Торжество Православия. Неделя первая Великого поста.

В первое воскресенье поста Церковь воспоминает событие с многовековой историей.

Православие немыслимо без икон.

Сегодня нам кажется, что так было всегда.

Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества.

Полтора века на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых.

Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы.

Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста.


Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон.

Они называли тех кто почитает святые иконы идолопоклонниками, уничтожали святыни.

Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора.

Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер.

И там глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы.


По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена.

Иконоборцев осудили и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии.


Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры.

Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем.


Однако следующее второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение.

Эти попытки не прекращаются даже до сего дня.

И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией...



Чудное родное Православие!

Как дивно Богу Ты возносишь похвалу!

Отцу, Святому Духу, Сыну славие,

Из века в век поёшь Предвечному хвалу.


Ходите в Церковь, слушайте служение,

Здесь тайна – вечный круг земного Бытия:

Молитвы, пение и Книги чтение

И Благодать нам для земного жития.



Нам Церковь дарит мир и утешение,

Свет жизни, силу, веру, святость, чистоту.

Духовный мир Её богослужения

Есть Духа вечность, что разрушит пустоту.


Душа стремится к Царствию Христову

Ему не будет края и конца.

Не прилепляйтесь к суете, к земному,

Познайте смысл Господнего Венца.


Ирина Ревякина





НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.


Первое воскресенье Великого Поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия.


По окончании Литургии совершается молебное пение в честь Торжества Православия.


Праздник Торжество православия (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας)

берет свое начало 19 февраля 843 года, в первое воскресенье Великого Поста, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора, определившего почитать святые иконы.

Вот как об этом говорит синаксарь Торжества Православия:

"Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон.

И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие"


После церковного Собора Феодора устроила всеобщее торжество.

Она предложила святейшему патриарху Мефодию известить всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы они пришли в константинопольский собор Святой Софии с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье Великого поста.

И когда в храме собралось бесчисленное множество народа, туда пришла и сама императрица со своим сыном – императором Михаилом.

Вместе с патриархом Мефодием все собравшиеся двинулись от алтаря к воротам императорского дворца, и на протяжении этой процессии священнослужители совершали литию.

После долгой молитвы и многократного обращения к Богу – «Господи, помилуй!» – все возвратились в храм для совершения Божественной литургии с великой радостью.


Таким образом было восстановлено общецерковное почитание святых икон и поклонение им в храмах и на любом месте.

При этом церковный Собор в лице патриарха Мефодия, благочестивых иерархов и священнослужителей постановил: ежегодно в первое воскресенье Великого поста торжественно праздновать в константинопольском храме Святой Софии этот праздник.

Тогда же православные иконы одновременно были поставлены и во всех храмах Константинополя.


С тех пор в воспоминание об этом событии, значимом для всего христианского мира, и в память о блаженной императрице Феодоре Православная Церковь ежегодно в первое воскресенье Великого поста масштабно празднует восстановление иконопочитания, которое стали именовать Торжеством православия.


Ликуй, Вселенная, ликуй -

Сей день особого моленья!

И Церковь Божья торжествуй,

Воздав Христу благодаренье!


А, всех мастей, еретики,

Душой сегодня трепещите,

Вы Самого Христа - враги,

И снисхожденья не ищите.



Ждёт Божий Суд отступников

От правой веры, без зазренья

Отвергшихся Святых Отцов,

Их православного ученья.


Мы твёрдо верим - с нами Бог!

Анафема всем лжеученьям!

И знаем, из земных дорог,

Лишь, в Православии - спасенье!


Анна Вологжанка (Вьюнова)



Торжество Православия — это победа нашей апостольской, святоотеческой веры, победа истины Христовой над еретической диавольской ложью, победа Православной Церкви Христовой.

Нельзя сводить Православие только лишь к нравственности.

Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что «целомудрие еретика хуже всякого распутства».

 Православие — это истинная вера. А Церковь Православная — единственная ее хранительница. Вот наша победа!

 И только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока. Потому что только в Церкви Христовой преподаются благодатные Таинства, необходимые для усвоения лично себе каждым христианином искупительных заслуг Христа для благодатного соработничества с Богом в деле нашего спасения.

Протоиерей Игорь Белов



 Торжество Православия


Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества.

Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения.

С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Сам праздник установлен в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь




История праздника


 Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу вплоть до VIII века, пока в Греции не начала своё развитие ересь иконоборчества. Идея о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество, быстро разрослась и распространилась по разным странам и заставила Православную Церковь пережить невиданные ранее гонения. В храмах не было икон, а истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа и Девы Марии и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения, мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.


Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время властвования императрицы Ирины на Седьмом Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было установлено решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев начало терять силу, но вспышки враждебности все ещё происходили, не давая конфликту сойти на нет. Иконы не вернулись на положенные места, и люди все еще были в страхе.


Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры, которая была истинной христианкой и отрицала иконоборческие взгляды мужа ещё при его жизни. Перед смертью император Феофил отказался от своих убеждений. Верующих освободили из заточения и восстановили в должностях в 843 году, в конце первой недели Великого поста, когда императрица на особенной службе в Софийском соборе объявила иконоборчество ересью, и провозгласила возвращение иконопочитания.


Также предание гласит, что святая императрица Феодора во время своего выступления благодарила Бога за то, что он простил ее мужа, который натворил немало бед, пока боролся с неотступными верующими и уничтожал священные изображения. Имя императора Феофила какое-то время числилось в чине анафематствования, но потом пропало. После торжественной части в соборе люди вышли на улицу, держа в руках иконы. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на места в храмах и церквях, над воротами городов и дверьми домов.


Приверженцам иконоборчества было сделано предложение принять почитание икон либо оставить служение Церкви. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями. Победа дала Церкви право нести людям истинную веру и очищение, наставлять человека на правильный путь и действовать, следуя издревле устоявшимся предписаниям.


С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.



Проповедь  Иоанна (Крестьянкина) на ТОРЖЕСТВО Православия.










ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНАМ...


Каждый святой образ – непоколебимый символ веры православных.

Лик несет свое «призвание» и всячески помогает людям в их делах насущных .


Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия.

Этот мир требует к себе особого отношения.

Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи.


И все же икона – не самостоятельное художественное явление.

По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее.

Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю.

Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти.


Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.




Чему ты кланяешься, о мой христианин,

Когда ты поклоняешься святым иконам сим?

- Кладу поклоны я пред Богом и Творцом,

Пред Ним душой склоняясь, сердцем и умом.

Ношу я плоть- и не могу узреть Его,

Но честно кланяюсь я образу Его.


Что лобызаешь ты, о мой христианин,

Когда устами льнешь к святым иконам сим?

- Христа Спасителя и Божью Матерь лобызаю,

И светлых Ангелов, и множество святых.

Ношу я плоть- и не могу достигнуть их,

Но к образу прильну- и в сердце радость ощущаю.


Николай Сербский Святитель





ПОЧИТАНИЕ ИКОН на РУСИ...

"...отношение русского народа к иконам имеет характер истинно духовный и православный.

Сквозь икону народ видит живое лицо Спасителя, Богоматери, Святителя Николая или кого-либо другого из святых угодников.

Он падает перед иконою на колени и лобзает ее, но лобзает не дерево и краски, а это живое существо, которое он видит сквозь это дерево и краски.

Когда он видит величественно шествующий на носилках над толпою образ Богоматери, он не говорит: «икону несут», он говорит: «Пречистая идет».

Он забывает в эту минуту о материальном составе иконы и видит лишь соприкасающуюся с ним живую, невидимую Царицу Небесную".

Протоиерей Сергий Четвериков "Оптина Пустынь":


О, наши русские иконы

В окладах, рамочках простых!

Впитавшие мольбы и стоны,

Висели вы в углах святых.


Пред вами теплились лампадки

И, на колени становясь,

Молились вдовы и солдатки,

Купец и нищий, смерд и князь.


Как за спасительной стеною

За вами был весь русский люд.

Но вот ударил над страною

Злой час Пилата и Иуд.



Все изменилось в одночасье.

Вас на костры поволокли,

Топтали, резали на части,

Глумясь, расстреливали, жгли.


Кто вас жалел-не пожалели....

И вы сгорали без помех.

А те, что чудом уцелели,

Пылились, правнукам на смех.


О наши русские святыни!

Дай Бог, чтоб из безбожной мглы

Вернулись вы, хотя бы ныне,

В святые отчие углы!


Монах Варнава Санин





В храмах на службе в этот день  читается Евангелие от Иоанна, глава1, стихи 43-51


43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Толкование Евангелие от Иоанна глава 1, стихи 43-51



Что почитать:

Чистый понедельник. Начало Великого поста

Истории о помощи Николая Чудотворца

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский

Иерусалимский Софроний. Житие Марии Египетской