Родительская суббота 2-й недели Великого поста. День особого поминовения усопших.



Вторая суббота Великого поста - день всеобщего поминовения всех (в надежде воскресения и жизни вечной) усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь. В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.


КАКИМ СПОСОБОМ МЫ МОЖЕМ НАИЛУЧШЕ

ПОЧТИТЬ УСОПШИХ БЛИЗКИХ НАШИХ?


Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела. Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично. Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.

Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.


Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому. Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней; однако сестры монастыря по небрежности исполняли то лишь девять дней. Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».


Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь. Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.


Неделя 7-я по Пасхе, 1941 г. Шанхай.

Святитель Иоанн (Максимович).



ОЩУЩЕНИЕ ВЕЧНОСТИ...


Дары поминальные на столах лежат,

В храме полумрак, люди со свечами.

Молитвы об ушедших дивные звучат

Я чувствую – они незримо с нами.


Батюшки читают в записках имена.

И в памяти так явственно всплывают

Родных и близких лица. Скорбь и тишина.

А душу благодарность заполняет.


О, как же много в нас произросло от них -

Они опорой нашей мудрой были.


Тепло и свет души дарили каждый миг

И наше сердце в чистоте хранили.


Молитва эта ныне – им ответный дар.

Свечей огни – маяк любви горящий.

Помилуй, Господи, залей грехов пожар

Слезами всех за них Тебя молящих.


И встретилась любовь земная с неземной,

Незримо сердце ощутило вечность.

Молитвы , Господи, прими и упокой,

И посели их со святыми вместе.



Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу НАКАНУНЕ родительской субботы.

В это время совершается великая панихида "ПАРАСТАС" (в переводе с греческого «ходатайство»).

Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.

Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших.

В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).


По традиции в центре храма устанавливают стол, на котором прихожане размещают свои приношения, а также коливо для поминания своих усопших родных и всех от века почивших православных христиан.

Свечи ставятся не к иконам, а на поминальный стол перед распятием (канун).



Еда, которая приносится в храм для поминовения покойного, и панихида для покойного — это то же самое, что вывести заключенного на прогулку.

А если отслужить заказную литургию, душа покойного взлетит, как орел.

(Преподобный Гавриил (Ургебадзе))

.


Сегодня было до глубины души простое не простое Евангелие. «Господи все ищут Тебя», сказали ученики Христу, и пошёл Он проповедовать по городам и сёлам. А насколько мы ищем Бога? Не привыкли ли к миру и к обыденности его? Хотим ли мы обрести свободу от греха и страсти? Если да, то только со Христом можно иметь истинную свободу. Потому следует нам искать Бога и даже в том случае, если мы уже прихожане! А второй момент какой обличительных для нас с вами! «Господи, если хочешь, очисти меня», сказал прокажённый. Не потребовал, не приказал, не умолял, без роптания и т.д. А смиренно спросил, говоря в себе, грешен я, осознаю, что по моим поступкам всё, но если смилостивишься надо мною то исцели меня, да будет воля Твоя. Посмотрите как нужно обращаться к Богу, «если хочешь», не я хочу и мне надо или я устал и мне плохо, но как Тебе угодно Господи! «Ищите и обрящите, стучите и отверзется Вам». Помоги нам Господи стать лучше! Полезно читать Евангелие, дорогие братья и сестры!


Акафист и молитва о упокоении усопших


УТЕШЕНИЕ...


Женщина с лицом заплаканным, тихим голосом, с тоской,

Повторяет вслед за дьяконом: «Со святыми упокой!»

Как сказать ей в утешение, что усопшие сейчас

Слышат каждое прошение, и, конечно, видят нас?

За невидимой околицей, кто в раю, а кто во мгле…

И блажен, о ком помолятся со слезами на земле!

За молитву у Распятия, после милости и слёз,

Души умерших в объятия принимает Сам Христос.


Е.Санин



В храмах читается в этот день Евангелие от Марка, глава 1, стихи 35–44


35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним

37. и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.


Перейти к толкованию Евангелие от Марка, глава 1, стихи 35-44



Интересные страницы:

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста