Вторник Страстной седмицы
В Великий Вторник Церковь вспоминает о том, как Иисус учил народ в Иерусалимском храме и вне храма. Одна из притч, рассказанная Иисусом в этот день, это Притча о Десяти девах, которая учит нас тому, чтобы мы приняв веру, сопровождали её добрыми делами.
Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев.
Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме:
О дани кесаря: «Кесарю – кесарево»
О воскресении мертвых
О Страшном суде и кончине мира
Притча о десяти девах ( о неожиданности пришествия Господа)
Притча о талантах (о праведности Суда Божия)
Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15), – говорил в этот день Спаситель апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26:2).
Вместе с тем, в Великий вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник замечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению».
Некоторые моменты Евангельского повествования Великого Вторника.
О дани Кесаря и кончине мира
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24:1). Фарисеи, уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям. Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союзом с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф. 22:16). Те же люди недавно говорили о Христе: Он не от Бога (Ин. 9:16), Он обманывает народы (Ин. 7:12); и даже: Ты самарянин, и бес в Тебе (Ин. 8:48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа.
Фарисеи спросили Христа: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Ин. 8:49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, – то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, – то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21). Кроме глубокого духовного смысла (о том, что светская власть не имеет права вмешиваться в дела веры, а учение Христово выше любой политической идеологии), эти слова имели и неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати. Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Иудею, тем более, странно было бы стремиться сохранить у себя монеты с языческим изображением обожествляемого императора. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять божественной мудрости.
Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа, в первую очередь, в отношении его вождей, тех же фарисеев, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Надо заметить, что на словах фарисеи действительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23:3). Однако, подобная ревность питалась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а банальным властолюбием, корыстолюбием, тщеславием и лицемерием, т.е. желанием вместо того, чтобы жить подлинной жизнью в Боге, надеть на себя некую благочестивую маску, за которой можно спрятать свой лик, искореженный слишком человеческими страстями. Мы видим, как подобная внутренняя установка приведет к прямому богоубийству. Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям: Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порожденьями ехидниными (т.е. детьми гадюк, которые, по античным поверьям, прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет на них и других, не менее жестоких слов.
Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.
Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф. 24:2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по Р.Х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя. Эсхатологические предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, столь свойственного человеку во все эпохи, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.
Притчи о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах
Господин покидает свой дом и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (Мф. 24:49); другой исправно делает свое дело. Господин вернется неожиданно и благоразумного раба сделает управляющим имением, а с неверным поступит сурово: рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24:51).
Во второй притче ситуация для персонажей еще трагичней. Десять дев дожидаются прихода жениха: пять из них мудрые, – они заранее всё приготовили: взяли с собой светильники и запаслись маслом для них; остальные же, неразумные, понадеялись на то, что ждать жениха не придется, и масла с собой не захватили.
Жених же замедлил, неразумные девы уснули, светильники их погасли, а когда жених пришел в полунощи, они бросились искать масло, опоздали и застали уже закрытые двери. Так и любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя. При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени.
«В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни».
архимандрит Кирилл (Павлов)
Тропарь на Великий Вторник
глас 8
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак на Великий Вторник
глас 2
Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.
На утрене в храмах читается стих 15 из Евангелие от Матфея, Глава 22
15. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
Толкование стиха 15 от Евфимия Зигабена
Вот глубокое ослепление! Ничто из всего сказанного не подействовало на душу их; упоенные завистью, они обращаются к козням, и так как не могли схватить Иисуса из-за народа, как было сказано прежде, то совещаются поймать Его каким-либо вопросом.
Толкование на Евангелие от Матфея.
*****
На Литургии преждеосвященных даров в этот день читается целых три главы из Евангелия,
Евангелие от Матфея, Глава 24, Стихи 36-51, Глава 25, Глава 26, Стихи 1-2.
содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глубину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.
Глава 24
36. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
37. но, кáк было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38. ибо, кáк во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39. и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого;
40. тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41. две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
Перейти к толкованию стихов 36-43
44. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45. Ктó же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, –
50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Перейти к толкованию притчи о благоразумном домоправителе
Глава 25
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Перейти к толкованию притчи о 10 девах
14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл,
25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл;
27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет;
30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Перейти к толкованию притчи о талантах
31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38. когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39. когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную.
глава 26
1. Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2. вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46, Глава 26, Стихи 1-2
ЗАПИСКИ ИЗ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК.
Христос снова пришел в Иерусалимский храм.
После того, как Иисус накануне выгнал оттуда продающих и меновщиков (тех кто обменивал римские деньги на иудейские), первосвященники и старейшины обозлились на Него ещё сильнее, ведь эта торговля и обмен денег велись под их покровительством. Получается, Иисус лишил их денежного дохода.
Храмовая знать и раньше была недовольна проповедями Христа, однако открыто напасть не решалась, боясь народа. Теперь же старейшины и первосвященники стали активно искать повод взять Иисуса под стражу и убить. Пока Иисус проповедовал в храме, они подходили к Нему (сами или посылали своих учеников) и задавали разные каверзные вопросы:
Давать ли подать Кесарю?
Какая наибольшая заповедь в Законе?
Христос без труда отвечал. А потом сам задал вопрос: "что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его". (Мф 22)
После этого Господь, обращаясь к народу и ученикам, стал обличать книжников и фарисеев за все беззакония, которые они творят. Например, за то, что молятся они напоказ, любят называться учителями и наставниками, очищают свою внешность, а внутри остаются злобными, тщеславными и жадными.
Представляете, как были злы на Иисуса фарисеи? Ведь он прилюдно раскрыл всю их сущность.
После обличения книжников Христос продолжал проповедь народу. Он вновь говорил притчами. И эта проповедь была как бы продолжение вчерашнего разговора:
🌱Вчерашний рассказ о последних временах вылился сегодня в разговор о Страшном Суде.
🌱Продолжением вчерашнего урока со смоковницей стала притча о талантах, в которой один человек зарыл свой талант в землю, т.е. не совершил никаких хороших, добрых дел.
🌱Притча о злых виноградарях, которая тоже была рассказана вчера, перекликается с сегодняшней притчей о неразумных Девах, которые не были готовы к приходу Жениха.
Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. (Мф.26:1,2)
Интересные страницы
Великий четверг (чистый четверг)