Чистый понедельник. Начало Великого поста

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Евангелие от Матфея, глава 4, стих 17) .


Чистый понедельник.

Начало Великого поста

Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, не готовишися; время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?

(Тропарь из канона пр.п. Андрея Критского).


В чистый понедельник, установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи.


Первая неделя  великого поста особенно насыщенна глубокими покаянными богослужениями. В первую очередь это чтение 

в первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг)  Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.

"Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.

В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете.


Вечерний храм. Лампад мерцанье.

Неделя Первая Поста.

Канон читают Покаянный.

Взираю слёзно на Христа.


Душа проснись моя, восстани!

Конец уж близок. Скоро суд.

Проси пощады со стенанием.

Он вездесущ, изменит путь.


Молюсь: «Помилуй меня, Боже,

И душу грешную спаси,

Я ведь грехи свои лишь множу,

Меня, как агнца, пронеси.


Ты мой Помощник, Покровитель,

Мое Спасение и Бог,

Ты Пастырь добрый, УтешИтель.

Исправлюсь, только бы помог».


Пройдись душа путем Библейским

От прародителей своих.

Погрязла в суете житейской,

Что доброго в делах твоих?


Всё в этом мире уже было,

И добродетели, и зло.

Кому ты подражать решила?

Исправься, чтоб не занесло.





Услыши нас, судеб Вершитель!

Грешна, помилуй, помоги,

Ты пострадал за нас Спаситель,

Я каюсь, Ты прости долги.


Святой Андрей, святитель Крита,

Великих мыслей песнослов,

Не уставай за нас молиться,

К спасенью приведи сынов.


О, преподобная Мария,

Склони Творца на милость к нам,

Свои ты страсти умирила,

Пешком ходила по водАм.


Прославим Троицу Святую:

Отца и Сына, Божий Дух,

Единосущную, простую.

Спаси, помилуй нас от мук.


Царица наша Преблагая

На Милость Сына преклони,

От всей Души к Тебе взываю,

И в покаянии прими.


Ты просвети меня, Спаситель,

И к исправленью приведи,

Великих Милостей Вершитель,

Прости, помилуй, пощади.


Ирина Ревякина




Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим постом по особой важности его установления. Он установлен главным образом в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).

Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых.

Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались (VI Вселенского Собора прав. 56) мясо, молоко, сыр, яйца. Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы.

В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста.

В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение.

В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом).

И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.



Первый день Великого Поста  называется Чистым Понедельником.

Это нецерковное название происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. Духовное очищение обычно совершалось накануне — в день Прощёного воскресения.

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По самым строгим канонам в этот нужно полностью воздержаться от пищи. Либо можно поесть 1 раз (желательно вечером), не вкушая при этом масла и вареной пищи.



Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной души» называют церковные люди великопостное время.




Что ты спишь, восстань, душе́ моя,

Иль самой себя не вынести?

Так открой Псалты́рь Дави́дову

И покайся Судие́.


— «Боже, Боже мой, помилуй мя

По вели́цей Твоей милости

И по множеству щедро́т очисть

Беззаконие мое́.»


Вспомнил жизнь свою прошедшую —

Нерождённым позавидовал.

Отойдите, воды бурные,

Убегай, душе, от злых.


Дай же, Господи, душе моей

Покаяние Давидово,

По молитвам Богородицы,

По молитвам всех Святых.


Открываю книгу старую,

Покрываю плечи мантией,

И словами покаянными

Пред иконами молюсь:





Дай же, Господи, душе моей

Покаяние Давидово,

По молитвам Богородицы,

По молитвам всех Святых.


Открываю книгу старую,

Покрываю плечи мантией,

И словами покаянными

Пред иконами молюсь:


— «В беззакониях зача́лся я,

Во грехах рождён я матерью,

Окропи́ши мя, очи́щуся,

Паче снега убелю́сь!»


Велика ты, скорбь Давидова,

Велико и утешение.

Ты покаялся пред Господом,

И тебя Господь простил.


— «Сердце чисто сотвори во мне,

Боже моего спасения,

Отврати лице́ от грех моих,

От мене́ не отврати».



10 правил Великого Поста

 Мы часто слышим и говорим о Великом посте как об особенном времени в жизни Церкви: время более длительной молитвы, ограничении себя во всех сферах жизни, время внимательного отношения к своему духовному состоянию.

Чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, рекомендуем придерживаться нескольких важных правил.

 

1. Всегда радуйтесь!

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.


2. Непрестанно молитесь!

Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.


3. Храмовая молитва

Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).


4. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.


5. Следи за здоровьем!

Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.


6. Смотри к себе в тарелку!

«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» — более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»


7. Не хлебом единым жив человек

И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания. Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет.

Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…


8. Спешите делать добро

Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.


9. Человеколюбие без человекоугодия

Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле, никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» — предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» — зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» — откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.


10. Идти за Христом

Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

 Источник: Правмир.ру


Самый главный пост – не есть друг друга…

Только соблюдается с трудом…

От того теплей бывает вьюга,

Чем с людьми родными общий дом…

От еды отказ – благое дело…

Только от злобливости отказ

Вылечит не только душу с телом,

Но ещё добру дорогу даст…


Нужно отказаться от обиды

И от равнодушия навек,

Чем формальный пост лишь внешним видом,

А внутри пропащий человек…

Главное в себе не потеряться,

Заблудившись в мыслях как в лесу…

Вряд ли нам удастся исцеляться,

Исключив вино и колбасу,





Но оставив в мыслях беспорядок,

Пустоту в душе и гнев в сердцах…

Лучше вкус любимых шоколадок,

Радость незнакомого лица…

Главное, уметь делиться счастьем,

Радоваться свету глаз чужих…

И не быть рабом карьеры, власти…

Главный пост – добро сердец живых…


Можно «объедаться» наслажденьем,

Пресыщаясь жизнью, как едой…

И тогда придёт души затменье

И она окажется пустой…

Не беда, когда с деньгами туго,

Если настоящая семья…

Самый главный пост – не есть друг друга

И любить не только букву «Я»…



                                   Ирина Самарина



Народный календарь

Великий пост.


 

Сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания — великий пост.


Пили на масляной, а с похмелья ломало на Радуницу.

Великий пост всем прижмет хвост.

В великий пост и поп - от прост.

Пришла редька да хрен, да книга Ефрем.

Заговляемся на хрен, на редьку да на белую капусту.

Через семь недель будет светлый день (Пасха).


Первая неделя великого поста — «сборная», о ней говорят:

«Неделя сбор —течет вода с гор», поскольку великий пост обычно приходится на март, даже если начало его выпадает на конец февраля.

Великий пост обмочит хвост (ожидают оттепелей).

Понедельник «сборной» недели называется «чистым».

В «чистый» понедельник крестьяне совершают по масленице «тужилки, которые сопровождаются... полосканием зубов, кулачными боями для вытряхивания блинов, мытьем в банях и т. п.».

Утром «чистого» понедельника ребята в некоторых местностях окончательно прощались с Масленицей. Они собирались толпами у каждого дома, «вооруженные» ухватами, кочергами, помелами, сковородами, и кричали: «Мы Масленицу прокатали, святы вечеры проиграли, мы рождественский пост пропряли. «Свет наш Масленица дорогая! Где ты ночь ночевала?» — «Под кустом на дорожке». Ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку, и вы, гудушки, не гудите, и вы Масленицу не будите!»

В «чистый» понедельник рот полощут. У кого в зубах «скором» навязнет, тот во сне чертей будет видеть.

«Сборное» воскресенье (на сборной неделе) особым образом отмечалось только в Москве. Здесь устраивался знаменитый торг певчими птицами и собаками, а также выставка говорящих скворцов и умных собак


Интересные страницы

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Святитель Андрей Критский, автор Великого покаяянного канона

Вселенская родительская суббота 2-й недели Поста.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная