Фомино Воскресенье.
Во второе воскресение после Пасхи Церковь чтит память святого апостола Фомы. Он, будучи одним из двенадцати ближайших учеников Христа, усомнился в воскресении своего учителя. Так как отсутствовал в тот момент, когда воскресший Спаситель явился своим ученикам. От сюда появилось выражение "Фома неверующий". Для укрепления веры апостола Фомы, Христос еще раз является ученикам среди которых уже был Фома и предлагает сомневающемуся ученику потрогать его пробитые руки и ребро для удостоверения.
Антипасха. Красная горка.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления. Так как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.
В связи с этим неделя именуется еще и Фоминою. (Неделя, со старославянского означает воскресенье)
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20:25). И когда на восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
ЧТО ТАКОЕ АНТИПАСХА, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНА ВТОРАЯ ПАСХА
В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому
Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).
Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.
Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий
Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».
Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!
После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).
Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.
Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.
Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».
Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…
Иерей Андрей Чиженко
Тропарь Недели Антипасхи
глас 7:
Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.
Кондак Недели Антипасхи
глас 8:
Любопытною десницею жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой.
Величание.
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.
Евангелие от Иоанна, Глава 20, стихи 19-31.
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Перейти к толкованию на Евангелие от Иоанна, Глава 20, стихи 19-31.
ЗАПИСКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Кто такой апостол Фома? Как он строил дворец для царя
и почему ему посвящено второе воскресенье после Пасхи.
Апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде.Во 2 году до Р.Х. этот город был переименован в Кесарию Филиппову. Сейчас это город Банияс в Израиле.
Имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому у Фомы было прозвище Близнец.Есть и другие версии происхождения этого прозвища:
✅Существует мнение, что Фома получил прозвище из-за своей внешней схожести с Христом.
✅По ещё одной версии, апостол просто имел брата-близнеца или сестру-близняшку. Однако о них ничего не говорится в Священном Писании.
О самом апостоле нам пишут все 4 евангелиста (упоминают его в числе 12 апостолов). Наболее ярко Фома раскрывается в известном эпизоде, где он, услышав о Воскресении Христовом от других учеников, говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).
По каким-то причинам Фомы не оказалось среди учеников, когда им всем вместе явился Воскресший Христос. Когда апостолы рассказали Фоме о Воскресении Спасителя из мертвых, он не поверил этой вести. Здесь очень важно понять: он боялся ошибиться, боялся быть обманутым, а не просто хотел увидеть чудо.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» (Ин. 20:26-29)
В память об этом событии второе воскресенье после Пасхи называется АНТИПАСХА, что означает «вместо Пасхи». Получается, что этот день стал как бы личной Пасхой для Фомы вместо той Пасхи, которая случилась для всех остальных неделей ранее.
После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа Апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию.
Апостол очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам и даже отказывался идти. Но ему явился в видении Христос, укрепляя его и повелевая не страшиться. Вскоре Господь предоставил Фоме возможность попасть в Индию.
Царь индийский Гундофар, желая выстроить себе дворец, послал купца своего Хаббана в Палестину, чтобы он нашел опытного архитектора, который мог бы построить такие же палаты, какие были у Римских императоров. Этому Хаббану явился Сам Иисус Христос и сказал, что у Него есть раб-архитектор (имея ввиду Фому). Хаббан нанял Фому и они отправились в Индию.
Прибывши к индийскому царю, Хаббан сказал:– Вот, государь, я привез к тебе из Палестины искусного строителя.Гундофар обрадовался, показал Фоме то место, где он хотел строить палаты, и, дал ему много золота для постройки, а сам отправился в другую страну.Фома, получив золото, стал раздавать его нуждающимся – нищим и убогим. Сам он проповедовал Евангелие и многих крестил.
Через 2 года царь послал к Апостолу узнать: скоро ли окончится постройка палат? Апостол ответил посланным, что остается только положить крышу. Царь обрадовался, ибо полагал, что Фома действительно строит ему на земле дворец.
По прошествии некоторого времени, царь узнал, что Фома даже не начинал строительство, что все золото роздано убогим, а «строитель» ходит по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Царь пришел в сильный гнев и послал слуг своих схватить Апостола.
Когда святого Фому привели к царю, тот спросил его:– Выстроил ли ты палаты?Фома отвечал:– Построил, и притом великолепные и прекрасные.Тогда царь сказал:– Пойдем же и посмотрим твой дворец.Апостол отвечал:– В жизни своей ты не можешь увидать этого дворца, но когда отойдешь из этой жизни, тогда увидишь и с радостью будешь жить там вечно.
Царь, думая, что Фома смеется над ним, оскорбился и повелел бросить его в темницу, где он должен был ожидать мучительной смертной казни.
В ту же самую ночь царский брат заболел и вскоре умер. Гундофар неутешно рыдал о смерти своего брата. Ангел же Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и показывал ей многочисленные великолепные и блестящие палаты (т.е. дворцы) среди которых одна была так прекрасна и блестяща, что ее красоты и описать невозможно. И спросил ангел душу:– В какой из всех палат тебе более угодно жить?Она ответила:– Если бы мне было позволено пребывать хотя бы в углу той палаты, то мне ничего бы больше не было нужно.Ангел сказал ей:– Ты не можешь жить в этой палате, потому что она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее известный тебе пришлец Фома.И сказала душа:– Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него эту палату и потом, купив ее, я снова возвращусь сюда.
Тогда ангел возвратил душу в тело, и умерший брат индийского царя тотчас ожил и, как бы пробудившись от сна, и стал умолять всех привести к нему брата. Царь, услышав, что брат его ожил, обрадовался и поспешил к нему. Воскресший же начал говорить ему:– Я уверен, царь, что ты любишь меня, как своего брата; знаю, что ты безутешно плакал обо мне и, если бы можно было освободить меня от смерти, то отдал бы за то даже до полцарства своего.Прошу тебя, дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство.Царь, услышав такие слова, пришел в смущение и молчал, как бы потеряв способность говорить. Потом он сказал:– Откуда у меня на небесах может быть палата?– Воистину, – отвечал брат царя, – на небесах есть такая палата, о которой ты не знаешь.
После этого он рассказал Гундофару всё, что видел и испытал и ещё раз попросил забрать всё его богатство взамен на прекрасный дворец в Царствии Небесном.Тогда царь возрадовался о возвращении брата к жизни и о палате, построенной ему на небесах. И сказал он воскресшему:– Возлюбленный брат! Я клялся не отказать тебе ни в чем, что на земле мне подвластно, а той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе.Сказав это, царь тотчас послал в темницу слуг, чтобы вывести оттуда святого Фому вместе с приведшим его купцом Хаббаном. Когда они явились к царю, он пал апостолу в ноги, прося прощения за свой грех против него. Фома же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа. Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах. Пробыв с ними несколько времени и утвердив их в святой вере, Апостол пошел в другие окрестные города и селения, продолжая свою проповедь.
В то время, когда Фома просвещал индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери и все Апостолы прибыли в Гефсиманию, к одру Девы Марии. Святой Апостол Фома не поспел прибыть к самому дню погребения тела Пречистой Богородицы. Он прибыл уже на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании вовремя.
Тогда, по общему соглашению святых Апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.
Опоздание Фомы устроено было Богом не случайно. Так же и относительно Воскресения Христова. Мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, а благодаря его опозданию узнали о взятии Богородицы на небо вместе с телом.
После этого Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами.
Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу.
Тогда царица с сыном пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию.
Тем временем тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома вернулся , его немедленно отправили на допрос.
Там произошел один очень важный диалог. Маздей: «Раб ты или свободный?»
Фома: «Раб я, но нет у тебя власти надо мною нисколько».
Маздей: «Кто господин твой?»
Фома: «Господин мой - Господин твой Он и всего мира, и Господин неба и земли».
Маздей: «Как имя Его?»
Фома: «Не можешь ты теперь услышать имя истинное Его в это время, но имя, что дано Ему, - Иисус Христос».
Этот текст чрезвычайно важен, поскольку в нем раскрывается особое христианское мироощущение: не важно, какой национальности или касте они принадлежат, рабы они или цари, апостолы или купцы, индусы или иудеи. Любой человек — дитя Божие по факту своего рождения, даже если он пока не просвещен светом Христовой истины.
Индийский царь слов апостола не понял. Он приговорил его к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.
Через 2 года сына того самого царя Маздея, в родного брата рукоположенного Фомой диакона, вселился нечистый дух. Маздей понимал: это наказание ему, за то, что казнил святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы в Мелипур, взять его останки и коснуться ими сына. Тогда, полагал царь, несчастный будет исцелен.
Однако останков святого он не нашёл. Тогда Мадзей взял горсть песка с места захоронения апостола и вернулся домой. Он призвал Имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола, а затем дал сыну приложиться к песку с могилы Фомы, в результате чего тот получил исцеление.Затем Маздей крестился. Вот такая Великая перемена произошла в сердце убийцы Святого апостола.
Что же касается мощей апостола Фомы, то судьба их очень интересна. Из Индии они были перенесены в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы», а также упомянутые записки монахини Эгерии: она сообщает, что молилась в этом городе у мощей апостола Фомы. В XI веке Эдессу разграбили турки. Мощи Фомы, наряду с другими святынями, были спрятаны христианами во избежание поругания. Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион, перевёз их в итальянский город Ортона. Там они и находятся по сей день. А перст Фомы был доставлен в Рим и пребывает там в церкви Святого Креста. Иными словами, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие.
Красная горка в церкви: что это за день
Другое название Красной горки - Фомино воскресенье.
Оно отсылает нас к евангельскому рассказу о неверующем апостоле. Когда Христос предстал перед своими ученикам после того, как воскрес, среди них не было Фомы, который поэтому в чудо и не поверил.
Через неделю Спаситель явился Фоме, и тот убедился в воскрешении Иисуса.
"Неверующий Фома" стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры - как гласит Библия, он основал церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии.
Еще одно церковное название Красной горки - Антипасха (от греческого "вместо"), в данном случае название можно перевести примерно как "подобная Пасхе" и означать оно будет своего рода "повторение" праздника.
То есть отмечается этот день так же радостно, как и само Светлое воскресенье.
В церквях последний раз служат литургию по пасхальному чину. Тексты богослужений посвящены как самому событию Христова воскрешения, так и апостолу Фоме.
А ещё в этот день после перерыва на время поста возобновляют венчания, поэтому Красная горка на Руси издавна была порой свадеб.
На этот счёт ходила даже поговорка: "Кто на Красную горку женится, вовек не разведется".
Был в этой пословице, правда, и практический момент - свадебные гулянья желательно было провести весной до посевной, чтобы потом не отвлекаться от полевых работ.
Народные традиции
Красная горка.
Красную горку на Руси было принято отмечать также весело и шумно, как Пасху.
Первое воскресенье после Пасхи, к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой. Конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест. Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. До позднего вечера звучали песни и водились хороводы.
Сегодня этот праздник не так популярен в отличие от Пасхи, но свадьбы всё же стараются назначать именно на день Красной горки. Конечно, со временем многое изменилось, но, тем не менее, радует то, что остались ещё молодые пары, которые стремятся сыграть свадьбу именно в эту неделю.
Была и ещё одна интересная традиция, она, кстати, соблюдается, и по сей день. Было принято скатывать с возвышений заранее покрашенные яйца. Суть заключалась в том, что яйцо должно скатиться к подножию целым.
Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков.
Игроками выбирались яйца – обязательно куриные и крашеные. Деревянные или гусиные в игру не допускались. Лучшими считались те яйца, которые имеют округлую форму, чтобы катились прямо, и вытянутые яйца – для манёвров вправо и влево. Если яйцо разбивалось или трескалось, оно выбывало из игры.
Все яйца раздавались поровну. Далее считалкой устанавливалась очерёдность игроков. Первый по очереди просто пускает из жёлоба своё яйцо, стараясь, чтобы оно покатилось дальше. Почему дальше? Да потому, что тот, чьё яйцо стукнется об уже скатанное, забирал его себе. Яйцо нацеливается уже наверху лотка, чтобы не начало кататься из стороны в сторону в жёлобе. Следующий игрок должен своим яйцом сбить яйцо предыдущего игрока. Если яйцо сбивается, то первый игрок считается проигравшим. Если нет, то игра продолжается, но уже с двумя яйцами на поле. Так по очереди все скатывали свои яйца, и у кого-то в итоге не оставалось ни одного – он выбывал из игры. И так до победителя.
Интересные страницы:
Оптинские новомученики. Ферапонт, Василий, Трофим