Преподобный Серафим Вырицкий

День памяти: 21 марта (3 апреля)


 ПОКРОВИТЕЛЬ РУССКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Подвижник Русской Православной Церкви, великий старец, прославившийся многими духовными дарами: прозорливостью, чудотворениями, исцелением болезней.


Будучи богатым купцом он творил добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов на нужды монастырей, храмов и богаделен.


В 1917 году, когда многие состоятельные люди переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом, Василий Николаевич закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим. Значительную часть его он жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего и других монастырей, и готовится к монашеству.


Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».


Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен».


Незадолго до кончины преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».


В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви.


В Вырице около Храма в честь иконы Божией Матери Казанской, находится часовня преподобного Серафима Вырицкого, в которой покоятся его мощи.


Не просите у Бога ничего, кроме исполнения воли Его, ибо Он сам знает, что ниспослать нам.

/Преподобный Серафим Вырицкий/




Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв) - иеросхимонах Русской Православной Церкви, старец и прозорливец.


Этот святой являет пример христианского послушания, кротости и нестяжания. У него в жизни было всё, чтобы жить безбедно и до конца своих дней: семья, жена, дети, богатство, дом. Он был один из самых богатых людей своего времени, но раздал всё имение, чтобы идти за Христом.


Старец повторил подвиг стояния на камне Серафима Саровского, молясь перед его иконой. До этого камня его несли на руках. Многих больных святой исцелял молитвой.


Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.


Грозный 1917 год...

Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания...

"Кругом измена, и трусость, и обман..."

Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом.


И в это же время известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима Вырицкого), занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок - он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге, Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иероманахом Варнавой- старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и других обителей.


Василий Николаевич обладал высокоприбыльным предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке.

Его контора торговала в Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и даже в Нью-Йорке. Не помешала ему и первая Мировая война - обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела.

Его знали в европейских столицах - Вене, Берлине, Варшаве, - которые он посещал по роду своей деятельности. Успех и слава, богатство и

красота, телесное здравие и крепкая семья - вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых.

Да не только наделил, но и испытывал...

Казалось бы ничего не мешало Василию Николаевичу вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на западе, следуя примеру многих знакомых ему людей.

Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь.


Однако, для Василия Николаевича Муравьева такого выбора не существовало - он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое ...

Сам Господь указывает на свободное волеизъявление души человеческой : " Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною "(Мф.19,21).

''Если хочешь..." - вот слова Спасителя, на которые верный раб Божий Василий уже многократно ответил в сердце своем : " Хочу, Господи!".

Высочайшего мужества и непоколебимой веры требовал в ту пору поступок, который он совершает.

Отвергнув все прелести мира сего, по обоюдному согласию с женой, принимает он бесповоротное решение всецело посвятить себя служению Единому Богу - молитвенному подвигу.

Близится исполнение заветного его стремления к принятию монашества, которое носил он в себе всю предыдущую жизнь...


16/29 октября 1920 года в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры "Брат наш постригает власы главы своея, во знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во отрезание своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа ..." с наречением имени Варнава (в схиме Серафим).

И тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда его верная супруга и сподвижница Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).

В 1920 году приняв монашество в Александро-Невской Лавре, затем старец иеросхимонах Серафим стал ее духовником.

С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году жил в Вырице.


Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его

 

ежедневно.

К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи.

К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие.

Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду.

Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург.


И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, внеся неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа, приводя ко спасению неисчислимое количество душ.

За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества.

Как при жизни, так и после успения батюшка помогал и помогает всем обращающимся к нему.


Старец иеросхимонах Серафим отошел к Вечности 3 апреля 1949 г.

Град небесный - горний Иерусалим - распахнул свои врата пред новым небожителем, навсегда приняв его в свои Божественные чертоги.


Ранним утром 3 апреля 1949 года старцу было явление Богородицы.

Серафим уведомил родных: «Сегодня никого принять не смогу, будем молиться», — и благословил послать за священником вырицкой церкви.

Были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Серафиму Саровскому.

Священник причастил старца Христовых Тайн, отец Серафим приказал читать Псалтирь и Евангелие.

Ближе к вечеру он попросил посадить его в кресло и стал молиться.

При этом он иногда справлялся о времени.


Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, умер со словами:

«Спаси, Господи, и помилуй весь мир».


Три дня ко гробу праведника шел нескончаемый людской поток.

Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, как у живого.

Некоторые ощущали возле гроба благоухание.


Мощи преподобного Серафима Вырицкого


Поселок Вырица находится на юге от Петербурга и в свое время входил в имение Витгенштейнов. Но со временем это село стало излюбленным местом для отдыха петербуржцев. Здесь, например, любил отдыхать историк и философ Василий Розанов, здесь же родился философ Иван Ефремов. Последние 19 лет своей жизни в этом поселке провел великий молитвенник и печальник о русской земле преподобный Серафим Вырицкий. Он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 2000 году. Одно из поучений преподобного Серафима Вырицкого состояло в том, что у Господа не нужно просить для нас ничего, кроме воли Всевышнего, потому что Он Сам знает, что нам послать. А из пророчеств старца о будущих временах многое, похоже, начинает сбываться. Например, он говорил, что не гонения, а деньги и прелесть мира сего отвратят людей от Господа. С одной стороны будут золотить купола, с другой — наступит царство лжи и неправды.


Часовня, где покоятся мощи Серафима Вырицкого



Святейший Патриарх Кирилл по случаю 60-летия блаженной кончины старца сказал следующие слова:

«Судьбоносные события в жизни нашей семьи происходили всегда по благословению Серафима Вырицкого, поэтому память о преподобном всегда хранится в нашей семье. Я всегда молился ему в трудные моменты жизни. Почему преподобный Серафим Вырицкий стал святым? Почему столь многие приходят к его могиле? Потому что он исправлял людей духом кротости».





У преподобного Серафима Вырицкого...


В святых местах – двойное чувство,

Внимают сердце и глаза.

Как благодать струится густо,

Так покаянная слеза


Стекает по щеке на рукУ,

Как капля воска горяча.

Бог превращает боль и муку

В надежду. Теплится свеча.




С икон святые смотрят Лики,

И слышат все прошенья, нас,

А мы духовные калики

Находим утешенья час.


И посылается нам скоро

Подмога Божья на пути

Средь волн житейского простора.

Ты только сам не спи – свети!


Наталья Лешукова



ВТОРОЙ РОССИЙСКИЙ СЕРАФИМ.


Своим духовным чадам старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего».

«В этой молитве, – говорил старец, – вся суть Православия, все Евангелие.

Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».

"В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной".


Будучи глубоким почитателем Серафима Саровского, преподобный Серафим Вырицкий по его примеру имел смелость молиться перед Господом за весь народ.

В сердце схимника всегда жил Серафимо-Дивеевский монастырь, где он когда-то побывал, монастырь, помнящий подвиги великого старца.

К Серафиму Саровскому он обращается в другом своем стихотворении, таком же простом и безыскусном.

"Молись Благой Царице, великий Серафим, Она – Христа десница, помощница больным, Заступница убогих, одежда для нагих, В скорбях великих многих спасет рабов своих".

Стихи вырицкого старца переписывали друг у друга, заучивали наизусть. Его строки достигали мест заточения и ссылок.


Аскетические подвиги преподобного Серафима Вырицкого Святой Серафим Саровский, которого так благоговейно чтил и которому подражал вырицкий праведник, три года питался одной лишь снытью. Еще три года этот великий святой совершал подвиг столпничества, молясь на высоком гранитном камне с воздетыми к небу руками. Вырицкий подвижник подражал преподобному Серафиму не только подвигом старчества.


В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не ел и по нескольку дней подряд. В некоторые дни он вкушал часть просфоры и запивал святой водой, в иные – немного тертой моркови.

Крайне редко он пил чай с очень малым количеством хлеба.

Назвать едой это можно было с трудом.

Окружающим казалось, что он обрекает себя на голодную смерть...

Принимая порой днем по нескольку сотен человек, он ночи посвящал молитве.

Домашние не знали, когда он спит, да и спит ли вообще.

Свидетелями ночных молитвенных стояний старца были многие из тех, кто оставался ночевать в Вырице.

«Бывало, заглянешь ночью в келлию батюшки, чтобы узнать – не нужна ли какая помощь, а он, обливаясь слезами, тянет к небу свои прозрачные руки, ничего не замечая вокруг».

В течение дня у старца скапливалось множество записок о здравии и об упокоении, которые оставляли посетители.

Ночами отец Серафим читал их и молился за всех.


В годы войны Серафим Вырицкий, подражая Серафиму Саровскому, совершает беспримерный подвиг столпничества, молясь о спасении России от супостатов.

В саду, метрах в пятидесяти от дома, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька.

В ее ветвях укреплялась икона преподобного Серафима и перед ней, встав больными коленями на камень старец возносил Богу свои молитвы – иногда по нескольку часов кряду.

К тому времени болезни совершенно его ослабили, и передвигаться без посторонней помощи он не мог.

К месту моления его вели или несли на руках.

Так продолжалось изо дня в день, в любую погоду, в мороз и зной, в дождь и вьюгу...


1000 ночей стоял батюшка Серафим на камне в саду перед иконой преподобного Серафима Саровского и молился, подражая подвигу своего небесного покровителя.

Ему шёл уже 76-й год.





ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО:

"ОТ МЕНЯ ЭТО ВСЕ БЫЛО "...


Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, — От Меня это было.


Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами.

Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,- так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими материальными средствами.

Я хочу, чтобы Ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от меня.

Мои запасы неистощимы.

Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований.

Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему» (Втор. 1:32—33).

Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, — От Меня это было.

Я — муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, — От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь.


Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне.

Наклеветал ли кто на тебя предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я «изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» (Пс. 36:6).

Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал — От Меня это было.

Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.

Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай — От Меня это было.


Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.

Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай — От Меня это было.

Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе.

Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.

Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему — От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи — От Меня это было.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня.


Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто.

Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.

Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди полагаясь на Меня.

Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками.

В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея.

Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем — От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, — От Меня это было.


Храни их, знай и помни — всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня.

Все послано Мною для совершенствования души твоей, — От Меня это было.




Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому

 глас 4

Я́ко вели́каго моли́твенника за зе́млю на́шу/ и уте́шителя те́плаго притека́ющих к тебе́,/ ублажа́ем тя, вторы́й ру́сский о́тче Серафи́ме,/ вся бо я́же в ми́ре кра́сная оста́вил еси́,/ всем се́рдцем устреми́лся еси́ к черто́гам сладча́йшаго Христа́/ и в годи́ну лю́тых гоне́ний о́браз кро́тости и смире́ния всем был еси́:/ не преста́й и ны́не моли́тися за ны,/ да в терпе́нии обря́щем путь покая́ния// и с тобо́ю вы́ну сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу.


Перевод: Как великого молитвенника за землю нашу и усердного утешителя приходящих к тебе, прославляем тебя, второй русский отче Серафим, потому что ты, оставив все земные блага, устремился к чертогам сладчайшего Христа (к Царствию Небесному) и во времена лютых гонений был для всех образцом кротости и смирения: не переставай и сейчас молиться о нас, чтобы мы с терпением обрели путь покаяния и славили с тобой всегда Пресвятую Троицу.


Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому

глас 8

Крест прии́м свой, преподо́бне, ра́дуяся,/ неразде́льным по́мыслом после́довал еси́ Христу́,/ был купе́ц еси́ вои́стину пресла́вный,/ я́ко не земно́е, но Небе́сное сокро́вище стяжа́/ сего́ ра́ди спасе́ся тобо́ю мно́зи ча́да твоя́, и́хже возлюби́л еси́./ И ны́не, о́тче наш Серафи́ме, моли́ся// покая́ние нам дарова́ти и в ра́зум и́стины приити́.


Перевод: Взяв свой крест, преподобный, радуясь, с неуклонной волей последовал ты Христу, был воистину преславным купцом (Мф.13:45-46), так как обрел не земное, но Небесное сокровище, потому спасено тобой множество чад твоих, которых возлюбил ты. И сейчас, отче наш Серафим, молись покаяние нам даровать и к познанию истины прийти.


 глас 3

Купе́ц вели́к соде́лался еси́,/ преподо́бне о́тче Серафи́ме,/ сый в ми́ре, к мно́гому бога́тству тле́нному/ ты николи́же се́рдца прилага́л еси́,/ послу́шник и́стинен/ и доброде́телей подви́жник,/ егда́ же, вся оста́вль,/ на крест мона́шества восше́л еси́,/ дары Свята́го Ду́ха мно́ги тебе́ да́шася/ и я́ко еди́наго от дре́вних тя яви́ша/ проро́ка, ста́рца,/ чудотво́рца и моли́твенника,/ столпа́ подви́жником, спасе́ния вождя́./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:// и нас прему́дро ко спасе́нию упра́ви.


Перевод: Купцом великим стал ты (Мф.13:45-46), преподобный отче Серафим, будучи в мире, многое тленное богатство совершенно не трогало твоего сердца, истинного послушника и подвижника добродетелей, когда же ты взошел на крест монашества, тебе были даны многие дары Святого Духа, явившие тебя подобным древними пророкам, старцем, чудотворцем и молитвенником, крепким подвижником и руководителем спасения. Потому молим тебя: и нас премудро направь ко спасению.


 глас 4

Я́ко пресве́тлая звезда́ Росси́йския земли́,/ возсия́л еси́ в ве́си Вы́рицтей,/ преподо́бне Серафи́ме,/ и благода́тию Свята́го Ду́ха наставля́емь,/ све́том чуде́с твои́х страну́ на́шу озари́л еси́./ Те́мже ко гро́бу твоему́ притека́юще, уми́льно глаго́лем:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод: Как преяркая звезда Российской земли, воссиял ты в селе Вырица, преподобный Серафим, и благодатью Святого Духа руководимый, светом чудес твоих страну нашу озарил ты. Потому ко гробу твоему приходя, смиренно взываем: «Моли Христа Бога о спасении душ наших».


Кондак преподобному Серафиму Вырицкому

 глас 5

Подража́я богоно́сному уго́днику Саро́вскому,/ Ду́ха Свята́го благода́ть оби́льно стяжа́л еси́:/ Алекса́ндро-Не́вския ла́вры кри́не благоуха́нный,/ Вы́рицкия ве́си похвало́,/ сего́ ра́ди и мы тебе́ зове́м:/ ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме,// ми́лостивый наш предста́телю пред Го́сподем.


Перевод: Подражая Богоносному праведнику Саровскому, ты обрел обильно благодать Святого Духа: Александро-Невской лавры благоуханный источник, слава села Вырица, поэтому и мы взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Серафим, милостивый заступник наш перед Господом».


Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому

глас 3

Возра́дуйся па́ки, гра́де свята́го Петра́,/ и ма́лая ве́се Вы́рица, возвели́чися,/ се бо свети́льник ве́ры в тебе́ просиява́ет,/ всеисцеля́ющий бальза́м нам источа́ется,/ новоявле́нный бо вели́кий чудотво́рец,/ любве́ и покая́ния наста́вник,/ проро́к и ста́рец,// но́вый преподо́бный Серафи́м в тебе́ явля́ется.


Перевод: Возрадуйся, город святого Петра, и малое село Вырица, возвеличься, ибо в тебе сияет светильник веры, исцеляющий всех бальзам изливается, ибо новоявленный великий чудотворец, любви и покаяния наставник, пророк и старец, новый преподобный Серафим в тебе является.


Ин кондак преподобному Серафиму Вырицком

 глас 5

Уподо́бился еси́ дре́вним отце́м/ и по́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ благода́тию Христо́вою просвети́вся,/ от Него́же прие́м дарова́ния чуде́с,/ неду́гующих исцеля́ти,/ печа́льных и скорбя́щих утеша́ти,/ оби́димых и гони́мых защища́ти/ и всем в ну́ждах су́щим отра́ду/ и ско́рое избавле́ние подава́ти./ Сего́ ра́ди, я́ко вели́каго чудотво́рца чту́ще,/ мо́лим тя, ча́да твоя́, преподо́бне Серафи́ме:// от всех бед изба́ви нас моли́твами твои́ми.


Перевод: Уподобился ты древним отцам и подвигом добрым подвизался, благодатью Христовой просветился, от Него же получил дар чудотворений, исцелять больных, в заботах и скорбях утешать, притесняемых и гонимых защищать и всем нуждающимся подавать надежду и быстрое избавление. Потому тебя, как великого чудотворца почитая, молим, чада твои, преподобный Серафим, от всех бед избавь нас молитвами твоими.


Молитва преподобному Серафиму Вырицкому

О, богоблаже́нный и премилосе́рдый о́тче наш Серафи́ме! Ве́дуще тя и по сме́рти я́ко жи́ва су́ща, с ве́рою припа́даем ти и вопие́м: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но ми́лостивно при́зри на ста́до твое́ духо́вное и упаси́ е́, до́брый па́стырю, благоприя́тными твои́ми к Бо́гу моли́твами. Испроси́ нам от Го́спода вре́мя на покая́ние и грехо́вныя жи́зни исправле́ние, ве́си бо вся не́мощи на́ша душе́вныя: не и́мамы дел ве́ры и спасе́ния, не и́мамы ре́вности ко и́стинному богоугожде́нию, плени́хомся умо́м в поги́бельных страсте́х, растле́хом сердца́ во гну́сных по́хотех. Что у́бо ча́ем, и на что наде́емся неключи́мии, разори́вше хра́мины душ на́ших; Ей, святы́й о́тче, простри́ моли́твенно ру́це твои́ ко Го́споду и умоли́ Спаси́теля ро́да челове́ческаго косну́тися благода́тию окамене́лых серде́ц на́ших, омы́ти нас слеза́ми покая́ния, возста́вити в ве́ре, укрепи́ти во благоче́стии и вся поле́зная ко спасе́нию дарова́ти. Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Богоро́дице на тя возлага́ем, но бу́ди нам ско́рый помо́щник, уте́шитель в ско́рбех и покрови́тель во обстоя́ниих, да сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное, иде́же вси святи́и непреста́нно сла́вят и воспева́ют пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Акафист преподобному Серафиму, Вырицкому чудотворцу


Чудеса преп.Серафима Вырицкого





"Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос."

Преподобный Серафим Вырицкий.


Стихи преподобного Серафима Вырицкого 


И в радости и в горе монах, старец больной,

Идет к святой иконе в саду, в тиши ночной,

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей

И Старцу поклониться о Родине своей:


«Проси за Русь Святую, предивный Серафим,

Умножь молитвы наши предстательством твоим.

Молись Благой Царице, великий Серафим,

Она– Христа десница, Помощница больным,


Заступница убогих, одежда для нагих

В скорбях великих многих спасет рабов Своих

В грехах мы погибаем, от Бога отступив,

И Бога оскорбляем в деяниях своих…»


***


Пройдет гроза над Русскою землею,

Народу русскому Господь грехи простит.

И крест святой Божественной красою

На храмах Божиих вновь ярко заблестит.


И звон колоколов всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит,

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит.


***


Утихнут грозные невзгоды,

Своих врагов Россия победит,

И имя русского великого народа

Как гром по всей вселенной прогремит.


***


Слава Великому Господу Богу !

Радостно дух мой воспой,

Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,

Там, где Иисусе сладчайший мой.

Ты в моей жизни едина надежда,

В скорбях, болезнях тобой я живлюсь.

Будь Ты мне радость, покров и одежда,

Сам на всю жизнь я Тебе предаюсь.

О, мой прекрасный и чудный Спаситель,

Дай мне Твою благодать.

Ты в моей жизни единый Учитель,

Был Ты всегда мне отец мой и мать.

Славой Небесной всегда восхищаюсь,

Жизнь суетой не прельщает земной,

Духом и сердцем своим устремляюсь,

К жизни Небесной с ее красотой.

Там в Небесах все святые соборы,

И мириады бесплотных духов,

Все воспевают божественным хором :

"Свят, Свят, Свят наш Господь Саваоф !"

Там у престола Великого Бога

Божия Матерь стоит,

В Славе Величия, в Силе Божественной

Жизнь нашу грешную в мире хранит.

Дух мой и сердце всегда веселится,

Ты мой Создатель и Бог и Отец .

И душа моя грешная к Небу стремится,

Там всем скорбям и болезням конец.

Слава Великому Господу Богу !

Радостно дух мой воспой.

Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,

Там, где Иисусе сладчайший мой.



ДЕТЯМ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРАФИМЕ

Решение стать монахом - личное дело каждого. Однако в случае Серафима Вырицкого это решение отчасти повлияло на судьбу нашей страны.


В конце марта 1866 в семье Муравьёвых в деревне Вахромеево (Ярославской области) родился мальчик Василий. Он сам научился читать и писать.


Когда ему было 10 лет, отец умер. Семью нужно было кормить, и Василий по приглашению односельчанина поехал на заработки в Петербург. Там устроился в торговую лавку, где выполнял разные мелкие поручения.


Постепенно он обучался торговому делу, завоевывал доверие хозяина и через несколько лет стал старшим приказчиком (управляющий хозяйством).


Когда Василию было 12 лет, он пришёл в Александро-Невскую лавру и стал умолять принять его в монахи. Однако прозорливый старец открыл мальчику, что уму уготовано пройти тернистый мирской путь, создать семью, воспитать детей, и только потом принять постриг.


Василий послушался. Он нёс свой подвиг послушания 40 лет.


В 25 лет он с помощью хозяина лавки открыл своё дело (торговля пушниной) и пошёл учиться на предпринимательские курсы. К тому времени у него уже была жена. К слову, она тоже мечтала уйти в монастырь, но монахиня Иверского монастыря благословила ее создать семью, и только когда дети вырастут, постричься в монахини.


Торговля у Василия Николаевича шла успешно. Вскоре он разбогател, но никогда не забывал творить дела милосердия. Вместе с женой Они помогали строительству и содержанию Иверской обители, устроенной их духовником, отцом Варнавой, на свои деньги содержали несколько богаделен в Петербурге и регулярно сами навещали одиноких стариков, а также больных в казенных больницах, приносили подарки.


В дни больших праздников супруги накрывали щедрый стол и приглашали всех с улицы. Перед трапезой Василий Николаевич Муравьев молился и коротко рассказывал о празднике, потом люди могли подкрепиться.


Не смотря на процветание, Василий Муравьёв оставался простым и доверчивым человеком.Однажды он застал в своем доме вора, который, пытаясь убежать с мешком награбленного, уронил свою добычу и все награбленное покатилось по полу. Тогда увидевший преступника Василий Николаевич помог ему собрать ценные вещи, уложить их обратно в мешок и спокойно проводил из дома.


В семье Муравьевых родилось двое детей: сын Николай и дочка Ольга. Сыну родители дали блестящее образование, а вот дочка умерла во младенчестве.


Когда сын вырос, родители наконец смогли исполнить свою заветную мечту. Оба они постриглись в монахи и разошлись по монастырям. Николай стал монахом Варнава.


В 1927 году отец Варнава становится духовником Александро-Невской лавры. Он соглашается только при одном условии: он просит принять Великую схиму - это высший чин монашества. И снова Василий Муравьев меняет имя и становится Серафимом.


Несколько лет безропотно неся послушание духовника, о. Серафим подорвал своё здоровье. Исповедь в монастыре длилась часами и всё это время старец стоял на холодном полу. Однажды он упал и не смог сам подняться. Приехавший доктор обнаружил множество заболеваний, которые о. Серафим скрывал.


Тогда больного иеросхимонаха отправили в деревню. Ему нужен был уход. Для этого из Новодевичьего монастыря вызвали его жену в миру. Теперь она была матушка Серафима. Они стали жить в Вырица. вот так два Серафима поселились под одной крышей и до конца жизни не разлучались


Когда началась Великая Отечественная Война, батюшка Серафим беспрестанно молился о России, Вырице, русском народе. Он был одним из тех, кто вымолил победу в этой кровавой войне. Все окрестности Петербурга : Пушкин, Павловск, Петергоф - все было разгромлено, изуродовано. А Вырица — единственный поселок, который уцелел. Единственный, во всей округе!


Батюшка взял на себя подвиг молиться на камне в подражание своему любимому святому Серафиму Саровскому. Дойти до камня без помощи он не мог, однако не жалея своих сил и превозмогая боль молился о России и о победе. Свои молитвы он возносил к Богу перед иконой Серафима Саровского, которая крепилась на яблоне.


Старец Серафим скончался 3 апреля 1949 года в присутствии своих родных. Правнучка так вспоминает об этом:


«Ночью во втором часу мама меня разбудила и сказала: “Дедуленька умирает”. “Почему ты знаешь это? ” — воскликнула я. Мама ответила: “Дедуленька сказал мне, что к нему пришла женщина неземной красоты, в белоснежных одеждах и указала рукой на небо”. Он-то знал, кто эта неземной красоты женщина, но необыкновенное смирение, скромность и все присущие великому человеку душевные свойства не позволили полностью назвать это чудное явление».





Интересные страницы:

7 апреля   - Благовещение Пресвятой Богородицы

12 апреля - Прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского

14 апреля - Прп. Марии Египетской

18 апреля - день памяти Оптинских новомучеников, о.Ферапонта, о.Василия и о.Трофима.