Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста и все идущие за Ним, непременно идут с крестом.

Что же такое этот крест?

Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований.

Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному.

Задача его себя очистить и исправить.

Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли?

Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран?

Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений?

Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай.

(Святитель Феофан Затворник)


Воскресенье Третьей Недели Великого поста именуется - КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛЕЙ.

В церковной традиции словом «неделя» называется воскресенье, а неделя в нашем современном понимании — «седмица».

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень для поклонения всех верующих. Это священнодействие является не только напоминанием о приближающейся Страстной седмицы, но и символом жизненного креста, который необходимо донести каждому христианину до своей личной Голгофы.уныния.



На Крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать плоть нашу возвышаемой и смерть низложенной.

свт. Иоанн Златоуст


В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Он претерпел Свои страсти. Чествуя крест Спасителя, Церковь напоминает, что путь к спасению и воскресению для человека лежит только через крест, то есть борьбу с собственными искушениями и страстями, а также через скорби, исцеляющие и очищающие человеческую душу.

По установившейся традиции, крест выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, после чего совершается поклонение ему верующих. Обратно он заносится только в последующую пятницу.

Среда Крестопоклонной седмицы еще называется Преполовением поста, так как именно в этот день Великий пост достигает своей середины.


Из синаксаря на Крестопоклонную (3-ю) седмицу Великого поста:

КРЕСТУ ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОКЛОНЯЕТСЯ :

ИМЖЕ ПОЗНАЛА ТЕБЕ ПОКЛАНЯТИСЯ, СЛОВЕ...


Крестопоклонная неделя,

Звучит печальный перезвон.

Псаломщик в северном пределе

Читает утренний канон.


На крест Господень отрок малый

Глядит, на цыпочки пристав,


А миру падшему все мало

Безумных зрелищ и забав.


И снова спорят меч и злато,

Свои права диктует грех.

И только на Кресте Распятый

Страдает вновь - Один за всех.


Татьяна Егорова



Проповедь Архимандрита Иоанна Крестьянкина в неделю Крестопоклонную


Христос Спаситель наш "...грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." (1Петр.2,24).

Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.

И сегодня у Креста Господня – благовествуемое Святое Евангелие и с Креста Господня – вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" (Мф.16,24).

Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами – пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке , смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.

Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией. Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь.



Проповедь митрополита Антония Сурожского

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Словами Священного Писания мы провозглашаем, что Господь Иисус Христос есть Царь, Пророк и Первосвященник всей твари.


Господь научил нас, что в христианской Церкви и царстве царь – не тот, который силой подчиняет себе других, чтобы привести их в безусловное и рабское послушание, но тот, кто служит другим и отдает жизнь свою за других. И святой Иоанн Златоустый учит, что всякий может править народом, но только царь может положить свою жизнь за народ свой, потому что он так отождествляется со своим народом, что у него нет ни существования, ни жизни, ни цели, кроме как служить своему народу всей своей жизнью, а если нужно – и смертью.


И сегодня, поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой можем понять, с новой глубиной можем уловить, что означает царское достоинство и служение Господа нашего Иисуса Христа: оно означает любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос может позабыть о Себе совсем, неограниченно; позабыть о Себе до такой степени и отождествить Себя с нами так, что Он соглашается, в Своем человечестве, утратить чувство Своего единства с Богом, с источником вечной жизни, – больше того: с вечной жизнью в Себе Самом, и соединиться с нашей мертвостью, с нашей смертностью. Такая любовь делает Господа Иисуса Христа нашим достойным Царем; перед такой царственностью «преклоняется всякое колено» (Флп. 2, 10)... И потому что Он таков, Он может быть и Первосвященником всей твари. Первосвященники языческого мира, первосвященники в Израиле совершали жертвоприношения, с которыми они отождествляли себя лишь в переносном смысле, символически, ритуально. Господь же Иисус Христос принес в кровавую жертву Самого Себя, хотя в Нем не было ничего, что осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на Себя. Не говорит ли он в Своей Первосвященнической молитве, в присутствии и общении с учениками: Приближается князь мира, противник, и во Мне он не имеет ничего... Во Христе нет ничего, что принадлежало бы области смерти и греха. И Отцу Своему Он говорит: Я освящаю Себя за них, в священное жертвоприношение за Мой народ... Первосвященник, Сам принимающий заклание, освобождает все остальные твари от ужаса кровавого жертвоприношения, но тем самым и ставит нас перед бескрайностью, бездонной глубиной любви Божественной, которую иначе мы не могли бы себе и помыслить: Жизнь, соглашающаяся быть истощенной, Свет, соглашающийся быть угашенным, Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего мира...


И поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк. Пророк – не тот, кто предвещает будущее; пророк – тот, кто говорит от Бога. Одна из книг Ветхого Завета говорит, что пророк -это тот, с кем Бог делится Своими мыслями. Христос может не только говорить от Бога, но воплощает в действии, воплощает в Своей жизни и в Своей смерти любовь Божию жертвенную, всецелую, совершенную, отдающуюся.


Вот почему почитание Креста – такое диво в опыте Церкви. Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием приобщаясь все более глубоко, все более совершенно жизни, и учению, и путям Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая все больше и больше приближается к этой любви Божественной, и через нее познать то свойство, которым смерть – как забвение себя, всецелое и совершенное – соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной. Аминь.


25 марта 1984 г.




Блаженны дни Великого поста,

Когда нас, поглощенных суетою,

Приводит Бог к подножию Креста

Своей любовью, кроткой и простою.


И ты спеши прийти в Господень храм,

Чтоб сердцем в милость Бога окунуться.

Всё дышит Благодатью Божьей там.

Пусть мир и свет души твоей коснутся.


Поставь себя пред Божиим Лицом,

В молитве призови Господне имя,



Откройся как дитя перед Отцом

И помыслами поделись своими.


Прислушайся к безмолвной тишине

И сохрани в душе её звучанье.

Побудь с Творцом своим наедине,

Прими душой молитву и молчанье.


И пусть благословит тебя Господь

В молитвы тихой сладкие мгновенья.

Пусть будут здравы дух, душа и плоть

Под сению Его благословенья.


Р.Б. Фотина



Без поста, без креста нет истинной веры.


СЛЕДОВАНИЕ за ХРИСТОМ и НЕСЕНИИ КРЕСТА.


Настоятель храма Иконы Божией Матери Державная Иерей Николай Булгаков:


Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, - это очень много.

Мы не оставляем своего креста.

Мы живем.

Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости - жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле.

Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, - а потом сорвемся.

Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, - а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего…

И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет.

Возгордился – и сошел со креста.

Осудил – и сошел со креста.

Бросил терпеть – и сошел со креста.

Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно.


Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста.

Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40).

Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…

Кайся – и снова бери крест.

Другого пути нет.


Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).


Крест можно нести только с Божией помощью.

Потому Батюшка Николай Гурьянов просил:

Господи, помилуй, Господи, прости, Помоги мне, Боже, крест мой донести.


Крест нужно донести до конца.

Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).


Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10).

Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни.

Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество.


Благой выбор – это путь жизни.

Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной.

Крест – это путь на Небо.

Крест – Животворящий.


Быть верным своему кресту бывает очень трудно.

Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно.

Проглотить, потерпеть.

Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны).

Это незлобие – это несение креста.


Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14).

Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался?

Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала?

Понеси и другую.

Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть?

Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было.


Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему.


Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает.

Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца…

Страдать за нас!

И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности.


Крест – это правда, это мудрость.

Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость.


Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости.

Он поднимается и нас поднимает над землей.

До него тянуться надо.

Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте.

Это небесные плоды земных усилий.


Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).


Страсть чревоугодия распинается постом.

Гордость – смирением, терпением.

Это мучительно для гордости.

Но иначе с ней не справиться.

Только несением креста.


«Крест — хранитель всей вселенной,

крест — красота церкви,

крест — царей держава,

крест — верующих утверждение,

крест — ангелов слава и демонов язва».

Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» — говорится в одной из стихир праздника.



«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною»

(Евангелие от Марка, глава.8, ст.34).



Ты не бойся скорби и бесчестья,

Крест неси сквозь множество преград,

Крест люби как святости предвестье,

Верь, что с ним ты внутренне богат.


Крест для нас как горькое лекарство,

Бог, тебя любя, его вручил,



Жить, ища покой и честь опасно,

Крест для нас исток великих сил.


С ним наполнишь сердце дивным светом,

Нет, не тлеть, как пламя засиять,

Стать любовью, силой доброй, ветром,

Слёзы всем скорбящим иссушать.


Алла Косьяненко



ПРИНЯТЬ на себя КРЕСТ.


"Мы несем крест, а крест, в свою очередь, несет нас.

Кто не хочет нести крест, не будет носим крестом.

И в Царствие Небесном двери райские открываются ключом, а ключ этот - наш крест, с которым мы придем.

Если будет он на наших плечах, мы его снимаем и открываем царские врата, врата Царствия Небесного.

А если мы его все время скидываем и в конце концов через ропот на Бога и на промысел Божий, его скинули, тогда нечем будет открывать царские врата.

Поэтому надо сейчас, при жизни, научиться Бога благодарить за все и за вся, за горькое, за сладкое, за черное, как нам кажется, и за белое, за радостное и за скорбное, потому что мы не понимаем, какими путями Бог ведет нас в Царствие Небесное.

Почему у одной есть муж, а у другой нет?

Почему у одних есть дети, а у других нет?

Почему один в сорок лет инвалид первой группы, а другой до девяносто лет живет, просит у Бога смерти, а она не приходит.

Почему у нас сейчас такое состояние, а не иное?


Нам однажды старец Амвросий сказал: как бы ни тяжел был крест человека, но он вырастает на почве его собственного сердца.

Кто делал эти ошибки?

Ты.

Кто сеял зло?

Ты.

Что ты сейчас пожинаешь?

То, что посеял.

На кого надо роптать?

Только на самого себя.

Ни на жизнь, ни на судьбу, ни на маму, ни на папу, ни на учителей, ни на духовника – на самого себя.

Чтобы сказать истинно, всем сердцем, всей душой: достойное по делам моим приемлю.

Помяни меня, Господи, во царствие Твоем".

Игумен Мелхиседек "О крестоношении":



Взять смело крест и силой наполняться,

Христову Славу духом прозревать.

Предать всё Богу - скорби не бояться,

Крест нас спасает – сердцем понимать.


Крест - торжество, победа нашей веры,

Премудрость Божья, зов другим служить.



Творить добро без устали, без меры,

Себя отвергнув, ближним дорожить


Путь со Крестом - путь восхожденья к свету.

С Крестом вольемся в вечность, в красоту,

С ним в благодать и милость мы одеты,

С великим трепетом поклонимся Кресту.


Алла Косьяненко




В этот день в храмах на службе читается Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34-38  и глава 9  стих1


34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им:  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Перейти к толкованию Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34-38  и глава 9  стих1




В ПЯТНИЦУ КРЕСТОПОКЛОННОЙ СЕДМИЦЫ  КРЕСТ УНОСИТСЯ В АЛТАРЬ





Интересные страницы

Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника

Мариино стояние

Похвала Пресвятой Богородице