Святой благоверный князь Димитрий Донской

Великий князь Димитрий Донской вошел в русскую историю как победитель Мамая, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России.



1 июня (19 мая) - память Святого Благоверного князя Димитрия Донского

Итоги княжения Святого благоверноговеликого князя Димитрия Донского

Фильмы о Святом князе

О чем молятся святому князю Димитрию Донскому

Молитва и акафист благоверному князю Димитрию Донскому

О битве монаха Пересвета и  ордынского воина Челубея

Где находятся мощи Благоверного князя Димитрия Донского?

Храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского


«Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек»,- так писал о нем автор «Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича». В качестве основной личной черты великого князя древний книжник называет необыкновенную любовь его к Богу: одно из имен, которым он наделяет Димитрия Иоанновича в похвале ему – «с Богом всё творящий и за Него борющийся».



1 июня (19 мая) - память Святого Благоверного князя Димитрия Донского

(1350–1389).

Благоверный Великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, родился 25 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством святителя Московского Алексия.

В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Сергий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках – Александре Невском, Данииле Московском и других благоверных князьях, укрепился в ответственности за свое происхождение.

Девятилетним мальчиком после смерти отца Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля. Димитрий укрепил Москву, окружив Кремль стенами из белого камня взамен дубовых, сгоревших во время пожара, и поставил на стены пушки – новейшее оружие того времени.

Москва смогла выдержать три осады огромного литовского войска.

Димитрий посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей Московских и освобождению Руси от монголо-татарского ига.

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и проведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым). Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1380 года.

Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка.

Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво. Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками.

Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы.

За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским.

В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота).

Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать – великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья; † 20 июля 1407 года; причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.

Святой Димитрий преставился ко Господу 1 июня 1389 года, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Канонизация князя Димитрия совершилась в 1988 году.




Итоги княжения Святого благоверноговеликого князя Димитрия Донского


Главным итогом княжения великого московского князя Дмитрия Ивановича стало окончательное утверждение Москвы как центра объединения русских земель. Символом сильной государственной власти становится Московский кремль: первый каменный кремль на территории Северо-Восточной Руси, построенный при Дмитрии Ивановиче в 1366 году.


Дмитрий Донской использовал весь арсенал политических и военных сил, чтобы сплотить вокруг Москвы русские княжества, создав военно-политический союз княжеств Северо-Восточной Руси. Не только личные, но и политические мотивы стояли за женитьбой великого князя московского на нижегородской и суздальской княжне Евдокии: этот брак позволил Москве в 1367 году установить прочные союзные отношения с Нижним Новгородом. Особую власть Москвы признавал даже Великий Новгород. Непокорных русских князей склоняли к сотрудничеству силой. В 1375 году союзное войско во главе с Дмитрием Ивановичем взяло штурмом Тверь, и великий тверской князь был вынужден признать московского князя «старшим».


В объединении Руси Дмитрий Донской опирался на православную церковь, помощь духовных лидеров земли русской. На все свои деяния великий князь стремился получить благословение Церкви, ибо в каждый ответственный момент своей жизни он желал иметь духовную поддержку.


Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Среди ближайших соратников Дмитрия Ивановича был настоятель Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский, благословивший русское воинство перед легендарной битвой на Куликовом поле.


Деятельность Дмитрия Ивановича по объединению русских княжеств, усилению русской армии положила конец экспансии на Русь Великого княжества Литовского. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд. Но оставался еще более сильный враг – Золотая Орда, под гнетом которой русские княжества находились с 1240 года.


При Дмитрии Донском началась активная борьба за освобождение Руси от золотоордынского ига. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был смелый, но продуманный шаг. Великий князь московский знал, что Русь способна постоять за свою независимость. В 1380 году Дмитрий Иванович сумел сплотить русских князей и единым войском выступить против армии Золотой Орды. 8 (21) сентября 1380 года года на Куликовом поле были разбиты полчища Мамая. Это была первая победа Руси в борьбе с золотоордынским игом. Подвиг русского воинства и Дмитрия Донского на Куликовом поле стал символом победы Российского государства в борьбе со своими врагами.


Успехи Дмитрия Донского в объединении русских княжеств и разгром Орды на Куликовом поле способствовали ускорению процесса создания Российского государства и освобождению его от ордынского ига. После победы на Куликовом поле начался перелом в сознании русских людей и духовный и культурный подъем в русских землях.


Память о героическом предке свято чтили его прямые потомки: именно с Дмитрия Донского власть в Московском кремле стала передаваться только от отца к сыну, по вертикали. В Никоновской летописи особо подчеркивалось, что во время похода на Казань знамя Ивана Грозного с обликом Спаса Нерукотворный было таким же, как «у прародителя его государя достохвального великого князя Дмитрия на Дону». Иван Грозный в 1552 году в честь великого предка назвал своего первенца: весть о рождении сына пришла, когда царь возвращался с победой из Казани и, как сообщают летописи, имя сыну было дано во славу князя Дмитрия Ивановича «иже показа великую победу и одоления безбожного Мамая за Доном». Уже при Иване Грозном формируется канонический облик великого князя московского Дмитрия Донского с описанием его жизни, «похвалы его деяниям» и чудес.








О чем молятся святому князю Димитрию Донскому


Великий князь Московский Димитрий Донской прославлен в лике святых через  600 лет после своей кончины, в день 1000 летия крещения Руси, как святой благоверный, на основании его больших заслуг перед Церковью, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних.

Благоверный князь Димитрий покровительствует тем, кто занимает высокие государственные посты. К помощи святого Димитрия Донского обращаются, чтобы укрепить страну, чтобы отстоять ее целостность и единство, отразить все угрозы, чтобы умножить веру и благочестие народа, укрепить семьи – защитить от вымирания телесного и смерти духовной.

В жизни, князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым. Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его также просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери.

Так же ему молятся в защите дома от нежелательного вторжения, просят помощи в добрых делах



Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому

глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.



Кондак благоверному князю Димитрию Донскому

глас 2:

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.


Молитва благоверному князю Димитрию Донскому


О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.


Акафист святому благоверному Димитрию Донскому



О битве монаха Пересвета и  ордынского воина Челубея

рассказ Епископа Митрофана (Баданина)


Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских. На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов - в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога - непобедимы.



Где находятся мощи Благоверного князя Димитрия Донского?


Мощи святого князя находятся под спудом в Архангельском соборе Кремля.

Город Москва

Ближайшая станция метро Филёвская линия Александровский сад, Сокольническая линия Библиотека имени Ленина

Собор имеет статус музея

Сайт:  https://www.kreml.ru/museums-moscow-kremlin/



Храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского

г. Тюмень

Храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского в Тюмени — совсем молодой. Его возвели в парке имени Губкина и освятили в 2007 году. Место для строительства церкви выбрано неслучайно: неподалеку от храма, на Аллее Славы, находится Мемориал воинам, погибшим в Афганистане. Появилась церковь благодаря инициативе Комитета солдатских матерей — женщин, чьи сыновья погибли в Чечне.


Освящение храма совершил Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский. В своей речи, обращенной к матерям погибших солдат, владыка Димитрий сказал: «Сейчас у собравшихся здесь есть духовная точка опоры — этот Божий дом, где можно найти утешение. И всегда, когда мы будем взирать на этот храм, будем помнить о нашем долге — нести память о тех, кто исполнил высшую заповедь любви — отдал свою жизнь за веру, за други своя, за Отечество».


В 2008 году в церковь, освященную в честь Димитрия Донского, прибыла бесценная святыня – образ святого благоверного князя Димитрия Донского. Ее написали на святой горе Афон монахи Свято-Пантелеимонова монастыря.





Интересные страницы

Благоверный князь Александр Невский

Благоверный князь Даниил Московский

Преподобный Серафим Саровский

Блаженная Ксения Петербургская

Православная мозайка