19 октября – день памяти апостола Фомы.
Апостол сомнения
Святого апостола Фому на самом деле звали Иуда и был он родом из галилейского города Пансады. «Фома» — его прозвище, которое по-арамейски значит — «близнец». Услышав проповедь Иисуса Христа, он все оставил и пошел вслед за Учителем. Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею. Уже было известно, что там Христа ждали враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда порывистый и смелый Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним!» С Фомой связан эпизод явления Христа ученикам на восьмой день после Воскресения. Спаситель обратился к Фоме, не поверившему рассказам других апостолов о том, что Христос воскрес, с просьбой «вложить персты свои» в Его раны. Потрясенный апостол отказался. Сомнение Фомы было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.
Фома Дидим (I в.), апостол из двенадцати.
По церковному преданию, апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, все оставил и последовал за Ним. Спаситель избрал Фому в число двенадцати Своих учеников.
В Евангелии от Иоанна рассказывается, что святой Фома был очень предан Господу, и когда Христос собирался уже отправиться в последнее Свое путешествие в Иерусалим, то он призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца и если понадобиться, то и умереть вместе с Ним.
По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил Воскресению Христа. "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
По церковному преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. Апостолу Фоме молятся при беспокоящем душу неверии, как самому прошедшему это тяжкое состояние.
С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери.
Апостол Фома. Жизнеописание и проповедь.
Опираясь на рассказ о явлении Исуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.
В славянском житии св. апостола Фомы упоминается о многих чудесах, которые он творил для уверения язычников. Так, желая обратить к истинной вере самого индийского царя Гундафора, он представился искусным зодчим и царь, доверившись его словам, вручил ему множество золота и драгоценных украшений на построение самой изысканной палаты. Но Фома растратил все эти средства на нужды нищих и убогих и, как бы для возведения кровли, попросил еще себе золота, которое израсходовал подобным же образом. Когда его дело открылось в истинном свете, Гундафор исполнился лютой ярости и заключил св. апостола в глубокий ров. По Промыслу Божию, в это самое время любимый брат царя впал в смертельный недуг. Тогда ангел Господень восхитил его душу, и он увидел в раю чудесную палату, но когда хотел войти в нее, ангел ответил, что она принадлежит брату его, Гундафору. Таким образом, по рассказу брата, понял и сам царь, что апостол сотворил ему истинное благо и, принявши вместе с братом своим святое крещение, с честью отпустил его проповедовать в другие селения.
Еще одно чудесное событие, связанное с апостолом Фомой, записано в «Слове Епифания монаха о житии Богородицы». Так, св. Фома, не оказавшийся в числе прочих учеников в первый день Воскресения Христова, подобным образом не присутствовал и при Успении и погребении Пресвятой Богородицы, но явился в Иеросалим только на третий день после произошедшего знаменательного события. Св. апостолы стали было укорять его, напоминая и о прежде бывшем упущении:
Когда воскрес Господь наш Исус Христос тридневно от гроба и явился ученикам Своим, ты не был с нами, и снова явился 2-ой раз в храме, и через 8 дней (Он) уверил тебя. И ныне во время преставления Пресвятой Богородицы где ты был?» Он же сказал: «Когда восхищен был на облаках, то увидел Святую Богородицу, грядущую во врата небесные с ликом ангельским, и дала мне пояс Свой (Лицевой летописный свод).
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Считается, что ап. Фома принял мученическую кончину либо в 68, либо в 72 году. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329-390 гг.), Амвросий Медиоланский (333-397 гг.), Иероним Стридонский (342-420 гг.), Павлин Ноланский (354-431 гг.) и другие. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
Проповедь апостола Фомы, сказанная им в Индии, после совершения Литургии в убежище для христиан:
«Мужчины, женщины и дети, юноши и девушки, избегайте блудодеяния, любостяжания и поклонения демонам; в этих, ибо, трех началах бывает всякое злодейство.
Блудодеяние, так как ослепляет умы и затемняет глаза души; оно смущает поступь тела, и изменяет свойство (сложение) его, и делает его больным.
Любостяжание же приводит душу в движение внутри тела, когда кто-то берет то, что не принадлежит ему; она боится, что, когда он вернет вещь хозяевам ее, она будет испытывать стыд.
Служение же чреву в заботе и печали заставляет жить душу, которая боится того, что приведет к нужде, и всего, что далеко от нее, достигнет.
И тогда, когда вы освободитесь от этих вещей, вы будете беззаботны и беспечальны, и останется с вами это изречение: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что тот день о себе будет заботиться». И помните другое изречение, которое написано для вас: «Взгляните на воронов и обозрите птиц небесных: они не сеют, не жнут; и Бог питает их». Как же теперь и о вас не позаботиться Ему, жаждущих?
Но ожидайте пришествия Иисуса и уповайте на Него, веруйте во имя Его, потому что Он — судья мертвых и живых, и Он вознаградит каждого по делам его в пришествие другое Свое. Не будет никого, кто бы сказал, что они не знали, потому что глашатаи Его в четырех частях света провозглашают: «Покайтесь и уверуйте в проповедь новую, и получите ярмо сладостное и бремя светлое, живите — и не умрете. Приобретите это — и не погибнете. Выйдите из тьмы — и получите вы свет. Придите к Благому, и получите для самих себя благо, и установите символ креста в душах своих».
Почитание св. апостола Фомы.
В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя. В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой, поскольку она приходится на первое воскресение после Великого Дня. Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» — «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.
Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.
Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.
Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.
Фомина неделя. Красная горка.
Фомина неделя (неделя Антипасхи) — это следующая за Светлой неделя, называемая по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово посредством зрения и осязания крестных ран Исуса Христа.
Фомина неделя. Событие и история.
Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), родом из галилейского города Панеады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», — и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.
Записки фоскресной школы
ПОЧЕМУ АПОСТОЛ ФОМА - ПОКРОВИТЕЛЬ АРХИТЕКТОРОВ? 🤔
Святой Апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Кесария Филиппова. Сейчас это город Банияс в Израиле.
Имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому у Фомы было прозвище Близнец.
О Фоме нам повествуют все 4 евангелиста. Самый известный эпизод - уверение Фомы, когда апостол сказал, что не поверит, пока сам не вложит персты в раны Спасителя. Тогда Господь явился ему и показал свои раны..
После вознесения Иисуса Христа на небои сошествия Святого Духа, Фоме выпал жребий идти в Индию.
Апостол очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и обещал Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в эти страны.
Царь индийский Гундафор, желая выстроить себе дворец как можно искуснее, послал купца своего Авана в Палестину, чтобы он поискал там искусного строителя, который мог бы построить такие же палаты, как у Римских императоров. С этим Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны.
Фома встретился с ним и выдал себя за человека опытного в строительном искусстве. Аван, наняв его, вошел с ним в корабль, и они отправились в путь.
Прибывши к индийскому царю Гундафору, Фома получил от него подробные наставления. Правитель выделил «архитектору» много золота, а сам отправился в другую страну.
Апостол стал раздавать золото нуждающимся – нищим и убогим, а сам проповедал Евангелие и обратил многих к вере во Христа.
Фома во всё время «строительства» не переставал благодарить Бога, что Тот различными способами спасает души людей!
Снова и снова он раздавал присланное царем золото тем, кто просил у него помощи, а сам продолжал усердно проповедовать Слово Божие.
По прошествии некоторого времени, царь узнал, что Фома даже еще и не начинал приводить в исполнение его повеление, что все золото роздано убогим, а строитель и не думает о постройке, но, проходя по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Царь пришел в сильный гнев и послал слуг схватить Апостола.
Когда святого Фому привели к царю, тот спросил его:
– Выстроил ли ты палаты?
Фома отвечал:
– Построил, и притом великолепные и прекрасные.
Тогда царь сказал:
– Пойдем же и посмотрим твой дворец.
Апостол отвечал:
– В жизни своей ты не можешь увидать дворца этого, но когда отойдешь из этой жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно.
Царь, думая, что Фома смеется над ним, весьма оскорбился и повелел бросить его в темницу вместе с привезшим его купцом Аваном. Там они томились в ожидании мучительной казни.
Аван стал упрекать Апостола:
– Ты, – говорил он, – обманул и меня, и царя. Из-за тебя я страдаю и должен умереть лютою смертью: царь жесток и умертвит нас обоих.
Апостол же, утешая его, говорил:
– Не бойся, для нас не настало еще время умирать; мы будем живы и свободны, и царь почтит нас за те палаты, которые я устроил ему в Царстве Небесном.
В ту же самую ночь царский брат заболел и вскоре умер. Царь неутешно рыдал о смерти брата. Ангел же Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и, обходя тамошние селения, показывал ей многочисленные великолепные и блестящие палаты, среди которых одна была так прекрасна и блестяща, что ее красоты и описать невозможно.
В этой Палате и захотела душа остаться в вечном царстве.
Ангел сказал ей:
– Ты не можешь жить в этой палате, т.к. она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее известный тебе пришлец Фома.
И сказала душа:
– Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него сию палату и потом снова возвращусь сюда.
Тогда ангел возвратил душу в тело, умерший ожил и, как бы пробудившись от сна, спрашивал окружавших его о брате и молил, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, услышав, что брат его ожил, весьма обрадовался и поспешил к нему.
Воскресший же описав прекрасный дворец в небесном царстве попроси у брата продать свою палату.
Царь пришел в смущение и молчал. Но потом всё понял. Он освободил святого Фому и купца Авана. Правитель пал апостолу в ноги, прося у него прощения за свой грех против него. Фома же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере. Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански.
Так Братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах.
В то время, когда Фома просвещал индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери и все Апостолы явились в Гефсиманию, к одру Девы Марии. Святой Апостол Фома не поспел прибыть к самому дню погребения тела Пречистой Богородицы.
Он явился уже на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения.
Тогда, по общему соглашению святых Апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он утешился в своей печали.
Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу.
Опоздание Фомы устроено было Богом для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо.
После этого Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами.
Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу.
Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию.
Однако тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома, следуя Божиему промыслу, вернулся в место своего заключения, его немедленно отправили на допрос.
После допроса индийский царь приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.
Через 2 года сына того самого царя Маздея, вселился нечистый дух. Маздей понимал: это наказание ему, отцу, за то, что он казнил святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы в Мелипур, взять его останки и коснуться ими сына. Тогда, полагал царь, несчастный будет исцелен.
Когда Маздей намеревался исполнить задуманное, ему явился сам Фома и сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос, ради великого Своего милосердия».
Обнадёженный царь направился к останкам святого апостола, но их не нашёл. Тогда он взял горсть песка с места его захоронения и вернулся домой. Маздей призвал Имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола, а затем дал сыну приложиться к песку с могилы Фомы, в результате чего тот получил исцеление.
После этого чуда Маздей полностью раскаялся крестился.
Тропарь апостола Фомы
глас 2
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.
Народный календарь
Фома
Фома также получил прозвище «неверующий», и это имя стало нарицательным для тех, кто постоянно сомневается в чем-либо, а поводом к этому послужил следующий случай. Фома не видел своими глазами впервые явившегося после воскрешения Спасителя, потому не верил свершившемуся чуду, упорствовал до той поры, когда Христос явился к нему, дозволив прикоснуться к своим ранам.
Но, несмотря на этот скептицизм, Фома был любим на Руси как святой запасливый и бережливый: «На Фому тащи все в крому». Крома – сусек, ларь в амбаре, где хранили разные съестные припасы, а также большая сума. Крестьяне, не умевшие вести своего хозяйства должным образом, удостаивались поговорки: «Велика крома, да пес ли в ней».
Рачительные хозяева к дню Фомы уже оценили запас всего, что наготовлено было к зиме, распределив это все, чтобы не бедствовать зимой. Про богатые запасы говаривали: «Рад Фома, что велика крома», и не забывали отблагодарить святого за удачу в делах, поставив ему свечу в церкви.
Фома — ломит закрома, все бери задарма.
Фома — большая крома.
На безлюдье и Фома дворянин.
Говорят про Ерему, а он про Фому.
Если на Фому не было ветра, ждали скорых холодов. Считалось, что этой ночью можно увидеть стаи кучевых облаков, последних в этом году.
Именинники в этот день: Архип, Иван, Макар, Никанор
Интересные страницы:
Апостол Марк Евангелист Апостол от 70-ти
Апостол Иоанн Богослов Евангелист (Зеведеев) 21 (8) мая, 9 октября (26 сентября)
23 октября - Прп. Амвросия Оптинского.