Преподобный Серафим Саровский

15 (2) Января - память преподобного Серафима Саровского, Чудотворца

1 августа (19 июля) - Обретение мощей преподобного батюшки Серафима 


Преподобный Серафим Саровский происходил из благочестивой купеческой семьи города Курска; с юных лет обнаружил тягу к благочестию и монашеским подвигам, 17-ти лет оставил родительский дом; сначала подвизался в Киево-Печерской Лавре, а потом - в Саровской пустыни Тамбовской губернии. За святую жизнь сподобился неоднократного посещения Божией Матери и святых. Преподобный Серафим был прозорлив, исцелял душевные и телесные недуги: его молитвенную помощь неоднократно испытывали на себе не только православные, но и люди других вероисповеданий.


Великий утешитесь и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем притекающим к его помощи.



Прославление Батюшки Серафима

Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского.

Молитвенное правило преподобного святого Серафима Саровского

О чем просят в молитве Серафима Саровского:

Молитвы преподобному Серафиму Саровскому

Чудесная помощь батюшки Серафима в наши дни

Где находятся мощи Серафима Саровского


Преподобный Серафим Саровский


Имя преподобного отца Серафима Саровского широко славится по всей Руси.

Он родился 19-го июля 1759 года в Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии.; во святом крещении наречен был Прохором.


В 7 лет упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.


Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.


Будучи 10 лет, Прохор сильно заболел и был при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. В ту пору несли крестным ходом по Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда проносили ее по улице, где стоял дом Мошниных, пошел дождь, и пришлось проносить икону через Агафьин двор. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.


В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь.

В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии.

В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы. 6 лет он почти безпрерывно находился в служении. Бог давал ему силы, – он не нуждался почти в отдыхе, забывал часто о пище и с сожалением уходил из Церкви.

Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился на страстной седмице во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

В 1793 году он был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1794 году преподобный Серафим оставил обитель для безмолвных подвигов в пустыне и стал жить в лесу в келии в 5 км от монастыря. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Подле кельи преподобный устроил огород, а потом и пчельник. Все время проходило для ревностного подвижника Христова в непрестанных молитвах и псалмопениях, чтении священных книг и телесных трудах. В холодную пору преподобный собирал сучья и хворост и рубил своим топориком дрова для отопления своей кельи. Летом он работал на своем маленьком огородике, овощами которого он преимущественно питался.

Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом.

Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. 3 года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова.

Желая подражать св. Семиону столпнику, о.Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками, молясь Богу словами мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному!

После 16-летнего пребывания в своей пустыне в 1810 году о.Серафим возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на 17 лет до 1825 года, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание.

В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашенный гроб стоял в сенях, и старец молился близь него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру – своей любовию, ниспосланной от Бога благодатными дарованиями учительства, прозорливства, чудес и исцелений, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами. Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое".

Та любовь, которой был исполнен святой, привлекала к нему всех. К этому времени он уже обладал прозорливостью: видел духовное устроение, помыслы и жизненные обстоятельства каждого человека. Самое же главное, ему была открыта воля Божия касательно всякого, так что советы его принимали как от Самого Бога.

Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству.

Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе императором Александром I.


...Немало лет прошло со дня кончины

Угодника святого Серафима.

Ни жизнь его, ни подвиг не забылись —

Напротив, Духом Божьим окрылились.

Как прежде, горсть земли с его могилы

Давала людям исцеленье, силу.

Засушливым и знойным было лето:

Поля медовым отливали цветом,

Хлеба светились спелостью насквозь...

Пророчество Угодника сбылось,

Случилось то, что долго Русь ждала:

Запели на церквах колокола,

Пришли в Саров бедняк и именитый,

Приехал Царь с Царицею и свитой,

Был у источника, молился в келье дальней.

Предчувствие его кольнуло тайно

Страданий тяжких Родины своей,

Погибели и Дома, и детей.

Царь отгонял его, ведь светел был народ,

С молитвой шел Пасхальный крестный ход,

Торжественная служба в храмах шла,

Звенели благовест колокола...

Когда ж открыли темный гроб дубовый,

Как ангельское свежее дыханье,

По храму разлилось благоуханье —

Не тлели мощи русского святого!


1996. Москва Нина Карташева



🌿1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО, ЧУДОТВОРЦА


«КАКАЯ ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ-ТО БУДЕТ! СРЕДИ ЛЕТА ЗАПОЮТ ПАСХУ, РАДОСТЬ МОЯ!».

Прошло 70 лет после отошествия ко Господу СВЯТОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО и 19 июля (1 августа по нов.ст.) 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Действительно, вся Русь ликовала тогда, как в день Святой Пасхи, даже больше.


В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи.

Обретение мощей сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего.

Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту Л.М. Чичагову (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму): «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали».

Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима.

«Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации.


«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», – говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «РАДОСТЬ МОЯ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия.


МОЛИТВАМИ ПРЕПОДОБНОГО ТВОЕГО, ОТЦА НАШЕГО СЕРАФИМА, ГОСПОДИ, ДАРУЙ ПОКОЯНИЕ И ПОБЕДУ НАД ГРЕХОМ НАМ, ГРЕШНИМ, И ВВЕДИ НАС В ТВОЕ НЕБЕСНОЕ ЦАРСТВО. АМИНЬ.






ЯВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Ранним утром 25 марта 1831 г., в Праздник Благовещения, преп. Серафим удостоился дивного посещения Царицы Небесной.

Это двенадцатое и последнее в его жизни посещение Богоматери явилось как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.

Единственной свидетельницей этого чудесного события была Дивеевская старица Евпраксия, в мире Евдокия Ефремовна, которая по приказанию старца пришла к нему накануне этого дня вечером.

«Ах, радость моя, я тебя давно ожидал, – встретил ее св. старец Серафим радостным восклицанием.

— Какая нам с тобой милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас! Давай молиться!»

Сняв с себя мантию, о. Серафим надел ее на Дивеевскую сестру и начал читать акафисты и каноны, а по окончании чтения сказал Евпраксии:

«Не убойся, не устрашись, благодать Божия к нам является! Держись за меня крепко!»

Вдруг поднялся шум, подобный шуму леса при большом ветре; затем послышалось пение.

Дверь отворилась сама собой, сделалось необычайно светло, и благоухание наполнило келию.

Батюшка Серафим упал на колени со словами: «Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица грядет к нам!»

В это время в келию вступали бесплотные силы в виде двух ангелов с золотыми волосами, державшие в руках распустившиеся ветви цветов.

За ними, в белых блестящих одеждах, следовали св. Иоанн Предтеча и св. ап. Иоанн Богослов.

А далее шла Сама Царица Небесная в сонме двенадцати дев.

От риз Владычицы, сиявших дивной красотой, исходил необычайный свет.

Верхняя риза была украшена крестиками, нижняя, зеленого цвета, была препоясана.

Сверх риз была епитрахиль, а на руках поручи, как и епитрахиль, убранные крестами.

Волосы Богоматери были длиннее и прекраснее ангельских, а над головой Ее возвышался царский венец, сиявший таким же светом, что нельзя было на него смотреть, как и на самый лик Пречистой.

Ростом Она была выше всех окружавших Ее дев. Девы, в разноцветных одеждах и украшенные все венцами, были великой красоты.

Они образовали собой круг, в середине которого была Царица Небесная.

Тесная келия о. Серафима сделалась просторной, и стены ее как бы раздвинулись, а верх ее наполнился огнями как бы горящих свечей.

Свет был какой-то особый, непохожий на дневной, светлее и белее солнечного.

«Я испугалась и упала», — рассказывала старица Евпраксия. «Царица Небесная подошла ко мне и, коснувшись правою рукою, сказала:

«Встань, девица, и не убойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною». Затем приказала ей самой подойти к девам и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле.

Тогда Евпраксия подошла к св. девам, к каждой, в том порядке, в каком они вошли в келию, и они сказали ей свое имя.

Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомуч. царица Ирина и преп. Евпраксия, великомученицы Пелагея и Дорофея, преп. Макрина и мученица Иустина, великомуч. Иулания и мученица Анисия.

Все эти девы сказывали вопрошавшей их Евпраксии свою жизнь и подвиги мученичества за Христа. Между тем Богоматерь беседовала с о. Серафимом столь милостиво, как бы с родным человеком, и что-то много говорила ему, но из этой беседы Дивеевская сестра могла расслышать лишь немногое.

«Не оставь дев Моих Дивеевских!» —говорила Царица Небесная.

О. Серафим отвечал: «Владычица! Я собираю их, но сам не могу их управить»

.—«Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу!»—сказала Богоматерь.

«Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих.

Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом».

Потом, обратясь к Евпраксии, Приснодева сказала:

«Посмотри на сих дев Моих и на венцы их, но как было прежде, так и ныне.

Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние – тайно, сердечными скорбями, и мзда их будет такая же».

Затем Пресвятая Дева сказала о. Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами!» — и благословила его.

Простились со св. старцем и все святые.

Предтеча и Апостол Иоанн Богослов также благословили его, а девы целовались с ним рука в руку.

Дивеевской же сестре Евпраксии было сказано: «Это видение тебе дано ради молитв о. Серафима».

Потом в одно мгновение все стало невидимо.

Видение это, как после говорил преп. Серафим, продолжалось часа четыре.

По окончании его, когда св. старец остался один с Дивеевской сестрой Евпраксией, последняя сказала: «Ах, батюшка, я думала, что я умру от страха, и не успела попросить Царицу Небесную отпущение грехов моих».

О. Серафим отвечал на это: «Я, убогий, просил о тебе Божию Матерь, и не только о тебе, но и о всех любящих меня. Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих! Мне таким образом уже двенадцатый раз было явление от Бога.

И тебя Господь сподобил! Вот какой радости достигли!»

Благословив затем свою посетительницу, о. Серафим отпустил ее со словами: «Гряди, чадо, с миром в Серафимову пустынь».


Прп. Серафим Саровский.

Старец Божий, старец кроткий,

В лаптях, с палкою ,

На руке иссохшей четки,

Взор, горящий добротой.


Сколько дивного смиренья

В страстотерпческих чертах,

Дивный дар богомоленья

Лег улыбкой на устах


Тяжким подвигом согбенный

Он идет, гонец небес,

Прозорливый, вдохновенный

Полный благостных чудес.


Благодатной силой веет

На молящих от Него.

Гордый разум цепенеет

Перед святостью Его..


Спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче Наш!




Серафимо-Дивеевский женский монастырь


В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители.

Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину - Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни.

Почитать о Дивеево  подробнее


В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

12 раз посещала Пресвятая Богородица святого угодника.

В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев, которое было как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.


Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

2 января (по ст.стилю) в шестом часу вечера братия, войдя в келью преподобного, увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божьей Матери "Умиления", а на руках – голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно его будить, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование и в Боге почил на веки. Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря. Весть о кончине святого старца быстро распостранилась повсюду, и вся окрестность Саровская быстро стеклась в обитель. Особенно тяжка была скорбь Дивеевских сестер, потерявших в нем своего любимого духовного отца и попечителя.

8 дней стояли мощи святого в храме; и, несмотря на чрезвычайную духоту от множества народа и свечей, за все эти дни прощания, не чувствовалось ни малейшего запаха тления. 9 января было отпевание. Когда духовник о.Серафима, о.Иларион, хотел положить в руку его разрешительную молитву, то она сама разжалась. Свидетелями этого чуда были о.игумен, казначей и другие. Видел это и бывший послушник монастыря, впоследствии ризничий Невской Лавры, архимандрит Митрофан, который и сообщил потом о знамении. После отпевания тело Преподобного было предано земле в указанном им месте, возле собора, где и почивало до прославления в 1903 году, то есть 70 лет.


Прославление Батюшки Серафима

В продолжении 70 лет со дня кончины преподобного Серафима православные люди во множестве приходили с верой к могиле его и по молитве получали чудесные исцеления от разных болезней душевных и телесных.

К 1895 году специальной комиссией (созданной в 1892 году) было зафиксировано 94 случая чудесных знамений и исцелений, совершенных по молитвам старца Серафима; причем это лишь малая часть всех чудес, о которых к тому времени было известно.



Келья, в которой скончался преп.Серафим, вошла в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году. В этой келье, в бронзовых витринах хранятся: мантия преп.Серафима и его черная суконная шапочка, железный крест, носимый на шее, волосы о.Серафима, кожаные четки-лестовки, Евангелие, читанное им пред кончиною, часть камня, на коем он молился тысячу ночей, скамейка, сделанная его руками, сохранилась в неприкосновенности стенка кафельной печи с лежанкой.


В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня


При деятельном участии императора Николая II, преподобный Серафим был причислен к лику святых в 1903 году.


Канонизация была назначена на 19 июля 1903 года, на день рождения о.Серафима. В Саров со всех концов Святой Руси сошлись не меньше 100 тыс. человек.


Перед канонизацией прошли мероприятия по обретению святых мощей. В 1903 г., накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, по постановлению Святейшего Синода, с одобрения государя Николая II, была освидетельствована могила Преподобного и из-под свода ее извлечен гроб-колода, в коем был погребен о.Серафим.


Гроб с останками о.Серафима был перенесен с места его упокоения в больничную церковь свв. Зосимы и Савватия, в алтаре которой и предполагалось совершить омовение честных мощей о.Серафима. Это перенесение не ускользнуло от взора скопившихся уже в Сарове богомольцев и произвело на всех глубокое впечатление. Гроб был внесен через северные двери в алтарь и здесь было совершено омовение и переложение мощей в новый кипарисовый гроб. Участие в омовении принимали: архимандрит Серафим (Чичагов), ключарь Тамбовского кафедрального собора священник Т. Поспелов, иеромонах саровский — благочинный монастыря, под личным руководством митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского).


Известно также, что с самого начала омовения честных мощей в алтаре стало распространяться ясно ощутимое всеми присутствовавшими благоухание, запах цветов гвоздики и душистого липового меда. Июльский день был ясный, солнечный, жаркий и церковные окна были открыты настежь. Думалось, что где-нибудь поблизости косят траву и этот аромат производится скошенными цветами и свежим сеном.

17 июля на торжества приехал Государь с обеими Императрицами, великий князь Сергей Александрович с великою княгинею Елизаветою Феодоровною, великие князья Николай и Петр Николаевичи, и иные царственные лица и сопровождавшие их министры: Плеве, Хилков, Саблер, Воронцов-Дашков и др.


Тожество прославления началось 18 июля в 6 часов вечера благовестом

в большой колокол. Народ не мог вместиться в монастырь даже в третьей части своей и молился вокруг него. После каждения вокруг гроба Государь и великие князья с назначенными архимандритами вынесли его наружу, где он был поставлен на носилки и поднят высоко над головами всех. Раздались рыдания, потекли слезы. Под крестный ход подстилали холст, полотенца.


С пением литии крестный ход двинулся вокруг Успенского собора. При мерцании тысяч свечей, при чудном богослужении и пении митрополичьего Петербургского, архиерейского Тамбовского хоров, при общем пламенном молитвенном настроении, а главное – благодатью святого угодника Божия Серафима был такой молитвенный подъем, что невозможно было удержаться от слез. Событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.




МАЛИНКА.

Чудеса преподобного Серафима Саровского.


Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили ему?.

Встретили архиерея монахи со звоном, честь-честью, в храм провели, потом в архиерейские покои. Ну, угостили его, как полагается. На другой день служба.

Осмотрел все архиерей и спрашивает: «А где же живет отец Серафим?» А батюшка тогда не в монастыре жил, а в пустыни своей. А была зима, снегу-то в саровских лесах — сугробы во какие! С трудом проехал архиерей. Да и то последнюю дорожку и ему пешочком пришлось идти…

Батюшку предупредили, что сам архиерей идет к нему в гости. Угодничек Божий вышел навстречу без шапочки (клобука) и смиренно в ноги поклон архиерею положил. «Благослови, — говорит, — меня, убогого и грешного, святой Владыка! Благослови, батюшка!» Он и архиерея-то все звал: батюшка да батюшка. Архиерей благословил и идет впереди в его пустыньку. Батюшка под ручку его поддерживает. Свита осталась ждать.

Вошли, помолились, сели. Батюшка-то и говорит:

— Гость у меня высокий, а вот угостить-то у убогого Серафима и нечем.

Архиерей-то, думая, что батюшка хочет его чайком угостить, и говорит:

— Да ты не беспокойся, я сыт. Да и не за этим я к тебе приехал и снег месил. Вот о тебе все разговоры идут разные.

— Какие же, батюшка, разговоры-то? — спрашивает угодник, будто не зная.

— Вот, говорят, ты чудеса творишь.

— Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну а Ему все возможно, Милостивцу. Он и мир-то весь распрекрасный из ничего сотворил, батюшка. Он и через ворона Илию кормил. Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал…

Архиерей взглянул в угол, куда указывал угодничек, а там большущий куст малины вырос, а на нем полно ягоды спелой. Обомлел архиерей и сказать ничего не может. Зимой-то — малина, да на голом полу выросла! Как в сказке! А батюшка Серафим взял блюдечко чайное да и рвет малинку. Нарвал и подносит гостю.

— Кушай, батюшка, кушай! Не смущайся. У Бога-то всего много! И через убогого Серафима по молитве его и по Своей милости неизреченной Он все может. Если веру-то будете иметь с горчичное зерно, то и горе скажете: «Двинься в море!» Она и передвинется. Только сомневаться не нужно, батюшка. Кушай, кушай!

Архиерей все скушал, а потом вдруг и поклонился батюшке в ножки. А батюшка опередить его успел и говорит:

— Нельзя тебе кланяться перед убогим Серафимом, ты — архиерей Божий. На тебе благодать великая! Благослови меня, грешного, да помолись!

Архиерей послушался и встал. Благословил батюшку и только два-три словечка сказал:

— Прости меня, старец Божий: согрешил я перед тобой! И молись обо мне, недостойном, и в этой жизни, и в будущей.

— Слушаю, батюшка, слушаю. Только ты до смерти моей никому ничего не говори, иначе болеть будешь…

Глядит архиерей, а куста-то уже нет, а на блюдечке от малинки сок кое-где остался — значит, не привидение это было. Да и пальчики у него испачканы малинкой.

Вышел архиерей. Свита-то его дожидается. И чего это, думают, он так долго говорил с батюшкой Серафимом? А он, без шапочки, опять под ручку его ведет до самых саночек. Подсадил и еще раз в снег поклонился.

А архиерей, как только отъехал, говорит своим: «Великий угодник Божий. Правду про него говорили, что чудеса может творить». Но ничего про малинку им не сказал. Только всю дорогу молчал да крестился, а нет-нет и опять скажет: «Великий, великий угодник!»

А когда скончался батюшка, он и рассказал всем про малинку.







Молитвенное правило преподобного святого Серафима Саровского


Приходя к преподобному отцу Серафиму миряне жаловались, что они мало молятся Богу, даже иногда – кто-то по неграмотности, а кто-то – по недосугу - забывая необходимые дневные молитвы.

Преподобный Серафим Саровский давал людям следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» трижды и, наконец Символ Веры единожды.


Молитва Господня: Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Аминь. (3 раза)


Песнь Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (3 раза)


Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;

Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

***


Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную)», а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только «Господи, помилуй» и продолжает до обеда.

Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило - трижды прочитает Отче наш, затем трижды песнь Богородице и однократно Символ Веры.

После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает тихо «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного (или грешную)» или же «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного (или грешную)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило: трижды прочитает молитву Господню «Отче наш», затем трижды песнь Богородице и, Символ Веры один раз, после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».


«Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».


Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Римл. 10;13).


А тот, кто располагает большим временем, чем то, что требуется на это правило, и, вдобавок, он человек грамотный, тот пусть к этому присоединяет и другие душеполезные молитвы и чтения, как: чтение из Святого Евангелия и Апостолов, чтение канонов, акафистов, псалмов и других молитв. Читая же, пусть благодарит он Господа со всяким смирением и за то, что имел время принести Ему в жертву и еще нечто из священных плодов. Таким путем христианин мало-помалу может подниматься на верх христианских добродетелей.



Наказ Батюшки Серафима:

«Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали.

Осуждай сам себя — так Бог не осудит.

Покоряй волю свою воле Господней.

Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это.

Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя.

Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь»




СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ.


Говорят, что он ходит по свету:

В городах и по селам глухим.

Помогает, врачует советом

Наш заступник святой Серафим.

Он из дальних времен к нам приходит

По мольбе, что из сердца течет.

И сегодня на каждом приходе

Его знает и любит народ...

Жил в глуши, в одиночестве в чаще,

У источника с чистой водой,

И молитвой святой, настоящей

Предстоял он за весь род людской.

Без огня зажигались лампады,

Старца лик излучал благодать.




 


И сходила на сердце отрада...

Он пророчил и мог исцелять.

Он с терпеньем сносил искушенья,

И медведя кормил он с руки....

Его светлой любовью, смиреньем,

Как огнем попалялись враги.

Мог подолгу на камне молиться

На коленях в полуночный час,

И Сама Пресвятая Царица

Ему в жизни являлась не раз...

Его лик просиял со святыми...

Верим: с нами ты в храме сейчас!

Тебя славим, святой Серафиме!

Сквозь века моли Бога о нас!

Лариса Долягина




***************


О чем просят в молитве Серафима Саровского:


Молят о прекращении душевных страданий, об обретении умиротворенности, просят направить на путь истинный и справиться с гордыней.


Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость. К нему обращаются в минуты отчаяния.


Просят у чудотворца и излечение от тяжелых недугов.

Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника.

Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;


Молодые девушки, которые искренне молятся Батюшке Серафиму, поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;


Мольба святому может помочь и бизнесе. Однако он должен быть направлен на богоугодное дело и быть полезным для окружающих. Перед обращением к святому за помощью в каком-либо деле, необходимо посетить храм и поставить свечку. Сделайте хорошее дело, окажите помощь ближним.




Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.


Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.


Молитва первая преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бопо всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.


Молитва вторая преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


Молитва третья преподобному Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.



Акафист преподобному Серафиму Саровскому:




ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И ГОСУДАРЬ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ


"Того Царя, который меня прославит, - говорил преподобный Серафим, - и я прославлю».


Николаю Второму вручили однажды послание из прошлого, от преподобного Серафима Саровского, на котором стояла надпись «Последнему царю».

В письме великий старец пророчествовал: «Идет последнее царствование, государь и наследник примут насильственную смерть».


От древних величайших святых отцов житие преподобного Серафима отличается, пожалуй, большей подробностью, сохранилось и множество его пророчеств, частью уже сбывшихся, частью касающихся нашего времени и вплоть до кончины века. Удивительно, но почти все его пророчества в большей или меньшей степени касаются Царской темы.




ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ БАТЮШКИ СЕРАФИМА В НАШИ ДНИ


Житие преподобного Серафима Саровского в пересказе для детей


ЧУДЕСНАЯ ЖИЗНЬ СТАРЦА СЕРАФИМА

Жил в городе Курске мальчик по имени ПРОХОР. Когда ему было семь лет, они вместе с мамой Агафьей стали подниматься на колокольню недостроенного храма. Раньше постройкой этого храма руководил папа Прохора, благочестивый купец Исидор Мошнин, закончить строительство он не успел - умер. Теперь за работами следила Мама и иногда брала сына с собой.


В тот день Прохор неаккуратно перегнулся через перила колокольни и полетел камнем вниз.


Мама сильно испугалась и пока бежала вниз по лестнице все время молилась: «Господи, спаси моего сына!».

На улице она увидела Прохора, сидящего на траве. Вокруг него столпились люди и дивились произошедшему чуду: ведь упав с такой высоты, человек не может выжить, а Прохор не получил ни синяка, ни царапины!


Тогда всем стало понятно, что Прохор – необычный мальчик и сохранён Богом для великого дела.


Прохор не стал ни героем войны, ни выдающимся учёным или художником. Его жизнь на первый взгляд была очень простой:


в 17 лет ушел в монастырь

через семь лет постригся в монахи

всю жизнь прожил при монастыре

умер в 78 лет.


Однако, его жизнь была наполнена ВНУТРЕННИМИ ПОДВИГАМИ и ЧУДЕСАМИ. Его жизнь показывает нам, что при Истинном единение с Богом человеческие силы неисчерпаемы. С Божией благодатью человеку не страшны ни дикие звери, ни разбойники, ни болезни.


И какие же чудеса происходили с Преподобным Серафимом? Какие чудесные подвиги он совершал?


😲Одно чудо вы уже знаете: мальчик остался жив после падения с высокой колокольни.


😲Следующее чудо в жизни Прохора произошло, когда ему было девять лет. Во время тяжелой болезни ему явилась Пресвятая Богородица и обещала исцелить. По преданию, таких явлений в жизни святого было 12. Последнее из них случилось незадолго до смерти.


😲Перед тем, как стать монахом, Прохор отправился пешком из Курска в Киево-Печерскую лавру для того, чтобы поклониться святым мощам и взять благословение на монашество. Он не ехал на поезде, не летел на самолёте, и даже не передвигался на машине или телеге. Он шел пешком около двух недель в одну сторону, а затем обратно.


😲Когда Прохор стал монахом Серафимом (в монастыре г. Сарова), он построил себе небольшой домик в лесу, жил там в уединении и молился. Он совсем не брал продуктов из монастыря. Питался только тем, что удавалось самому вырастить в лесу, около своей кельи.


😲В лесу к Серафиму приходили дикие звери: мыши, зайцы, волки, медведи. Всех он кормил хлебом, который приносили ему монахи из монастыря. Животные ели у него из рук, а хлеб не заканчивался, пока звери не наедались досыта.


😲Постепенно о его отшельничестве узнавали люди. Они стали приходить к нему в пустынь: кто-то – за советом, а кто-то и со злыми помыслами.

Однажды на преподобного напали три разбойника. Они думали, что старец берёт деньги с приходивших к нему людей, и хотели его ограбить.

Злодеи пришли, когда преподобный колол дрова и стоял с топором в руке. Если бы он захотел, он бы легко мог расправиться с разбойниками, но он вспомнил слова Христа: «Взявший меч, от меча и погибнет», и опустил топор на землю.

Тогда разбойники сильно избили его, а когда он потерял сознание, вошли в келью и пытались найти деньги. Не обнаружив ничего ценного, кроме иконы Богородицы, убежали с досадой.


Наутро батюшка Серафим пришел в себя, и отправился в монастырь, не смотря на раны. В монастыре он выздоравливал пять месяцев, и после этого случая навсегда остался согбенным, ходил опираясь на палочку или топорик. Таким его часто изображают на иконах.

Когда, через некоторое время разбойников поймали и хотели судить, Серафим попросил отпустить их. Те радовались, что избили такого глупого монаха, который даже не догадался их наказать.


Вскоре дома этих злодеев сгорели во время грозы от удара молнии.


😲Увидев подвиги и святую жизнь монаха Серафима диавол решил погубить его и начал посылать греховные мысли. Для того, чтобы их побороть, Серафим усилил молитву и пост. Он молился на большом камне 1000 дней и ночей подряд, отдыхая лишь изредка.


😲А ещё, чтобы победить дьявольские козни Преподобный носил за спиной рюкзачок с камнями.


Под конец жизни по велению Божьей Матери, он вернулся в монастырь и вышел на служение людям. Каждого, кто приходил к нему, он встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!».


😲Умер преподобный в своей келье прямо во время молитвы, стоя на коленях. Ни тени страдания не было на его лице, будто он просто дремлет.


В своей, на первый взгляд, простой жизни преподобный Серафим показал такую любовь, которой хватило бы на целый мир.







Иэречения преподобного Серафима Саровского.


Рай и ад начинаются на земле.

Суди себя сам, и Господь не осудит.

Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду еще никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы - есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.

У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.

Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.

Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!



15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима. Житие Батюшки Серафима, нарисованное песком на стекле - от "песочной" художницы из Крыма.






Где находятся мощи Серафима Саровского 


Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь:

Рака с Мощами Святого Серафима Саровского

Адрес: Россия, 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь.

Телефоны:

Почтовая канцелярия (информация о требах)    

8 (831-34) 4-20-10

diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр   8 (831-34) 4-34-45

Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором.

В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Сайт  http://diveevo.nne.ru

Как доехать до монастыря в Дивеево

Из Нижнего Новгорода с утра до вечера можно уехать на автобусе. Время в пути — 3 часа 30 минут. Также можно заказать однодневную экскурсию в монастырь.

Если ехать поездом - нужно доехать до станции Арзамас

 В Арзамасе два пассажирских вокзала: Арзамас-1 и Арзамас-2. Автовокзал, с которого можно доехать до села Дивеево, находится в центре города, и от обоих вокзалов до него придется добираться общественным транспортом. Автобусы из Арзамаса ходят довольно часто — почти каждый час; первый автобус отходит в 5-30, последний в 17-30.

Около арзамасского торгового центра «Метро» каждый час останавливаются автобусы транспортных компаний «Пассажир» и «Попутчик». На них можно добраться до Дивеево. Первый автобус отходит в 5:30, последний около 23:30. Бронировать места надо заранее по телефонам: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.


Почитать о Дивеево  подробнее



Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Знаменитая Саровская пустынь, славу которой принёс своим именем преподобный Серафим Саровский.

Святыни:

келья прп. Серафима Саровского (восстановленная)

усыпальница («Сень») прп. Серафима Саровского

камень, на котором тысячу дней и ночей молился прп. Серафим Саровский

домик-келлия прп. Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)

памятник прп. Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

Адрес: 607190, г. Саров, Нижегородская область, проспект Мира, д. 40

Тел.: 8 (83130) 3-09-28

E-mail: sarovmonastir@gmail.com

Сайт: http://www.sarov-monastery.org




_______

Частицы мощей преподобного Серафима Саровского:

– храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (г. Москва)

Адрес: 2-й Красносельский пер., 7   Ближайшее метро "Красносельская"

Телефон: 264-11-70

Сайт: http://www.hram-ks.ru


Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками:

– храм преподобного Серафима Саровского  (г. Москва)

Адрес:  Москва, Краснопресненская набережная, 14. На территории выставочного центра «Экспоцетр»

Телефон: +7-499-795-38-16

Сайт http://www.st-serafim.ru


Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей:

– храм Илии Пророка в Обыденском переулке (г. Москва)

Адрес: Москва, 2-й Обыденский пер.,6

Как добраться общественным транспортом: проезд до ст. метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра; в городе – направо вниз по ступенькам и пешеходному переходу к началу улицы Пречистенка, затем пешеходный переход налево к памятнику Ф.Энгельса и еще один переход - через улицу Остоженка, далее по 1-му или 2-му Обыденскому переулку (перпендекулярно Остоженке) до храма. Время в пути - 6-7 мин спокойным шагом.

Телефоны:   8 (499) 766-91-51     8 (495) 966-18-56

E-mail: info@hram-ostozhenka.ru

Сайт:  http://www.hram-ostozhenka.ru

*************************************************************

Церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище (Санкт-Петербург)

-икона прп. Серафима Саровского с частичками мощей, мантии, камня и гроба святого

-икона прп. Серафима Саровского во весь рост, являющаяся прижизненным изображением святого одним из его учеников, о чем свидетельствует надпись на обороте холста

Как добраться

Проезд: Пешком от метро «Старая Деревня»

Адрес: Санкт-Петербург, Серебряков пер., д. 1, Серафимовское кладбище

Тел.: +7 (812) 430-14-32, 430-15-50

Официальный сайт http://serafimovskiy.ru/







Интересные страницы:

Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Святой благоверный князь Димитрий Донской

Благоверный князь Даниил Московский

Равноапостольные Кирилл и Мефодий

Великомученик Георгий Победоносец

40 мучеников Севастийских

Икона Божией Матери "Знамение"