Мариино стояние

Мы призваны к Таинству Покаяния, которое омывает наше вечное тело - душу.

ПРЕПОДОБНАЯ МАТИ МАРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!


Мари́ино стоя́ниетак называется утреня четверга пятой седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).


На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской.

Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.



ЧЕТВЕРТОК ВЕЛИКОГО ПОСТА или МАРИИНО СТОЯНИЕ.


Почему в среду вечером читают полностью покаянный канон Андрея Критского?


Мари́ино стоя́ние или Четверток Великого канона – так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста. Служится утреня , обычно, в среду вечером. Главная особенность этой службы - чтение Великого Покаянного канона Андрея Критского.

Откуда пошла эта традиция?

17 марта 790 года в Константинополе случилось землетрясение. В христианстве землетрясение воспринимается как суд Божий над грешным народом. Именно так и восприняли его монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе. Боясь быть погребенными под обломками, они вышли на площадь, и стали читать Великий покаянный канон.


Впоследствии Великий канон стал ассоциироваться с памятью об ужасном землетрясении. Первое время на службе в храме его читали 17 марта - в день годовщины бедствия. Это оказалось не очень удобно, поскольку эта дата выпадала на разные недели Великого поста.


Тогда для чтения канона был закреплён определенный день - четверг пятой седмицы Великого Поста, поскольку на вечерне четверга в качестве паремии читается фрагмент о гибели Содома, что дополнительно ассоциировалось с посланным Богом землетрясением.


Со временем в эту службу стали добавлять чтение жития Марии Египетской. Считается, что преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне.


Преподобная Мария - единственная святая, чьё житие читается во время церковной службы






Протоиерей Сергей Правдолюбов:

"Однажды я слышал, как Патриарх Пимен в 1978 году читал Покаянный канон Андрея Критского во Время Великого поста.

Это было великолепно. Он читал без всякого логического подчеркивания смыслов, навязывания объяснений.

Просто читал.

И, слушая его чтение, я тогда подумал: а в чём загадка этого текста?

Откуда такая красота?

Почему он такой, а не иной?

Кто написал этот канон, как написал, почему написал? Думаю, многие великие люди, светские поэты в том числе, многое бы отдали ради того, чтобы хотя бы одна их строфа читалась в храме, вслух.

Даже Александр Сергеевич Пушкин.

И вдруг столько лет подряд, а Андрей Критский умер в 740 году, читают этот канон.

И он для нас такой живой, такой действенный".


«Нет греха, которым бы я не согрешил, – звучит в Покаянном каноне.

Мы причастны этому безбожию, этому злу, этому разрушению жизни хотя бы мгновенной мыслью, сочувствием, взглядом – о, если бы только так! – давая место в сокровищнице своего сердца диаволу.

“Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”

Сам Христос, выходит к миру сегодня и говорит всем:

“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!”

Покаяния двери и двери Царства Небесного – это одни и те же двери.

Не говорите: “Время сейчас такое, где нам принести глубокое покаяние?” Именно оттого что такое время, приступим ко Христу и узнаем, что где умножается грех, там избыточествует благодать.

Боже милостивый, сподоби нас принять дар этих дней, помоги понять всем, что даёт нам сегодня Господь, и чего мы можем лишиться навеки!

Будущее представляется нам неизбежно мрачным из-за наших грехов, но благодать Божия знает, каким путём вывести из тьмы в чудный Свой свет кающихся».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святитля Николая в Пыжах:



Житие преподобной – пример глубины греховного падения человека и его благодатного возрождения путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией.

Сама Мария будучи изначально женщиной распутной, грешной в итоге с помощью чуда Божиего, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в великих аскетических подвигах.


Увидели блудницу - осудили.

А она завтра Марией Египетской окажется!

А мы со своим осуждением пойдём в жизнь вечную...


Увидели разбойника.

А он, оказывается, благоразумный, который раскается, как на кресте рядом со Христом.


Увидели гонителя церкви вчерашнего - осудили.

А он окажется сотником, который при кресте Христовом копьём прободил его рёбра и увидев, какие знамения произошли, сказал: "Воистину это Сын Божий!", стал епископом и мученически закончил свою жизнь ради веры.

Игумен Кирилл (Коровин)



Мы призваны к Таинству Покаяния, которое омывает наше вечное тело - душу.

Как приятно после бани чувствовать себя лучше и чище, так же приятно, когда наша вечная душа становится чище.


ПРЕПОДОБНАЯ МАТИ МАРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!


Преподобная уподобилась

Богу Истины в лике святых,

Матерь Божью она славословила,

отошла от путей шальных.


Ты Христа распятого славила

и Ему посвятила жизнь.

Ты себя в пустыне правила,

только Богу дала свою мысль.


Твоё слово Писанием выстлано,

твои мысли Псалмами звучат!




Ты, Мария, дошла до Истины!

Пред тобой люди мира молчат.


Мы живём в миру безсмысленно,

оглупели в потоке страстей

и не нужна уже миру Истина,

мир привык к кнуту палачей.


Помоги нам, Мария, в стоянии

за Христа, за Родину-Русь.

Помоги, просвети покаянием,

я тебе, мать Мария, молюсь.


Виктория Куртепова




ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.


"Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.


Нельзя научить тому, чего сам не умеешь.


Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее.


Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем.


Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи.

Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский


На самом деле, если совершать это богослужение со всеми тонкостями церковного устава, то одна только утреня с чтением Великого канона будет занимать не менее семи часов.


Кроме того, если люди будут совершать все положенные уставом земные поклоны, им за этот вечер придется совершить их более тысячи.


Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.


В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете.


В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению.


Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.


Протоиерей Сергей Правдолюбов:

"Однажды я слышал, как Патриарх Пимен в 1978 году читал Покаянный канон Андрея Критского во Время Великого поста.


Это было великолепно. Он читал без всякого логического подчеркивания смыслов, навязывания объяснений.

Просто читал.

И, слушая его чтение, я тогда подумал: а в чём загадка этого текста?

Откуда такая красота?

Почему он такой, а не иной?

Кто написал этот канон, как написал, почему написал? Думаю, многие великие люди, светские поэты в том числе, многое бы отдали ради того, чтобы хотя бы одна их строфа читалась в храме, вслух.


Даже Александр Сергеевич Пушкин.

И вдруг столько лет подряд, а Андрей Критский умер в 740 году, читают этот канон.

И он для нас такой живой, такой действенный".


«НЕТ ГРЕХА, КОТОРЫМ БЫ Я НЕ СОГРЕШИЛ, – звучит в Покаянном каноне.

Мы причастны этому безбожию, этому злу, этому разрушению жизни хотя бы мгновенной мыслью, сочувствием, взглядом – о, если бы только так! – давая место в сокровищнице своего сердца диаволу.

“ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ, ПОМИЛУЙ МЯ!”

Сам Христос, выходит к миру сегодня и говорит всем:

“ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ!”

Покаяния двери и двери Царства Небесного – это одни и те же двери.


Не говорите: “Время сейчас такое, где нам принести глубокое покаяние?” Именно оттого что такое время, приступим ко Христу и узнаем, что где умножается грех, там избыточествует благодать.


БОЖЕ МИЛОСТИВЫЙ, СПОДОБИ НАС ПРИНЯТЬ ДАР ЭТИХ ДНЕЙ, ПОМОГИ ПОНЯТЬ ВСЕМ, ЧТО ДАЕТ НАМ СЕГОДНЯ ГОСПОДЬ, И ЧЕГО МЫ МОЖЕМ ЛИШИТЬСЯ НАВЕКИ!


Будущее представляется нам неизбежно мрачным из-за наших грехов, но благодать Божия знает, каким путём вывести из тьмы в чудный Свой свет кающихся».


/Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святитля Николая в Пыжах:/






Митрополит Иларион (Алфеев) “Человеческий лик Бога”:


В Великом каноне преподобного Андрея Критского перед нами проходят, один за другим, образы библейских героев - праведников и грешников, о которых говорится в Ветхом и Новом Заветах.

Многим из нас имена людей, упомянутых в Великом каноне, ничего не говорят, потому что мы плохо знаем Библию, так как не читаем ее ежедневно.

А между тем Библия - это не только история израильского народа, но и летопись души человеческой - души, которая падала и вставала пред лицом Божиим, которая согрешала и каялась.

Если мы посмотрим на жизнь людей, о которых говорится в Библии, то увидим, что каждый из них представлен не столько как исторический персонаж, не столько как личность, совершившая те или иные дела, но как человек, предстоявший перед лицом Бога Живого.

Исторические и иные заслуги человека отходят на второй план, остается то, что всего важнее: сохранил человек верность Богу или нет.

Если мы будем читать Библию под этим углом зрения, то увидим, что многое из того, что говорится о древних праведниках и грешниках, является ни чем иным как летописью нашей души, наших падений и восстаний, нашего греха и покаяния.


Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.


Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, заниматься самобичеванием, стараться выявить в себе как можно больше злого и темного.

Истинное покаяние — это когда мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к праведности; когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожно все то, что мы делаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда — Сам Бог.

Истинное покаяние — это когда перед лицом Бога, “призвавшего нас в чудный Свой свет”, мы понимаем, что жизнь дана нам для того, чтобы стать детьми Божиими, чтобы приобщиться к Божественному свету. Истинное покаяние — то, которое выражается в делах, а не только в словах, в готовности прийти на помощь людям, в открытости по отношению к ближним, а не в обращенности на себя.

Истинное покаяние — это когда мы обращаемся к Богу с надеждой, что, хотя и не в наших силах стать настоящими христианами, в Его силах сделать нас таковыми. Как говорится в Великом каноне, “идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин”.


Там, где Бог хочет, происходят сверхъестественные события: Савл становится Павлом, Иона изводится из “чрева китова”, Моисей проходит через море по суху, умерший Лазарь воскресает, Мария Египетская из блудницы превращается в великую праведницу.

Ибо, по словам Спасителя, “человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19:26).



Из проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Невозможно бесстыдно насмехаться над верой, не покорившись в тайне разврату.  Крайний цинизм, стремление все и вся обсмеять и освистать – это тоже плоды на дереве тайных пороков. Это противно, но еще не смертельно. Цинизм и насмешки многих – это борьба с собственной совестью, попытка заглушить ее голос. Гораздо хуже, когда тайное становится явным и то, что раньше скрывали, объявляется нормой, водружается на знамя. Мы уже и до этого дожили. Впору ... воззвать: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!»




Полное житие Преподобной Марии Египетской


Великий покаяный Канон Андрея Критского


"ПОКАЯННЫЙ КАНОН".

Андрея Критского Канон -

то православье безгранично,

то Божий Истинный Закон,

то жизнь молитвенна привычна.


Мой душа в Каноне том

всю душу Богу изливает,

сейчас, Христос, а не потом

душа за грехи изнывает.



О, покаяние души,

ты совершаешься в любови,

в Господней Истинной тиши,

когда себя Христу откроешь.


В тот самый истинный момент

душа и плоть уже едины,

дух миру восклицает: "Нет!"

и получает Божью Силу.


Виктория Куртепова






Интересные страницы:

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Лазарева суббота

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

Страстная седмица

ПАСХА