Великий Четверг

Установление таинства Евхаристии


В четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.




"Одна, единственная Евхаристия была совершена: тайная вечеря Господа Иисуса Христа и Его учеников. И когда мы совершаем литургию, когда сила Святого Духа осеняет Святые Дары и верующих и исполняет место и время, в тот самый момент времени мы в вечности участвуем в той единственной литургии, которая когда-то совершалась: мы находимся в Сионской горнице".

Митрополит Антоний Сурожский



Великий Четверг Страстной седмицы

В Великий четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию.

Если в первые дни недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров, то в Великий Четверг совершается полная литургия, и даже несколько ослобляется пост.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам,

.

Господь, Учитель, Творец мира, своим ученикам умывает ноги, показывая им пример служения: Кто из вас больший - да будет всем слуга". Господь = Царь всей вселенной, но Он же и служит. И самой литургией священник служит Богу, а Бог служит человеку, ради его спасения.

Вечером читаются 12 Евангелий. Они предворяют Страсти Христовы, которые будут на первом плане в Страстную Пятницу.

Церковь готовится к этим событиям.

 Вспоминается прощальная беседа с учениками, Моление Господа в Гефсиманском саду. Господь просил их: " Молитесь, да не внидите в искушение" но они не выдержали и уснули. Может быть, из-за этого Петр и отрекся от Господа....если бы он молился, может быть отречения и небыло бы.







ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ.

⚡⚡⚡

Чистый Четверг в дальних отсветах молний.

Время нещадно приблизило Крест:

Он будет завтра... А ныне мы вспомним

Тайной Вечери немеркнущий свет:

Как Сам Господь, наклонясь со смиреньем

Ученикам ноги их омывал.

Хлеб преломил и подал им с почтеньем.

"Ешьте-то Тело Мое!"- Он сказал.

Чаша с вином шла неспешно по кругу.

В лике Христа и печаль, и любовь.

Тихо сказал: "Возлюбите друг друга!

Пейте вино- то Моя за вас Кровь!

Да не смущайтесь, и веруйте в Бога.

Место иду приготовить для вас.

В Доме Отца есть обителей много.

Будете Там, но потом, не сейчас!"





В сад Гефсиманский Он вышел молиться,

Трепетом страшного знанья объят.

"Отче, как хочешь со Мной да случится!

И да исполнится Воля Твоя!"...

Звезды мерцали в просторах бездонных,

Злоба ползла, расширяя круги,

И уж звучали на улицах темных

Стражи, ведомой Иудой, шаги...

🌠🌠🌠

Двенадцать Евангелий в храмах читают,

Вбирает их дух Четверговый огонь.

И светом чудесным дома наполняет,

Хранимый в лампадках у самых икон.

А сердце тревожно и радостно бьется,

А грусть, как хрустальный источник чиста:

Уж скоро взойдёт благодатное Солнце

Нетленной Любви- Воскресенья Христа!

🌿💖🌞💖🌿

Долягина Лариса.





Поучения Иоанна Крестьянкина на Великий Четверг Страстной Седмицы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Накануне дня Своих страданий Господь послал двух Своих учеников в Иерусалим, чтобы они приготовили горницу для совершения пасхальной трапезы. Ученики приготовили все нужное для праздника, и вечером Господь Иисус с учениками сел за Таинство причащения. Мы видим, что на этой вечери соединились с Иисусом Христом ближайшие Его ученики, - достойные своего Учителя. Здесь – на этой вечери нет места недостойным; в этом чертоге должна царить только любовь и искренность… Поэтому-то льстивый и беззаконный Иуда, получив от Господа кусок хлеба, удалился из Сионской горницы: его черная совесть не могла выдержать той Божественной любви, которая сияла на лицах Самого Господа и Его верных.


Двери за Иудою затворились, и он уже навеки погиб. В Сионской горнице совершилось Таинство причащения как залог вечного единения с Господом. По окончании вечери Господь сказал: «сие творите в Мое воспоминание! Аще хлеб сей ясте и аще чашу сию пиете – Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете…»!


Поминающе убо спасительные Его страдания – смерть, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение и славное второе пришествие, и мы, грешные, дерзаем приступать к великому сему Таинству, к Божественной тайной трапезе. И для нас Господь уже послал учеников Своих приготовить к завтрашнему дню трапезу. Двери тайного чертога уже отворяются, и мы торопливо – от своих многих житейских дел – ходим сюда в храм уже третий день и стучим: «Господи, Господи! Отверзи нам!»


А все двери отворены – и вдруг нас охватывает смущение – готовы ли мы войти в этот чертог. Имеет ли наша душа одеяние брачное. Стойте, дорогие! Чертог открыт, но входить еще не время; нужно покаянием перемерить одеяние души, ибо в этот чертог не может войти никто нечистым, но входят только достойные! Вы может быть, подумаете: кто же найдется тут достойный? Все мы тяжкие грешники и поговеть-то не успели как следует, и поста не соблюли; может, тяжкие грехи на совести лежат и повергают в уныние; может, в сердце есть ненависть против ближнего; может, печаль гложет по причине бедности или другого какого несчастия; может быть, даже ропот на Самого Бога бывал – оттого что нам хуже живется, чем другим? Вот какие грехи могли затемнить душу!


Где же, скажете, взять для души одеяние светлое, чтобы войти безбоязненно в чертог Христов? До тех пор, дорогие мои, пока мы имеем дерзновение пред Спасителем нашим Иисусом Христом и нелицемерную надежду упования на Его милосердие, до тех пор светлых одежд для нас сколько угодно. Эти одежды раздает для вечери Сам же Господь наш, выбирай любую и проси: «просвети одеяние души моея Светодавче и спаси мя»!


Как просить будешь – такую одежду и получишь! Крепко просить будешь – получишь чистую одежду; с воздыханиями просишь – убеленную, светлую даруют; с тяжкою болезнью о грехах своих просить будешь – с тугою сердечной – еще светлее получишь; со слезами просить будешь – сияющую получишь; а забудешь все земное, все мысли устремишь к Спасителю – в драгоценную одежду облечешься. Не бойся грехов и немощи своей, а со дерзновением иди во врачебницу духовную – к Таинству покаяния – и как бы худ ты не был, если со смирением обличишь себя пред Богом и испросишь помилования, то, верен Бог, одеяние души твоей будет светлее солнца, и ты с исповеди выйдешь тих и радостен – и завтра дорогим гостем войдешь в чертог Господень!


Не бойся грехов, только осуди себя и вспомни разбойника благоразумного, в одну минуту из погибшего сделавшегося достойным рая! «Помяни мя, Господи во Царствии Твоем»! Дорогие мои! Чада Божии! Так не будем смущаться множеством и тяжестью грехов своих. Господь уже ждет нас в Таинстве покаяния и теперь с любовью смотрит на нас, ибо Он видит, что мы хотя и грешники, но идем к Нему, у Него просим милости, как дети у Отца – и истинно слово – Он даст всем достойное место за тайной трапезою в Таинстве причащения.


Паче же – да не будет в сердцах наших уныния или вражды. Смотрите, с унынием или враждою на ближнего – возьмешь причастие и уйдешь подобно Иуде, а двери Царского чертога затворятся за тобою. Сию минуту простим всем и все, на кого кто враждует и не будем помнить обид. Изгоним из сердца уныние, если оно есть, ибо Христос уже приготовил для нас прощение в Таинстве покаяния. Да спасет нас всех Господь и помилует! Аминь.


В Гефсиманском саду


…И в этот час, гласит преданье,

Когда, сомнением томим,

Изнемогал он от страданья,

Все преклонилось перед ним.


Затихла ночь в благоговенье,

И Слышал он: «Моих ветвей

Колючий терн — венцом мученья

Возложат на главе твоей;


Но терн короною зеленой

Чело святое обовьет

В мир под страдальческой короной,

Как царь царей, Господь войдет!»


И кипарис, над ним шумящий,

Ему шептал во тьме ночной:

«Благословен Господь скорбящий,

Велик и славен подвиг Твой!


Я вознесу над всей вселенной

Мой тяжкий крест, и на кресте

Весь мир узрит тебя, смиренный,

В неизреченной красоте!»


Но снова он в тоске склонялся,

Но снова он скорбел душой

И ветер ласковой струей

Его чела в тиши касался:


«О, подними свой грустный взор!

В час скорби, в темный час страданья

Прохлады свежее дыханье

Я принесу с долин и гор,


Я нежной лаской аромата

Твои мученья облегчу,

Я от востока до заката

Твои глаголы возвещу!»


Иван Бунин

1894





В храмах на утрене в этот день читается отрывок из Евангелие от Луки, Глава 22, Стихи 1-39


1. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

2. и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5. Они обрадовались и согласились дать ему денег;

6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10. Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11. и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12. И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15. и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16. ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18. ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22. впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бóльшим.

25. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26. а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.

27. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29. и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30. да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32. но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и сумý; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37. ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.


 Перейти к Толкованию на Евангелие от Луки, Глава 22, Стихи 1-39



 

На Литургии читается 5 евангелий


Евангелие от Матфея, Глава 26, Стихи 1-20

1. Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

2. вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

3. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

4. и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;

5. но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

6. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

7. приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9. Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11. ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12. возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13. истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16. и с того времени он искал удобного случая предать Его.

17. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

18. Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.

19. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

20. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;


 Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 26, Стихи 1-20



Евангелие от Иоанна, Глава 13, Стихи 3-17


3. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

4. встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

11. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.


 Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 13, Стихи 3-17



Евангелие от Матфея, Глава 26, Стихи 21-39


21. и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

24. впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

25. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал.

26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

28. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

29. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

30. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

31. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;

32. по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

33. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

34. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

35. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

36. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

37. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

39. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.


 Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 26, Стихи 21-39




Евангелие от Луки, Глава 22, Стихи 43-45


43. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

44. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

45. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

 

Перейти к толкованию Евангелие от Луки, Глава 22, Стихи 43-45






Евангелие от Матфея, Глава 26,  Стихи 40-75,  Глава 27 Стихи 1-2


40. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

41. бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

42. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

43. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

44. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;

46. встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

47. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.

50. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

51. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;

53. или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

54. как же сбудутся Писания, что тáк должно быть?

55. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

56. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

57. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.

58. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

59. Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, //*Верховное судилище.

60. и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля

61. и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.

62. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют?

63. Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

64. Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

65. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на чтó еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

66. как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

67. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам

68. и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

69. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

70. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

71. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

72. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

73. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

74. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

75. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.


1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.


Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 26,  Стихи 40-75,  Глава 27 Стихи 1-2





ИКОНА  Великий Четверг. Омовение ног апостолов. Афон, Ватопед, XIV в.     >>>>>>>>>>>





Служба “Двенадцати Евангелий”

великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга.

Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.




СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. СИОНСКАЯ ГОРНИЦА .


Сионская горница - место совершения Тайной вечери, дом на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3-4)


В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее).

Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4).

Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.


Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя.

Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.


В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась.


В начале XIII века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело.

Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.


В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование.

Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть.

Такие действия со стороны Сулеймана были связаны слегендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами.

Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб сохраняющийся и поныне.


Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части.

Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом.

Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною.

Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем.

Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.


С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона.

Поблизости устроена синагога.


Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.




Записки паломника

Великий Четверг. Иерусалим.


Традиционно в Великий Четверг на Гробе Господнем торжественная ночная служба. Служат сразу два архиерея, один на Голгофе, другой в Кувуклии. Паломников много и у всех есть возможность помолиться и причаститься без суеты. Но разве наш человек может без суеты? Кому что надо, обязательно найдет. Служба долгая, но очень проникновенная. К четырем утра расходимся по гостиницам. К 9 утра уже во дворе Храма Гроба Господня, где Иерусалимский патриарх омывает ноги простым священникам. Трогательно и умилительно. Ближе к 11 часам утра идем на Сион, ведь ТАМ всё и было.


Начинаем на кладбище у могилки митрополита Даниила, панихида приоткрывает нам немного завесу вечности. Владыченька, помоги нам быть на Благодатном огне. Потом идем к католикам, здесь было Успение Матери Божией и теперь тут их монастырь. Как всё близко. Здесь когда-то жил апостол и евангелист Иоанн Богослов. Его сосед - первосвященник Каиафа, сюда в эту ночь привели Спасителя. По-соседски пропустили апостола, а он провел во двор архиереев апостола Петра. Петр здесь горько плакал, и у нас слезы на глазах. Все происходило здесь и сейчас, а может и происходит, ведь Там нет времени. Господи, прости нас!


Потом идем в Сионскую горницу. Здесь слова Евангелия оживают. Где-то тут возлежал Господь со учениками. Тут Он умывал им ноги. Тут обещал им страдания и смерть за веру. Тут и нам оставлено великое чудо Евхаристии. Жаль что к нему все как бы привыкли. Всем подавай чудес невиданных, новых. А здесь все смиренно, тихо и очень глубоко. Приимите, ядите, иже за вы ломимое. За нас грешников, трудно даже осознать. Не только писать, думать тяжело.


Потом идем в Гефсиманию. Проходим Геенскую долину, вот и Кедронский поток, за ним древняя оливковая роща. Здесь сегодня мирно и тихо. Древние могилы успокаивают взгляд. Тут никто не спешит. Проходим гробницы пророков. Солнышко припекает. В Гефсиманском саду прохладно и… сосредоточенно. Сегодня ночью тут молился о Чаше Христос, а мы спали. Вот и сейчас силы совсем покидают. Человек остается человеком, даже когда рядом страдает Бог.


Потом идем в монастырь Марии Магдалины и понимаем, что сил больше просто нет. Слаб человек. Да и пора обратно, скоро служба Страстей Господних, надо хоть чуть чуть отдохнуть. Господи, дай сил!




Интересные страницы

Великая пятница

Великая суббота

Воскресенье Христово. Пасха

Светлая седмица

Фомина неделя