Беседы с детьми о Рождестве

Подобные коротенькие беседы очень хорошо проводить за вечерним чаем в неспешной непринужденной обстановке. Можно и за ужином, когда собирается вся семья или в машине (во время поездки).


ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА И ИОСИФ ОБРУЧНИК.



ДЕВА МАРИЯ

В самом начале истории человечества, когда Бог прогонял из рая согрешивших Адама и Еву, Он пообещал, что пошлёт на землю Того, Кто победит зло и спасёт всех людей от смерти.

Господь не указал точно, когда это произойдёт, и Ева подумала, что Спасителя со временем родит она сама. Но получилось иначе: её первенец стал первым убийцей.


❓ Вспомните, как звали старшего сына Адама и Евы? Кого он убил? [Каин убил Авеля]


Большинство потомков Адама и Евы отошли от Бога, и только малая часть продолжала почитать Единого Бога. Эти верные Господу поколения передавали друг другу и Его обещание послать в мир Спасителя. Каждый в глубине души надеялся быть каким-либо образом причастным к этому чуду. Так что наличие в семье детей считалось Божьим благословением, а если детей не было – Божьим проклятием.


У благочестивых Иоакима и Анны из Назарета детей не было. Они прожили вместе долгую жизнь, очень любили и поддерживали друг друга. Жили они в относительном достатке, не бедствовали; Иоаким происходил из царского рода (Давида), а Анна из рода священников. Они дожили до старости и даже помыслить не могли, что станут родителями той самой Девы, которая родит в мир Спасителя.


Анна родила Дочь уже будучи бабушкой!

Это было такое чудо, которому дивились все соседи и родственники.


Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил большой праздник, на который пригласил священников и первосвященников. Когда Девочке исполнилось 3 года, родители посвятили её Богу: торжественно ввели во храм и оставили там жить и воспитываться.


ИОСИФ

Когда Марии исполнилось 14 лет, по законам того времени, она должна была вернуться в родительский дом или выйти замуж. Однако родители Марии к тому времени уже умерли, а замуж она выйти не могла, поскольку решила посвятить себя Богу.


Тогда священнослужители, после долгих дум, приняли решение найти для Марии обручника - человека, который заботился бы о ней. Оставалось решить - кто же именно им станет?


В храм были приглашены самые благочестивые старцы-вдовцы, каждый из них принес с собою посох. Эти посохи поставили во Святая Святых (особое священное место в храме) на ночь. Священники молились, чтобы Господь указал им, кого же выбрать в обручники для Марии.


Наутро ответ был всем ясен: когда священники вошли во Святая Святых, они увидели, что один из посохов расцвёл! Конечно, это было чудо Божие: мёртвая сухая палка зацвела живыми цветами! Это чудо все расценили как знак свыше. Вскоре узнали, что посох принадлежит благочестивому Иосифу, и выбрали его обручником для Марии.


Кто же был этот Иосиф?


Иосиф происходил из царского рода Давида. Он был праведным старцем (на момент обручения с Марией ему было уже около 80 лет).

Раньше он был женат, но его жена умерла, и у них осталось шестеро

детей – четверо сыновей (Иаков, Симон, Иуда, Иосия) и две дочери

(Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, – Марфа). После обручения

Мария стала жить в доме Иосифа.


Сначала Иосиф не знал, что ему суждено стать земным отцом Сына Божия. Об этом рассказал ангел, явившийся ему во сне. С самого рождения Богомладенца Иосиф полюбил Его, как собственного сына, и почитал, как Бога.


Согласно апокрифическим текстам, умер праведный старец тихо, без страданий, в возрасте примерно 110 лет



НАЗАРЕТ И ВИФЛЕЕМ.

Беседа с детьми 6-12 лет.


НАЗАРЕТ.

Во времена Спасителя Назарет был небольшим городом, по-нашему –

деревней, в которой проживало около 200 человек.


❓Иосиф и Мария происходили из царского рода царя Давида, почему они жили в таком захолустье?


По мнению современных ученых, примерно за 250 лет до Рождения Иисуса Христа в Назарет переселяется большая община евреев из Вавилона и Сирии, имеющих общее происхождение: все они – из рода Давидова. Они и составляли основную часть жителей Назарета.


Назаряне были образованными людьми, жили крестьянским трудом, многие были ремесленниками. Иосиф, например, был плотник. Это позволяло иметь семье достаточный заработок, чтобы ходить в Иерусалим на праздник Пасхи.


Долгое время Назарет оставался маленьким селением в силу географических причин: он находится посреди впадины, со всех сторон окружен холмами – не самое доступное место. С водой дело тоже обстояло не лучшим образом: ее брали из источника, который сегодня известен как колодец Марии.


Но самое главное, поселок находился вдали от больших дорог, люди не могли оказаться здесь проездом, только если им нужно было именно туда. Поэтому вплоть до середины XIX века Назарет оставался небольшой деревушкой.


В ХIХ в. Назаретом заинтересовались европейцы, как святым городом для христиан. Так постепенно поселение начало разрастаться и к 1875 году приобрело статус города. Сегодня в Назарете проживает 72500 человек.


ВИФЛЕЕМ

В переводе с иврита Вифлеем – «Дом хлеба». В окрестностях города были большие поля, где выращивали хлеб. Есть ещё одно название – «Город Давидов», поскольку здесь родился и был помазан на царство царь Давид (предок прав. Иосифа и Пресвятой Девы).


Вифлеем находился совсем рядом (пешком примерно 1,5 часа) с крупным Иерусалимом. Тогда это были два разных города, в ХХв. Вифлеем стал пригородом Иерусалима.


Сегодня главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину.


ПАСТУХИ.



Неподалёку от пещеры, где родился Спаситель на ночлег расположились несколько пастухов. Они развели костёр и грелись около него. В это время им явился ангел Божий и рассказал о том, что родился Спаситель и где Его найти. Тогда пастухи пошли и поклонились Ему. Они были самыми первыми на земле, кто поклонился Христу.


Бог доверил неграмотным пастухам весть о Рождении Христа самым первым. Они были прямодушны и чисты сердцем, поэтому сразу поверили ангелу, сразу смогли воспринять это чудо, не сомневаясь и не расспрашивая подробности.


Отношения между овцами и пастырем в Палестине отличаются от отношений в других странах. Во многих странах овец разводят главным образом на мясо, а в Палестине в основном ради шерсти. Поэтому там овцы проводят много лет со своим пастухом, получают от него имена, на которые и откликаются, когда он их зовет.


Пастух отвечал за своё стадо головой: в жару он должен был отыскать колодец, откуда мог бы брать воду для овец и коз. Часто ему приходилось защищать свое стадо от хищников, которые водились в диких местах (львы, медведи, шакалы и гиены). Для защиты от зверей он носил с собой тяжелую дубинку с шипами из острых камней. Была у него и кожаная праща, чтобы бросать в хищников камни.


На ночь пастух должен был найти безопасное место для своих овец. Часто он загонял их в какую-нибудь пещеру, (ВЕРТЕП) а сам ложился у входа, чтобы хищник не мог пробраться туда. Если пещер не было, приходилось

строить простой загон из камней и хвороста. В селениях бывали каменные овчарни с небольшой пристройкой для пастуха, охраняющего стадо.


Пастух проводил очень много времени с порученными ему овцами и знал кличку каждой из них. Он знал, какой семье принадлежит овца, и всегда мог вернуть ее владельцу.

Зимой, когда метель заносит стадо овец, животные обязательно разбегаются. Но если они видят стоящего пастуха, то окружают его стадом со всех сторон и стоят на месте. Стоит пастуху лечь на землю, чтобы укрыться от метели, как овцы побредут в разные стороны и погибнут от метели. Случалось так, что пастухи замерзали, стоя на ногах, пытаясь спасти овец. Когда же кончалась метель и на помощь приходили другие пастухи, они находили овец, стоящими плотно друг к другу, при этом никто из них не погиб, кроме пастуха.



ЧУДО ИЛИ РЕДКОЕ АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ?



Волхвы увидели звезду на востоке и пришли в Иерусалим. Какая же это была звезда?


Какова была природа звезды – это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила.


🌟Игнатий Богоносец, Ориген и Евсевий полагали, что это была особенная, нарочно созданная для этого случая, звезда; Иоанн Златоуст и Феофилакт считали ее разумной силой, явившейся в образе звезды.


🌟Астроном Кеплер доказывал, что виденная волхвами звезда была не что иное, как слияние планет - Юпитера и Сатурна. Слиянием или соединением планет астрономы называют такое их расположение на небе, когда наблюдателю с Земли они кажутся одним космическим телом, проще говоря, большой яркой звездой.

Со временем открытие Кеплера было забыто, а точнее, стало восприниматься исключительно с точки зрения истории астрономии. Однако в 1923 году немецкие ученые, расшифровывавшие вавилонские клинописные документы, обнаружили там упоминание о слиянии планет в начале нашей эры. Это открытие вновь пробудило интерес ученого мира к теории Кеплера. Ее решили проверить уже с современных позиций. И математические расчеты подтвердили: в первые годы первого века от Рождества Христова Юпитер и Сатурн действительно образовали соединение.

Итак, в год рождения Христа Юпитер и Сатурн соединились на небе в созвездии Рыб и показались волхвам одной звездой. Явление это было не только необычайным по самому своему существу, но и представляло поразительно блистательное зрелище на фоне ночного неба, и оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто только наблюдали за звездными явлениями, и, конечно, более всего тех, кто занимались астрономией, т. е. восточных мудрецов или волхвов.


🌟К слову, были и другие предположения: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. Это допускал Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин.


🌟Наконец, в наше время американские астрономы выдвинули ещё одну теорию. Они предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова.


Такие чисто астрономические объяснения необыкновенной звезды, явившейся волхвам, нисколько не подрывает чудесного значения самого путешествия волхвов в Иудею и поклонения их Младенцу Иисусу.


🌟Иоанн Златоуст дает такое объяснение цели путешествия волхвов, которое может вполне примирить противоположные мнения о самой звезде. «Волхвы знают, что Новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране отдаленной. Для чего же предпринимают такое путешествие, подвергаясь в этом деле великим опасностям? Они должны были знать, что когда придут в город, имеющий царя, и станут всенародно объявлять, что есть другой царь, кроме теперь там царствующего, то подвергнут себя тысяче смертей... И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, Младенца в пеленах и бедную Мать? Кому принесли дары? и для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому поклонялись прежде

восшествия на царский престол? Видишь ли, сколько открывается несообразностей, если судить о сем по ходу дел человеческих?»


🌟Отвечая на эти вопросы, Иоанн Златоуст говорит далее: «Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, то Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев; и они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков».


🌟Мы должны признать чудесное значение этого путешествия: Богу угодно было призвать к поклонению Христу первыми: в лице пастухов – не зараженных фарисейским лжеучением евреев и в лице волхвов – ученых язычников как лиц, наиболее способных уверовать во Христа, Сына Божия.

Руководимые Богом волхвы так были уверены, что Христос, Царь Иудейский, действительно родился, что не спрашивают, пришедши в Иерусалим, родился ли Царь Иудейский, а стараются только узнать, где родившийся Царь Иудейский? А такая уверенность не могла явиться от одного только созерцания невиданной раньше звезды и от знакомства с некоторыми пророчествами да преданиями иудейскими, если бы не была вдохновлена свыше».




Рождественские рассказы

Рождество Христово

Рождественские святки