Неделя о Закхее

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

(Евангелию от Луки, глава 19, стих 5)


Последнее Воскресенье перед подготовкой к Великому посту.

(Читается стих 1 по 10, из 19 главы Евангелия от Луки)

.


Период подготовки к Великому Посту начинается с воскресенья, называемого Неделей о Закхее. В этот день Постная Триодь еще не используется, но евангельское чтение о сборщике податей Закхее — уже готовит нас к Великому посту.



В Евангелии Недели о Закхее рассказывается, что в городе Иерихоне жил Закхей, начальник мытарей, человек богатый. Напоминаю, что мытари — это люди, которые собирали подать в пользу римского государства (евреи в то время были порабощенным народом, находились под властью римлян) да еще часть брали себе. По этой причине со стороны народа и со стороны народных вождей, фарисеев, они пользовались очень плохой репутацией. Даже общение с ними, а тем более с их начальником, воспринималось как недостойное, нечистое. С другой стороны, мытари всегда могли и донести властям, и сделать любую пакость. Поэтому Закхея воспринимали с ненавистью, страхом и одновременно с некоторым почтением.


И вот этот Закхей, который был, как говорится в Евангелии, маленького роста и не мог из-за толпы, встречавшей Иисуса, Его видеть, вдруг взял и залез на дерево. Если перенестись в то время, можно себе представить, как реагировали окружающие люди, особенно дети, — так же, как если бы сейчас какой-нибудь солидный человек, известный всем окружающим как начальник, залез на дерево. Наверное, крутили пальцем около виска, кто-то хихикал, кто-то смеялся, но Закхей в это время находился в состоянии такой благой одержимости, что его желание видеть Иисуса сделало совершенно ничтожным все, противоречившее этому. В этот момент он абсолютно не думал о том, какое производит впечатление на людей, на Самого Иисуса. Если мы всмотримся в самих себя, то обнаружим, что у нас такой любви, такого желания встречи с Богом нет, у нас они всегда сопровождаются разного рода оговорками. Когда человек несет подвиг Христа ради юродства или, вообще-то не считая себя Христа ради юродивым, ради любви к Богу совершает юродивые поступки, тогда он находится в чине Закхея. Когда начинается некоторый расчет и соизмерение: «А будет ли это удобно, а будет ли это прилично, а что обо мне скажут люди?» — значит, мы в эту меру Закхееву не пришли.


И когда Господь увидел Закхея, Он сказал: Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5), — и Закхей принял Его с радостью. Фарисеи, и не только фарисеи, роптали на Господа и говорили, что Он пришел в дом к грешному человеку.


А у Закхея покаяние продолжалось и углублялось. И он сказал: Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Здесь тоже речь идет о нас, о нашем выборе: копить свое или отдать нищим. Для этого не обязательно быть человеком богатым в плане денег. Каждый применительно к себе может подумать, в какой степени он дает то, что может давать, и в какой степени он замыкается на том, что имеет. Обратим внимание еще вот на что. Покаянные действия исходили исключительно от Закхея, но сила благодатного преображения была такова, что Господь сказал: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19, 9), — то есть всей, скажем в современных выражениях, домашней Церкви, которая через это пребывание Господа воистину стала Церковью спасаемой. И Господь заключает это словами: Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Это, если можно так выразиться, модель для наших взаимоотношений с Богом. Здесь достаточно ясно, что именно идет от Господа и как много зависит от человека, с какой готовностью он на это Мне сегодня надо быть в твоем доме отзовется. А перед этим у Закхея была самоотверженная решимость увидеть Господа. В духовной жизни мы часто ставим себе пределы и этим отличаемся от святых, которые своей решимостью снискали истинное членство в Теле Христовом. А Закхей сначала проявил «крутую» решимость и откликнулся на слова Господа. И после этих его действий пришла благодать, а дальше он опять действовал сам. Вот как много зависит от человека.

Протоиерей Александр Геронимус



«Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10)


Слово в неделю о Закхее святителя Игнатия (Брянчанинова)


Возлюбленные братия! Эти, исполненные милосердия слова, слышанные нами сегодня в Евангелии, сказаны вочеловечившимся Богом о грешнике, которого праведный суд Божий нарек погибшим, который взыскан силою и благодатью искупления, внесен и вписан ею в число спасенных.


Грешник – Закхей был мытарем и старейшиною мытарей. Он имел значительное богатство, как упоминает о том Евангелие, намекая этим на средства, которыми приобретено богатство. Мытарями назывались сборщики податей. Соблазнительны деньги! Блеск золота и серебра очаровывает очи Адамова потомка, зараженные греховностью, и где вращаются деньги, туда редко-редко не вкрадывается злоупотребление. Мытари, по большей части, вдавались в лихоимство. Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокупления их является расположение к придирчивости, привязывающейся, под предлогом неупустительного исполнения законов, ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними. По такому характеру своему мытари служили предметом ужаса для народа, предметом презрения для людей нравственных. Закхей был старейшиною мытарей: злоупотребления его имели больший размер, нежели злоупотребления подчиненных его. Не без причины упомянуто, что он был богат! Обогатился он неправдами; грехом его было лихоимство; душевным недугом его было корыстолюбие и происходящие от корыстолюбия немилосердие, бессострадательность к человечеству. По тяжким согрешениям, по преступному настроению души Закхей назван погибшим. Не легкомысленный, часто ошибочный суд человеческий признал его погибшим – определение изрек о нем Бог. Закхей сделался закоренелым грешником: чтобы накопить богатство злоупотреблениями, нужно продолжительное время и постоянство в образе действования.

Причина греховной жизни Закхея заключается в том, в чем заключается и ныне причина греховной жизни многих: в последовании общепринятому обычаю поведения и в незнании или знании самом поверхностном Закона Божия. Обыкновенно мытари увлекались пороком любостяжания, увлекался им и Закхей. Большинство народонаселения Иудеи, современного Христу, было занято почти единственно своим земным положением, стремилось к вещественному развитию и земному преуспеянию. Тогда Закон Божий изучался наиболее только по букве; богослужение отправлялось наиболее для удовлетворения обрядовому установлению; добродетели совершались поверхностно, холодно, более в видах подействовать на общественное мнение. Этим довольствовался и Закхей. Он жил, как жили все. И ныне часто слышится: «я живу, как живут все». Тщетное оправдание, утешение обманчивое! Иное возвещается и завещается словом Божиим. «Внидите, – говорит Оно, – узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 13-14). Узкие врата – тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям.

В то время как Закхей проводил жизнь по обычаю враждебного Богу мира и устроил для себя, по мудрованию и выражению мира, положение обеспеченное, не лишенное значения и блеска, а в духовном отношении был погибшим грешником, уже обреченным на вечное томление в темницах ада, в это время Спаситель мира совершал свое странствование по земле, в уделе двенадцати колен израильских. Закхей возгорелся желанием увидеть Господа, доказал искренность желания действиями. Произволение его принято сердцеведцем Господом, и Господь благоволил посетить Закхея в его доме. Объяла радость грешника, когда он увидел пришедшим к себе Господа, и омерзели грешнику грехи его, отторгнулось сердце его от любви к плоду греховной жизни, к тленному богатству. Став пред Господом сердцеведцем, Закхей сказал: «Се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого ним обидех, возвращу четверицею» (Лк. 19, 8) . В этом обете заключается сознание греха, покаяние и исправление, соединенные с величайшим самоотвержением. Закхей сознается в лихоимстве и решается загладить угнетение ближних обильным вознаграждением; Закхей сознается в корыстолюбии и решается очистить, освятить свое имущество и свое сердце обильным раздаянием милостыни. Покаяние Закхея немедленно приемлется Господом. О том грешнике, который за несколько минут пред сим принадлежал к числу отверженных и погибших, Господь возвещает: «Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть» (Лк. 19, 9). Закхей был потомком Авраама по плоти; но по суду Божию только при посредстве добродетели усыновляется Аврааму. Под словом «дом» можно разуметь душу Закхея, в которую взошло спасение вслед за покаянием, очистившим эту душу от греха; могло это слово Господа отнестись к семейству Закхея, которое, по примеру своего главы, с подобным ему самоотвержением, как это часто бывает, вступило в истинное богопознание и в жительство богоугодное.

Все, увидевшие, что Господь посетил дом Закхея, возроптали, признавая для Господа неприличным, унизительным посещение такого грешника, каким считался по общественному мнению Закхей. Непонятным было и пребывает непонятным для плотских умов таинство искупления, которое с одинаковою силою и удобством врачует все человеческие грехи, и большие и малые, извлекает грешников из всякой погибельной пропасти, как бы ни глубока была пропасть. Для такого изумительного действия оно требует от человека веры в Искупителя и искреннего покаяния. Роптали роптавшие оттого, что не понимали; не понимали оттого, что пред очами их совершалось дело Божие, непостижимое для человеческого разума, не озаренного благодатью. Объясняя непостижимое и открывая необъятную силу искупления, Господь сказал: «Прииде сын человеческий взыскати и спасти погибшаго», принявши на Себя человечество, не взысканный и не призванный человеками, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел «взыскать и спасти» род человеческий, погибший по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел «взыскать и спасти» каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога.

Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее врачевание, которое предлагается всемогущим врачом, Богом. Бог-Сын называет Себя «Сыном человеческим», потому что Он принял человечество и обращался между человеками, ничем не отличаясь от них по наружности. Это – следствие бесконечной божественной любви, неизреченного божественного смирения. «Сын человеческий» – скажем по обычаю человеческому – имел право прощать все грехи человекам как принесший Себя, всесовершенного Бога, в искупительную жертву за человечество и уничтоживший все грехи человеков, и малозначительные и многозначащие, необъятным, безмерным значением искупительной цены. Суд «Сына человеческого» над человеками, как видим в Евангелии, совсем иной, нежели прочих человеков, судящих о ближних из собственной, отринутой Богом и поврежденной грехом праведности. Всех грешников, принявших искупление при посредстве покаяния и веры, Спаситель оправдал, хотя человеки и осуждали; напротив того, всех, отвергших искупление чрез отвержение покаяния и веры, осудил, хотя человеки признавали их праведными, достойными и уважения и наград.

В евангельском зеркале сегодня видели мы грешника, увлеченного страстью любостяжания, работавшего этой страсти неправильными поборами и многообразною обидою ближних; видели этого грешника, осужденного человеками, оправданного Богом за его веру и истинное покаяние. Утешительное, ободрительное зрелище! И доселе Спаситель, по неложному обещанию Своему, пребывает между нами; и доселе Он врачует души, изъязвленные грехами; и доселе не мимоидуще Его Божественное определение: «Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго». Аминь.




Слово митрополита Антония Сурожского в Неделю о Закхее.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Сегодня мы вспоминаем рассказ о Закхее, о богатом, знатном человеке, жившем в малом городке, где все его знали. Он тоже хотел увидеть Христа, и у него глаза были, только он был так мал ростом, что в толпе ему было невозможно Христа увидеть даже издали. И тогда он сделал нечто, что является просто героизмом: перед лицом всех своих сограждан, которые его знали, которые его почитали, которые, порой, может быть, трепетали перед ним, он вдруг, как мальчишка, взлез на дерево, чтобы только увидеть Христа. Нужда в этой встрече была в нем такова, что он победил в себе тщеславие, то есть желание, чтобы люди к нему относились с уважением, с почтением. Ему вдруг стало безразлично: пусть смеются надо мной, пусть освистывают меня, но без того, чтобы увидеть Христа, я дальше жить не могу. Что его привело к этому - нам не сказано, но нам сказано, что Христос, Который сердцеведец, Который знает, чту в каждом человеке, остановился, его призвал и пришел к нему в дом.


И тогда случилось именно то, чего не ожидал, может быть, даже Закхей. Христос, став перед ним, проявив Свою любовь и милосердие, так потряс его душу, что Закхей Ему сказал: я был неправедным человеком, а теперь я хочу выправить всю свою жизнь; я отдам четверицей тем, кого я ограбил, обездолил... И Христос ему сказал: спасение пришло в твой дом.


Здесь две вещи нам надо вспомнить. Во-первых, есть ли в нас такое желание встретить Христа? Или мы только надеемся, что, да, встретим, когда придет время, а пока как-нибудь и без Него обойдется... Я думаю, что многие из нас в течение долгих лет жизни так живут.


И второе: готов ли я ради встречи со Христом, ради того, чтобы стать Его учеником, оказаться предметом насмешки, чтобы люди надо мной глумились, чтобы отвернулись от меня те, которые меня уважали или кто трепетал передо мной?


И вот тут нам надо собрать много сил, потому что Бога мы только на словах боимся. Мы надеемся на Его милосердие, на прощение, надеемся, что придет время, когда всё между нами станет в порядке. Но тщеславие нас держит, тщеславие делает нас рабами людей, которые нас окружают: что они о нас подумают, что они сделают, кем я для них буду после того, как я стану верующим или просто порядочным человеком?! Когда вдруг люди увидят по разнице в моей жизни, что я был недостойным гражданином, недостойным христианином, недостойным мужем, недостойной женой, недостойным братом, недостойным другом! По разнице поведения вдруг меня обвинят; готов ли я на это?


Мы, может быть, на словах скажем: да, готов; а на самом деле, как страшно, когда вокруг тебя становится пусто и раздается смех: так вот какой он!


Подумаем над этим: каждый из нас несет в себе слепоту, безнадежность, отчаяние, крик к Богу, и потом усталость: «стоит ли кричать?» «Бог всё равно не отзывается». Нет, до конца надо взывать, и придет Христос.


И мы должны также помнить, что мы должны победить в себе всякую долю тщеславия, что не люди нам судьи, а совесть наша. Кто я перед моей совестью? Достоин ли я или недостоин того, что обо мне думают люди? Есть место у святителя Тихона, Задонского, он пишет молодому священнику, который ему говорит: не знаю, что делать! Я сознаю, что я недостоин - а меня люди хвалят; я им говорю о себе, и они только больше хвалят, говорят, какой я смиренный, чуть ли не святой... И Тихон ему отвечает: не делай этого, принимай все их похвалы и попробуй стать тем человеком, которого они в тебе видят. От их похвал не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя всё равно нет, они прибавят еще смирение, о котором ты и понятия не имеешь...


Подумаем об этом, и научимся из этих двух случаев тому, как начать наш путь в сторону Великого Поста. На будущей неделе будем поминать мытаря и фарисея, дальше - блудного сына, и от каждого из них мы должны научиться чему-то, чтобы, когда придет Страстная седмица, нам в нее войти, уже не думая о себе, а думая только о том, как Христос совершает Свой крестный путь, куда Он идет, и ради

чего, - нет! - ради кого: менягрешного. Аминь.




Слово в Неделю о Закхее игумена Никона (Воробьева).


Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю, о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего (Лк. 19:10).


Все вы читаете Евангелие и подумайте, что значит: «взыскать и спасти погибшего»? Каждому бросается в глаза страшное слово – «погибшего». Кого оно означает? Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который вместе со всеми учениками несколько лет ходил и общался с Господом Иисусом Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Продал своего Учителя за деньги и погиб. Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести.

Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, потому что на улицах останавливались и молились, когда хотели дать нищим милостыню, то не тайно это делали, как Господь требует, а звонили или трубили в рожок, чтобы нищие видели и собрались к ним, сбегаясь со всех сторон, так что народ начинал смотреть, и тогда они величественно раздавали милостыню?


Так показали себя эти благочестивые фарисеи, священники и богословы. Они явно погибали. Спасет их Господь? Он еще до распятия Своего говорил им: «Змии, порождения ехидновы, не избежите вы гнева грядущего» (Мф. 23:33). Господь их не спас, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой явившемуся в деяниях Христовых. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад Твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38), – вот приговор Спасителя еврейскому народу, не пожелавшему спасения.


И много раз вы слышали, что случилось с этим народом, с Иерусалимом, как он погиб, как все было разрушено, разрушен был храм, а потом даже и само место города было распахано. Господь не спас их, ибо Он пришел взыскать и спасти тех погибших, которые с сокрушением сердечным сознают свою гибель, которые понимают, что они далеки от Господа, что они грехами своими оскорбляют Господа каждый день, каждый час, каждую минуту.


Если человек осознает это свое ужасное состояние, осознает, что он гибнет, что он недостоин обратиться к Господу, что он не христианин, не последователь Господа, а враг Божий, так как постоянно нарушает волю Божию, заповеди Божии (ибо как я могу сказать, что я верую в Господа, когда я не верю Его словам и не хочу с ними считаться), если человек осознает все это и припадет ко Господу, дома на молитве, в уголке своем поплачет пред Господом: «Господи, видишь мои согрешения, считаю себя христианином, но каждый день, каждую минуту оскорбляю Тебя, делаю наперекор всем Твоим повелениям, Твоим заповедям; Господи сознаю, что я погибаю, будь милостив, спаси меня, нет у меня надежды на свои дела», – когда так припадает человек к Господу, от всего сердца со слезами обвиняя во всем себя, а не других, – тогда он окажется в числе тех погибающих, которых пришел спасти Господь. Всех тех, которые сознают себя погибающими, тех, которые каются пред Господом, которые не скрывают, а, напротив, открывают самих себя, все свои мерзости, все свои гадости Господу, плачут о них, их пришел Господь спасти.


Вот почему Спаситель и говорит фарисеям и всем мнимым праведникам, то есть тем, которые считают себя праведниками: «мытари, грешники, любодейцы предваряют вас», т.е. раньше вас войдут в Царствие Божие, потому что они видели свои грехи и каялись в них.


Мытари, например, видели, что они брали больше, чем требовалось законом, видели, что они обманывали народ, и когда сознавали это, то плакали о своих грехах, как в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14) или как мытарь Закхей (Лк. 19:2–10). Любодейцы также не могли не видеть, что они грешат, и они восплакали пред Господом. Грешница обливала ноги Его своими слезами, умоляя Спасителя о прощении, и Господь простил ее.


Мнимые же праведники, которые надеялись на свои дела, добрые только по наружности, а внутри испорченные то тщеславием, то расчетом, то лицемерием и лукавством – были осуждены и отвергнуты Спасителем. Так были погибающие, как Иуда, и целые города: Иерусалим, Вифсаида, Хоразин, Капернаум, – затем фарисеи, заживо осужденные Господом, как не раскаявшиеся. Они не получили спасения. Господь, пришел взыскать и спасти тех погибающих, которые сознали свою гибель, которые никогда не старались казаться пред людьми хорошими, сознавали свои грехи, плакали пред Господом, умоляли Его, чтобы Он простил их.


Если и мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи и спас нас, то мы также не должны выставлять себя праведниками, а должны дома в уголке просмотреть себя, свою жизнь, поплакать пред Господом, и не раз, и не два, а, если возможно, каждый день умолять Господа: Господи, я погибаю, потому что я не верю Тебе, спаси меня...




Воскресное Евангелие


От Иоанна святое благовествование глава 21, стихи 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь

Перейти к толкованию к Евангелию от Иоанна, глава 21, стихи 15-25 


От Луки святое благовествование глава 19, стихи 1-10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Перейти к толкованию к Евангелию от Луки, глава 19, стихи 1-10



От Луки святое благовествование глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Перейти к толкованию к Евангелию от Луки, глава 6, стихи 17-23



"ЗАКХЕЙ"

(по книге Кучерской М.А. "Евангельские рассказы для детей").


Жил один человек. Ростом он был с мальчишку. Зато скопил много денег. И ради денег часто обманывал людей. Никто не любил его. Никто не ходил к нему в гости. Все называли его жадиной и мытарем. А вообще-то его звали Закхей. Он жил в городе Иерихоне.


Однажды Иисус Христос проходил по Иерихону. Собрались целые толпы. Дети залезали на деревья и на крыши, чтобы получше разглядеть Его. Стоял страшный шум.


Закхей тоже очень хотел посмотреть на Спасителя. Он прыгал, толкался, вставал на носочки, но все равно ничего не видел. Он ведь был маленьким.


Тогда этот коротенький человечек вскарабкался на дерево, уселся на толстую ветку и стал смотреть, что будет делать Учитель. Сверху все было отлично видно. Люди засмеялись – смотрите, Закхей, как глупый ребенок, залез на дерево! Иисус тоже заметил Закхея, улыбнулся и сказал:


– Спускайся скорее. Сейчас Я приду к тебе в гости!


Закхей обрадовался! Он побежал домой и поставил на стол лучшее угощение. Вскоре Господь пришел к нему. Закхею показалось, что это солнце заглянуло в его дом. И не знал, чем еще порадовать своего удивительного Гостя. И вдруг он догадался.


– Господи, – сказал Закхей. – Зачем мне столько денег? Половину я отдам нищим! А тем, кого обманул, отдам гораздо больше, чем взял у них.


Так он и сделал. С тех пор никто не называл его больше жадным. И многие приходили теперь к нему в гости.


"ЛЕСТНИЦА НА НЕБО"

(по книге Бориса Ганаго "Детям о молитве").


Народ стоял живой стеной, а Закхей был маленького роста. Как он ни подпрыгивал, ему не удавалось увидеть проходящего рядом Бога. Тогда Закхей стал искать какую-нибудь ступеньку или лесенку, желая чуть-чуть подняться над землей и хотя бы взглянуть на Того, Кто творит чудеса. Заметив стоящее дерево, он взобрался на него и не только увидел Богочеловека, но и Сам Господь, взглянув, обратился к нему так, будто знал его всегда:


-Закхей, сегодня Я приду к тебе.


Каждый человек может подняться над земной суетой, чтобы встретить Христа. И ступенькой к Богу служит молитва. Особенно молитва совместная.


В Константинополе началось страшное землетрясение. Земля содрогалась, дома рушились. Испуганные люди сбежались на площадь и слились, молясь, в единую душу. Их мольба была так сильна, что один мальчик на глазах у всего народа взлетел на небо.


Земля сотрясалась, а люди молились. И вот мальчик опустился на землю. В ответ на расспросы он рассказал, что слышал, как светлые ангелы пели:


— Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.

Народ подхватил ангельские слова и добавил к ним:

— Помилуй нас!

И Господь помиловал: землетрясение прекратилось.

Это произошло в давние времена. Но и теперь нас сотрясают бесчисленные беды, перед нами разверзаются невидимые пропасти.


Наша душа рвётся к небесам. Господь дал нам лестницу на небо — Церковь святую. В ней мы молимся вместе с ангелами и приближаемся к Богу.


Однажды батюшка Дмитрий Дудко и его сын подошли к сельскому храму и услышали поющий хор. Обошли вокруг. Все двери заколочены. В храме никого, а служба идёт, ангельские слова звучат.


Воистину, Церковь — дом Божий, дом молитвы, прибежище людей, услышавших зов Христа. Здесь не только мы приходим к Богу, но и Бог приходит к нам.



Интересные страницы:

 Неделя о мытаре и фарисее.

Неделя о блудном сыне.

Неделя о Страшном Суде.

Масленица

Прощёное воскресенье