Радоница

Радоница - вторник второй недели после Пасхи. 


Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.  День особого поминовения усопших. Это особый день молитвы о всех ушедших в вечность.

В этот день в храме совершается заупокойная панихида о всех наших усопших родных и близких. По традиции верующие в этот день посещают так же  могилы своих усопших родных и близких.




Через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи. В этот день христиане разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир.

В этот день принято, помолившись на заупокойной службе в храме, посещать могилы своих близких, подавать милостыню и совершать другие дела милосрдия.

В храм верующие традиционно приносят продукты на поминовение своих родных

На поминальной службе поется тропарь Воскресенья Христова, который звучал всю Светлую седмицу, и вот в Радоницу, в самое радостное поминовение усопших празднем Пасху для наших родных, которые оставили этот мир, поем о Воскресенье Христовом, о победе над смертью.


По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.

Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).


Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.





На Фоминой неделе во вторник совершается, не по Уставу, а по благочестивому обычаю, поминовение усопших, именуемое в народе «Радоницей». В уставе этого дня не положено никаких особых молитвословий об усопших, а поминовение совершается потому, что в неделю Фомину вспоминается, между прочим, сошествие Христово во ад, а с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет вновь совершать панихиды и сорокоусты по усопшим. В этот день совершаются панихиды на кладбищах, и этим живые как бы приветствуют своих близких и родных усопших с великим и радостным праздником Воскресения Христова. Вместо «Святый Боже» на панихидах и при проводах усопшего на кладбище поется до отдания Пасхи: «Христос воскресе».

Архиепископ Аверкий (Таушев), Литургика.




Чую радуницу Божью —

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на траву.


Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Иисус.


Он зовет меня в дубровы,

Как во Царствие Небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес












Голубиный дух от Бога,

Словно огненный язык,

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.


Льется пламя в бездну зренья,

В сердце радость детских снов,

Я поверил от рожденья

В Богородицын Покров.

                                               Сергей Есенин







О поминовении усопших.


Что нужно усопшим близким и родным? Им требуются наше любящее сердце и наши добрые дела в память о них. Это будет самым лучшим подарком и помощью. Искренняя молитва дома и общая молитва в Церкви - все это вместе является нашей заботой о почивших сродниках, их живых душах. Ведь у Бога нет мертвых. Безусловно, нельзя не скорбеть об утратах, но скорбь верующего всегда светла, она не должна быть горькой, с отчаянием. Скорбь дает надежду и веру на будущую встречу.


Традиционно в дни Радоницы люди посещают кладбища, убирают и приводят все в порядок после долгой зимы. Это помогает нам и на физическом уровне позаботиться об усопших, дает некоторое утешение. Не будем забывать, что разлука временна. Наступит час, и мы дождемся долгожданной встречи. Главное - правильно подготовиться к ней. Для этого нужно нам, оставшимся пока здесь, хорошенько потрудиться. Важно очистить свою душу от всего наносного, от ненужной шелухи, избавиться от разрывающих и изматывающих нас страстей. Необходимо ежедневно приближаться к Богу, наполняясь Его светом и любовью, неся этот свет другим. И тогда, в нужный момент, мы уйдем преобразившиеся и встретимся с ушедшими ранее, чтобы воочию лицезреть Истину и ликующе со всеми торжествовать: "Христос воскресе!"

Митрополит Антоний (Паканич)


.

“Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст.


Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).


После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.






Как молиться на радоницу?

Чин литии в Пасхальный период, совершаемой мирянином дома и на кладбище.

 

   Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.


     Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (трижды).

       Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.     Христос воскресе из мертвых.

      Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся.     Христос воскресе из мертвых.

      На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.     Христос воскресе из мертвых.

       Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща.     Христос воскресе из мертвых.

      Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскрес еси от гроба.

     Господи, помилуй (трижды)


Кондак

глас 8:

     Со святыми упокой, Христе, душу раба (рабы, души раб) Твоего (Твоея, Твоих) , идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.


Кондак Пасхи

глас 8:

     Аще и во гроб снизшел еси безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

     Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препропрославлен.

     Христос воскресе из мертвых.

     Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.

     Христос воскресе из мертвых.

   

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся; Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

     Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.


     Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение (дважды).

     Господи, помилуй. (12 раз.)

     Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (рабы, раб Твоих) (имя) и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное.

     Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

     Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Господи, помилуй (трижды), благослови.

     Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

     Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) (рабе, рабам Твоим) и сотвори ему вечную память.

     Вечная память (трижды).

     Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (трижды).

     И нам даровав живот вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению.


И обращаемся к лежащим в могиле со словами:  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!







Родительский день после Пасхи, что можно  и что нельзя делать?


Самым правильным поведением на могиле усопшего в Радоницу считается такой порядок вещей: перед праздником необходимо убрать могилу и привести ее в надлежащий вид; при посещении захоронения следует зажечь свечу и прочитать молитву; после этого вместе с другими родственниками нужно вспомнить усопших в лучшем свете; в завершение можно отведать блинов или кулич и поздравить умерших со Светлым Воскресением.


В последнее время появилась традиция рядом с могилами стали устраивать пышные трапезы с алкоголем. Причем после них на местах захоронения оставляли яйца, рюмки с водкой, хлебом и другой едой. Церковь считает это недопустимым.


Поминая близких, необходимо молиться за их души и надеяться на то, что всех нас ждет воскрешение.


Служители церкви считают, что куличи, яйца и т.п., которые оставляют после поминовения являются признаком языческих традиций – «потчевать покойных». Если вы считаете себя православным человеком, то не следует этого делать.

Недопустимым является и поливание могил спиртным.



Не превращайте поминание усопших в "языческую тризну"


Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.


Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, 

священник Александр Ильяшенко.


В Радоницу многие христиане превращаются в язычников, которые совершают на могиле своего близкого человека «языческую тризну».

У язычников был обычай на похоронах много пить и есть, смеяться и петь песни. В некоторых африканских племенах до сих пор такая традиция осталась. Глядя на щедро накрытые «поляны» у могил, взору, для полноты картины, не хватает только бубна и деревянных истуканов.

иерей Максим Малюта





 В этот день в храмах на службе читается отрывок из  

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21


16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.


Перейти к толкованию на Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21



Народные традиции

Родительский день - Радоница


Дни, когда поминаются самые близкие родственники, в христианстве называют Родительскими.

Существует несколько объяснений, почему День поминовения успоших называется Родительским днем: первое объяснение такого названия напрашивается само собой. Ведь, вспоминая об умерших родственниках, мы в первую очередь думаем о самых близких для нас людях – о родителях; другая версия заключается в том, что после того, как усопшего человека предают земле, он, по версии христиан, отправляется к своим самым близким людям, то есть родителям.


Согласно церковным канонам главный родительский поминальный день приходится на девятый день после Пасхи.

Считается, что название «Радоница» появилось от глагола «радоваться», так как в этот день мы не только вспоминаем умерших близких, но и поздравляем их с Пасхой, веря в то, что наступит Царствие Небесной, и все мертвые воскреснут.


Главной особенностью этого дня является приготовление специального угощения, которое предназначается, как для живущих сейчас людей, так и для мертвых. На Радоницу вновь красят яйца и готовят кутью. Надо отметить, что большую часть яиц окрашивают в красный цвет.


Другим неизменным блюдом на Радоницу является кутья. Так называю т кашу из пшеницы или риса, смешанную с изюмом, орехами, маком и сухофруктами. Перед тем как приступить к трапезе за поминальным столом, необходимо обязательно отведать кутью.


Некоторые славянские народы также сохранили традицию печь в этот день блины. Одни хозяйки пекут тоненькие полупрозрачные угощенья, другие предпочитают пышные лакомства. Первые блины по традиции помещают в узелок или корзину и несут на кладбище.


До сих пор на Радоницу на могилы усопших приходят все родственники, чтобы всем вместе вспомнить близких и отведать блинов. В старину на этом трапеза на кладбище заканчивалась.


Люди отправлялись домой и за праздничным столом продолжали вспоминать умерших. Недопустимо было применение ножей и вилок. Остатки с поминального стола запрещалось выкидывать. Было принято вскармливать ими «птах небесных».



Интересные страницы

Пасхальная лестница

Светлая седмица






Православная мозайка