Неделя о блудном сыне.

 ВТОРАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ перед Великим постом.


В этот воскресный день вспоминается притча о блудном сыне, получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и промотавший все свое имение, вернулся с покаянием к своему любимому Отцу. Отец с распростертыми объятиями встречает сына и принимает его в свой дом.

Притча учит доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Таким образом блудный сын - это духовный образ каждого. кто отстал от Веры, погряз  в  греховности 

Эта притча есть образ покаяния любого христианина, который подобно блудному сыну растрачивает свою жизнь на греховные страсти и удовольствия. Однако, Отец небесный всегда готов принять покаяние и обращение каждого человека, когда тому надоест валяться в грязи и питаться со свиньями.


...согреших перед Тобою, Отче щедрый. прими меня кающегося...



Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне.


В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях.


УТЕШИТЕЛЬНАЯ ПРИТЧА о МИЛОСЕРДИИ БОЖЬЕМ...


Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.


Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов.

Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.


Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью.

Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» – Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями.

Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.


В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник.

На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога.

Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.


Когда человек грешит, то он умирает духовно.

Он вроде бы ходит, о чем то думает, говорит, но пока он к Отцу не вернётся он живой труп.

Потому что смерть души это отлучение души от Бога.

Начинает человек грешить, отходить от Господа и погружается в смерть .

Смерть тела это отлучения души от тела.

Плоть это одежда.

Душа снимает одежду и идёт к Богу.

А вот когда душа от Бога скроется, забудет Бога, то начинается смерть души.

Господь дал нам православным благодать покаяния, это единственный источник радости, который есть у человека.

Подвигов от нас Господь не ждёт, нам оставлено покаяние на примере этого блудного сына.


На сегодняшний день люди не видят в себе грехов, а Господь не забирает их жизни, а ждёт от них покаяния.

Он смотрит в сторону заблудшего ребенка как этот старенький папа из Евангелии и переживает за него.

Глядит идёт один грешник к нему на покаяния и Бог бежит к нему на встречу.

Бежит Бог забывая свое божественное достоинство, для того что бы простить его, обнять, одеть, обуть и накормить.

И мы сначала не знали Бога, потом узнали Его.

Это был первый приход в тёплые обьятия отца.


Потом мы опять могли заблудиться и отойти.

Очерстветь, охаметь, мы же не знаем что завтра будет и можем впасть в грех.

Но каждый раз мы возвращаемся , а Отец наш неизменен в любви и нет того греха, который бы не утонул в море милосердия Божия.

И стыдно нам часто что мы не достойны любви Бога и нет в нас такой верности к Богу.

Притча учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию.

Таким образом, блудный сын — это условных образ каждого, кто отстал от веры, погряз в греховности.

Многие из нас это блудные сыновья и дочери.

Они расточили свои годы жизни безцельно.

Жизнь протекает как вода сквозь пальцы.

Многие нужные вещи не сделаны.

Когда мы будем умирать и пройдем границы видимого и не видимого, то с острой болью поймём как много мы сделали ненужного в жизни.

А нужного не сделал.


Эта притча очень утешительна.

Через теплые, семейные образы она нас призывает вернуться к Богу и не уходить от Него.

И жить по заповедям Господним. Если жить по заповелям Господним, то человек обретает спасения.

А если еще и жить по заповедям

блаженства, которое Христос нам дал через Евангелие, то человек не только спасается но и получает венец от Бога.



ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ...


Жил человек, двух сыновей имел,

Они все дружно в отчем доме жили,

Вдруг младший отделиться захотел...

И всё имущество на части разделили.


А по прошествии немногих дней

Сын младший вышел, дверь закрыв родную....

Взяв свою долю, удалился с ней,

Пошёл в страну далёкую, чужую....


Там жил распутно он, привольно жил,

Гулял направо и гулял налево,

И быстро всё именье расточил,

Он делал всё, чего душа хотела.


Всё быстро промотав, он обеднел...

А в той стране год наступил голодный.

И житель той страны его позвал

Пасти свиней на почве плодородной.


И младший сын к нему пойти был рад,

Был рад наполнить свой живот рожками,

Что ели свиньи каждый день подряд,

Он с ними ел и жил между стадами...


Придя ж в себя, однажды он сказал: -

Там у отца наёмники все сыты...,

А я своё именье промотал,

Голодный, ем с свинячьего корыта!


Сейчас я встану и к отцу пойду,

Скажу ему: - О, сжалься надо мною!

Грешил пред небом на свою беду,

Отец, о как я грешен пред тобою!


Я не достоин сыном быть твоим,

Пусти меня в наёмники, о, отче....

Он знал, что так виновен перед ним,

Что вряд ли видеть он его захочет.


Встал, отряхнулся и пошёл домой...

И, был ещё от дома он далёко....

Отец его увидел! Сын родной!

Родительское сердце не жестоко!


Отец навстречу к сыну побежал...

Обняв, расцеловал его, родного...

О, мой сынок, о, как тебя я ждал!

И крепко обнимал его, меньшого!


О, отче! Молвил сын ему в слезах,

Пред небом я виновен, пред тобою!

И было покаяние в глазах....

Я не достоин рядом быть с тобою!

В ответ отец сказал рабам своим:

Одежды дайте лучшие на свете,

Обуйте, чтобы не стоял босым,

И перстень на руку ему оденьте!


И заколите лучшего телёнка,

Мы будем есть его и веселиться!...

Шёл пир горой и пели песни звонко

Всем дали лучшего вина напиться.


Вы слышите, вот мой любимый сын.

Был мёртв и ожил! Снова возвратился!

Стою здесь радостный я рядом с ним!

И пил народ, и ел, и веселился!


А старший сын его на поле был

С работы поздно к дому возвращался...

Услышал песни и слугу спросил: -

Что здесь за праздник в доме разыгрался?


Слуга ответил: - Твой вернулся брат,

И рад отце, телёнка закололи....

И рассердился он, пошёл назад,

Обратно на распаханное поле....


Отец же выйдя, звал его домой...

Но сын сказал: - Отец, ну почему

Я столько лет живу вот здесь с тобой,

Служу тебе, приучен ко всему...


Послушен, коз пасу, не сплю ночами,

А ты не дал ни разу мне за труд

Козлёнка даже погулять с друзьями,

А он пришёл и веселится тут!


Отец ему ответил: - Ты сын мой

Всегда здесь радом, добрый и послушный,

Порадуйся сейчас, сынок со мной,

И что скажу внимательно послушай.


Твой брат был мёртв, и ожил, как я рад!

Что с нами он, помилованный мною,

Он пропадал, но твой вернулся брат

И вот мой блудный сын передо мною!


Пойдём, сынок и сядем за столом.

Прости его и с доброю душою

Прими без осужденья в отчий дом!

Как счастлив я, что оба вы со мною!


Мы все, любимые своим Отцом

Блуждаем здесь опасною дорогой....

А Он нас ждёт, когда к Нему придём,

К Родному Дому, к Божьему чертогу!


Галина Пятисотских




ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ...


Что значит эта в общем-то обыденная человеческая история, если бы речь в ней не шла о непостижимой премудрости Божественной любви, которой блудный сын был побежден.


Он обрел самую великую радость, и эта радость едина с радостью его Отца Небесного и всех ангелов.

«Сказываю вам, — говорит Христос, — что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).


Вы можете представить себе праведников, которые уже не имеют нужды в милосердии Божием?

Таким представляется нам старший брат, который при виде бесконечной доброты своего отца исполнился горечи и зависти.

Потому что и он еще не познал любви.

Он удовлетворялся исполнением правила, он знал свои обязанности, а также права, не требуя большего.

В нем совершенно не осталось места для дара, для любви.

И его тоже подстерегает неожиданность: он забывает о своей особенной радости — быть всегда рядом с отцом и иметь с ним все общее.

Ему тоже предстоит печальный уход от своего блудного брата и торжественного пира по случаю его возвращения, который так мучительно жжет его, чтобы и он, старший сын, в свой черед начал учиться истинной любви.


Высокое достоинство старшего сына определено в притче словами самого отца, который говорит ему:

«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое».

Сам сын добавляет о себе, что уже много лет служит отцу и никогда не преступал его приказаний.

Однако при этом мы видим, что он не разделяет радости отца о возвращении младшего брата.


Неспособность разделить с отцом радость о возвращении брата явилась здесь следствием потери старшим братом другой радости – радости жизни рядом с отцом.

То, что младший сейчас обрел и отчего счастлив, старший уже потерял, и потому счастье брата вызывает у него раздражение, быть может до конца и не осознаваемое им самим.

Раньше он сам жил этой радостью рядом с отцом в его доме.

Он прекрасно понимал и, главное, чувствовал, что все принадлежащее отцу принадлежит вместе и ему, потому что отец любит его и он любит отца.

Поэтому раньше не возникало и мысли о каком-то отдельном козленке: он разделял свою трапезу лишь с любимым отцом и был вполне благополучен.

Однако со временем все поменялось.

То единство с отцом, которым они раньше жили, по каким-то причинам ослабло, и вместе с тем незаметно ушла и та радость, которая прежде была неизменным спутником его пребывания рядом с отцом.

Он постепенно потерял ту способность любить, которая так отличала его отца, а значит, была свойственна и ему.

Его стало тяготить соседство отца, а скорбь о потере брата сменилась в нем озлоблением и тайной завистью об оторванном наследстве.


Старший сын – образ человека, который «оставил первую любовь свою» (Откр. 2: 4).

Период неофитства – период «мощных крыльев» и «высокого полета», – когда человек может часами с любовью взирать на икону Спасителя, а продолжительная всенощная пролетает «за одну минуту», этот период неизбежно заканчивается, и человек «опускается на землю», чтобы уже в поте лица снискать себе хлеб духовный. Бог не оставляет человека, нет.

Но подобно старшему сыну, «отправляет его в поле», чтобы трудом он стяжал то, что прежде получал даром.

Отправляет его не с пустыми руками, а дает и орудия: опыт той Отчей любви, которую он уже вкусил, и радость общения с Ним, которая способна усладить всякую горечь труда.


Старший брат потеряв сокровище – радость единства с отцом, постепенно потерял вместе с единством и подобие отцу.

А потому радость, которой радовался отец по возвращении младшего сына, была ему вполне чужда, как, впрочем, и вообще способность радоваться с радующимся.

И причина у старшего брата из притчи - недоверие искренности возвращающегося в дом Отчий, незаконное присвоение себе в нем особого статуса и проистекающего из него права на осуждение и, разумеется, зависть.


Христианство – религия радости.

Эта хрестоматийная истина говорит, прежде всего, о том, что источником настоящей радости для человека является Бог, Который радостотворит душу христианина ощущением Своего присутствия рядом и откровением Своего участия во всех обстоятельствах его жизни.

Это та радость, которую никто не может отнять у христианина насильно, но которой христианин вполне может лишить себя сам.

Испытавший и научившийся жить с этой радостью человек со временем обучается радоваться подобно своему Отцу, то есть делиться своей радостью со всеми окружающими его.

Но кто лишился этой радости и не спешит встать на путь ее возвращения, тот обрекает себя на бесплодный труд в погоне за ложными ценностями.

Подобно старшему брату из причти, будет трудиться в поле, мечтая о козленке.


Нет иной возможности для нашего Отца Небесного научить нас понимать, что Его Божественная радость заключается в том, чтобы найти погибшее.

Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь, отвечаем ли на нее подлинным покаянием, исполняемся ли решимости так жить, чтобы вся жизнь наша была возвращением к Богу?


Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.




Под небом блаженным родимой земли

В обители отчей два сына росли.

Счастливо и весело мчались их годы,

Но меньшего сердце взалкало свободы.

И стал он просить у отца своего

Имения часть уделить для него.

Немедля, когда свою часть получил,

Ушел на чужбину и лихо запил.

С плохими друзьями на шумных пирушках

Он все промотал до последней полушки.

И, чтобы на хлеб не просить у людей,

Нанялся на поле пасти он свиней.

И с голоду рад был, от взоров тайком,

Наполнить утробу в корыте свином.

Придя же в себя, чуть живой и голодный,

Он вспомнил об отчих полях плодородных.

И так он помыслил: «Всему есть конец!

Простить меня может мой добрый отец».

Поднявшись, пошел он знакомой тропой,

Скорбя сокрушенной, усталой душой.

Как только поднялся на холм из оврага,

С порога отец увидал бедолагу.

И вышел навстречу, и к сыну припал,

И, радуясь, плача, его целовал.

И сын на колени упал пред отцом,

Родителю в ноги уткнувшись лицом:

«Я грешен, отец, пред тобою и небом,

Быть сыном твоим недостойно отребье,

Я денно и нощно крушусь о былом, —

Причисли к наемникам в доме твоем».

Тут слугам отец повеленье дает

И в дом обретенного сына ведет:

«Вы на ноги обувь и перстень несите

И лучшей одеждой его облеките,

Тельца заколите в сыновнюю честь,

И будем теперь веселиться и есть».

В то время дорогой с работы дневной

Другой его сын возвращался домой.

Услышал он в доме родном ликованье,

Застольные песни и арфы звучанье.

В недоумении стал на лугу

И знаками вызвал из дома слугу:

«Скажи мне, пока я на поле косил,

Какой это праздник отец учредил?» —

«Твой брат возвратился. — слуга отвечает,

И видишь, отец его пиром встречает».

И вышел родитель, и сына зовет,

Но старший разгневан и в дом не идет:

«Отец, я на поле и сеял, и жал,

И все повеленья твои исполнял,

Но мне и друзьям ты не дал и козленка,

А сыну-бродяге испек ты теленка!»

Отец отвечает: «Мой сын дорогой!

Всегда ты со мной и весь дом этот — твой.

Ты видишь, возносится жертвенный дым,

Твой брат возвратился из ада живым.

Услышал молитву Господь милосердный

И спас его душу от гибели смертной.

Садись веселиться за праздничный стол, —

Твой брат и мой сын пропадал и пришел!»


Лев Рыжов



БЛУДНЫЙ СЫН ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ. ПОЧЕМУ ЕГО БРАТ НЕ ОБРАДОВАЛСЯ?


Мы любим притчу о блудном сыне: в ней мы слышим об отеческой любви, которую Господь являет каждой заблудшей душе. В этом есть утешение: что бы не случилось, Он нас примет. Но мы часто забываем, что это притча о двух братьях. Что же было со старшим?


Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу.


Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно бездумно его растратить. Мы узнаем себя и в той милости, которую являет нам Господь в понимании, в принятии нас при нашем возвращении.


Эта притча нас успокаивает, потому что мы видим в ней отеческую любовь, которую Господь являет к каждому заблудшему, к каждому ушедшему от Него. Для каждого в ней есть утешение: что бы ни случилось, ничего страшного не произойдет, потому что Отец наш Небесный всегда нас примет, откроет для нас Свои двери, мы всегда можем к Нему вернуться.


Посмотрим же внимательнее на старшего брата, который никуда не уходит, который верен отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Ведь притча о блудном сыне — это притча не об одном, а о двух братьях, и она показывает нам еще одну сторону нашей жизни: мы приходим в храм как мытари, а потом становимся такими, как фарисеи.


Мы возвращаемся к Богу как младший сын, а потом зачастую становимся такими, как старший, превращаемся в надежного, как кажется, благополучного сына, которому в доме отца всегда есть место.


Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца.


Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?


И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.


Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.


Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.


«Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.


Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.


Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец!


Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат.


Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка. «Дай мне мое», — звучит в словах старшего сына. «Дай мне мое, я все делаю для тебя, но мне нужен козленочек».


А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя».


Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.


Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына.


Радость об одном сыне, вернувшемся, и горечь о другом сыне — вроде не потерянном, но ушедшем, — звучат в этой притче. Радость о покаянии и горечь о фарисействе, о гордыне, о самоуспокоении, о самодовольстве, о желании жить для себя, без Бога, взять у Бога свое, но под видом благочестия, под видом верности, под видом своего сыновства…


Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима.


Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии.


Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.


Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Господь в Своих Таинствах Тела и Крови отдает всего Себя. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое».


Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.


И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому!»


Притча о блудном сыне - о двух людях, о двух способах ухода от Бога — о видимом, заметном и о незаметном, благочестивом.


Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть. Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»?


Протоиерей Алексий Уминский




на литургии читается Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-32


11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Перейти к толкованию притчи о блудном сыне





















ГОТОВИМСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ!


Мы всё ближе продвинулись в Великому посту, чувствуем себя вернувшимися к Своему Родителю, а кто то еще собирается вернуться.


Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия.

Так бывает и с Постом.

Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников".


Задолго до начала самого Великого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период.

К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Великому Посту, Церковь готовит нас - предпразднествами или приготовительными неделями к Великому Посту.

Это характерная черта православной литургической традиции.


Время Великого поста – это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю.

Это сложный путь к встрече с Воскресшим Христом, время усиленной духовной брани с невидимым «египетским фараоном», который не хочет нас просто так отпустить на свободу.

Без подготовки достичь благих плодов в посте очень сложно.


Поэтому Святая Церковь установила перед Великим постом подготовительные для нашей души воскресенья и недели.

В этот период подготовки к предстоящим подвигам мы должны правильно настроить нашу душу, проложить на духовной карте спасительный «маршрут» нашего покаянного пути.

Лучше всего для нас это сделать следуя тем важным урокам, которые в этот период на богослужениях предлагает Церковь на основании чтений из Библии и особых песнопений.


Совсем весна. Морозов нет в помине,

И солнце в талой плещется воде...

А в церкви говорят о БЛУДНОМ СЫНЕ,

А там - о Страшном запоют Суде...


И я как будто получил по роже,

И враз во мне остыл весенний пыл:

Ведь я совсем забыл, что сын я - Божий.

Про Страшный Суд - тем паче позабыл.


И если честно...всё гораздо хуже...

По сути - что я за христианин...

Стою теперь в итоге в грязной луже,

Как БЛУДНЫЙ СЫН...Конечно, БЛУДНЫЙ СЫН!


Вокруг меня весеннее сиянье,

В душе - грехов сплошная чернота...

Дай, Господи, мне сил на покаянье

В святые дни Великого поста!...


Протоиерей Андрей Логвинов

(из книги «Церковнославянская вязь»)



Проповедь Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

В нынешнюю вторую подготовительную неделю к Великому Посту Св. Церковь предлагает нашему вниманию в евангельском чтении притчу Спасителя о блудном сыне. И она касается непосредственно всех нас, так как в ней излагается история Божия домостроительства о спасении; отпадение человека от Бога в рабство страстей, собственным горьким опытом познающего гибельную силу греха. Она указывает нам и путь возвращения в обьятия Отчи. "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче"! - молим мы.


И как блудный сын, приклонив в покаянии главу, ожидает только прощения, так и всякий, пришедший от падения, не молит ли только об избавлении от геены огненной. Грешник ожидает немногого, а Бог дарует ему неиссякаемое богатство Своего благодеяния. Грешник только подумал о покаянии, а Отец уже спешит ему навстречу: «прежде, чем ты призовешь Меня, Я скажу: "се приидох". Так случилось с блудным сыном, так случается с нами по сей день. Принося покаяние, мы не слышим слов ответа от Бога, но почти тотчас видим человеколюбие Божие явленное на деле в нашей жизни.




Прововедь Святителя Феофана Затворника.


О чем ни говорит нам неделя блудного! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем следствие того, - обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и, в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно принимается и восстанавливается в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.



ПРОЩЕНИЕ: ВСЁ СТАЛО БЕЛЫМ...


Шёл оборванный грязный бродяга,

Ночевавший в траве под мостом.

Шёл домой и в глазах была влага –

Вспоминал он родительский дом.


Десять лет, как из старой калитки,

Чтоб дружкам бросить деньги на стол,

Обобрав своих близких до нитки,

Он родителей, бросив, ушёл.


Ну, а дальше всё в пьяном тумане.

Унесла его дней кутерьма:

Воровство, грабежи и обманы,

Пьянки, драки, кутёж и тюрьма.


Отсидел. Только встретят ли дома

И простят ли ему его грех?

Там, где всё так до боли знакомо,

Где когда-то звучал его смех...


Захотят ли вновь сына увидеть,

Смогут ли все обиды простить


Вновь тому, кто их смог так обидеть?

Если нет, то зачем заходить?


Написал им письмо: «Коль простите,

Чтобы это увидеть я смог,

Изнутри на окно поместите

В знак прощения белый платок.


Если нет – заходить я не буду,

Сердцу больно, но я заслужил.

Значит нет меня, нет ниоткуда,

И считайте, что с вами не жил.»


Шёл он к дому, и ноги немели,

Но увидел в сиянии дня –

Во всех окнах платочки белели,

А на крыше была простыня.


Так и Бог – если просим прощенья,

И хотим мы исправить себя,

Все грехи наши, все прегрешенья

Нам прощает, нас вечно любя!







Интересные страницы:

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Неделя о Страшном Суде.

Масленица

Прощёное воскресенье