Размышления на каждый день

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ЧТО ТАКОЕ « САМОЕДСТВО »?

Но нередко возникает и другая проблема: искреннее желание не судить других, строго относясь к себе, имеет, как это ни странно, свои крайности. Кто-то однажды очень точно подметил, что некоторым людям, приходящим на исповедь, можно выдавать медаль с надписью – «самый великий грешник». Конечно, хорошо, когда человек видит свои недостатки и грехи. Но плохо, когда это становится самоцелью – я такой грешный-прегрешный, что исправиться совсем не могу, и все у меня плохо. Такое «самоедство» вряд ли принесет человеку пользу. Нужно не стараться облить себя грязью посильнее, а, наоборот, от этой самой грязи очищаться. Не просто констатировать свои грехи и недостатки, но попробовать их исправить.


Священник Василий Куценко

Христос учит нас прощать, даже предвидя коварное предательство, обрекающее его на издевательства и мучительную смерть

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, ЯВИЛ ДЕЛОМ, ЧТО, возлюбив Своих сущих в мире, ДО КОНЦА ВОЗЛЮБИЛ ИХ.


И во время вечери, когда диавол УЖЕ ВЛОЖИЛ в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан...


...Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то И ВЫ ДОЛЖНЫ УМЫВАТЬ НОГИ ДРУГ ДРУГУ. Ибо Я дал вам ПРИМЕР, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам...»

(Евангелие от Иоанна, 13:1-17)


"Евангелист, удивляясь тому, что Христос умыл ноги и тому, кто решился предать Его, говорит: «Когда диавол уже вложил в сердце Иуде». Так до конца Он заботился об исправлении предателя"

.

Блаженный Феофилакт Болгарский

ЧИСТОМУ ВСЁ ЧИСТО

Основная борьба, которая идет в течение всей жизни христианина, — это борьба за мирное состояние души. Старец Паисий Святогорец говорил, что основная духовная брань идет за добрый помысел о человеке. Мы видим человека через призму своей души. Поэтому чистому всё чисто (ср.: Тит. 1: 15). Когда мы будем бороться за чистоту своей души, тогда у нас будет возможность и в ближнем увидеть что-то хорошее, увидеть образ Божий.


Мы стараемся чаще исповедоваться, причащаться и просим, чтобы Господь нас очистил, укрепил, чтобы мы видели в первую очередь свои грехи. Многим святым отцам было дано такое видение. Один из них говорил, что если ты видишь грехи свои бесчисленными, как песок морской, то это признак начала выздоровления твоей души. Когда человек окунается в бездну духовной жизни, он начинает видеть свои грехи до мелочей и бороться с ними. Если же мы не будем бороться с грехом в себе, то начнем видеть в людях только плохое и винить их в своих проблемах и скорбях.


Поэтому помоги, Господи, нам учиться жить по-христиански, видеть в каждом человеке образ Божий и благодарить Бога за всё.


Иерей Родион Альховик

Возьмите Евангелие и читайте.

Если вы хотите что-нибудь в области нашей христианской веры знать толком — возьмите Евангелие и читайте. Причем я настоятельно скажу: не отмечайте все места, которые вас обличают: Боже мой, никакой надежды нет — я такая, я сякой, я такой, я этакий! — а ищите те места, от которых загорается ваше сердце, светлеет ум, поднимается волна энергии в воле и в теле, и скажите: вот это, что сказал или сделал Христос, мне понятно, мы с Ним заодно, Он на меня похож, я на Него в этом похож; и это — крупица того, чем я должен быть перед Богом. Я могу грешить против всего остального, против этого я не могу согрешить потому что это значит отрицать мое единство уже существующее со Христом. Это первое, что я скажу: читать Евангелие, отмечая то, что нас делает родными Христу и держаться этого в жизни.


Митрополит Антоний Сурожский

В мире тьмы несите лучик света


Единственное, что требуется сейчас от каждого из нас, - это в мире тьмы нести лучик света. Зажги свою маленькую свечу во тьме Вселенной, и она станет чуть менее темной. Хотя, может быть, этого никто, кроме Бога, не заметит.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Ищите искру света

Есть китайская поговорка о том, что вся тьма вселенной не может погасить самую маленькую свечку. Это надо помнить... Поэтому мы должны научиться глядеть на самые уродливые ситуации и на самых страшных людей и видеть, где же есть искра света. Ни один человек без искры света не проживет. Она может быть там, где не ожидаешь ее вовсе


Митрополит Антоний Сурожский *

Правильная молитва

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.


Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.


Священник Валерий Духанин*

Какую силу имеет проскомидия?

— Один афонский монах получил сообщение из России, что его знакомая умерла. Он взял просфору, вошел в алтарь и подал служащему иеромонаху: «Батюшка, помяни о упокоении» и назвал имя. Только тот взял в левую руку просфору, а в правую копие, монах справа от жертвенника увидел умершую.


У неё было такое стремление увидеть приносимую за неё жертву! Как только частица была вынута, на лице почившей появилась радостная улыбка, и её не стало. Служащий иеромонах отдаёт монаху просфору, а тот не может её в руки взять. Его спрашивают: «Что с тобой?» Он, еле собрав силы, рассказал виденное. Понимаете, какую великую силу имеет проскомидия, как она важна для тех, кто перешёл в тот мир! Они за себя уже молиться не могут, ждут молитв родственников и близких.


О вере и спасении

Архимандрит Амвросий Юрасов*

Бороться с раздражительностью

Мы должны бороться со злом в своём сердце. Наиболее частое зло, которое нас посещает, это раздражение. В повседневной жизни нас раздражают все: начиная от голубей, которые гадят на подоконник, и до самых близких людей — родственников. А особенно нас раздражают старики (потому что брюзжат, ворчат, плохо слышат, упрямятся) и маленькие дети (потому что им надо сто раз повторить, чтобы они что запомнили, чему-то научились, а они ещё не слушаются с первого раза). Совсем не раздражаться у нас наверняка не получится, для этого в душе должна уже поселиться благодать Божия. А вот не показывать своё раздражение, сдерживать его, погашать его молитвой — это в наших силах, если захотеть. И мы должны это делать потому, что Богу угодно, чтобы люди не раздражались друг на друга, а любили.


Архимандрит Борис (Долженко)*

Первый признак гордости

Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается – это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо... Когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть... Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему.


Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры