Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Жизнь этой святой является примером безграничной любви и милосердия Бога к человеку с его непрестанными грехопадениями и страстями. Так как последняя блудница (каковой была изначально преп. Мария) может покаяться, победить с помощью Божьей, свои греховные страсти и достигнуть святой жизни.


                                                                                                

 Бог любит грешника и ненавидит грех


Преподобная Мария Египетская

 1 / 14 апреля (день преставления)

  в Неделю 5-ю Великого поста (воскресенье)


5-я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской – великой учительнице покаяния. Перейдя реку Иордан, она оставила позади своей жизни греховные страсти и страшные греховные пороки, идя навстречу высоким подвигам покаяния и очищения!

47 ЛЕТ ПОКАЯНИЯ

В молодости будущая подвижница веры вела неблагочестивую и распутную жизнь.

В возрасте 30 лет Мария с группой паломников отправилась на корабле из Александрии в Иерусалим, но девушку интересовала не Святая Земля, а увеселение и внимание мужчин.


Духовный упадок стал причиной, по которой Мария не смогла войти в храм Гроба Господня – невидимая сила не позволила ей сделать и шага.

Девушка принялась молиться в притворе, вспомнила о своих грехах, и только после этого смогла переступить порог храма.

Мария поклонилась Кресту Господню и услышала голос Богородицы. Святая Дева велела ей перейти реку Иордан и поселиться в пустыне.


Так вчерашняя блудница встала на путь кардинальных перемен жизни. 47 лет преподобная Мария жила в израильской пустыне, борясь с блудными помыслами и тоской по мирской жизни.


Незадолго до смерти преподобной ей встретился монах Зосима.

Иноки уходили из монастыря в пустыню для молитвы на все время Великого поста.

Увидев старца, Мария попросила его благословения и поведала монаху всю историю своей жизни.

Мария поразила инока своим смирением и прозорливостью. Зосима понял, что подвижница достигла необыкновенной святости: во время молитвы она поднималась над землей, знала Священное Писание, хотя никогда не читала церковных книг.


По просьбе святой отшельницы, Зосима вернулся в пустыню через год, чтобы причастить Марию Христовых Таин.

А еще годом позже инок нашел тело святой на месте их первой встречи.

У ног преподобной сидел огромный лев, а на песке было начертано послание с просьбой похоронить усопшую.

Старец поборол свой страх перед диким зверем, и помолясь, приказал льву раскопать лапами могилу для святой.


В Иорданской пустыне Мария прожила 47 лет. Первые 17 лет она, как с лютыми зверями, боролась со своими желаниями и страстями. Её мучили голод и жажда, хотелось мяса, рыбы и вина, к которым она привыкла в Египте, в голове звучали весёлые песни… Но она падала на землю и молила Богородицу о помощи до тех пор, пока в душу не сходила тишина.


Потом наступили годы совершенного покоя. Господь таинственно открывал ей Священное Писание — ведь она не умела читать и книг в пустыне не было.


Под конец её жизни Марию встретил старец Зосима, инок ближайшего монастыря. Подвижница рассказала ему о себе и попросила прийти через год в Великий Четверг, причастить её.


На следующий год Зосима со Святыми Дарами отправился в пустыню. На другом берегу Иордана он увидел Марию: она перекрестила воду и спокойно пошла по ней. Причастившись, пустынница просила Зосиму прийти ещё через год на то место, где он встретил её впервые.


Старец весь год ждал встречи, с наступлением поста радовался, что скоро увидит преподобную, но нашёл её скончавшейся.


По молитвам подвижницы к Зосиме пришёл лев, чтобы помочь вырыть могилу. Со слезами Зосима похоронил Марию, возвратился в свой монастырь и рассказал братии всё, что услышал от преподобной.



Подробное житие преподобной Марии Египетской 


История о святой подвижнице Марии Египетской была записана со слов старца Зосимы и дошла до наших дней.

Так падшая женщина вошла в историю христианства как символ покаяния и надежды.

Блудница не только смогла измениться, но и поднялась с самого дна жизни на пьедестал святости.

Вчерашней распутнице посвящена целая неделя Великого поста.


Какими бы не были наши грехи, подвиг преподобной Марии показывает, что Бог по милости Своей и при нашем искреннем желании может помочь нам исправиться, очиститься от грехов и стать лучше.




О, Преподобная Мария,

Был тяжек путь твой до Христа…

Тобою правила стихия

Неусмирённого греха…

Плотские страсти замутняли

Души невинной чистоту…

Крыла любви небес не знали,

Ведь блуд тянул тебя ко дну…

Но ниспослал Бог проведенье…

И вот, с паломниками ты

Плыла, да те же искушенья

Сулила бездна суеты…

Для соблазненья, для услады

Всё время отдала своё…

Закончен путь, но и у храма

Заострено грехов копьё…

Ты в Божий дом войти хотела

Без кротости, как без платка,

Но и порога не сумела

Перешагнуть, как вдруг волна

Тебя незримо оттолкнула…

И не один, а много раз,

Пока ты с болью не взглянула

В печаль прекраснейших из глаз…

То были очи Присно Девы,

Чей взор тебя объял теплом…

Ты ощутила те пределы,

Где небо плачет пред Крестом…


И хлынули твои рыданья,

Подобно ливню в суховей…

Тогда, обретши покаянье,

Вошла в Святыню жизни всей…

Холодный пол… И слёзы-слёзы…

Чело боишься ты поднять,

Но чувствуешь причастья лозы

В душе раскрыли благодать…

Ты отреклась от жизни прошлой

В крещенье иорданских вод...

И, взяв лишь горстку хлебных крошек,

Ушла в пустыню не на год…

Ушла ты постницей на столько,

На сколько лет в грехе жила…

И было тягостно и горько,

И жаром плоть пустыня жгла…

Но ты, свои моленья Богу

Ещё сильнее вознося,

Шла по пути, пути святому,

В страданьях веру обретя...

О, Преподобная Мария,

Узнать тебя не всякий мог:

Испепелила лик пустыня,

Даруя раны рук и ног…

Отшельницей десятилетья

В аскезе строгой провела,

Чтоб обрести души бессмертье

В прощенье Матери Христа!..

(Юлия Гриняева)






В пятую Неделю Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI в., и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

***

Зосима менял монастыри и уходил на Великий пост в пустыню, чтобы покаянный опыт Марии стал известен церковному народу. Но он также ходил, чтобы причастить ее!

Только раз (!) причастилась Мария, уходя прочь от мира, и не хотела, не должна была покинуть землю без еще одного причащения. Вот ради этого причастия и ходил также Зосима в пустыню. Он шел, чтобы повидать сокровище – великую святую, а она ждала, что он придет с великим сокровищем – Святыми Тайнами. Стоит и нам с большей степенью благодарности, с большим трепетом относиться к этому сокровищу, которое свободно преподается нам, лишь бы мы приступали «со страхом Божиим и верою».

Протоиерей Андрей Ткачев



Моя любимая святая...

Великая, среди святых!

Твоя судьбина непростая

Из слёз диктует этот стих.


О, преподобная Марие!

Как много в житие твоём

Того, что все из нас творили,

И продолжаем день за днём.


В твоём Стоянии вечернем

Я понимаю, что греша

Невзгод пустынных и пещерных

Не вынесет моя душа.


И слёзы к горлу подступают...

Как ни старайся, ни потей -

Твоими не пойти стопами,

Живя "вместилищем страстей".

Я видела твою пустыню.

Она безлюдна и тиха,

Но страх греха, тогда и ныне -

Не удаляет от греха...


По Иордану без каноэ,

Плота иль лодки - не пройти.

О, как нам нужно метаное...

Святая Мати! Просвети!


Чего бы мне ни говорили,

Пусть не поставить их вдвоём,

Но две неравные Марии

Всегда живут в уме моём.


Египетская мать, из скверны

Явив Божественный образ,

И Приснодева, Матерь верных!

Молите Господа о нас!



Слово священномученика Серафима (Чичагова)

о ПРИЗЫВЕ БОЖИЕМ в неделю 5-ю Великого Поста:


В пятую Неделю Великого поста Святая Церковь прославляет преподобную Марию Египетскую и приводит нам на память ее жизнь — в назидание.

Ныне есть еще больше людей, которые, пользуясь свободой, своевольно и безотчетно, наподобие несчастной Марии, ни перед чем не останавливаются и бесстрашно бросаются на неведомые им волны житейского моря, увлекаемые страстями и мечтами о приволье, усладе, беззаботности и славе.

О, это предательское, житейское море!

Оно обширно, величественно, глубоко, красиво, таинственно и невольно притягивает к себе человеческие сердца.

Почти никогда оно не бывает тихим, покойным, лазурным, а более волнующимся и бурным.

Непрестанно вздымающиеся волны, как бы преследуя друг друга, борются между собою, шумят, переговариваются, спорят и пенятся какою-то злобою и ненавистию.

Стремясь разрушить все, что несродственно их стихии, эти волны, приближаясь к берегу, к неподвижным камням и скалам, бросаются на них с какою-то яростью и страстностью, но, разбиваясь о них, как о неприступные твердыни, как о несокрушимую вечность, убегают в глубину беззаконного моря, подражая своим шумом, кипением и стоном говору и недовольству несметной человеческой толпы.

Люди, отдавшиеся воле этого бушующего житейского моря, обессиленные стихией, невольно вовлекаются в его страсти, вечную борьбу и злобу.

Они перестают даже мыслить о том, что противно их пленению, унижению и поглощению чувственностью; усыпляются незаметно для себя движением и плеском волн и теряют сознание об опасности, близости гибели и неизбежности Суда Божия.

Многие спят духовно день и ночь, всю жизнь, от колыбели и до гроба!

Не примечают живущие одною чувственностию, как эти волны, поднимая их ради славы и обмана на свои вершины, затем опускают их все ниже и глубже, готовые поглотить, уничтожить, погубить и выбросить как ненужные, опостылые трупы на каменистый дикий берег.


В этом житейском море люди одиноки.

И как трудно они приходят к сознанию, что есть у них только один искренно любящий, всепрощающий, неизменный и всесильный Покровитель, истинный Друг и милосердый Спаситель Христос!

Не разумеют они истины, правды Божией и, не будучи в силах преодолеть своего духовного сна, как слепые, не видят Христа, стоящего к ним, грешникам, ближе, чем к праведникам.

Христос Спаситель, не насилуя воли человеческой, но действуя привлекающей Божественной благодатью, будит сонных, спящих духовно, призывает их к восстанию, возрождению покаянием, вразумлению, и именно тогда, когда люди уже начинают гибнуть в волнах житейского моря.


Благодать, как дыханием беспредельной любви, своим живительным теплом согревает захолодевшее сердце человеческое; она не оставляет даже самого последнего из грешников.

Нет человека, духовно рожденного Таинствами Церкви, которого бы благодать Божия не призывала видимо, ощутительно к сознанию своей греховности и близости к гибели.

Но если даже эти чудесные призывы Божий, сверхъестественные действия Духа благодати, беспредельная любовь Христова остаются бессильными и бесплодными для оживления помертвевшего естества человеческого, то что сказать о таких людях, гибнущих в своем непрестанном рассеянии и ожесточении?

Если пример Марии Египетской может иным казаться исключительным потому, что она в один час пришла в полное сознание и перешла из одного мира в другой, из мира мечтаний в мир действительности, то мало ли найдется между нами, живущими на земле теперь людьми, свидетелей тайных и явных призывов Божиих к покаянию и вразумлению?!

Чтобы поведать миру о явных проявлениях благодати Божией, потребовалось бы написать тысячи книг с изложением не только историй таких людей, как свв. апостолы, христианские мученики, столпы Церкви, святители и преподобные, или фараон, Илия, Давид, Саул, блаженный Августин, Константин Великий, жизни которых опять бы признали исключительными, но спасенных сновидениями, всевозможными бедами и опасностями, удивительным стечением обстоятельств, одним словом, сказанным вовремя, чтением Священного Писания и в особенности Евангелия, тяжкою болезнию, обмороком или замиранием, мыслию о любимой благочестивой матери, таинственным пробуждением во время богослужения, слышанной в Церкви проповедью, взглядом на чудотворную икону, присутствием при смерти близкого или необыкновенного человека, искренней дружбой, благодатной беседой и прочее.

Все люди, уразумевшие призыв Божий и пробудившиеся от духовного сна, подобно дивной Марии, мгновенно переходят из мира мечтаний в мир действительности, и не надо далеко искать их, ибо каждый из нас, глубоко верующий теперь и преданный Церкви и правде Божией, может поведать сомневающемуся в призывах Божиих свою поучительную историю.


«Горе тем, — сказал Христос, — которые не уразумеют время посещения Моего!»

Не желают они по жестокосердию уразумевать призыв Господень ни из Евангелия, ни из собственного размышляющего ума, ни из совести, откуда бы то ни было; призыв к делу Божию, к делу веры и добродетели, к молитве, к укрощению плоти, к отвержению суеты.

И голос этот, глубоко проникающий в их сердце и говорящий, что Христос невидимо мимо идет и взирает на них, они насмешливо принимают за собственную мечту!

Горе великое потому, что подобный призыв Божий может больше не повториться!

Как горько заплакал Христос, говоря Иерусалиму: «О если бы ты хотя в сей твой день узнан, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19,42).

Аминь.




В этот воскресный день, завершая пятую великопостную седмицу, Святая Церковь ублажает и воспевает память преподобной Марии Египетской.

Нужно помнить о том, что Отец Небесный любит нас!

Любит и ждет, когда заблудшие чада, со смирением и раскаянием в сердце, возвратятся в пресветлые небесные обители, сделают шаг навстречу Божественной любви.


А поучением и утешением грешникам может служить вся жизнь преподобной Марии Египетской и ее удивительные духовные подвиги.

Она провела всю свою жизнь в подвиге покаяния на такой высоте совершенства, что уподобилась бесплотным ангелам.


Покаянья ради муки снесть готова,

Мария сокрылась от взора людского:

— О грешная я, Страстью помраченная,

Страсти суть звери, сердце наше поедающие,

Змеи ядовитые, тайно гнезда в нас свивающие,

О грешная я, Страстью разъеденная!

Ради всех нас, грешных, пострадал Ты, Христе,

Не гнушайся ныне меня, нечистой!

Услыши вопль Марии, Всех грешнейшей!

Умилостивился Господь, Марию исцелил,

Душу помраченную, как снег, убелил.

— Благодарю Тебя, Всеблагий, Господи предрагий!

Очисти сосуд скверный, златом укрась достойно,

С избытком благодатью Своею наполни, —

Вот милость истинная, правая, Тебе, Боже, честь и слава!

И стала Мария светло Духом осиянной,

Яко Ангел Божий, силой препоясанной,

Силой Твоей, Христе Царю, Милостью Девы Пречистой!

Что благоухает в пустыне дикой, страшной,

Как в ларце священном фимиам прекрасный?

То Мария дышит небом — Святость источает лепо!


Святитель Николай Сербский



О чем молятся преподобной Марии Египетской?


Преподобная Мария почитается и как покровительница раскаявшихся, кающихся женщин. Она помогает получению истинного прощения у Бога. Помогает покаяться, справиться с пороком блуда и прелюбодеяния, встать на путь истинной и праведной жизни. Ей так же молятся, прося помощи в избавление от любых зависимостей (алкоголь, табакокурение, наркотики). Молитва перед образом преподобной помогает избавиться от чувства вины и уныния, обрести покой и умиротворение в душе.





Тропарь преподобной Марии Египетской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.


Кондак преподобной Марии Египетской

глас 3

Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.



Молитва преподобной Марии Египетской


О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим - утешение, недугующим - исцеление, падшим - возстание, заблуждщим - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.


Акафист преподобной Марии Египетской


ПЕСНЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Радуйся, Мария, радуйся!

Преподобная, Христос с тобой.

Радуйся, Мария, радуйся!

Для спасения пример святой.


Радуйся, Мария, радуйся!

Ангельски пожившая в посте.

Радуйся, Мария, радуйся!

Силы черпала в честном Кресте.


Радуйся, Мария, радуйся!

Ты отвергла мерзости страстей.

Радуйся, Мария, радуйся!

Вразуми молящихся людей.





Радуйся, Мария, радуйся!

Покаянию всех научи.

Радуйся, Мария, радуйся!

Даруй к воздержанию ключи.


Радуйся, Мария, радуйся!

Будь нам путеводною звездой.

Радуйся, Мария, радуйся!

Нас молитвою от бед покрой.


Радуйся, Мария, радуйся!

От соблазнов души отведи.

Радуйся, Мария, радуйся!

Верных в Царство Божие введи!


Анна Вологжанка





На утрене в храмах читается Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32-45


32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, чтó будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Перейти кк толкованию Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32-45



На литургии в храмах читается Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36-50


36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.


Перейти к толкованию Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36-50



Где находятся мощи Марии Египетской?


К сожалению, нет точной информации о том, как были обретены мощи преподобной Марии Египетской. Тем не менее в наши дни частицы ее мощей находятся в разных городах: Риме, Неаполе, Москве, Антверпене, Кремоне и др.


Глава святой находится в главном католическом соборе итальянского города Флоренция. Собор называется Санта-Мария-дель-Фьори.


В Неаполе на улице Умберто Примо находится старинная церковь, посвященная прп. Марии Египетской, и внутри – бюст-мощевик с частицами ее мощей.



Поклониться преподобной Марии Египетской можно и в Москве: частица ее мощей, привезенная из Константинополя в 1707 году думским дьяком Емельяном Украинцевым, покоится в серебряном ковчеге в северном приделе соборного храма Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Дата основания монастыря: 1397 г.

Как добраться:

Проезд: от станций метро "Сухаревская", "Лубянка", "Тургеневская", "Трубная" пешком около 10-15 минут.

Адрес: 103031, Россия, город Москва, улица Большая Лубянка, дом 19, строение 1 (ст. м. Сретенский Бульвар)

Тел.: 8 (495) 623-34-44, 8 (495) 628-78-54

E-mail: monastery@pravoslavie.ru

Сайт: http://www.pravoslavie.ru/1107/

Открыто ежедневно  8:00–20:00




КОВЧЕГ С МОЩАМИ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ в СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ.


В 2009 году Патриарх Кирилл освятил придел в честь преподобной Марии Египетской в Сретенской обители.


Святыню в Сретенскую обитель передал прославленный российский дипломат Емельян Игнатьевич.

Святыми мощами в серебряном ковчеге благословил Украинцева в 1700 году Иерусалимский патриарх Досифей.

И при отпуске его ис Константинополя дарователным обычаем благословил его святейший кир Досифей, патриарх Иерусалимский, святыми мощьми святыя преподобныя Марии Египетския (сиречь ноги десныя плюсно) и во свидетелство того дал граммату на еллинском диалекте за печатию и за рукою своею, и та подлинная граммата преложена с еллинского на иллирический язык (сиречь славенский) и положена с теми мощми в сем ковчезе.


18 февраля 1707 года торжественный крестный ход вдоль стен Белого города под колокольный звон окрестных церквей протянулся от Покровских до Сретенских ворот.

От дома думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева на Хохловке переносили ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской в Сретенский монастырь.

Так у города Москвы появилась новая знаменитая святыня.


Ковчег сохранился до наших дней.

Он находится в собрании Государственного Исторического музея.

Памятник представляет собой гравированную шкатулку прямоугольной формы на четырех ножках-шариках с лицевыми изображениями на внешней и внутренней крышках и надписями по боковым сторонам и на внутренней крышке.

По авторитетному мнению А.В. Лаврентьева, гравировки выполнялись тремя мастерами в три этапа.

Первоначально ковчег имел единственное изображение – икону преподобной Марии Египетской на внешней крышке, подписанную на греческом языке.

Это позолоченное изображение и подпись сделал, скорее всего, мастер-изготовитель ковчега не позднее 1700 года.

Позднее на сторонах стенок ковчега другой рукой и другим резцом был нанесен текст об участии в богоугодном деле Емельяна Игнатьевича Украинцева:

«В лето от создания мира 7207, а от воплощения Сына Слова Божия 1699 от пресветлейшаго и державнейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца.

Послан чрезвычайной посланник думной диак Емелиан Игнатьевич Украинцов в Константинополь к турскому Мустафе султану о договаривании и постановлении междо Российскою и Турскою империами мира.

И вышереченный думный диак те святыя мощи отдал вкладу для вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке, в котором монастыре и церковь во имя тоя преподобныя Марии Египетския каменная обретается, и всемерно и покорно просит и молит отца игумена и братию того монастыря, и приходских священниц тоя церкви Марии Египетския, ныне присутствующих и впредь будущих, дабы о душах преставлшихся родителей его, которых имяна в сем ковчезе и в церквах в синодиках у них написаны, Господа Бога по уставу церковному молили, а вышепомянутых мощей из монастыря никуды и никому дарователным обычаем и продажею вечно не отдавали.

Молит Господа Бога о душах преставлшихся рабов Божиих родителей его Василия, Иоанна, Георгия, Игнатия, Михаила убиен., Георгия убиен., Иродиона убиен., Никиты убиен., Артемия убиен., Иоанна убиен., Филипа убиен., Алексиа, Александра, Иоанна уб., Емелиана, Саввы, Агрипины, схимонахини Таисии, Еудокии, девицы Агрипины, Матроны убиенные, Зиновии, Ксении, Ирины, Марии, Екатерины, княниги Стефаниды, Еуфросинии, Анны».


Внутренняя крышка с надписью и гравированными изображениями доделывались отдельно еще позже.

Она изготовлена из более тонкого листа серебра и не имеет позолоты. Пайка петель и внутренних уголков, на которые опирается вторая крышка, более грубые.

На внутренней крышке святая Мария Египетская изображена в коленопреклоненном молении перед Владимирской иконой Божией Матери.

Надпись гласит: «Лета 7205-го, от Рождества нашего Иисуса Христа 1707-го февраля в 18 день сия нога преподобныя мати нашея Марии Египетския принесеся во святую и великую обитель в Стретинския монастырь святыя Богородицы Владимирския из дому думного дьяка Емелиана Игнатьевича Украинцева при игумене Моисее Иневском и положена в сем ковчеге на спасение всем православным людем».



Марии Египетской образ

Пугает немного меня,

И слышится вкрадчивый голос,

Что льётся, к соблазну маня.


Блудница распутная, как-то

Примкнула к паломникам ты,

Чтоб с ними предаться разврату

В расцвете своей красоты.


В храм Гроба Господня хотела

С другими Мария войти,

Когда же она не сумела

Войти и к кресту подойти,


Грустя, Богородице стала

В притворе молиться она,

И голос небес услыхала,

И этим была сражена:


"Блаженный покой обретёшь ты,

Когда Иордан перейдёшь".

Услышав наказ, отчего-то

Почувствовав лёгкую дрожь,


Решила послушаться слова.

И вот, Иордан перейдя,

Осталась в пустыне суровой,

В молитвах покой свой найдя.



Решила послушаться слова.

И вот, Иордан перейдя,

Осталась в пустыне суровой,

В молитвах покой свой найдя.


Там сорок семь лет, сокрушаясь

О юности блудной своей,

Жила в одиночестве, каясь,

И сжалился Боже над ней.


Душа её преобразилась:

Оставили страсти её,

От них излечившись, светилась,

Храня Бога в сердце своём.


Марию монах один встретил,

В пустыне её причастил,

Потом, тело мёртвым заметив,

Монах её похоронил.


А лев помогал старцу вырыть

Могилку в песках для святой,

Другим рассказал о Марии

С сердечной монах теплотой.


Судьба её учит бороться

Нас с немощной страстью своей,

И избранным лишь доведётся

Остаться не сдавшимся ей.


Наталия Зимина


Интересная страницы:

Мариино стояние

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста– в пятую неделю поста.

Икона Божьей Матери «Споручница грешных»

Лазарева суббота

Вербное воскресенье