Неделя о блудном сыне.

 ВТОРАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ перед Великим постом.


В этот воскресный день вспоминается притча о блудном сыне, получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и промотавший все свое имение, вернулся с покаянием к своему любимому Отцу. Отец с распростертыми объятиями встречает сына и принимает его в свой дом.

Притча учит доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Таким образом блудный сын - это духовный образ каждого. кто отстал от Веры, погряз  в  греховности 

Эта притча есть образ покаяния любого христианина, который подобно блудному сыну растрачивает свою жизнь на греховные страсти и удовольствия. Однако, Отец небесный всегда готов принять покаяние и обращение каждого человека, когда тому надоест валяться в грязи и питаться со свиньями.


...согреших перед Тобою, Отче щедрый. прими меня кающегося...



Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне.


В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях.


УТЕШИТЕЛЬНАЯ ПРИТЧА о МИЛОСЕРДИИ БОЖЬЕМ...


Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.


Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов.

Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.


Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью.

Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» – Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями.

Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.


В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник.

На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога.

Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.


Когда человек грешит, то он умирает духовно.

Он вроде бы ходит, о чем то думает, говорит, но пока он к Отцу не вернётся он живой труп.

Потому что смерть души это отлучение души от Бога.

Начинает человек грешить, отходить от Господа и погружается в смерть .

Смерть тела это отлучения души от тела.

Плоть это одежда.

Душа снимает одежду и идёт к Богу.

А вот когда душа от Бога скроется, забудет Бога, то начинается смерть души.

Господь дал нам православным благодать покаяния, это единственный источник радости, который есть у человека.

Подвигов от нас Господь не ждёт, нам оставлено покаяние на примере этого блудного сына.


На сегодняшний день люди не видят в себе грехов, а Господь не забирает их жизни, а ждёт от них покаяния.

Он смотрит в сторону заблудшего ребенка как этот старенький папа из Евангелии и переживает за него.

Глядит идёт один грешник к нему на покаяния и Бог бежит к нему на встречу.

Бежит Бог забывая свое божественное достоинство, для того что бы простить его, обнять, одеть, обуть и накормить.

И мы сначала не знали Бога, потом узнали Его.

Это был первый приход в тёплые обьятия отца.


Потом мы опять могли заблудиться и отойти.

Очерстветь, охаметь, мы же не знаем что завтра будет и можем впасть в грех.

Но каждый раз мы возвращаемся , а Отец наш неизменен в любви и нет того греха, который бы не утонул в море милосердия Божия.

И стыдно нам часто что мы не достойны любви Бога и нет в нас такой верности к Богу.

Притча учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию.

Таким образом, блудный сын — это условных образ каждого, кто отстал от веры, погряз в греховности.

Многие из нас это блудные сыновья и дочери.

Они расточили свои годы жизни безцельно.

Жизнь протекает как вода сквозь пальцы.

Многие нужные вещи не сделаны.

Когда мы будем умирать и пройдем границы видимого и не видимого, то с острой болью поймём как много мы сделали ненужного в жизни.

А нужного не сделал.


Эта притча очень утешительна.

Через теплые, семейные образы она нас призывает вернуться к Богу и не уходить от Него.

И жить по заповедям Господним. Если жить по заповелям Господним, то человек обретает спасения.

А если еще и жить по заповедям

блаженства, которое Христос нам дал через Евангелие, то человек не только спасается но и получает венец от Бога.



ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ...


Жил человек, двух сыновей имел,

Они все дружно в отчем доме жили,

Вдруг младший отделиться захотел...

И всё имущество на части разделили.


А по прошествии немногих дней

Сын младший вышел, дверь закрыв родную....

Взяв свою долю, удалился с ней,

Пошёл в страну далёкую, чужую....


Там жил распутно он, привольно жил,

Гулял направо и гулял налево,

И быстро всё именье расточил,

Он делал всё, чего душа хотела.


Всё быстро промотав, он обеднел...

А в той стране год наступил голодный.

И житель той страны его позвал

Пасти свиней на почве плодородной.


И младший сын к нему пойти был рад,

Был рад наполнить свой живот рожками,

Что ели свиньи каждый день подряд,

Он с ними ел и жил между стадами...


Придя ж в себя, однажды он сказал: -

Там у отца наёмники все сыты...,

А я своё именье промотал,

Голодный, ем с свинячьего корыта!


Сейчас я встану и к отцу пойду,

Скажу ему: - О, сжалься надо мною!

Грешил пред небом на свою беду,

Отец, о как я грешен пред тобою!


Я не достоин сыном быть твоим,

Пусти меня в наёмники, о, отче....

Он знал, что так виновен перед ним,

Что вряд ли видеть он его захочет.


Встал, отряхнулся и пошёл домой...

И, был ещё от дома он далёко....

Отец его увидел! Сын родной!

Родительское сердце не жестоко!


Отец навстречу к сыну побежал...

Обняв, расцеловал его, родного...

О, мой сынок, о, как тебя я ждал!

И крепко обнимал его, меньшого!


О, отче! Молвил сын ему в слезах,

Пред небом я виновен, пред тобою!

И было покаяние в глазах....

Я не достоин рядом быть с тобою!

В ответ отец сказал рабам своим:

Одежды дайте лучшие на свете,

Обуйте, чтобы не стоял босым,

И перстень на руку ему оденьте!


И заколите лучшего телёнка,

Мы будем есть его и веселиться!...

Шёл пир горой и пели песни звонко

Всем дали лучшего вина напиться.


Вы слышите, вот мой любимый сын.

Был мёртв и ожил! Снова возвратился!

Стою здесь радостный я рядом с ним!

И пил народ, и ел, и веселился!


А старший сын его на поле был

С работы поздно к дому возвращался...

Услышал песни и слугу спросил: -

Что здесь за праздник в доме разыгрался?


Слуга ответил: - Твой вернулся брат,

И рад отце, телёнка закололи....

И рассердился он, пошёл назад,

Обратно на распаханное поле....


Отец же выйдя, звал его домой...

Но сын сказал: - Отец, ну почему

Я столько лет живу вот здесь с тобой,

Служу тебе, приучен ко всему...


Послушен, коз пасу, не сплю ночами,

А ты не дал ни разу мне за труд

Козлёнка даже погулять с друзьями,

А он пришёл и веселится тут!


Отец ему ответил: - Ты сын мой

Всегда здесь радом, добрый и послушный,

Порадуйся сейчас, сынок со мной,

И что скажу внимательно послушай.


Твой брат был мёртв, и ожил, как я рад!

Что с нами он, помилованный мною,

Он пропадал, но твой вернулся брат

И вот мой блудный сын передо мною!


Пойдём, сынок и сядем за столом.

Прости его и с доброю душою

Прими без осужденья в отчий дом!

Как счастлив я, что оба вы со мною!


Мы все, любимые своим Отцом

Блуждаем здесь опасною дорогой....

А Он нас ждёт, когда к Нему придём,

К Родному Дому, к Божьему чертогу!


Галина Пятисотских




ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ...


Что значит эта в общем-то обыденная человеческая история, если бы речь в ней не шла о непостижимой премудрости Божественной любви, которой блудный сын был побежден.


Он обрел самую великую радость, и эта радость едина с радостью его Отца Небесного и всех ангелов.

«Сказываю вам, — говорит Христос, — что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).


Вы можете представить себе праведников, которые уже не имеют нужды в милосердии Божием?

Таким представляется нам старший брат, который при виде бесконечной доброты своего отца исполнился горечи и зависти.

Потому что и он еще не познал любви.

Он удовлетворялся исполнением правила, он знал свои обязанности, а также права, не требуя большего.

В нем совершенно не осталось места для дара, для любви.

И его тоже подстерегает неожиданность: он забывает о своей особенной радости — быть всегда рядом с отцом и иметь с ним все общее.

Ему тоже предстоит печальный уход от своего блудного брата и торжественного пира по случаю его возвращения, который так мучительно жжет его, чтобы и он, старший сын, в свой черед начал учиться истинной любви.


Высокое достоинство старшего сына определено в притче словами самого отца, который говорит ему:

«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое».

Сам сын добавляет о себе, что уже много лет служит отцу и никогда не преступал его приказаний.

Однако при этом мы видим, что он не разделяет радости отца о возвращении младшего брата.


Неспособность разделить с отцом радость о возвращении брата явилась здесь следствием потери старшим братом другой радости – радости жизни рядом с отцом.

То, что младший сейчас обрел и отчего счастлив, старший уже потерял, и потому счастье брата вызывает у него раздражение, быть может до конца и не осознаваемое им самим.

Раньше он сам жил этой радостью рядом с отцом в его доме.

Он прекрасно понимал и, главное, чувствовал, что все принадлежащее отцу принадлежит вместе и ему, потому что отец любит его и он любит отца.

Поэтому раньше не возникало и мысли о каком-то отдельном козленке: он разделял свою трапезу лишь с любимым отцом и был вполне благополучен.

Однако со временем все поменялось.

То единство с отцом, которым они раньше жили, по каким-то причинам ослабло, и вместе с тем незаметно ушла и та радость, которая прежде была неизменным спутником его пребывания рядом с отцом.

Он постепенно потерял ту способность любить, которая так отличала его отца, а значит, была свойственна и ему.

Его стало тяготить соседство отца, а скорбь о потере брата сменилась в нем озлоблением и тайной завистью об оторванном наследстве.


Старший сын – образ человека, который «оставил первую любовь свою» (Откр. 2: 4).

Период неофитства – период «мощных крыльев» и «высокого полета», – когда человек может часами с любовью взирать на икону Спасителя, а продолжительная всенощная пролетает «за одну минуту», этот период неизбежно заканчивается, и человек «опускается на землю», чтобы уже в поте лица снискать себе хлеб духовный. Бог не оставляет человека, нет.

Но подобно старшему сыну, «отправляет его в поле», чтобы трудом он стяжал то, что прежде получал даром.

Отправляет его не с пустыми руками, а дает и орудия: опыт той Отчей любви, которую он уже вкусил, и радость общения с Ним, которая способна усладить всякую горечь труда.


Старший брат потеряв сокровище – радость единства с отцом, постепенно потерял вместе с единством и подобие отцу.

А потому радость, которой радовался отец по возвращении младшего сына, была ему вполне чужда, как, впрочем, и вообще способность радоваться с радующимся.

И причина у старшего брата из притчи - недоверие искренности возвращающегося в дом Отчий, незаконное присвоение себе в нем особого статуса и проистекающего из него права на осуждение и, разумеется, зависть.


Христианство – религия радости.

Эта хрестоматийная истина говорит, прежде всего, о том, что источником настоящей радости для человека является Бог, Который радостотворит душу христианина ощущением Своего присутствия рядом и откровением Своего участия во всех обстоятельствах его жизни.

Это та радость, которую никто не может отнять у христианина насильно, но которой христианин вполне может лишить себя сам.

Испытавший и научившийся жить с этой радостью человек со временем обучается радоваться подобно своему Отцу, то есть делиться своей радостью со всеми окружающими его.

Но кто лишился этой радости и не спешит встать на путь ее возвращения, тот обрекает себя на бесплодный труд в погоне за ложными ценностями.

Подобно старшему брату из причти, будет трудиться в поле, мечтая о козленке.


Нет иной возможности для нашего Отца Небесного научить нас понимать, что Его Божественная радость заключается в том, чтобы найти погибшее.

Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь, отвечаем ли на нее подлинным покаянием, исполняемся ли решимости так жить, чтобы вся жизнь наша была возвращением к Богу?


Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.




Под небом блаженным родимой земли

В обители отчей два сына росли.

Счастливо и весело мчались их годы,

Но меньшего сердце взалкало свободы.

И стал он просить у отца своего

Имения часть уделить для него.

Немедля, когда свою часть получил,

Ушел на чужбину и лихо запил.

С плохими друзьями на шумных пирушках

Он все промотал до последней полушки.

И, чтобы на хлеб не просить у людей,

Нанялся на поле пасти он свиней.

И с голоду рад был, от взоров тайком,

Наполнить утробу в корыте свином.

Придя же в себя, чуть живой и голодный,

Он вспомнил об отчих полях плодородных.

И так он помыслил: «Всему есть конец!

Простить меня может мой добрый отец».

Поднявшись, пошел он знакомой тропой,

Скорбя сокрушенной, усталой душой.

Как только поднялся на холм из оврага,

С порога отец увидал бедолагу.

И вышел навстречу, и к сыну припал,

И, радуясь, плача, его целовал.

И сын на колени упал пред отцом,

Родителю в ноги уткнувшись лицом:

«Я грешен, отец, пред тобою и небом,

Быть сыном твоим недостойно отребье,

Я денно и нощно крушусь о былом, —

Причисли к наемникам в доме твоем».

Тут слугам отец повеленье дает

И в дом обретенного сына ведет:

«Вы на ноги обувь и перстень несите

И лучшей одеждой его облеките,

Тельца заколите в сыновнюю честь,

И будем теперь веселиться и есть».

В то время дорогой с работы дневной

Другой его сын возвращался домой.

Услышал он в доме родном ликованье,

Застольные песни и арфы звучанье.

В недоумении стал на лугу

И знаками вызвал из дома слугу:

«Скажи мне, пока я на поле косил,

Какой это праздник отец учредил?» —

«Твой брат возвратился. — слуга отвечает,

И видишь, отец его пиром встречает».

И вышел родитель, и сына зовет,

Но старший разгневан и в дом не идет:

«Отец, я на поле и сеял, и жал,

И все повеленья твои исполнял,

Но мне и друзьям ты не дал и козленка,

А сыну-бродяге испек ты теленка!»

Отец отвечает: «Мой сын дорогой!

Всегда ты со мной и весь дом этот — твой.

Ты видишь, возносится жертвенный дым,

Твой брат возвратился из ада живым.

Услышал молитву Господь милосердный

И спас его душу от гибели смертной.

Садись веселиться за праздничный стол, —

Твой брат и мой сын пропадал и пришел!»


Лев Рыжов



БЛУДНЫЙ СЫН ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ. ПОЧЕМУ ЕГО БРАТ НЕ ОБРАДОВАЛСЯ?


Мы любим притчу о блудном сыне: в ней мы слышим об отеческой любви, которую Господь являет каждой заблудшей душе. В этом есть утешение: что бы не случилось, Он нас примет. Но мы часто забываем, что это притча о двух братьях. Что же было со старшим?


Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу.


Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно бездумно его растратить. Мы узнаем себя и в той милости, которую являет нам Господь в понимании, в принятии нас при нашем возвращении.


Эта притча нас успокаивает, потому что мы видим в ней отеческую любовь, которую Господь являет к каждому заблудшему, к каждому ушедшему от Него. Для каждого в ней есть утешение: что бы ни случилось, ничего страшного не произойдет, потому что Отец наш Небесный всегда нас примет, откроет для нас Свои двери, мы всегда можем к Нему вернуться.


Посмотрим же внимательнее на старшего брата, который никуда не уходит, который верен отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Ведь притча о блудном сыне — это притча не об одном, а о двух братьях, и она показывает нам еще одну сторону нашей жизни: мы приходим в храм как мытари, а потом становимся такими, как фарисеи.


Мы возвращаемся к Богу как младший сын, а потом зачастую становимся такими, как старший, превращаемся в надежного, как кажется, благополучного сына, которому в доме отца всегда есть место.


Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца.


Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?


И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.


Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.


Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.


«Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.


Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.


Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец!


Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат.


Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка. «Дай мне мое», — звучит в словах старшего сына. «Дай мне мое, я все делаю для тебя, но мне нужен козленочек».


А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя».


Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.


Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына.


Радость об одном сыне, вернувшемся, и горечь о другом сыне — вроде не потерянном, но ушедшем, — звучат в этой притче. Радость о покаянии и горечь о фарисействе, о гордыне, о самоуспокоении, о самодовольстве, о желании жить для себя, без Бога, взять у Бога свое, но под видом благочестия, под видом верности, под видом своего сыновства…


Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима.


Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии.


Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.


Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Господь в Своих Таинствах Тела и Крови отдает всего Себя. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое».


Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.


И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому!»


Притча о блудном сыне - о двух людях, о двух способах ухода от Бога — о видимом, заметном и о незаметном, благочестивом.


Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть. Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»?


Протоиерей Алексий Уминский




на литургии читается Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-32


11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Перейти к толкованию притчи о блудном сыне






ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ.

 Урок беседа с детьми 4-10 лет.


Послушать Христа приходили разные разные люди. Часто рядом с ним находились мытари, разбойники, блудницы. Фарисеи обвиняли Его: "Почему Он не прогонит этих грешников? Почему разрешает сидеть рядом и слушать?"


До Христа считалось, что если человек поступает плохо, постоянно грешит, то Бог отворачивается от него и никогда не простит. Христос захотел объяснить людям, что это не так, что Бог не грозный, а любящий.

Для этого Он рассказал им притчу о БЛУДНОМ СЫНЕ.


❗Старшим детям можно прочитать отрывок из Евангелия.

Малышам я обычно разыгрываю эту притчу в куклах или крупно распечатанных цветных картинках. (Иллюстрации и раскраски для урока в альбоме

Детям среднего возраста пересказываю своими словами:


У одного человека было два сына. Однажды младший захотел уйти из отцовского дома и жить своей жизнью. Он попросил отца разделить имение, тот его послушался. Сын забрал свою часть денег и уехал один в другую страну.

Некоторое время он жил припеваючи: денег было много, он ни в чем себе не отказывал, не работал, только гулял и веселился. Вокруг него было много друзей и он ни в чем не нуждался.

Вскоре деньги у него закончились. Друзья сразу куда-то пропали и, как назло в стране, где он теперь жил разразился страшный голод.

Дела у младшего сына совсем пошли плохо, и чтобы не умереть с голоду, он устроился пасти свиней. Иногда свиньи не доедали свой обед и он с удовольствием съедал все остатки - так он был голоден.


Однажды он подумал: «У моего отца в доме сейчас хлеба с избытком, а я тут погибаю! Пойду к нему в дом и стану ему слугой». Так он и поступил.


Отец всё это время не переставал ждать своего сына. Он часто выходил из дома и всматривался вдаль - не идёт ли? Так же и в этот раз он стоял в ожидании у дома, поэтому ещё издали увидел возвращающегося сына и радостный выбежал к нему навстречу, стал обнимать и целовать его.


Сын стал просить прощения, а отец приказал слугам принести лучшую одежду и устроить пир в честь его возвращения.


Все были очень рады, кроме старшего сына. Во время пира он как раз возвращался домой с поля после работы. Он очень удивился и расстроился, когда узнал ,по какому поводу идёт пир. Ведь он всегда был рядом с отцом, помогал, никогда не предавал его! Но никогда для него, для старшего сына, отец не закатывал такого пира.


На это отец ответил: "Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".


❓Как это - "Был мёртв и ожил"? Что это значит?


В этой притче под образом отца разумеется Бог, под сыном - грешный человек, который вёл недостойную жизнь, но раскаялся и, обратившись к Богу, решил исправиться.


Бог - не грозный, а любящий Отец. Он любит нас даже тогда, когда мы обижаем Его несоблюдением заповедей, своими плохими делами. Вот, что хотел донести Христос для Фарисеев и людей своего времени.


❓Как вы думаете, а мы с вами иногда бываем блудными сынами?

Когда?


Блудный - т.е. ЗАБЛУДИВШИЙСЯ. Тот, который потерял верный путь.

Когда человек много обманывает, обижает других - грешит, он как будто сбивается с правильного пути и блуждает по неверным дорогам жизни.


Может даже произойти так, что ему станет настолько стыдно, что и прощения просить не захочется, будет страшно вновь обращаться к Богу!


❓За что человек должен просить у Бога прощения?


Прежде всего за то, что нарушает Его Образ в себе, поступая дурно. За то, что нарушает Божьи Заповеди


❓А разве Бог и так не видит, что человек виноват?


Вспомните (каждый про себя), когда вы очень сильно кого-то обидели. Вы знаете, что вы виноваты и вам очень стыдно. Но согласитесь, этого не достаточно, чтобы помириться? Ведь нужно всё же подойти и попросить прощения!


Так же и человеку не достаточно просто знать о своих грехах и плохих поступках, нужно попросить за это прощения.


❓Как попросить прощения у Бога?


С Богом мы примиряемся в таинстве исповеди. Власть прощать грехи сам Господь Иисус Христос передал своим ученикам и апостолам и от них получили ее наши священники.


Так что всегда, когда мы чувствуем себя неправыми перед Богом, когда нам стыдно за свои дела, мы должны исповедоваться.

Даже когда кажется, что уже прошло слишком много времени или что грех слишком велик.

Никогда не поздно.

Есть только один грех, который Бог не сможет простить - НЕРАСКАЯННЫЙ.















ГОТОВИМСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ!


Мы всё ближе продвинулись в Великому посту, чувствуем себя вернувшимися к Своему Родителю, а кто то еще собирается вернуться.


Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия.

Так бывает и с Постом.

Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников".


Задолго до начала самого Великого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период.

К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Великому Посту, Церковь готовит нас - предпразднествами или приготовительными неделями к Великому Посту.

Это характерная черта православной литургической традиции.


Время Великого поста – это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю.

Это сложный путь к встрече с Воскресшим Христом, время усиленной духовной брани с невидимым «египетским фараоном», который не хочет нас просто так отпустить на свободу.

Без подготовки достичь благих плодов в посте очень сложно.


Поэтому Святая Церковь установила перед Великим постом подготовительные для нашей души воскресенья и недели.

В этот период подготовки к предстоящим подвигам мы должны правильно настроить нашу душу, проложить на духовной карте спасительный «маршрут» нашего покаянного пути.

Лучше всего для нас это сделать следуя тем важным урокам, которые в этот период на богослужениях предлагает Церковь на основании чтений из Библии и особых песнопений.


Совсем весна. Морозов нет в помине,

И солнце в талой плещется воде...

А в церкви говорят о БЛУДНОМ СЫНЕ,

А там - о Страшном запоют Суде...


И я как будто получил по роже,

И враз во мне остыл весенний пыл:

Ведь я совсем забыл, что сын я - Божий.

Про Страшный Суд - тем паче позабыл.


И если честно...всё гораздо хуже...

По сути - что я за христианин...

Стою теперь в итоге в грязной луже,

Как БЛУДНЫЙ СЫН...Конечно, БЛУДНЫЙ СЫН!


Вокруг меня весеннее сиянье,

В душе - грехов сплошная чернота...

Дай, Господи, мне сил на покаянье

В святые дни Великого поста!...


Протоиерей Андрей Логвинов

(из книги «Церковнославянская вязь»)



Проповедь Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

В нынешнюю вторую подготовительную неделю к Великому Посту Св. Церковь предлагает нашему вниманию в евангельском чтении притчу Спасителя о блудном сыне. И она касается непосредственно всех нас, так как в ней излагается история Божия домостроительства о спасении; отпадение человека от Бога в рабство страстей, собственным горьким опытом познающего гибельную силу греха. Она указывает нам и путь возвращения в обьятия Отчи. "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче"! - молим мы.


И как блудный сын, приклонив в покаянии главу, ожидает только прощения, так и всякий, пришедший от падения, не молит ли только об избавлении от геены огненной. Грешник ожидает немногого, а Бог дарует ему неиссякаемое богатство Своего благодеяния. Грешник только подумал о покаянии, а Отец уже спешит ему навстречу: «прежде, чем ты призовешь Меня, Я скажу: "се приидох". Так случилось с блудным сыном, так случается с нами по сей день. Принося покаяние, мы не слышим слов ответа от Бога, но почти тотчас видим человеколюбие Божие явленное на деле в нашей жизни.




Прововедь Святителя Феофана Затворника.


О чем ни говорит нам неделя блудного! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем следствие того, - обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и, в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно принимается и восстанавливается в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.



ПРОЩЕНИЕ: ВСЁ СТАЛО БЕЛЫМ...


Шёл оборванный грязный бродяга,

Ночевавший в траве под мостом.

Шёл домой и в глазах была влага –

Вспоминал он родительский дом.


Десять лет, как из старой калитки,

Чтоб дружкам бросить деньги на стол,

Обобрав своих близких до нитки,

Он родителей, бросив, ушёл.


Ну, а дальше всё в пьяном тумане.

Унесла его дней кутерьма:

Воровство, грабежи и обманы,

Пьянки, драки, кутёж и тюрьма.


Отсидел. Только встретят ли дома

И простят ли ему его грех?

Там, где всё так до боли знакомо,

Где когда-то звучал его смех...


Захотят ли вновь сына увидеть,

Смогут ли все обиды простить


Вновь тому, кто их смог так обидеть?

Если нет, то зачем заходить?


Написал им письмо: «Коль простите,

Чтобы это увидеть я смог,

Изнутри на окно поместите

В знак прощения белый платок.


Если нет – заходить я не буду,

Сердцу больно, но я заслужил.

Значит нет меня, нет ниоткуда,

И считайте, что с вами не жил.»


Шёл он к дому, и ноги немели,

Но увидел в сиянии дня –

Во всех окнах платочки белели,

А на крыше была простыня.


Так и Бог – если просим прощенья,

И хотим мы исправить себя,

Все грехи наши, все прегрешенья

Нам прощает, нас вечно любя!







Интересные страницы:

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Неделя о Страшном Суде.

Масленица

Прощёное воскресенье