Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27, Глава 16, стихи 1-2.

читается в день памяти великомученика Георгия победоносца

Глава 15

17  Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27  а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.


Глава 16

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.




Толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27,  

Глава 16, стихи 1-2.



От Евфимия Зигабена


Сия заповедаю вам, да любите друг друга

Я говорю вам это, т.е. что Я умираю за вас, что Я прибег к вашей любви – не с тем, чтобы порицать вас, но чтобы побудить вас к взаимной любви между собой. А так как ученики были смущены той мыслью, что их ненавидят уже все иудеи, то Иисус Христос далее утешает их и в этом отношении.


Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде

Под миром разумеет здесь Иисус Христос враждебных Ему иудеев. Пусть будет, говорит Он, утешением для вас то, что прежде вас возненавидели Меня; радуйтесь тому, что вместе со Мною и вас ненавидят злые. Затем Иисус Христос высказывает и другое утешение ученикам, именно – что злые любили бы их, если бы они сами были из числа злых.


Поминайте слово, еже Аз рех вам

А что это за слово, слушай далее:


Несть раб болий господа своего

Эти слова Иисус Христос несколько прежде сказал ученикам, и не один раз, а несколько. Итак, Он говорит: вы не лучше Меня.


Аще Мене изгнаша, и вас изженут

Это следует из того, что вы Мои ученики. Поэтому, с радостью переносите равное с Учителем и следуйте по стопам Моим.


Аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут

И не падайте духом, если вас будут преследовать и отвергать учение ваше. Что делали по отношению ко Мне, то же будут делать и в отношении к вам, и довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко господь его (Мф. 10, 25).


Но сия вся творят вам за имя Мое

т.е. преследуют вас и не исполняют ваших слов. Поэтому, если вы любите Меня, то, конечно, будете радоваться тому, что вы терпите все это за Меня, как Я – за вас; притом же, вы страдаете за Владыку, а Я за рабов. Далее присоединяет и другое утешение.


Яко не ведят Пославшаго Мя

так как они отвергают Пославшего Меня, т.е. оскорбляют и Бога Отца. Радуйтесь же, когда вас оскорбляют вместе с Нами. Затем Иисус Христос говорит, что иудеи не могут иметь никакого извинения в том, что они с намерением поступают худо и причиняют все эти оскорбления.


Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем

Если бы Я не учил иудеев, то конечно, они не имели бы греха в том, что преследуют и оскорбляют и Меня, и вас как Моих, как будто Я не говорю им Кто Я, и не доказываю этого Священным Писанием.


Ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит

Иисус Христос объясняет и показывает все величие греха иудеев, говоря, что оскорбление Сына есть оскорбление и Отца. Сказав о Своем учении, далее говорит Он о чудесах Своих.


Аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не быша имели

И действительно, сами же они свидетельствовали о делах Иисуса Христа, говоря: николиже тако явился во Израили (Мф. 9, 33).


Ныне же и видеша

такие дела Мои…


И возненавидеша Мене и Отца Моего

Несколько раньше Иисус Христос сказал: ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит (Ин. 15, 23), и в другое время: иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его (Ин. 5, 23).


Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне

И здесь выражение с союзом ινα (да) означает не причину, а только указывает на то, что должно случиться, именно – что должно исполниться это изречение закона. Законом здесь называется книга псалмов, в которой написано: и словесы ненавистными обыдоша мя и брашася со мною туне (Пс. 108, 3). Значит, иудеи ненавидели Иисуса Христа напрасно, без всякого основания, по своему только лукавству. Но апостолы могли сказать Иисусу Христу: если иудеи Тебя преследовали и не исполнили Твоих слов; если им не принесло никакой пользы то, что они слышали такое учение и видели такие чудеса; если они возненавидели Тебя и Отца Твоего; если они подобным же образом будут поступать и с нами, то зачем же Ты посылаешь нас к таким людям? Поэтому Иисус Христос утешает их, говоря, что им будет содействовать Дух Святой.


Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов, несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божий. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.


И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте

И вы сами, говорит Иисус Христос ученикам, достоверные свидетели Моего учения, Моих чудес и Моей Божественной силы, потому что вы находитесь со Мною от начала Моей проповеди и совершения Мною чудес, и конечно, многих вы приведете к вере, потому что не все же одинаково лукавы.


Сия глаголах вам, да не соблазнитеся

когда увидите, что злые люди преследуют и оскорбляют вас; но сказал Я вам это для того, чтобы вы не падали духом и действовали мужественно, зная, что вам содействует Дух Святой.


От сонмищ ижденут вы

Выше было сказано, что иудеи сговорились, чтобы отлучать от синагоги всякого, кто их Учителя признает за Христа.


Но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу

Но наступает время, говорит Иисус Христос ученикам, когда иудеи настолько разъярятся, так сильно будут жаждать вашей смерти, что будут думать, что убивающий вас приносит жертву Богу, и будут считать такого убийцу более благочестивым и угодным Богу, чем такого, который убивает обольстителей, вредных и ненавистных Богу людей. Предсказав печальное, Иисус Христос опять высказывает утешение ученикам.



***





Великомученик Георгий Победоносец

Служба "Двенадцати Евангелий"