Родительская суббота 3-й недели Великого поста. День особого поминовения усопших


Третья суббота Великого поста - день всеобщего поминовения всех (в надежде воскресения и жизни вечной) усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.  


Упокой, Господи, души усопших раб Твоих и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.



В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.


Родительские субботы имеют свои традиции и обычаи, о которых надо помнить верующим.

В этот день надо особо вспомнить о своих покойных родителях, а потом об остальных близких людях.

Уважительно относиться к родителям, значит следовать пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою».

После окончания земного пути, человек уже не может изменить свою участь, поэтому молитвенная поддержка членов семьи и близких крайне важна.

Реальную помощь умершему можно оказать, подав о нем записку о поминовении на Литургии.

Перед этим самым главным богослужением, священник совершает проскомидию, во время которой вынимаются частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке.

Частицы, вынутые за живых и усопших, погружаются в Кровь Господню.

В это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».


Православная Церковь еще раз призывает всех верующих усиленно помолиться о своих усопших родителях, родственниках и близких.



Смерть всегда покушается на самое дорогое – на единство нашей любви.

Она пытается оторвать от нас тех, кто делил с нами горести и невзгоды, кто наполнял нашу жизнь смыслом и радостью.

Мы давно срослись с ними, они стали неотделимой частью нас самих.

И теперь, молясь за усопших, мы протестуем, мы просто отказываемся признать законность этого разделения любимых людей на живых и мертвых.

Бог не создавал смерти, и она не имеет ни силы, ни права на наших близких, потому что у Бога – все живы.

Огоньки свечей, которые мы зажигаем на панихиде, напоминают по форме слезы.

Но слеза капает на землю, а пламя свечи всегда стремится вверх.

Мы хороним наших близких в могилы, а сердца свои устремляем в небеса, ко Христу и просим Его, чтобы Он позаботился о тех, кто нам так дорог.

А они, быть может, просят Бога позаботиться здесь о нас.

Это единство взаимной любви во Христе умерших и живых людей и есть – Церковь Христова.


Православные христиане не расстаются со своими любимыми даже после их смерти.

Каждый день, поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни. Как если бы они вдруг уехали в далекий край, и мы просто давно их не видели.

Но при этом мы надеемся, мы очень верим, что когда-нибудь обязательно встретимся с теми, кого мы так любим, и кто так любит нас…

Потому что всех нас любит Бог.

Александр Ткаченко



Струится с неба светлая печаль,

грустинкою ложится между строк

Звучит псалмов Давидовых хрусталь

и свечи обдувает ветерок.


Я благодарно имена шепчу

тех, кто хранил меня от зла и бед,

И со слезами Господа прошу

простить их всех и показать им Свет.



Записки прочитав на Небесах,

пришли они на Литургию в храм,

чтоб на молитве рядом постоять

и за живых молиться Небесам.


А я до боли ощутить хочу

прикосновенье маминой руки.

Хотя б на миг, к любимому плечу

прильнуть опять, смертям всем вопреки.


Зинаида Полякова




ЗАЧЕМ ПОМИНАТЬ УСОПШИХ».


Почему православные христиане молятся за своих умерших?

Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли ему наши молитвы?


Поминать умерших можно только когда веришь, что они – живы.

Эта, парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. “Все там будем…” – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать, что это очень глубокое отношение – глядя на чужую смерть, помнить о своей собственной.

Но есть очень важный момент, который в этой формулировке никак не обозначен: а, собственно, где это – “там”?

Что находится за чертой, которую уже перешел умерший и которую рано или поздно предстоит пересечь каждому из нас?

Если за ней лишь пустота, небытие и полное уничтожение человеческого самосознания, тогда сама фраза “все там будем…” лишается всякого смысла, поскольку никакого “там” в этом случае просто нет и быть не может.


Получается, что поминая наших умерших даже такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта:

1. Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность.

2. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир.

3. Переход в этот мир – объективно неизбежен для всех людей, независимо от их личного желания.


Когда близкий человек попадает в больницу, мы навещаем его, носим ему книги, фрукты и куриный бульон в баночке, рассказываем последние новости и, прощаясь, говорим, что завтра обязательно придем к нему снова.

Если кто-то из дорогих нам людей находится в заключении, мы тоже знаем, как проявить свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуждается, мы собираем ему передачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на свидания, короче – делаем все, что может помочь ему перенести тяготы лишения свободы.


Но когда родной человек умирает, это всегда ставит нас в какой-то тупик.

Нет, мы, конечно, не стали любить его меньше, горечь разлуки даже усилила наше чувство и помогла понять – как дорог нам тот, кого смерть у нас отняла.

Но что делать дальше, как эту нашу любовь выразить, как сделать, чтобы она дошла до любимого и помогла ему, или порадовала его там, где он оказался – этого мы не знаем.

У нас просто нет опыта бытия там – за гранью земной жизни, мы даже представить себе не можем, что же происходит с человеком после смерти.

А когда не хватает своего личного опыта, вполне разумно обратиться за помощью туда, где подобный опыт имеется, – обратиться к Церкви, которая уже почти две тысячи лет поминает своих умерших и имеет огромное количество свидетельств действенности молитвенного поминовения усопших.

Поэтому очень часто смерть близкого человека приводит в Церковь даже тех, для кого мнение Церкви никогда не являлось авторитетным во всех остальных вопросах их жизни.


Никто на свете не может предсказать с полной уверенностью посмертную участь того или иного человека.

Но Церковь с уверенностью говорит о неизбежном для всех людей событии: после смерти каждый из нас обязательно встретится с Богом.


А вот станет ли эта встреча для человека источником вечной радости, или окажется для него мучительной и невыносимой – зависит уже от того, как сам он прожил свою жизнь.

Если он готовил себя к этой важной встрече, стремился к ней, если всю жизнь главным критерием оценки своих поступков, слов и даже мыслей для него был вопрос: “А понравится ли это Богу?”, то умирать такому человеку уже не очень и страшно.

Нет, конечно, предстоящая встреча с Господом вызывает в его сердце волнение и трепет.

Он лучше, чем кто-либо, знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же собственную лень, жадность, тщеславие, насколько неудачной была почти каждая его попытка сделать что-то ради Бога, а не ради собственных страстей и капризов.

Но он знает также и другое.

Пытаясь жить по заповедям Божьим, он с удивлением и радостью увидал, что Бог любит его даже таким слабым и несовершенным, не способным, по сути, ни на что доброе.

Это реальное переживание Божьей любви – главная, самая дорогая ценность в жизни каждого верующего человека.

Он научился видеть, с какой трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни.

И ему кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от него и сменит эту любовь на бездушную и холодную справедливость.


Верующего человека волнует совсем другой вопрос:

“А не отвернусь ли я сам от Бога при встрече?

Не окажется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более дорогое, чем Бог?”

Вот этого верующий человек боится по-настоящему.

Но такой страх растворен надеждой.

Бог, восполняющий наши недостатки и помогающий нам в земной жизни, может и после нашей смерти восполнить нашу немощь Своим Всемогуществом.


Армянский поэт X века Григор Нарекаци (почитаемый в Армении как святой) писал:


Мне ведомо, что близок день Суда

И на Суде нас уличат во многом…

Но Божий Суд не есть ли

встреча с Богом?

Где будет Суд? Я поспешу туда!


Акафист и молитва о упокоении усопших





По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой.

Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой - во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан.

Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных.

Архимандрит Кирилл (Павлов):




ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ.


Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.


МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.




Большой помощью усопшим служит домашнее чтение Псалтыри. Псалмы Давида также являются целебным пластырем для души, страдающей от расставания с ближним.

Псалтырь состоит из 20 кафизм, каждая из которых складывается из трех частей, называемых «Славами».

Каждая «Слава» почти всегда состоит из трех псалмов.

Часто после двух первых «Слав» прочитывают молитвы о здравии, а после третьей «Славы» молитву об упокоении.

Чтение Псалтыри начинается с предначинательных молитв, после чего читается первая «Слава».

То есть когда в тексте написано «Слава:» надо говорить «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!»

Далее читаем молитву с перечислением имен, к примеру такую: «Спаси, Господи и помилуй (перечисляются имена о здравии из поминальной книжечки или по желанию, начиная со священнослужителей) и всех православных христиан, и на всяком месте владычествия Твоего православно живущих.

Подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им всякое согрешение вольное же и невольное, и их святыми молитвами и меня, окаянного, помилуй…»

«И ныне и присно и во веки веков! Аминь».


Потом читают следующую «Славу» и опять молитву с именами о здравии, можно с другими.

После третьей «Славы» традиционно читается молитва об упокоении:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих… (перечисляются имена из помянника, начиная со священнослужителей, за упокой), праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду христиан преставльшихся, подаждь им, Господи, Царствие и Причастие Твоея бесконечныя жизни, и прости им, Господи, всякое согрешение вольное же и невольное».


В самый трудный момент после потери близкого человека хорошо читать все три "Славы" об упокоении.

Это облегчает прохождение мытарств душой усопшего, поддерживает в сложный момент и целительным образом действует на страдающую душу молящегося.




В церкви в этот день читается Евангелие от Марка, глава 2, стихи 14-17


14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.


Перейти к толкованию Евангелие от Марка, глава 2, стихи 14-17




РОДОСЛОВНЫЙ ПОМЯННИК...


Сегодня каждый православный христианин в кругу своей неверующей семьи должен быть как горящая свеча, которая ярко светит и всех вокруг себя освещает и согревает своей тёплой молитвой.

Представьте себе — один верующий человек на всю неверующую семью!

Один-единственный верующий — на всю неверующую семью!

Какая же это для него ответственность.

Как же он должен молиться за всех.

Подумайте только!

Ведь Господь за это спросит с нас.

Если мы не будем молиться за свой род, за свою семью, за своих живых и усопших сродников — то мы не оправдаемся перед Господом!


Господь скажет нам на Страшном и нелицеприятном суде Своём:

«Я привёл вас к Истине, Я дал вам бесценнейший, драгоценнейший дар Веры, Я учил вас молиться — почему же вы не молились за свой многогрешный род, за свою семью, за своих близких, за своих живых и усопших друзей и сродников!

Они жили рядом с вами, а вы даже не молились за них!

Где же была ваша любовь?!

Где же было ваше сострадание?!

Как же вы могли так спокойно жить, зная, что у вас столько усопших близких сродников в невыносимых муках ждут вашего поминовения, а вы ни одной слезинки о них не проронили, ни одного словечка не замолвили перед Господом!»

Вот какой, братья и сёстры, будет нам великий стыд!

С какой горечью мы взглянем (да и сможем ли взглянуть?) в глаза своим усопшим сродникам, которых мы не знали и не хотели знать, а ведь они надеялись и бесконечно ждали нашей любви и нашей молитвы, но так её и не дождались.

Как нам будет горько, как будет тяжело и бесконечно стыдно!

Сохрани нас, Господи, от этого.


Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним.

Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма.

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь».

Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте.

Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.


При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике.

Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей.

Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.


Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение.

Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно.

Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями.

Всеведущий знает все имена.

Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.


Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги).

На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших.

Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью.

В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне.


Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники.

Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане.

Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме.

Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших.

Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты.

В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.


Архимандрит Рафаил Карелин:



Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник – образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших.

Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.


Что означает список имен?

Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых – человеческую личность, в списке умерших – душу, ушедшую в другой мир – в неведомое нам бытие.

Помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их ангелами-хранителями.

Помянник – это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном граде, имя которого Церковь.


Помянник это символ того, что наши близкие всегда с нами.

Помянник это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно.

Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока.

В тоже время, помянник – свидетельство о том, что смерти нет, что смерть это только разлука, но и ее преодолевает молитва.


На земле все страдают – и праведные и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью.

Помянник – барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, – настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона.


Вера, надежда и любовь – триедины.

Но вера это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве.

Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом.

Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах, как о друзьях, и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него.

Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя бы они не просили прощения.


Имена врагов в помяннике это ключ к духовной сокровищнице, это тот огонь, который сжигает зависть как солому, изгоняет злобу и мстительность, как змей из сердца, и делает врагов друзьями.

Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь; поэтому помянник похож на поле невидимого боя; но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы.


Помянник – это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами.

Помянник – это запечатанное письмо, посылаемое Богу.

Помянник – проверка веры, обличение надежды, испытание любви, это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы.

Помянник – это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность.

Помянник – это трапеза в твоем доме для нищих и странников, и пир любви для друзей.


Помянник – копилка духовной милостыни, и ее твой ангел-хранитель положит на весы правосудия Божия в день Суда; и тогда ты увидишь, что каждая твоя молитва, похожая на лепты вдовицы, превратилась в слитки золота.

Помянник это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их.

Самое высшее счастье человека — умение любить. Любовь это сама жизнь, а помянник – возможность ежедневно учиться науке любить людей.


В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу – тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, – это путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, – луч, нисходящий в бездну ада.

Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест.

Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам», и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.



«А за Вас будет, кому помолиться?»


Утром в маленькой часовенке стою, молясь об упокоении сродников.

За спиной слышу детский голос.

Переключаю свой взгляд на девочку лет пяти, которая пытается зажечь свечу и поставить на канун (это церковный стол для свечей с небольшим распятием в центре, на него ставят свечи для поминовения за упокой души).

Я спрашиваю: «О ком молишься?»

А в это время, смотрю по сторонам, чтобы убедиться, что она пришла в часовню не одна.

Кто-то должен быть рядом из взрослых.

Моя собеседница отвечает: « За мамину маму, прабабушка моя»,-

и направляется к выходу.

Я придя в себя, от поступка маленькой девочки, окликнув ее, предложила ее сделать крестное знамение и поклон.

Мы вместе помолились о ее бабушке, и маленькая девочка, выполнив свой долг, быстро направилась к выходу.

Я только успела вслед спросить ее имя.


Ярослава, которая молилась искренне о своей бабушке произвела на меня неизгладимое впечатление.

Из глаз моих потекли слезы.

Все мы смертны, рано или поздно – придет и наш черед уходить из этой жизни.

Будет ли кому помолиться обо мне грешной?!


Помолимся о ближних и родных.

Умершим людям так нужна родных молитва!

Их путь окончен, и могилы сень

Навечно разделила мир тот с жизни ритмом.


Но создан для бессмертья человек!

И ад был побеждён Христовым Воскресеньем!

Для тех, кто праведно прожил свой век –

В Небесном Царствии обитель и спасенье.


Душа по смерти продолжает жить,

Расставшись с телом, проходит по мытарствам.

Мы все должны за душеньку просить,

Чтоб ввёл Господь её в Своё Христово Царство!


Помолимся о ближних и родных!

Пусть вознесётся поминальное прошенье

Об облегченье участи для них,

Чтобы восстать смогли при Общем Воскресенье.


Ирина Ревякина



Рассказ

ДУША В НЕБЕ


По молодости я вела, как и многие, беспечную жизнь. Дружила с соседями. Обычная семья: жена Раиса, супруг Владимир, сын Дмитрий. Все у них, как и у всех людей. Дом, работа, семейный отдых. По праздникам вместе собирались выпить, вкусно поесть, от души повеселиться с танцами и песнями.

Время летело быстро, беззаботно. Вскоре благой Господь привел меня к вере и покаянию. Твердо решив исправлять греховную, пустую, беспутную жизнь, объявила своим друзьям, что с праздниками, посиделками и застольями завязываю, предложила и им последовать моему примеру, обратиться к Богу. В свой адрес услышала насмешливые слова, что на «фазе религии мне крышу снесло», и «надо лечиться в дурдоме». Больше вместе не собирались, только изредка встречаясь на улице, вежливо здоровались.

Шло время. Утром, проходя мимо их дома в храм, махала рукой, приглашая Раису, выглядывавшую из окна, но та улыбалась и отрицательно мотала головой, под звуки гремевшей на всю округу модной и веселой музыки.

Наступило жаркое лето. Раиса уехала в далекую Сибирь, проведать родственников, а через несколько дней скоропостижно скончался ее супруг Владимир, внешне крепкий и здоровый мужчина. Оторвался тромб и приехавшие на вызов врачи, только руками развели: «Поздно, опоздали».

По телеграмме супруге срочно пришлось на самолете вернуться домой. За три дня тело приобрело тяжелый, трупный запах, покойник при жизни был довольно крупным и упитанным человеком. На похороны идти не хотелось, да и не дружим давно.

Их дом находился рядом с магазином, куда я ходила за свежим хлебом, все остальное покупала на рынке. Обнаружив, что хлеб закончился, пошла в магазин. Обратила внимание на большое скопление народа, собравшегося проводить в последний путь усопшего. Вынесли крышку от гроба и прислонили к забору. Стали выносить венки под громкий прощальный плач родных и близких, прибывших издалека на траурную церемонию.

Купив нужные продукты и хлеб, я не стала дожидаться выноса тела, потихоньку шла домой, думая о кратковременности человеческой жизни. Над головой светило жаркое, южное солнце. Теплое и ласковое Черное море слегка штормило. Пенистые волны с шумом накатывали на прибрежную гальку, шлифуя и придавая ей округлую, гладкую форму. Такие разноцветные камешки отдыхающие любят брать в качестве сувениров на память. Любуясь природой, на мгновение забылась.

Внезапно почувствовала внутреннюю и необъяснимую тревогу. Огляделась по сторонам, подняла глаза вверх и обомлела. Прямо сверху, с высоты птичьего полета, на меня смотрела живая ДУША Владимира. Юная и невероятно красивая, (как бы в круге, золотистого света, без тела) похожа на солнышко. Творение и подобие Божие!

То, что это была душа Владимира, вне всякого сомнения, лик похож, только в измененном виде. В сторону похорон душа не смотрела: не было там священника, не было молитв. Он для всех умер, его нет, близкие люди ничем помочь не могут. Душа с надеждой смотрела на меня, ту, над которой еще совсем недавно так зло смеялась.

Зрелище было тяжелым. Лицо выражало ужас, смятение, сожаление, безнадежность, отчаяние и еще то, что живому человеку не понять. Все, это сменилось на выражение какой-то сокровенной просьбы, такой важной и нужной. Видеть нечеловеческие страдания грешной души обычному плотскому человеку не под силу.

Опустив глаза вниз, почти бегом побежала в гору, домой. Как такое может быть, мертвое тело лежит в гробу и в то же время душа, живее всех живых, парит в небе? Долго думала, какую просьбу хотела сообщить мне она?

Утром сходила в церковь, поставила свечу, за упокой, помолилась. Придя домой, обратила внимание на огромный лиловый синяк на ноге, выше колена. Нигде не ударялась, не падала, что такое? Может, за молитву, наказание? Усопший умер без покаяния. Узнала у Раисы, что незадолго до смерти, Владимир крестился, значит, все в порядке. Подумалось, может, не молиться за него?

Решила, раз Господь разрешил душе просить молитв будучи даже "за кордоном", какое право я имею отказать! Записала его имя в свой помянник. Со временем Раиса спилась и умерла при странных обстоятельствах. Ее сын Дмитрий попал в тюрьму за кражу, да и сгинул навсегда. Большой и красивый дом выставили на продажу родственники. Удивительная любовь Господа к грешнику, позволившему даже после смерти просить молитв у оставшихся на земле, потрясает сердце, вызывая слезы благодарности и умиления. За Владимира молюсь и доныне!

Вера Карагозьян



Интересные страницы

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Родительская суббота 4-й недели Великого поста

Мариино стояние

Похвала Пресвятой Богородице