Торжество Православия. Неделя первая Великого поста.

Знайте, дорогие мои, Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, – это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви и этой любовью.

Для каждого из нас остается только частный вопрос, будем ли мы с вами участниками этой Божественной любви? Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чистоте Его верные последователи в Церкви?


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).



В первое воскресенье поста Церковь воспоминает событие с многовековой историей.

Православие немыслимо без икон.

Сегодня нам кажется, что так было всегда.

Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества.

Полтора века на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых.

Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы.

Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста.


Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон.

Они называли тех кто почитает святые иконы идолопоклонниками, уничтожали святыни.

Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора.

Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер.

И там глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы.


По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена.

Иконоборцев осудили и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии.


Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры.

Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем.


Однако следующее второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение.

Эти попытки не прекращаются даже до сего дня.

И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией...



Чудное родное Православие!

Как дивно Богу Ты возносишь похвалу!

Отцу, Святому Духу, Сыну славие,

Из века в век поёшь Предвечному хвалу.


Ходите в Церковь, слушайте служение,

Здесь тайна – вечный круг земного Бытия:

Молитвы, пение и Книги чтение

И Благодать нам для земного жития.



Нам Церковь дарит мир и утешение,

Свет жизни, силу, веру, святость, чистоту.

Духовный мир Её богослужения

Есть Духа вечность, что разрушит пустоту.


Душа стремится к Царствию Христову

Ему не будет края и конца.

Не прилепляйтесь к суете, к земному,

Познайте смысл Господнего Венца.


Ирина Ревякина





НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.


Первое воскресенье Великого Поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия.


По окончании Литургии совершается молебное пение в честь Торжества Православия.


Праздник Торжество православия (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας)

берет свое начало 19 февраля 843 года, в первое воскресенье Великого Поста, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора, определившего почитать святые иконы.

Вот как об этом говорит синаксарь Торжества Православия:

"Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон.

И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие"


После церковного Собора Феодора устроила всеобщее торжество.

Она предложила святейшему патриарху Мефодию известить всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы они пришли в константинопольский собор Святой Софии с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье Великого поста.

И когда в храме собралось бесчисленное множество народа, туда пришла и сама императрица со своим сыном – императором Михаилом.

Вместе с патриархом Мефодием все собравшиеся двинулись от алтаря к воротам императорского дворца, и на протяжении этой процессии священнослужители совершали литию.

После долгой молитвы и многократного обращения к Богу – «Господи, помилуй!» – все возвратились в храм для совершения Божественной литургии с великой радостью.


Таким образом было восстановлено общецерковное почитание святых икон и поклонение им в храмах и на любом месте.

При этом церковный Собор в лице патриарха Мефодия, благочестивых иерархов и священнослужителей постановил: ежегодно в первое воскресенье Великого поста торжественно праздновать в константинопольском храме Святой Софии этот праздник.

Тогда же православные иконы одновременно были поставлены и во всех храмах Константинополя.


С тех пор в воспоминание об этом событии, значимом для всего христианского мира, и в память о блаженной императрице Феодоре Православная Церковь ежегодно в первое воскресенье Великого поста масштабно празднует восстановление иконопочитания, которое стали именовать Торжеством православия.


Ликуй, Вселенная, ликуй -

Сей день особого моленья!

И Церковь Божья торжествуй,

Воздав Христу благодаренье!


А, всех мастей, еретики,

Душой сегодня трепещите,

Вы Самого Христа - враги,

И снисхожденья не ищите.



Ждёт Божий Суд отступников

От правой веры, без зазренья

Отвергшихся Святых Отцов,

Их православного ученья.


Мы твёрдо верим - с нами Бог!

Анафема всем лжеученьям!

И знаем, из земных дорог,

Лишь, в Православии - спасенье!


Анна Вологжанка (Вьюнова)



Торжество Православия — это победа нашей апостольской, святоотеческой веры, победа истины Христовой над еретической диавольской ложью, победа Православной Церкви Христовой.

Нельзя сводить Православие только лишь к нравственности.

Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что «целомудрие еретика хуже всякого распутства».

 Православие — это истинная вера. А Церковь Православная — единственная ее хранительница. Вот наша победа!

 И только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока. Потому что только в Церкви Христовой преподаются благодатные Таинства, необходимые для усвоения лично себе каждым христианином искупительных заслуг Христа для благодатного соработничества с Богом в деле нашего спасения.

Протоиерей Игорь Белов



 Торжество Православия


Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества.

Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения.

С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Сам праздник установлен в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь




История праздника


 Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу вплоть до VIII века, пока в Греции не начала своё развитие ересь иконоборчества. Идея о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество, быстро разрослась и распространилась по разным странам и заставила Православную Церковь пережить невиданные ранее гонения. В храмах не было икон, а истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа и Девы Марии и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения, мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.


Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время властвования императрицы Ирины на Седьмом Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было установлено решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев начало терять силу, но вспышки враждебности все ещё происходили, не давая конфликту сойти на нет. Иконы не вернулись на положенные места, и люди все еще были в страхе.


Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры, которая была истинной христианкой и отрицала иконоборческие взгляды мужа ещё при его жизни. Перед смертью император Феофил отказался от своих убеждений. Верующих освободили из заточения и восстановили в должностях в 843 году, в конце первой недели Великого поста, когда императрица на особенной службе в Софийском соборе объявила иконоборчество ересью, и провозгласила возвращение иконопочитания.


Также предание гласит, что святая императрица Феодора во время своего выступления благодарила Бога за то, что он простил ее мужа, который натворил немало бед, пока боролся с неотступными верующими и уничтожал священные изображения. Имя императора Феофила какое-то время числилось в чине анафематствования, но потом пропало. После торжественной части в соборе люди вышли на улицу, держа в руках иконы. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на места в храмах и церквях, над воротами городов и дверьми домов.


Приверженцам иконоборчества было сделано предложение принять почитание икон либо оставить служение Церкви. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями. Победа дала Церкви право нести людям истинную веру и очищение, наставлять человека на правильный путь и действовать, следуя издревле устоявшимся предписаниям.


С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.



Проповедь  Иоанна (Крестьянкина) на ТОРЖЕСТВО Православия.











Проповедь митрополита Антония Сурожского

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.


Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не переставая быть непостижимым, великим Богом, самой Жизнью, самой Святостью, самой Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же, как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий.


Есть в Новом Завете слово о том, что нам надо отдавать кесарю кесарево и Богу – то, что принадлежит Богу. Сказано было это слово, когда Спасителю Христу был представлен динарий с запечатленным лицом, образом римского кесаря, и Он отозвался: отдавайте то, на что легла печать мира, печать власти, печать земли, тем, кому это дорого; а Богу отдавайте то, что запечатлено Его печатью... И каждый из нас – образ Божий, на каждом из нас эта печать, которая делает нас Божиими, и этого мы не можем отдать никому – только Богу.


И сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах, не только о том, что Бог изобразим, что Бог стал человеком и у Него человеческий лик и образ; но говорит также, как нам надо относиться к тому, что каждый из нас – святая икона Божия. Как должны мы относиться к себе и друг другу, если только мы это понимаем, если только мы можем об этом вспомнить! Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды... Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию; тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию.


И вот, вступим сегодня во вторую седмицу Великого поста, в конце которой святой Григорий Палама будет провозглашать славу человека, будет говорить, что Божия благодать, живущая в человеке, почивающая на нем, касающаяся его, исцеляющая, творящая его новым, что эта благодать – Сам Бог, вселяющийся в нас. Как благоговейно должны мы глядеть друг на друга, как трепетно и благоговейно относиться друг к другу, невзирая на наши немощи, слабости, грехи, ибо мы – образ: оскверненный и, однако, освященный. Аминь.


7 марта 1982 г.




ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНАМ...


Каждый святой образ – непоколебимый символ веры православных.

Лик несет свое «призвание» и всячески помогает людям в их делах насущных .


Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия.

Этот мир требует к себе особого отношения.

Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи.


И все же икона – не самостоятельное художественное явление.

По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее.

Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю.

Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти.


Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.




Чему ты кланяешься, о мой христианин,

Когда ты поклоняешься святым иконам сим?

- Кладу поклоны я пред Богом и Творцом,

Пред Ним душой склоняясь, сердцем и умом.

Ношу я плоть- и не могу узреть Его,

Но честно кланяюсь я образу Его.


Что лобызаешь ты, о мой христианин,

Когда устами льнешь к святым иконам сим?

- Христа Спасителя и Божью Матерь лобызаю,

И светлых Ангелов, и множество святых.

Ношу я плоть- и не могу достигнуть их,

Но к образу прильну- и в сердце радость ощущаю.


Николай Сербский Святитель





ПОЧИТАНИЕ ИКОН на РУСИ...

"...отношение русского народа к иконам имеет характер истинно духовный и православный.

Сквозь икону народ видит живое лицо Спасителя, Богоматери, Святителя Николая или кого-либо другого из святых угодников.

Он падает перед иконою на колени и лобзает ее, но лобзает не дерево и краски, а это живое существо, которое он видит сквозь это дерево и краски.

Когда он видит величественно шествующий на носилках над толпою образ Богоматери, он не говорит: «икону несут», он говорит: «Пречистая идет».

Он забывает в эту минуту о материальном составе иконы и видит лишь соприкасающуюся с ним живую, невидимую Царицу Небесную".

Протоиерей Сергий Четвериков "Оптина Пустынь":


О, наши русские иконы

В окладах, рамочках простых!

Впитавшие мольбы и стоны,

Висели вы в углах святых.


Пред вами теплились лампадки

И, на колени становясь,

Молились вдовы и солдатки,

Купец и нищий, смерд и князь.


Как за спасительной стеною

За вами был весь русский люд.

Но вот ударил над страною

Злой час Пилата и Иуд.



Все изменилось в одночасье.

Вас на костры поволокли,

Топтали, резали на части,

Глумясь, расстреливали, жгли.


Кто вас жалел-не пожалели....

И вы сгорали без помех.

А те, что чудом уцелели,

Пылились, правнукам на смех.


О наши русские святыни!

Дай Бог, чтоб из безбожной мглы

Вернулись вы, хотя бы ныне,

В святые отчие углы!


Монах Варнава Санин





В храмах на службе в этот день  читается Евангелие от Иоанна, глава1, стихи 43-51


43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Толкование Евангелие от Иоанна глава 1, стихи 43-51



НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА - ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.


Меньше месяца назад мы вспоминали святую праведную царицу Феодору, заслугами которой в Византии в IX веке было оправдано иконопочитание. После собора 843 года, на котором было осуждено иконоборчество, святая повелела устроить церковное торжество, которое и поныне отмечается нами и называется «Торжеством Православия». Первое воскресение, или, по-славянски, первая неделя Великого поста, всегда носит такое название.


Мы же сегодня поговорим о богослужебных особенностях сегодняшнего дня. Со времени установления праздника прошли столетия и в Церкви оформился целый чин. Некоторые говорят о том, что смысл нашего богослужения устарел и нужно все переписывать заново, но сейчас мы посмотрим, устарело ли что-нибудь из этого древнего элемента православной службы? Итак, все происходит таким образом. После литургии духовенство исходит из алтаря на середину храма. На аналое посреди храма полагают иконы Спасителя и Богоматери. Диакон произносит ектенью, в которой молится о том, чтобы Господь соблюдал Церковь невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, о том, чтобы утихли разделения и силой Святого Духа обратились отступившие от Истины, о том, чтобы просветились мысли помраченных неверием, а верные сохранились непоколебимыми в вере. Поются благодарственные тропари, читается Священное Писание: Апостол и Евангелие. И снова диакон молится о прекращении ненависти, обид и вражды, и об умножении любви такими словами: «Истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй». А затем священник в молитве обращает ко Господу такие слова: «Будь милостив, молит Тебя Твоя Церковь, представляюще Тебя Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, будь милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоей, заблуждающимся же просвети разумные очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и открой слух, да познают голос Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему». И снова диакон (а если имеется, то протодиакон) возглашает: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един», а затем произносит: «Православия день празднующе, православные люди, более всего прославим Виновника всех благ Бога, благословенного во веки» и читает Символ веры. Затем он распевает такие строки: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. Еще же Соборы святых отец и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем». На этом моменте расходятся два чина Торжества Православия – краткий и полный. Отличие их в произнесении анафемы. В народной среде есть представление, что анафема – это какое-то злое проклятие, за которым для того, на кого оно провозглашено, следуют беды и болезни. Но само по себе греческое слово «анафема» переводится как «отлучение». То есть провозглашение анафемы –это призыв к нам, верным христианам, воздержаться от тех или иных взглядов, что находятся под анафемой или удалиться от общения с тем или иным человеком, чтобы не заразиться вредными, душегубительными мнениями. Вот некоторые из анафематизмов, провозглашавшихся до 1917 года.


« Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен и все в нем без Промысла Божия и случайно происходит: анафема.


– Утверждающим, что Бог не есть дух, но плоть; или не считающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и подобные хуления произносящим: анафема.


– Дерзающим говорить, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого Бога: анафема.


– Безумно утверждающим, что не нужно было для спасения нашего и очищения грехов пришествия в мир Сына Божия во плоти, и Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема.


–Отметающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.


– Отметающим все таинства святые, Церковью Христовою содержимые: анафема.


– Ругающим и хулящим святые иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, для побуждения взирающих на них к благочестию и подражанию святым принимает, и говорящим что иконы это идолы: анафема».


После же возглашения анафемы пропевается вечная память всем почившим православным патриархам и епископам, царям, князьям и многим другим. В данном случае даже не делается отличия между святыми и не прославленными в лике святых. Все ставятся в один ряд, так как все почившие православные достойны вечной памяти. Завершает чин многолетие ныне живущим патриархам и епископам, властям и всем православным христианам. В заключение звучит гимн святого Амвросия Медиоланского: «Тебе, Бога, хвалим,/ Тебе Господа исповедуем…».


Братья и сестры, хотя я привел несколько сокращенный вариант, но разве можем мы сказать, что хоть что-то из прозвучавшего устарело? Все эти молитвы и прошения, все возглашения актуальны до сих пор и звучат в храмах вот уже более тысячи лет. Будем же внимательны к православному богослужению, дабы не упускать спасительные истины, в нем содержащиеся.


Вси святии православные, молите Бога о нас!


Диакон Михаил Кудрявцев



Что почитать:

Чистый понедельник. Начало Великого поста

Истории о помощи Николая Чудотворца

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский

Иерусалимский Софроний. Житие Марии Египетской