Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Празднование: 1 августа (19 июля)

                             10 августа (28 июля)


«Радуйся, Невесто Неневестная»


Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского.

     В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда в 1815 году он вышел из затвора.

     Из жития преподобного Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся, и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение. Затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту».


     Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих безпрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова.

     Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал:

     - Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение.

     Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.

     В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление» в обычном белом балахончике, с крестообразно сложенными руками.


     Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря известно, что еще при жизни преподобный Серафим предвидел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра Ольга Михайловна Климова рассказала, что имея послушание быть «лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря:

     — Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, Которая жить будет у вас. Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит.

     На эти деньги был выстроен корпус, который был впоследствии трапезной. Далее Ольга Михайловна прибавила:

     - И мне все было чудно, какая же Госпожа Великая поселится в нем с нами! Скончался батюшка. После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе отца Павла, келейника отца Серафима, и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит». Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новую приготовленную для Госпожи Высокой келью Владычицу нашу».


     В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей преподобного.

     Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление»:

     - Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Матери "Умиление" и передали ее Преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны.

     С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (...) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (...) чудодейственные».

     Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.

   

     Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»: один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.

     Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).

     На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк.1,28).

     Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент "Архангельского обрадования", то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти свою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах.

   

     После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери "Умиление" вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

     После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

     Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений.

     В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

     Сейчас она находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы ее приносят в Богоявленский Елоховский собор на Патриаршее богослужение.

     А икона Божией Матери "Умиление", работа дивеевских сестер начала ХХ века,

находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.


          Преподобный заповедал называть икону Умиление – «Радостью всех радостей».

      Святой Серафим молился пред этим образом чудотворной иконы:


     Всемилостивая, Владычица моя,

     Пресвятая Госпожа, Всепречистая Дева

     Богородица Мария, Матерь Божия,

     Несомненная единая моя Надежда,

     Не гнушайся меня, не отвергни меня,

     Не остави меня, не отступи от меня,

     Заступись, попроси, услышь,

     Увидь, Госпожа, помоги,

     Прости, прости, Пречистая.


     1928 год… В России - гонения на Церковь. Иеромонах Симеон (Сиверс) в ночь перед арестом видит чудесный сон. «Помню, вижу преподобного Серафима Саровского. Он входит в балахончике, нагибается надо мной и читает мне медленно молитву – «Всемилостивую», и я ощущаю на лбу его слезы. Утром я вскочил и записал эту молитву… Через три часа я был арестован. «Всемилостивая» меня сопровождала и оберегала 18 лет лагерей… Это была ненасытная пища для меня».

     В одном из Своих явлений современным святым Богородица сказала, что молитва «Всемилостивая» поможет спасти Россию.


     «Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная».






Пред иконой "Умиление"...


В лике с образом умиленным

Серафим принимал его радость.

Во смирении, ставши согбенным,

Познавал величайшую сладость.


Удаляясь от бытности дикой,

Надлежало навек поделиться

Той дивеевской истиной тихой,

Что пришла, чтобы в нас поселиться.


За Христовую тайну молиться

В дебрях мрачных покойной глуши,

Чтоб любой поспешил преклониться

Во спасение грешной души.



До Дивеево мог ты намаяться,

Унывать или часто гордиться.

Призывает в обитель покаяться!

Потрудись только тут появиться.


На один твой шажок – десять с милостью.

Привечает детей Богородица!

С преизбывною встретилась милостью,

Сердцу видится, кто кем приходится.


Обучаюсь иным отношениям,

Благодати святой поклониться,

Запасусь только чистым терпением,

Чтобы в лоно Христа возвратиться.


Людмила Новокиевская




О чем молятся перед иконой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская


Чудотворный образ помогает освободиться от различных  недугов,     избавит и от душевных тягостей,  от безнравственных мыслей, а также поможет преодолеть переходный возраст. Девушкам, найти достойного супруга. Молебень к образу способна помочь в зачатии дитя, а также облегчить роды.



Тропарь

глас 4

К Богоро́дице с умиле́нием припаде́м,/ вси, грехми́ обремене́ннии,/ чудотво́рную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, приими́ моле́ние недосто́йных раб Твои́х/ и пода́ждь нам, прося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.


Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».


Кондак

глас 3

Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.


Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк.13:6-9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».


Молитва

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, сохрани́ нас от наве́тов злых челове́к и от напра́сныя сме́рти, пода́ждь нам пре́жде конца́ покая́ние, на моле́ния на́ша умилосе́рдися и ра́дость в печа́ли ме́сто да́руй. И изба́ви нас, о Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, от вся́кия беды́, напа́сти, ско́рби, боле́зни и вся́каго зла, и сподо́би нас, гре́шных рабо́в Твои́х, одесну́ю ста́ти во второ́м прише́ствии Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, и насле́дники нас бы́ти сподо́би Ца́рствия Небе́снаго и жи́зни ве́чныя со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.



Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Умиление»




Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь:


Адрес: Россия, 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь.

Телефоны:

Почтовая канцелярия (информация о требах)    

8 (831-34) 4-20-10

diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр   8 (831-34) 4-34-45

Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором.

В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Сайт  http://diveevo.nne.ru

Как доехать до монастыря в Дивеево

Из Нижнего Новгорода с утра до вечера можно уехать на автобусе. Время в пути — 3 часа 30 минут. Также можно заказать однодневную экскурсию в монастырь.

Если ехать поездом - нужно доехать до станции Арзамас

 В Арзамасе два пассажирских вокзала: Арзамас-1 и Арзамас-2. Автовокзал, с которого можно доехать до села Дивеево, находится в центре города, и от обоих вокзалов до него придется добираться общественным транспортом. Автобусы из Арзамаса ходят довольно часто — почти каждый час; первый автобус отходит в 5-30, последний в 17-30.

Около арзамасского торгового центра «Метро» каждый час останавливаются автобусы транспортных компаний «Пассажир» и «Попутчик». На них можно добраться до Дивеево. Первый автобус отходит в 5:30, последний около 23:30. Бронировать места надо заранее по телефонам: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.


Почитать о Дивеево  подробнее




Интересные страницы:

Преподобный Серафим Саровский

Богородичные праздники

Рождество пресвятой Богородицы

Икона Богородицы «Экономисса»

Честная риза Пресвятой Богородицы во Влахерне

4 декабря (21 ноября) - Введение во храм Пресвятой Богородицы