Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника

Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения.

(Преподобный Иоанн Лествичник)


4-я неделя Великого Поста – Память преп. Иоанна Лествичника


Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого “Лествицей”, поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. В “Лествице” духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни (отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу).




О жизни пр.Иоанна Лествичника известно, что он был человек высокообразованный, посвятивший себя подвигам духовной жизни с 16-летнего возраста.

Для этих подвигов он удалился на гору Синай и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Послушание его старцу было настолько велико, что он как бы вовсе не имел своей воли. 19 лет прожил он со старцем, до кончины его жизни, а по смерти его решился жить в уединении, избрав пустыню Фола, отстоящую от Синайской горы не в очень далеком расстоянии. Здесь в великих подвигах поста и молитвы подвизался он 40 лет. В продолжении этой необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя он не уклонялся от пищи, не возбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как он сам говорил, «рог гордыни», но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, чем вкушающим.

✨Зато от всякой страсти он воздерживался решительно, повелительно говоря к ней: «Молчи, онемей». Покаяние его было соединено с глубочайшими слезами. Удаляясь пресыщения и лености, он свободное время от молитвы посвящал на чтение Божественных Писаний, списывание книг и спасительные беседы с братией. Обиды, которые случалось ему испытывать от братий, он переносил терпеливо , с молитвой к Богу за обидчиков.

✨Дивная высоко – подвижническая жизнь преподобного Иоанна вынудила братию избрать его в игумены монастыря св.Екатерины на Синайской горе после 40-летнего пребывания его в пустыне.

Будучи избран игуменом, он прилагал все свое старание к тому, чтобы руководимые им иноки удостоились восхождения к Богу и большего приближения к Нему.

✨Скончался он 80 лет около 606 года, оставив после себя сочиненную им душеспасительную книгу – «ЛЕСТВИЦУ, ВОЗВОДЯЩУЮ НА НЕБО», показывающую 30 степеней (ступеней) богоугодной жизни — по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

✨Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий.

✨Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость.

✨Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними.

✨Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва.

✨А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей веры, надежды и любви.

✨В сочении пр.Иоанна начертан нам царский путь меры и духовной гармонии, исполненный напряженным внутренним деланием и постоянной памятью о смерти. Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна, она «не против плоти и крови, но против…мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных…».

✨ 30 ступеней «лествицы» научают нас борьбе с пороками и страстями, одинаково свойственными иноку и мирянину, и воспитанию добродетелей, восстанавливающих в очищенном от греховной нечистоты человеке образ Божий.

✨✨

Призывом к восхождению заканчивает свою «Лествицу» преподобный Иоанн Лествичник:

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего (Ис. 2), совершающего нозе наши, яко олени, и на высоких поставляющаго (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути его. Теките, умоляю вас со Апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста Христова (Еф. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимаго возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествнце, ибо любовь есть Бог, Ему хвала, Ему держава, и Ему сила, в Нем начало всех благ есть и было и будет в бесконечные веки. Аминь».


Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский игумен


Этот великий подвижник жил в VI в. и подвизался в Египте на горе Синай. Он оставил прекрасное духовное творений "Лествица". Это рекомендации, написанные в форме восходящих ступеней, для борьбы с греховными страстями


О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений.

Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января.

Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь.

Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.

После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.

Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.


В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.

После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".

Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.


У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей.

Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок.

Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса.

Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда.

Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?"

Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика.

Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое.

Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности.

Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул.

К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."


Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно.

Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.

"Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня".

Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника.

Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.

Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года.

Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.


Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.

В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители.

Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.


Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверж-дену, которая желающих возводит до Небесных врат..."

Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков.


Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".


Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.

"Лествица" предполагает,

во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке;

во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.


Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.

После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.





«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».


Преподобный Иоанн Лествичник





Как некий факел на горе Синайской,

Блистал Иоанн в небесном свете райском,

И плоть он укротил, и благодать стяжал,

И тридцать ступеней к победе насчитал.

Стратегию пречудную и тактику

Как дар он завещал благому ратнику,

Желающему мудрости учиться-

В духовной брани- и успеха в ней добиться.

"Лествица" пречудная, Духом описанная

Есть венец сей брани, его заслуга главная.

Когда Иоанн в себе страсти попрал-

Сей дар драгоценный от Бога приял.

Его передал он монахам навеки

Как хронику жизни души человека.

Кто к небу из праха желает взойти,

Тот должен чрез муки и скорби пройти.

Об этом та хроника всем возвещает,

Надежду и веру нам в души вселяет.

Святой Иоанн, просвещенный от Бога,

Оружие светлое дал нам в дорогу.

Теперь он пред Богом стоит на молитве,

Чтоб помощь нам подал Господь в каждой битве,

Чтоб руку Он нам протянул при исходе,

Когда мы к Нему по ступеням восходим.


Святитель Николай Сербский


СЛОВО "О ЯЗЫКЕ и СЛОВЕ" святителя архиепископа Луки Крымского (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) в неделю четвертую Великого поста, память прп. Иоанна Лествичника 15 апреля 1945 года


Ныне мы празднуем память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника.

Святой Иоанн принадлежал к очень знатной фамилии и получил высокое по тому времени образование, но все презрел и в молодые годы ушел на гору Синайскую, и сорок пять лет жил в пустыне, у подножия этой горы.


Церковь ублажает его память, потому что он написал великую по значению для всего христианского мира книгу, которая называется «Лествица».

В этой книге святой Иоанн изложил учение о всех христианских добродетелях и способах восхождения по ступеням их к совершенству.

Много можно было бы говорить об этой святой книге, но сегодня речь пойдет о том, что чрезвычайно сильно препятствует нам на пути ко спасению, — о слове.


Святой апостол Иаков говорит о нашем языке, о нашем слове: Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: язык — огонь, прикраса неправды.

Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 5–6).

Пожар истребляет имущество наше, пожар вселяет в сердца наши великое смятение и страх; и вот, св. ап. Иаков сравнивает с пожаром необузданный язык наш.

Вся наша жизнь становится тревожной и болезненной, ибо сам злой и нечестивый язык возгорается от геенны.


Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие.

Не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 7–10).

Не должно так осквернять уста наши, которые прикасаются к святой Чаше, воспринимают бессмертные и животворящие Тело и Кровь Христовы.

Не должны из уст наших вместе со словами благими, словами любви, истекать и слова проклятия, Богом осужденные.

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим, — призывает ап. Павел (Еф. 4, 29).

Святой ап. Иаков свидетельствует: Если кто думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1, 26).


Немало среди нас таких, которые считают себя благочестивыми, а язык не обуздывают; немало таких, которые, вернувшись из храма Божия, где слушали слова Христовы и даже приобщались Крови и Тела Христовых, изрыгают злые, и недобрые слова своим ближним.

А сколько среди нас таких, чьи уста ничем не ограждены, но беспрестанно, без умолку говорят, болтают и болтают с утра до ночи.

И, разумеется, в этой болтовне бесконечное множество слов пустых, праздных, злых.

Но Сам Господь Иисус Христос сказал нам: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих, осудишься (Мф. 12, 36–37).

Люди подлинно благочестивые всегда глубоко сосредоточенны, пребывают в самоуглублении, смотрят в свои сердца.

Болтливые же уста не только без конца пустословят, но изрыгают яд аспидов (Пс. 139, 3) — ядовитые слова осуждения, клеветы и сплетен, отвратительных ругательств.

А Господь Иисус Христос строго запретил любое, даже наименее грубое бранное слово: Если кто скажет брату своему «рака» (т. е. пустой человек), тот подлежит суду синедриона, а кто скажет «безумный», тот подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22).

Видите, какое безусловное требование чистоты нашего языка предъявляет нам Господь Иисус Христос.


К сожалению, много среди христиан людей злоречивых, много злословящих ближних своих.

А св. ап. Павел, говоря о тех, кто не наследует царства небесного, о ворах, прелюбодеях, идолопоклонниках, ставит в один ряд с ними и злоречивых: Злоречивые царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).


Если мы даже внимательно и строго воздерживаемся от самых отвратительных ругательств, от самых гнилых слов, от осуждения ближних, от клеветы и сплетен, то все мы повинны в пустословии.

Мы пустословим всегда, всюду и везде.

А вот что говорит св. ап. Павел Тимофею: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания. Непотребного пустословия удаляйся (I Тим. 6, 20 и II Тим. 2, 16), т. е. запрещает ему даже присутствовать при всяком пустословии.


А что такое «прекословия лжеименного знания», от которого ап. Павел предписывает Тимофею удаляться?

Это те споры, которые так охотно ведут о всех священных предметах люди, считающие себя «авторитетами» в этих вопросах, считающие себя высокообразованными, которые, на самом деле, совершенно пусты в духовном отношении.


Празднословие и пустословие глубоко опустошают душу.

Мы тяжко вредим себе не только тогда, когда сами произносим слова гнилые и пустые, но и тогда, когда слушаем подобные слова, исходящие из чужих уст.

Много есть любителей послушать сплетни, клевету и наговоры на своих ближних, они так же повинны перед Богом, как и те, кого они слушают.


Воздерживаться от злых слов, пустословия, празднословия и приучить себя к молчанию — трудная задача.

Многие подвижники всю жизнь усиленно трудились, чтобы обуздать свой язык, строго следили за ним, всячески его удерживали, но часто он, как рыба из рук, ускользал из власти их, ибо язык скользок и чрезвычайно подвижен.

Многие совсем отказывались говорить и становились молчальниками.

А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, удержать его, отучить его болтать праздно, три года носил под языком камешек.

Видите, какое значение придавали слову святые, и нам надо брать с них пример.


Часто при чтении паремий звучат такие слова: Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается (Прит. 11, 11).

Что это значит? Как это может быть?

Это не преувеличение, а глубокая истина.

Сила слова человеческого огромна.

Оно способно оставлять глубокий, неизгладимый след в сердцах, оно созидает или разрушает, в зависимости от того, чем наполненною — любовью и добром или, напротив, враждой и злом.

Если благословение праведных распространяется над городом, если в сердца людей проникают их святые слова, то город возвышается, благосостояние духовное, а следовательно, и материальное, также растет и увеличивается.

Если же уста нечестивых оскверняют сердца окружающих людей, подобно смрадным испарениям, заражающим воздух, то вся духовная жизнь народа портится.

Такой город и в буквальном смысле может прийти в запустение.


Наша ответственность за всякое гнилое слово страшна и велика, ибо этими нечистыми словами мы отравляем не только себя, но и сердца и умы наших ближних.

На каждой Литургии Преждеосвященных Даров вы слышите святую песнь: «Да исправится молитва моя…»

С глубоким умилением внимаете вы словам:

«Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих».


Но у многих только этим умилением дело и ограничивается, они уходят из храма, и оно постепенно гаснет в них; они забывают о том, что нужно не только у Бога просить «положить хранение устом», но и самим всю жизнь стараться обуздывать нечестивый язык, в чем да поможет нам всем Господь и Бог наш Иисус Христос.

Аминь.



СЛОВО митрополита Антония Сурожского в 4-ю неделю Великого поста:


Мы сегодня совершаем память святого Иоанна Лествичника: святой Иоанн Лествичник так назван потому, что он оставил духовное руководство – “Лествицу” восхождения от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

    И вот на первой ступени этого восхождения святой Иоанн нам говорит: Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих...

    Вот где начинается наше спасение или завязывается узел нашей погибели.

Мы обо многом плачем: плачем об утратах своих, плачем об оскорблениях, которые нам наносят люди, плачем мы о болезни, плачем о различном, многообразном горе, которое встречается нам в течение жизни; и мы не видим, что болезнь, и горе, и страдание, и утрата – все они могут быть чисты и могут быть звеном, которое соединяет нас и с Богом, и с людьми.

    Но одно мы забываем: забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало.

А вместе с тем, это - единственное несчастье человеческой жизни.

Все остальное может быть чисто – грех темен; грех оскверняет, грех убивает человека, и не только его одного, даже не только его сообщников во грехе – убивает он человеческие и божеские отношения... Какой бы мы ни совершили грех, первое, чего мы ищем, чего мы хотим, это закрыться от Бога: Как бы Бог этого не знал!

Как бы Он этого не приметил, как бы Он это забыл!

    И когда мы говорим: “Как бы Он это простил”, мы так часто говорим это не из глубины раздирающей душу скорби о том, что мы разорвали отношения любви и веры, и дружбы, а потому, что случилось что-то, от чего нам страшно делается, от чего холодеет душа, потому что, когда мы станем перед Богом, нам будет стыдно и боязно...

    И грех нас отделяет от людей. О своем горе, об утрате, о несчастье можно сказать, можно поделиться ими с ближним, можно получить от ближнего поддержку, можно силу получить от взаимного доверия, от того, что мы делим друг со другом этот ужас земли.

Но грех нас от человека отделяет; он отделяет нас от тех, перед которыми было бы стыдно; он отделяет нас от тех, которые были сообщниками наших грехов, потому что они нам – живое и мучительное напоминание; и потому что мы знаем, что мы не только за себя, но друг за друга ответим на неумолимом суде правды и любви Господней.

    И вот грех убивает все в жизни – и меньше всего мы ощущаем его как смерть.

Плачем мы обо всем, сетуем обо всем, горюем обо всем, кроме как о том, что заживо умираем, что постепенно вокруг нас образуется непроходимое кольцо отчужденности и от грешника, и от праведника, и от Бога, что это кольцо не может разомкнуться даже любовью других, потому что нам тем более стыдно и страшно, чем больше нас любят...

Вот почему в самую основу нашего спасения, нашего покаяния Иоанн Лествичник ставит призыв к тому, чтобы мы плакали о своих грехах.

    Почему плакали?

Мы знаем из своего опыта, что только тогда мы можем заплакать, когда горе, или радость, или стыд, или ужас пронзят душу, как копье, что только когда доходит наше страдание до предела, вырываются из нас слезы...

До этого бывает раскаяние – и с этого надо начать: ужаснуться о том, что мы могли так поступить, что мы могли такими быть; а затем придет и покаяние, то есть тот решительный, беспощадный к себе оборот души, который ставит нас лицом к лицу перед Богом, повергает нас к Его ногам, учит нас просить исцеления, очищения, милости, прощения – и не себе только, но и жертвам нашей греховности.

    И потом, когда сознание наше доходит до такой остроты и глубины, что нам уже невыносима отчужденность от Бога, сознание совершенного нами духовного преступления убийства себя и другого – только тогда могут из наших глаз вырваться очищающие слезы.

Пока мы не умеем плакать о своих грехах, мы можем с уверенностью сказать, что мы их еще не осознали, что мы еще нечутки, что мы еще холодны, что мы еще во грехе.

    И вот грех убивает; он убивает нашу душу, делая ее нечуткой и черствой, он убивает отношения наши с Богом и с людьми; он убивает совесть нашу и жизнь в других, он убивает Христа на Кресте...

На прошлой неделе мы поклонялись Кресту, через малое время мы будем созерцать страсти Господни – вот что делает грех: он убивает.

И всегда невинного, всегда в жертву себе берет того, кто не заслужил этого страдания, этого унижения, этой боли...

    Подумайте, каждый, о своей жизни, о каждом грехе, вдумайтесь строго и беспощадно; и принесите Богу сначала раскаяние, потом – истинное, все растущее покаяние, пока не прорвется из сердца поток слез и мы не сможем сказать:

“Каюсь, Господи, поистине!” – и в этих слезах не омоемся от грехов своих.

Аминь.


ЛЕСТВИЦА В НЕБО


Нам Учитель оставил чудесную лествицу в небо, .

С Великим Законом в рай небесный сможем подняться.

В мир вернуться родной, где так долго не были,

после долгих блужданий в тумане будем домой возвращаться.


Истина, Доброта, Терпение - это Великий Закон Вселенной,

безгранично огромный, не измерить его глубину.

В этом мире людском преходящее всё - только этот Закон неизменный,

он от ада до рая тонкой ниточкой связь протянул.


Ад от рая порой только мысль лишь одна отделяет,

и, как лотос из грязного ила пробивается к свету, она

как цветок, расцветая, чистотой изначальной сияет,

паутинкой надежды может вытащить с самого дна.


Нам Учитель чудесную лествицу в небо оставил.

Только чистые сердцем смогут по ней подниматься -

светом Истины наполняться,

с Добротой и Терпеньем сливаться.





Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сказанная 23 марта 2012 года


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, писателя «Лествицы». В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием.

          Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать – грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться – это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы.

Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы», христианское возрастание и преуспеяние достигается через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.

          «Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, – по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

          Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей – веры, надежды и любви.

          Сделаем краткое обозрение жизни преподобного списателя.

Святой Иоанн Лествичник жил в VI веке. Он получил хорошее образование, но оставил мир и шестнадцати летним юношей вступил в Синайскую обитель, где на двадцатом году жизни был пострижен в монашество старцем Мартирием. Святой Иоанн прожил со своим старцем в полном послушании девятнадцать лет. Жизнеописатель преподобного Иоанна, раифский монах Даниил, говорит, что святой Иоанн, будучи шестнадцатилетним юношей, телом взошел на Синайскую гору, а душой – на гору небесную.

          По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился из общежития для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва, слезы, безмолвие, писание книг – вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, приобщения Святых Таин и беседы с отцами.

          После сорокалетнего жития в подвигах преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услышал от аввы Анастасия вопрос: «Откуда этот отрок и кто постриг его?» Мартирий отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Тогда сказал Анастасий: «Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского?»

          В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Савваиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену».

          Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь, и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал «Лествицу».

          Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой. А тем, кои не имеют «Лествицы» Иоанновой, постараемся пособить мы, показуя ее по временам и предлагая для общего употребления со священного амвона…


************


 Лестница, при кажущейся простоте, есть изобретение умное и говорящее о многом. Кроме постепенства, требуемого ею, лестница позволяет шаг за шагом взбираться на такую высоту, на какую никогда не запрыгнет и не залезет обычный человек. Даже старик, страдая одышкой и подолгу отдыхая на пролетах между этажами, со временем взбирается на значительную высоту, и это есть несомненный образ духовных трудов. Мы все всходили бы высоко, если бы потихоньку и постоянно двигались в правильном направлении.

          Не правда ли удивительно, что учиться многому можно у таких простых и повседневных вещей? Оказывается, что нося в себе неистребимый образ Создателя, человек и сам способен создавать вещи многозначительные.

Протоиерей Андрей Ткачев


Идём по лествице Небесной

Вперёд в желанные края!

А путь тот неприятный,тесный,

Но нас Архангелы хранят,.

Чтоб не упали со ступеней,

(А если уж упал,- вставай!)

Вперёд без суеты и лени,

А впереди - пресветлый рай!




Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,  и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,  и был еси светильник вселенней,  сияя чудесы, Иоанне, отче наш,  моли Христа Бога спастися душам нашим.


Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1

Плоды присноцветущия, от твоей книги принося учения, премудре,  услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе  верою чтущих тя.




В этот день в храмах читается отрывок из Евангелие от Марка, Глава 9,  стихи 17-31


17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.


Перейти к толкованию Евангелие от Марка, Глава 9,  стихи 17-31



12 апреля еще один день, когда празднуется память

Преподобного Иоанна Лествичника



Церковь почитает преподобного Иоанна Лествичника как великого подвижника и автора замечательного духовного творения “Лествица”. По названию своего труда Иоанн и получил свое наименование.

Сорок лет он жил в пустыне, в подвиге безмолвия, молитвы и покаяния. Позже в «Лествице» он напишет: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Когда старцу исполнилось семьдесят пять, его избрали игуменом Синайской обитель. Тогда-то по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанн и написал свой главный труд. «Лествица» – это руководство для восхождения к духовному совершенству, своеобразная лестница к Небесным вратам. Многие чтимые Церковью святые и праведники называли «Лествицу» лучшей книгой для спасения души.





Интересные страницы

Пасхальная лестница

Похвала Пресвятой Богородице

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Лазарева суббота

ПАСХА



Православная мозайка